Реклама

Авиастройка века

Во вторник президент России Владимир Путин приехал в подмосковный город Жуковский, в Центральный аэрогидродинамический институт, и после заседания президиума Госсовета принял решение о создании на базе крупнейших авиастроительных фирм страны объединенной авиастроительной компании. Специальный корреспондент Ъ АНДРЕЙ Ъ-КОЛЕСНИКОВ вернулся из Жуковского окрыленным.

Открывая совещание, президент предложил определиться, на каком сегменте рынка стоит сосредоточить имеющиеся ресурсы. То есть в самом начале заседания он давал понять, что ресурсов не так уж много.

– Современный авиарынок – это глобальный рынок,– сказал президент.– Конкуренция идет не между компаниями, а между державами.

Сообразительные участники совещания сразу должны были понять, в каком направлении пойдет разговор. Но сообразительность, как позже выяснилось, проявили далеко не все.

Губернатор Воронежской области Владимир Кулаков, глава рабочей группы, которая готовила президиум Госсовета, попросил разрешения у президента выступать с места. После некоторого размышления президент кивнул. Владимир Кулаков оказался благодарным человеком.

– Чтобы реанимировать отрасль,– сказал он,– мы должны работать так, как в нашей стране никто еще не работал.

Оставалось только догадываться, в каком же состоянии отрасль находится сейчас.

– В нашей отрасли на одного рабочего выпускается продукции на 327 тысяч рублей в год,– заявил Владимир Кулаков.– А в Boeing – тоже на 327 тысяч, только долларов.

То есть Владимир Кулаков, предлагая работать так, как в нашей стране еще никто не работал, имел в виду, что работать придется так, как люди работают в Boeing.

– Нам нужна консолидация,– заявил Владимир Кулаков.– В том числе консолидация украинского и российского авиапрома. ОКБ имени Антонова – одно из самых продвинутых в СНГ! На него работают заводы в Воронеже, Ульяновске и Новосибирске.

Владимир Кулаков ничего не знал о том, что полчаса назад президент Украины Виктор Ющенко заявил о том, что в экономике Украины отныне не будет многовекторности. Господин Ющенко указал и единственный оставшийся в результате президентских выборов вектор. Дело даже не в том, что он направлен на Запад. Главное – в противоположную от России сторону.

Господин Кулаков предложил активнее работать над имеющимися проектами, которые близки к завершению последние несколько десятков лет.

– Так, у нас с Украиной есть Ан-148,– заявил он.– Может, реализация этого проекта и не приведет к созданию нового самолета. Но работать над ним нужно!

Зачем же тогда работать над проектом? Для того, чтобы не потерять квалификацию?

– Чтобы авиарынок в результате не заполнился подержанными иномарками,– думал, что пояснил, господин Кулаков.– Вообще не стал бы говорить об этом, если бы не противодействие чиновников.

Напоследок он вспомнил поучительную историю из второй мировой войны, когда Воронежский авиазавод был эвакуирован под Куйбышев, на какой-то пустырь, и начал на нем осваиваться, а потом директор этого завода получил телеграмму от верховного главнокомандующего Иосифа Сталина, в которой говорилось о том, что самолет Ил-2, над которым завод работал до эвакуации, "нужен стране как воздух, хлеб и вода, а вы занимаетесь пустобрехством". Через три месяца самолет был готов.

Сейчас, по мнению Владимира Кулакова, именно такая ситуация. То есть люди занимаются пустобрехством, в то время как стране нужны новые самолеты. Не хватало только телеграммы верховного главнокомандующего. Владимир Путин ограничился тем, что предоставил слово министру промышленности и энергетики Виктору Христенко.

– Государство должно оставаться крупным собственником,– заявил господин Христенко,– в капитале отрасли. Наша цель – создание крупной объединенной авиастроительной авиакомпании (ОАК).

– Не торопимся ли мы в этой части? – неторопливо задал свой вопрос президент Татарии Минтимер Шаймиев.

Его смущало многое. Он подготовился к этому разговору лучше, чем Борис Громов.

- Зачем создавать что-то новое, когда все уже есть? – удивился он.– Модель Ту-324 собрана, документация есть, израсходовано 200 млн долларов – а работы остановились.

Все эти драматичные события происходят в Татарии. Минтимер Шаймиев, не дожидаясь создания ОАК, уже занимался лоббированием в хорошем смысле этого слова, и никто не мог запретить ему это.

– Да, мне могут сказать, что лоббирую,– согласился господин Шаймиев.– Но я лоббирую не для себя! Мы можем поднять 324-й в воздух! Никто не может это отрицать! Все готово! Есть двигатель! И многое! Надо только поднять! Современный самолет! Такое не только может иметь место, а оно есть!

Остается получить госзаказ на окончание работ, и отрасль, по крайней мере в Татарии, будет спасена.

– Сейчас я что предлагаю? – с искренним недоумением спросил господин Шаймиев.– Хороший пример был сказан, как во время войны предлагалось решать боевые задачи. Если вы, Владимир Григорьевич, поручите сегодня Шаймиеву персонально и министрам выйти на уровень десяти 324-х машин в 2007 году, то все! Можем зафиксировать – и все, на отсечение! Хотя отсеченный и так уже есть – как факт!

Сообщение президента Татарии вызвало большое оживление среди членов президиума Госсовета. Они рубили руками воздух, показывая процесс отсечения, и хихикали.

– На десять Ту-214 я контракт заключил через лизинговые компании,– бесстрастно продолжил господин Шаймиев.– Если мы хотя бы не удвоим объем капиталовложений в лизинг, то все!

И он сам отчаянно рубанул рукой воздух. На отсечение, понял я.

Спорить с Минтимером Шаймиевым в этот момент было бесперспективно. А главное – не нужно. Он уже перешел к проблеме кредитования авиастроительной отрасли.

Владимир Путин никак не прокомментировал выступление господина Шаймиева. Он предоставил слово губернатору Нижегородской области господину Ходыреву. Тот сказал, что Airbus объединялся шесть лет, "а мы хотим за два года: ежа, ужа – всех в одну корзину..."

Один за другим выступили руководители крупнейших предприятий, которые по плану господина Христенко войдут в ОАК: холдинга "Сухой", корпораций МиГ, "Ильюшин", "Иркут", фирмы "Туполев". Все они единодушно высказались за создание ОАК. С ними вопрос был, видимо, согласован всерьез и задолго до совещания.

– МиГ и "Сухой", "Туполев" и "Ильюшин", которые всегда конкурировали, готовы идти на это,– словно удивляясь самому себе, сказал глава МиГа Алексей Федоров.– Это должно вселить оптимизм.

Оставалось что-то сказать Владимиру Путину.

– Нам сегодня надо принять решение, что мы это делаем. Будем считать, что решение принято.

АНДРЕЙ Ъ-КОЛЕСНИКОВ

("Коммерсантъ", 24 февраля)

Комментарий: полезным итогом прошедшего объединения является не сам факт слияния авиакомпаний (объединение их с весьма вероятным последующим акционированием – это вещь весьма сомнительная), а высказывания там воронежского и татарского губернаторов о том, как надо на самом деле решать проблемы отрасли (эти их слова у нас выделены). Конечно, сами по себе Кулаков с Шаймиевым – люди весьма реакционные, но когда речь идет о предприятиях, находящихся на твоей территории, то хочешь не хочешь, надо говорить нормальные само собой разумеющиеся вещи. Президент же этих намеков не услышал (как съязвил желчный журналист Колесников, «Не хватало только телеграммы верховного главнокомандующего. Владимир Путин ограничился тем, что предоставил слово министру промышленности и энергетики Виктору Христенко». Видимо, телеграмму верховного главнокомандующего придется издавать уже новой власти

Hosted by uCoz