В основе советской ракетной техники были московская Группа изучения реактивного движения (ГИРД) и ленинградская Газодинамическая лаборатория (ГДЛ), объединившиеся в 1933 году в Реактивный институт

ГИРД и ГДЛ

 

В основе советской ракетной техники были московская Группа изучения реактивного движения (ГИРД) и ленинградская Газодинамическая лаборатория (ГДЛ), объединившиеся в 1933 году в Реактивный институт

 

Как начиналась дорога в космос

 

В январе этого года мы отметили 100-летие со дня рождения выдающегося конструктора космических кораблей С.П.Королева. Но этот год оказался богатым и на другие даты, связанные с открытой нашей страной, Советским Союзом, космической эрой. В начале 30-х годов ХХ века в Москве на базе общественной организации при ОСАВИАХИМе была создана знаменитая ГИРД (группа изучения реактивного движения) – колыбель советской космонавтики. Наиболее активный ее период относится к 1932 году, то есть происходило это 75 лет назад. В ГИРД наряду с Королевым работал и создавал первый реактивный двигатель замечательный человек и ученый Фридрих Артурович Цандер, 120-летие которого отмечается в этом году. Добрым гением ГИРДа, который помогал его становлению и своими работами, и своими консультациями был простой учитель физики и Великий Ученый, основоположник современной космонавтики Константин Эдуардович Циолковский, 150-летие со дня рождения которого отмечает мир в 2007 году. Вспомним несколько мгновений из жизни легендарного ГИРДа, перечитав отрывки из рассказывающих о нем книг.

Когда люди старшего поколения вспоминают тридцатые, невольно поражаешься множеству контрастов. Страна спешила навстречу будущему. На жгучем морозе юноши и девушки строили город Комсомольск. Вчерашние крестьяне, не успев снять лаптей, возводили у подножья горы Магнитной доменные печи. Было голодно. В магазинах Торгсина шла продажа на золото. Там можно было купить все то, что казалось волшебным сном обладателям заборных книжек. Газеты и журналы печатали фотографии землекопов с лопатами, тачками, повозками-грабарками. Так строились Турксиб и Кузнецк, автозавод в Нижнем Новгороде и Днепрогэс...

Русский язык обогатился десятками новых слов: ударник, колхозник, летун, промтовары. Среди слов-памятников этой бурной эпохи и непонятное словечко «ГИРД». Шутники расшифровывали его так: «Группы инженеров, работающих даром». (Вслед за первой, московской, группой энтузиасты грядущего освоения космоса и реактивной техники создали подобные группы в 80-ти городах страны – ред.). Имелась в виду и бесплатная работа, и работа бесполезная.

На деле группы изучения реактивного движения стали той самой армией, о которой долго и безуспешно мечтал Циолковский. Разбитая в 1924 году, когда было расформировано Общество межпланетных сообщений, она воскресла восемь лет спустя, чтобы сражаться за ту же идею. Что из этого получилось – общеизвестно: в космос первыми проникли мы.

«В 1931 году, – вспоминает И. А. Меркулов, – группа ученых и инженеров обратилась к председателю Центрального совета Осоавиахима (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству, предшественник ДОСААФ СССР – ред.) с предложением организовать работы в области ракетной техники. Это предложение было принято, при Бюро воздушной техники Центрального совета Осоавиахима была организована секция реактивных двигателей, руководителем которой был избран Ф. А. Цандер.

Во второй половине 1931 года эта секция была преобразована в группу изучения реактивного движения – ГИРД».

С первых же дней Циолковский был в курсе дел новой организации. Ученый внимательно прочитал и бережно сохранил письма Ивана Петровича Фортикова (Ответственный секретарь ГИРДа, вел организационную работу), одного из инициаторов ГИРДов. Вот несколько отрывков из этих писем:

31 сентября 1931 года. «После преодоления всех трудностей, после упорной и большой работы проектируемая мною организация, наконец, приняла признанные формы. В состав группы входят представители и актив ЦАГИ, Военно-воздушной академии, МАИ...

Я хотел бы, чтобы Вы возглавили нашу работу. Мне кажется, что пришло Время осуществить все Ваши гениальные труды на практике...»

7 ноября 1931 года. «Мы работаем над постройкой бесхвостового ракетоплана; дело так двигается, что 1 февраля, я рассчитываю, мы сумеем демонстрировать свои успехи».

4 июля 1932 года. «Наши опытные работы по реактивному самолету-ракетоплану «ГИРД-РП-1» подходят к концу. Конструкция самолета бесхвостового типа (треугольник) инж. Б .И. Черановского закончена и испытана как машина в качестве планера на обыкновенном авиационном моторе. Показатели блестящие. Ракетный двигатель типа инж. Ф. А. Цандера ныне в работе. В скором времени мы испытаем его надлежащим образом, а затем установим на самолет...

У нас работает много квалифицированных инженеров, но лучшим из лучших является председатель нашего техсовета инж. С. П. Королев. Я рад, что отыскал такого преданного делу человека, как он, ибо уже теперь он сделал для нас всех много и много. Он-то и будет пилотировать первый ракетоплан».

Для такого утверждения у Ивана Петровича Фортикова были все основания. К тому времени двадцатишестилетний Королев был известным летчиком-инженером, конструировавшим планеры. Вслед за Московским высшим техническим училищем молодой инженер окончил в 1930 году школу летчиков-парителей. На сконструированном им в 1930 году планере «Красная звезда» летчик Степанчонок впервые в мире. выполнил фигуры высшего пилотажа в безмоторном полете.

Упорно и настойчиво шел Королев к четко поставленной для самого себя цели – к созданию планера, способного превратиться в ракетоплан. «С этой целью, – пишет историк техники К. И. Трунов, – и увеличивалась от планера к планеру нагрузка на квадратный метр крыла. Это была сверхдерзкая мысль, если вспомнить, что в 1929 году Ф. А. Цандер только еще произвел расчет своего ракетного двигателя... Конструктору планера нужно было не только предвидеть далеко вперед, но и твердо верить в будущее ракетной техники».

Несколько опережая события, заметим, что не планер Б. И. Черановского, о котором писал Циолковскому Фортиков, а планер С. П. Королева СК-9, снабженный двигателем Ф. А. Цандера ОРМ-65 превратился в 1938 году в ракетоплан РП-318-1. В 1940 году его успешно испытал летчик В. К. Федоров. Это были первые в нашей стране полеты на самолете с жидкостно-реактивным двигателем.

Автор, Из кн..... гл. четвертая. «Да здравствует жизнь!»

 

И еще несколько слов о становлении московского ГИРДа, в подвалах на Садово-Спасской ул. (из кн. Я.Гаврилова «Королев»)

Парадокс, но сила ГИРД была в ее слабости: никто не ждал никаких материальных благ, никто не приходил «подзаработать», все понимали, что насмешки над «лунатиками» не окончатся завтра, что славу это дело не принесет, что карьеру на нем не сделаешь. Человеку меркантильному, не по-хорошему расчетливому, тщательно строящему свою карьеру, нечего тут было делать. Тут не было ничего, кроме интересной работы...

Старший инженер, а затем начальник бригады ГИРД Корнеев описывает такой случай:

«Заканчивали производство реактивного двигателя с ребрами охлаждения, причем отдельные детали нужно было паять только серебром. Серебра не было, да и денег в кассе ГИРД не было. Как быть? Что делать? Но никто не пал духом из-за этого. На следующий день, не сговариваясь между собой, многие принесли серебро из дому: кто серебряную чайную ложку, кто крестик, а кто серебряную стопку. Все эти серебряные «детали» тут же расплавили в тигле, камера была запаяна и хорошо прошла огневые испытания».

Спаянная великой дружбой самоотверженных и преданных делу людей, их мечта прошла огневые испытания и вывела нашу страну на передовые рубежи в освоении космического пространства.

Газета «Мысль», №3, 2007

 

 

Хронологическая справка

 

ГИРД. Группа изучения реактивного движения (ГИРД) – это общественные организации при Осовиахиме, созданные в 1931 году в Москве и в Ленинграде, позже – в ряде других городов страны.

    Председателем МосГИРД был Ф.А. Цандер. Здесь работали энтузиасты ракетной техники Б.И. Черановский, В.П. Ветчинкин, С.П. Королев, Ю.А. Победоносцев5.

    Среди организаторов и активистов ЛенГИРД были Я.И. Перельман, Н.А. Рынин, В.В. Разумов (первый председатель ЛенГИРД), инженеры А.Н. Штерн, Е.Е. Чертовской, физики М.В. Гажала, И.Н. Самарин, М.В. Мачинский. Большую помощь в организации ЛенГИРД и ее работе оказали Б.С. Петропавловский и В.А. Артемьев.

1931

Создана 15 сентября 1931 из секции реактивных двигателей при Бюро воздушной техники Центрального Совета Осоавиахима. Группа состояла из 4 бригад, занимающихся различными задачами.

* 1 бригада (руководитель Цандер) двигатели

* 2 бригада (руководитель Тихонравов) изделия на основе двигателей

* 3 бригада (руководитель Победоносцев) воздушные реактивные двигатели

* 4 бригада (руководитель Королев) конструкции летательных аппаратов

1932

* апрель - создана производственная часть ГИРДа, выделено помещение на Садово-Спасской улице, штаты.

* 1 мая - начальником ГИРДа назначен С.П. Королев. Работы развернулись полным ходом. В короткие сроки был создан двигатель ОР-2. Именно он впоследствии послужил прототипом двигателя для германской ракеты "Фау-2". Но Цандеру уже не суждено было участвовать в испытании ракеты ГИРД-Х, оснащенной этим двигателем.

1933

* 28 марта смерть Ф.А.Цандера

* 31 мая бригада №2 завершает создание ракеты 09 - первой в СССР работающей жидкостной ракеты.

* 11 августа бригада №4 разрабатывает ракетный планер РП-1 на основе серийного планера БИЧ-11 и двигателя ОР-2

Газодинамическая лаборатория (ГДЛ), первая советская ракетная научно-исследовательская и опытно-конструкторская организация. Создана в военном ведомстве по инициативе Н. И. Тихомирова в 1921 в Москве для разработки ракетных снарядов на бездымном порохе. В 1927 перебазирована в Ленинград. В ГДЛ был создан бездымный порох на нелетучем растворителе (тротилпироксилиновый) с большой толщиной свода шашек. В 1927-33 разработаны пороховой старт лёгких и тяжёлых самолётов (У-1, ТБ-1 и др.), ракетные снаряды нескольких калибров различного назначения для стрельбы с земли и самолётов. Снаряды с некоторой доработкой в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ) были использованы во время Великой Отечественной войны 1941-45 в гвардейских реактивных миномётах ("Катюша"). В этих работах основное творческое участие принимали Н. И. Тихомиров, В. А. Артемьев, Б. С. Петропавловский, Г. Э. Лангемак и др.

В 1929 в ГДЛ было организовано подразделение, в котором под руководством В. П. Глушко разрабатывались первый в мире электрический ракетный двигатель (ЭРД) и первые советские жидкостные ракетные двигатели (ЖРД). В 1930-33 создано семейство ЖРД - от ОРМ, ОРМ-1 до ОРМ-52 тягой до 3000 н (~ 300 кгс). В 1930 впервые предложены в качестве окислителей для ракетного топлива азотная кислота, её растворы с четырёхокисью азота, хлорная кислота, тетранитрометан, перекись водорода, а в качестве горючего - бериллий и др., созданы керамическая теплоизоляция камер сгорания двуокисью циркония и профилированное сопло, а в 1931 - самовоспламеняющееся горючее и химическое зажигание, карданная подвеска двигателя. В 1931 проведено около 50 стендовых огневых испытаний ЖРД. В 1931-32 разработаны и испытаны поршневые топливные насосы, приводимые в действие газом, отбираемым из камеры сгорания ракетного двигателя, в 1933 - конструкция турбонасосного агрегата с центробежными топливными насосами для двигателя тягой 3000 н. В создании ЭРД и ЖРД в лаборатории под руководством конструктора двигателей В. П. Глушко активно участвовали инженеры и техники А. Л. Малый, В. И. Серов, Е. Н. Кузьмин, И. И. Кулагин, Е. С. Петров, П. И. Минаев, Б. А. Куткин, В. П. Юков, Н. Г. Чернышев и др.

После смерти в 1930 году Н.И. Тихомирова начальником ГДЛ был назначен Б.С. Петропавловский, возглавлявший до этого разработку реактивных снарядов и пусковых установок. Именно он довел опытные образцы будущих «катюш» до первых официальных испытаний на земле и в воздухе. Понимая всю важность для обороноспособности страны проводимых здесь работ, Б.С. Петропавловский способствовал созданию Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ). Многое еще мог сделать Борис Сергеевич, но ранняя смерть в 1933 году прервала самоотверженную работу этого удивительного человека.

К 1933 г. в области ракетной техники работало несколько научных коллективов. Интересы дела требовали создания единой научно-исследовательской базы. Предложения специалистов были услышаны и поддержаны руководством Красной Армии М.Н. Тухачевским. В результате в конце 1933 года в Москве на базе ГДЛ и МосГИРД в системе Наркомвоенмора был создан первый в мире Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Директором института был назначен начальник ГДЛ И.Т. Клейменов, его заместителем – начальник ГИРД С.П. Королев, которого в апреле 1934 г. сменил на этом посту Г.Э. Лангемак.

-------------------------------

Реактивный институт (научно-исследовательский, РНИИ) - одна из основных школ, подготовивших советскую космическую программу.

Организован из слияния ГИРД и ГДЛ (31 октября 1933) и реорганизованн в состав Наркомата авиационной промышленности (18 февраля 1944).

За 10 лет существования института создано:

* Экспериментальные баллистические ракеты и двигатели к ним.

* 1933 - завершено начатое еще в 1929г создание принципиально нового оружия - реактивнго снаряда "Катюша",

* 1939 - лётные испытания крылатой ракеты 212 с двигателем ОРМ-65

* 1940 - лётчик В. П. Федоров совершил полёт на РП-318, сконструированном в РНИИ

* 1942г - летчик-испытатель Г. Я. Бахчиванджи совершает полет на первом ракетном самолёте Би-1 с двигателем, сконструированным в РНИИ.

* 1943-1944 - ряд других экспериментальных баллистических и крылатых ракет и двигателей к ним.

18 февраля 1944 г. Государственный комитет обороны в связи с "нетерпимым положением, сложившимся с развитием реактивной техники в СССР" постановил "...Государственный институт реактивной техники при СНК СССР ликвидировать" и возложить решение этой задачи на Наркомат авиационной промышленности.

За огромный вклад в отечественную и мировую науку и технику в 1966 кратерной цепочке (длиной 540 км) на обратной стороне Луны присвоено наименование РНИИ.

13 мая 1946 года Сталин подписал свое великое Постановление №1017-419сс – алгоритм создания ракетно-космической отрасли, алгоритм запуска первого спутника и полета Гагарина (сталинская виза была на проекте первого полета человека в космос).

 

Hosted by uCoz