Первая
стыковка
Еще задолго до начала космических полетов теоретики космонавтики пришли к выводу о возможности модульной сборки космических конструкций на орбите. Вместо того, чтобы сразу выводить на орбиту огромные конструкции, легче будет по частям запускать отдельные блоки, и затем на орбите осуществлять сборку. Так можно собирать орбитальные станции, обеспечивать переход из космического корабля в находящуюся на орбите орбитальную станцию и обратно. В будущем межпланетные корабли (например, для полета к Марсу) также целесообразно собирать именно на орбите. Поэтому одним из первых шагов в освоении космоса стало освоение стыковки.
Однако разработка стыковочных узлов впервые началась не при сборке орбитальных конструкций, а при подготовке лунной программы. Еще Ю.Кондратюк, разрабатывая проект полета к Луне, пришел к выводу, что лунный корабль должен состоять из двух разделяющихся модулей – орбитального и посадочного. Долетев до окололунной орбиты, корабль должен разделиться на орбитальный модуль, который останется на окололунной орбите, и лунный модуль, который опустится на поверхность Луны. Затем с луны стартует взлетная часть лунного модуля, которая на орбите стыкуется с орбитальным блоком (в котором находится запас топлива для возвращения к Земле). Когда американцы разрабатывали свою лунную программу, они использовали точно такую же схему. Взяли они ее у Кондратюка или придумали самостоятельно – история умалчивает.
«Джемини-8» - первая стыковка. Успехи
американской лунной программы объясняют тем, что все этапы ее подготовки
проводились в лучших традициях плановой экономики. Задолго до высадки «Аполлона-11»
на луну были детально спланированы все этапы. Так, с помощью космических
аппаратов «Пегас» велась регистрация метеорных частиц и изучалась радиационная
обстановка (3 запуска в 1965 году). С помощью «Рейнджеров» отрабатывалась
наиболее благоприятная траектория вывода аппаратов к Луне, велась съемка на
всем участке сближения с поверхностью Луны. Образно говоря, проверялась дорога,
по которой предстояло лететь астронавтам (9 запусков в 1961-1965 годах,
(правда, до Луны долетели только 3 –
ред. сайта.)). С помощью аппаратов «Лунар Орбитер» велись съемки Луны с окололунной орбиты с целью
поиска потенциальных участков посадки лунной кабины корабля «Аполлон» (5
запусков в 1966-1967 годах). Аппараты «Сервейер» по
конструкции и внешнему виду напоминали посадочную ступень лунной кабины корабля
«Аполлон» и были рассчитаны на мягкую посадку на Луну
с так называемой падающей траектории. С помощью этих аппаратов изучалась
несущая способность лунного грунта, процессы взаимодействия струи двигателя с
грунтом при посадке, отрабатывались системы мягкой посадки (7 запусков в
1966-1968 годах).
Одновременно готовились и кадры астронавтов для будущих полетов. По программе «Джемини» - подготовительному этапу программы «Аполлона» - астронавты пять раз выходили в открытый космос. В полетах отрабатывалось сближение на орбите со спутниками-мишенями и стыковка с ними (12 полетов в 1964-1966 годах).
Чтобы достичь
поставленной цели — полета человека на Луну и обратно, — руководству и специалистам
НАСА необходимо было выбрать способ осуществления такого полета. Группа
предварительного проектирования рассмотрела два варианта — прямой перелет с
поверхности Земли на поверхность Луны и полет с промежуточной стыковкой на
околоземной орбите. Прямой перелет потребовал бы разработки огромной ракеты для
выведения лунного корабля на траекторию прямого перелета к Луне. Промежуточная
стыковка на околоземной орбите потребовала бы запуска двух ракет меньшего масштаба
(«Сатурн-5») — одной для выведения космического корабля на околоземную орбиту и
другой для дозаправки его топливом перед полетом с орбиты к Луне.
В обоих этих
вариантах предусматривалась посадка 18-метрового космического корабля сразу на
Луну. Поскольку руководство и специалисты НАСА считали эту задачу слишком
рискованной, они в 1961-1962 разработали третий вариант — со встречей на
окололунной орбите. При таком подходе ракета «Сатурн-5»
выводила на орбиту два космических аппарата меньших размеров: основной блок,
который должен был доставить трех космонавтов на окололунную орбиту и обратно,
и двухступенчатую лунную кабину, которая должна была доставить двух из них с
орбиты на поверхность Луны и обратно для встречи и стыковки с остающимся на
окололунной орбите основным блоком. Этот вариант был выбран в конце
1962.
НАСА опробовало
различные способы встречи и стыковки, которые предполагалось использовать на
окололунной орбите, в ходе осуществления программы «Джемини»
(«Близнецы») - серии полетов возрастающей сложности на двухместных космических
кораблях, оборудованных для сближения с космическим аппаратом-мишенью
(беспилотная верхняя ступень ракеты «Аджена») на
околоземной орбите. Первый этап начался с беспилотных полетов «Джемини-1» и -2
(8 апреля 1964 и 19 января 1965) и трехвиткового
полета В.Гриссома и Дж.Янга
на борту «Джемини-3» (23 марта 1965). В полетах «Джемини-4» (Дж.Макдивитт и Э.Уайт мл., 3–7
июня 1965), -5 (Л.Купер и Ч.Конрад-мл., 21–29 августа 1965) и -7 (Ф.Борман и Дж.Ловелл-мл., 4–18 декабря 1965) исследовалась возможность
длительного пребывания человека в космосе путем постепенного увеличения
продолжительности полета до двух недель – максимальной длительности полета к
Луне по программе «Аполлон». Полеты «Джемини-6» (У.Ширра
и Т.Стаффорд, 15–16 декабря 1965), -8 (Н.Армстронг и Д.Скотт, 16 марта 1966), -9 (Т.Стаффорд и Ю.Сернан, 3–6 июня
1966), -10 (Дж.Янг и М.Коллинз, 18–21 июля 1966), -11
(Ч.Конрад и Р.Гордон-мл., 12–15 сентября 1966) и -12 (Дж.Ловелл
и Э.Олдрин-мл., 11–15 ноября 1966) первоначально
планировались для стыковки с кораблем-мишенью «Аджена».
Частная неудача
вынудила НАСА осуществить один из наиболее драматических орбитальных
экспериментов 1960-х годов. Когда ракета «Аджена»,
корабль-мишень для «Джемини-6», взорвалась на старте 25 октября 1965, он
остался без мишени. Тогда руководство НАСА решило вместо этого осуществить
сближение в космосе двух кораблей «Джемини». По этому
плану нужно было сначала запустить «Джемини-7» в его двухнедельный полет, а
затем, быстро проведя ремонт стартового стола, запустить «Джемини-6». В ходе
совместного полета был снят красочный фильм, показывающий сближение кораблей
вплоть до касания и их совместное маневрирование.
«Джемини-8»
осуществил стыковку с кораблем-мишенью «Аджена». Это
была первая успешная стыковка двух кораблей на орбите, но полет был прерван
менее чем через сутки, когда не выключился один из двигателей системы
ориентации, в результате чего корабль получил такое быстрое вращение, что
экипаж едва не потерял контроль над ситуацией. Однако, используя тормозной
двигатель, Н.Армстронг и Д.Скотт восстановили
контроль и осуществили экстренное приводнение в Тихом океане.
Во время полета «Джемини-4» Э.Уайт стал первым американцем, осуществившим выход в открытый космос - через два с половиной месяца после Леонова.
Таким образом, первая стыковка – это одно из немногих достижений в космосе, которое в 1960-е годы удалось американцам раньше, чем нам. Однако это не вполне полноценное достижение, поскольку речь шла о стыковке пилотируемого аппарата с непилотируемой болванкой. Полноценное достижение – стыковка двух пилотируемых кораблей – была впервые осуществлена в СССР.
Первая стыковка двух пилотируемых аппаратов. 16 января 1969 года на орбите произошла первая в мире стыковка двух пилотируемых аппаратов – космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5». 15 января был осуществлен запуск космического корабля "Союз-4" с Владимиром Шаталовым на борту. На следующий день взлетел "Союз-5" с Борисом Волыновым, Алексеем Елисеевым и Евгением Хруновым. "Союз-5" пристыковался к "Союзу-4", Елисеев и Хрунов через открытый космос перешли в корабль к Шаталову, и это была большая победа советской науки и техники - первая стыковка. Впервые пилотируемые космические корабли образовали экспериментальную орбитальную станцию. Впервые был осуществлен переход космонавтов из одного корабля в другой. В итоге образовалась первая в мире орбитальная станция. Впоследствии один из участников этого события – А.С.Елисеев – вспоминал подробности тех событий:
«Полет планировалось выполнить немного раньше. Готовилась другая четверка, во главе с Владимиром Михайловичем Комаровым. Но тогда произошла трагедия, полет не получился. И уже вторая попытка выполнялась нашей четверкой. Если говорить о самом нашем полете, у нас все прошло гладко. Никаких отступлений от того, что мы планировали, не было. У нас были осложнения, вернее, не у нас, а у Бориса Волынова во время посадки. Там не было нормального разделения корабля на отсеки. Из-за этого у него сорвался управляемый спуск, и он, скажем так, не очень мягко приземлился. И тогда помимо того, что отрабатывались принципы работы самой станции, одной из задач полета было - отработать возможность аварийного спасения экипажей, когда нельзя войти в корабль, терпящий бедствие, то есть нельзя подстыковаться к этому кораблю и сделать внутренний переход между кораблями. И тогда решили проверить, можно ли спасти через открытый космос. И вот к такому сложному варианту спасения мы готовились. Были созданы корабли, были созданы системе жизнеобеспечения, методика. Мы ее проверили, все получилось. И слава богу, что до сих пор не понадобилось этого делать».
Первая стыковка двух автоматических аппаратов – то есть в полностью автоматическом режиме – тоже произошла в СССР. Это были беспилотные корабли типа «Союз», которые были запущены под названиями «Космос-186» и «Космос-188».
Однако, после успешной стыковки и перехода из одного корабля в другой через стыковочный узел, необходимо было перейти к следующему этапу – стыковка и переход из одного космического аппарата в другой через стыковочный узел, не снимая скафандров. Эта задача стала особенно актуальной в связи с необходимостью работы на орбитальных станциях. Первый такой опыт совершили советские космонавты Владимир Шаталов, Алексей Елисеев и Николай Рукавишников, стартовавшие на корабле «Союз-10» 23 апреля 1971 года, когда было проведено испытание стыковочного узла между кораблем и станцией "Салют-1". Космонавты не входили внутрь орбитальной станции. После этого удачного опыта 16 июня 1971 года стартовал корабль «Союз-11» с экипажем: Георгий Добровольский, Владислав Волков, Виктор Пацаев. Они успешно осуществили стыковку с орбитальной станцией «Салют-1», переход космонавтов в орбитальную станцию и пребывание в ней в течение 23 дней. Экипаж погиб при возвращении на Землю вследствие разгерметизации корабля.
«Союз»-«Аполлон». В ходе эксплуатации орбитальных станций стыковки стали привычными. Следующим важным шагом стала стыковка советского космического корабля «Союз» и американского корабля «Аполлон» на околоземной орбите 15 июля 1975 года.
Этот проект получил название ЭПАС (сокращение от «Экспериментальный
полет Аполлон-Союз». Программа ЭПАС была утверждена Соглашением между
СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического
пространства в мирных целях (24 мая 1972). Основные цели ЭПАС: испытание
элементов совместимой системы сближения на орбите; испытание андрогинных
(активно-пассивных) стыковочных агрегатов (см. Стыковка); проверка техники и
оборудования для взаимного перехода космонавтов из корабля в корабль;
накопление опыта в проведении совместно полетов КК СССР и США, включая, в
случае необходимости, оказание помощи в аварийных ситуациях. Кроме того, в
задачи ЭПАС входили изучение возможности управления ориентацией состыкованных
кораблей, связи (межкорабельной), а также координация
действий американского и советского центров управления полетом. В процессе
подготовки полета советскими и американскими конструкторами был решен комплекс
сложных проблем по обеспечению совместимости средств взаимного
поиска и сближения космических кораблей, их стыковочных агрегатов, систем
жизнеобеспечения, средств связи и управления полетом и т. д.
15 июля 1975 в 15 часов 20 минут по московскому времени с космодрома
Байконур был запущен корабль «Союз-19» с космонавтами А. А. Леоновым и В. Н. Кубасовым, а в 22 ч 50 мин с космодрома на мысе Канаверал — корабль «Аполлон» с космонавтами Т. Стаффордом, Д. Слейтоном и В. Брандом. 17 июля в 19 ч 12 мин (на 36-м витке полета
КК «Союз») была осуществлена стыковка обоих КК. 19
июля на 64-м витке КК «Союз» была проведена расстыковка кораблей, на 66-м витке
корабли были вновь состыкованы. Окончательно корабли расстыковались на 68-м
витке, после чего их полет проходил по самостоятельным программам. Общее время полета КК «Союз-19» составило 5 сут
22 ч 31 мин, КК «Аполлон»— 9 сут 1 ч 28 мин, общее
время полета кораблей в состыкованном состоянии — 46ч 36 мин. В совместном
полете были проведены следующие научные исследования и технические
эксперименты: «искусственное солнечное затмение» (изучение с КК «Союз» при
затмении Солнца КК «Аполлон» солнечной короны и окружающих КК газов);
«ультрафиолетовое поглощение» (измерение концентрации атомарного кислорода и
азота в космосе на высоте полета); «зонообразующие
грибки» (изучение влияния совокупности факторов космического полета —
невесомость, перегрузки, космическое излучение — на основные биологические
ритмы); «микробный обмен» (исследование обмена микроорганизмами в условиях
космического полета между членами экипажа и экипажами разных КК);
«универсальная печь» (выяснение влияния невесомости на некоторые
металлургические и кристаллохимические процессы в металлических и
полупроводниковых материалах). Важным результатом полета стала унификация
стыковочных узлов, что пригодилось в последующих международных полетах, в том
числе и на МКС.