Проект международной космической станции "Альфа"
Во время работы советских орбитальных станций "Салют" и "Мир" был накоплен огромный опыт длительной работы на орбите. Этот опыт можно было использовать в двух направлениях - как при организации пилотируемого полета на Марс, который должен был длиться три года, так и для развития работ на орбите, вплоть до создания орбитальных заводов (впрочем, и полету на Марс тоже предшествовала бы сборка марсианского корабля на орбите
). Таким образом, по итогам успешного опыта работы на долговременных орбитальных станциях, перед СССР стоял вопрос о создании орбитальных станций нового поколения.В нашей стране работали над проектом станции пятого поколения "Мир-2". Так как сроки эксплуатации орбитального комплекса "Мир" были ограничены (считалось, что комплекс будет работать в течение трех лет - 1986-89 гг.), то предполагалось, что сборка станции "Мир-2" начнется в начале 1990-х гг. Поэтому Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева (ГКНПЦ) приступил к разработке первого орбитального модуля. Однако создавшаяся экономическая ситуация в России замедлила темпы работ над проектом. Решили продолжить эксплуатацию комплекса "Мир", тем более что научные модули "Спектр" и "Природа" для его оснащения еще не были готовы к запуску. Это привело российское руководство космической отрасли к пересмотру позиции по проекту.
По-иному стоял вопрос в США. Американцы наконец тоже озаботились вопросом создания своей полноценной орбитальной станции. В 1984 г. президент США Р. Рейган объявил о начале работ по созданию национальной орбитальной станции. С этого времени проводилась разработка проекта крупногабаритной пилотируемой станции, собираемой на околоземной орбите кораблями многоразового использования "Space Shuttle". В 1988 г. станция получила название "Freedom" (
"Свобода"). Исследования велись в течение 10 лет, и на них было истрачено около 20 млрд долларов. Многочисленные переделки и пересмотр проекта показали, что одними только своими силами американцы не смогут создать станцию - из опыт долговременной работы на орбите несоизмерим с советским. Уже в конце 1980-х годов велись разговоры о создании "Международной космической станции", но силами только западных стран (США, ЗАпадная европа, Япония)Тем временем в нашей стране произошла реставрация капитализма, соответственно, изменились и ориентиры в космонавтике. Теперь главным ориентиром стало "международное сотрудничество". Первоначально речь шла лишь о полетах американских астронавтов на станцию "Мир".
17 июня 1992 г. Россия и США заключили соглашение о сотрудничестве в исследовании космоса. В соответствии с ним Российское космическое агентство и NASA разработали совместную программу "Мир-Shuttle", состоящую из трех взаимосвязанных проектов: полетов российских космонавтов на кораблях "Спейс Шаттл", экспедиций американских астронавтов на ОК "Мир" и совместного полета экипажей, включающего стыковку "шаттла" с комплексом "Мир".
Рассмотрение дальнейших направлений совместных космических исследований натолкнуло стороны на концепцию объединения национальных программ создания пилотируемых комплексов. Возможность включения российских элементов в конфигурацию Международной космической станции (МКС) начали рассматриваться с августа 1993 г. Свою позицию и предложения российская сторона сформулировала в октябре 1993 г. на совместном совещании представителей РКА, NASA, ГКНПЦ и РКК "Энергия".
15 марта 1993 года генеральный директор РКА Ю.Н. Коптев и генеральный конструктор НПО "ЭНЕРГИЯ" Ю.П. Семенов обратились к руководителю НАСА Д. Голдину с предложением о создании Международной космической станции.
2 сентября 1993 года Председатель Правительства Российской Федерации В.С. Черномырдин и вице-президент США А. Гор подписали "Совместное заявление о сотрудничестве в космосе", предусматривающее в том числе создание совместной станции. В его развитие 1 ноября 1993 г. в Москве руководителями РКА и NASA было подписано "Соглашение о порядке создания постоянной космической станции". В ноябре 1994 г. в Москве состоялись первые консультации российского и американского космических агентств, тогда же были заключены контракты фирм-участниц проекта -"Boeing" и РКК "Энергия" им. С.П. Королева. РКА и NASA подготовили детальный план, определив общую конфигурацию станции, объемы и формы работ. Этот план, состоящий из трех этапов, стал долгосрочной программой пилотируемых полетов двух стран. Первый этап
предусматривал совместные космические полеты на ОК "Мир", второй - начало создания принципиально новой орбитальной станции на основе российского и американского сегментов. В ходе третьего этапа строительство МКС должно быть полностью завершено. Проект станции "Мир-2" стал основой проекта российского сегмента международной станции "Альфа" - так предполагалось назвать станцию.С учетом отдельных изменений на совместных встречах российской и американской сторон в 1994 году МКС имела следующую структуру и организацию работ:
Головной организацией по созданию российского сегмента и его интеграции с американским сегментом является РКК "Энергия" им. С.П. Королева, по американскому сегменту - компания "БОИНГ".
Техническую координацию работ по российскому сегменту МКС и его интеграции с американским сегментом осуществляет Совет Главных конструкторов под руководством Президента, генерального конструктора РКК "Энергия" им. С.П. Королева, академика РАН Ю.П. Семенова.
Руководство подготовкой и проведением запуска элементов российского сегмента МКС осуществляет Межгосударственная комиссия по обеспечению полетов и эксплуатации орбитальных пилотируемых комплексов.
В изготовлении элементов российского сегмента принимают участие: Завод экспериментального машиностроения РКК "Энергия" им. С.П. Королева и Ракетно-космический завод ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, а также ГНП РКЦ "ЦСКБ-Прогресс", КБ общего машиностроения, РНИИ космического приборостроения, НИИ точных приборов, РГНИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина, Российская академия наук, организация "Агат" и др. (всего около 200 организаций).
Начальный этап строительства предусматривает создание функционально законченной структуры станции из ограниченного числа модулей. Первым на орбиту выведен ракетой-носителем "ПРОТОН" функционально-грузовой блок "ЗАРЯ", сделанный в России. Вторым доставлен кораблем "ШАТТЛ" и состыкован с функционально-грузовым
блоком американский стыковочный модуль NODE-1. Третьим выведен российский служебный модуль "ЗВЕЗДА" - ключевой элемент Международной космической станции, который обеспечивает управление станцией, жизнеобеспечение экипажа, ориентацию станции и коррекцию орбиты. Четвертым - американский лабораторный модуль "Дестини". Затем параллельно доставляются элементы российского и американского сегментов.В марте 1995 г. в Космическом центре им. Л. Джонсона в Хьюстоне утвердили эскизный проект станции. После этого стали постоянными консультации Контрольного совета МКС, рассматривающего и утверждающего ход работы. К 1996 г. определилась конфигурация станции, состоящая
из двух сегментов - российского (пересмотренный вариант проекта "Мир-2") и американского, с участием Канады, Японии, Италии, стран ESA и Бразилии. В ближайшее время могут присоединиться еще Украина и Китай. В соответствии с достигнутыми соглашениями, первый этап был успешно выполнен. Это были два полета российских космонавтов на борту кораблей "Спейс Шаттл" и семь длительных полетов американских астронавтов на борту ОК "Мир" в 1995-98 гг.29 января 1998 г. в Вашингтоне были подписаны межправительственные соглашения по проекту МКС и меморандумы между NASA и космическими агентствами России, Европы и Канады о сотрудничестве в разработке элементов станции. В соответствии с соглашением российский и американский сегменты полностью используются РКА и NASA соответственно, а европейский и японский модули поделены между NASA (46,7%), ESA (51%) и NASDA (51%). На этапе сборки поровну поделили работы на борту станции между российскими и американскими космонавтами. При эксплуатации - российский экипаж из трех человек постоянно будет работать на своем сегменте, а время на американском сегменте для четырех астронавтов поделено: США - 76,6%, Япония -12,8%, ESA - 8,3% и Канада - 2,3%. Российская сторона получила доступ к использованию 33% ресурсов МКС.
МКС |
РФ |
США |
ESA |
Япония |
Канада |
Италия |
|
Масса, т |
471 |
140 |
266 |
17 |
32 |
4 |
12,7 |
Количество элементов |
40 |
9 |
24 |
2 |
3 |
2 |
0(1) |
Количество модулей |
17 |
5 |
8 |
1 |
2 |
0 |
1(3) |
Объем отсеков, куб.м. |
1040 |
390 |
460 |
70 |
90 |
0 |
0(30) |
В процессе работы над проектом рабочее название "Альфа" постепенно оказалось отброшено и станцию стали называть просто "МКС" - "Международная космическая станция". И это была не просто смена вывески. Если "Альфа" планировалась на основе проекта "Мир-2", как значительный шаг вперед по сравнению с "Миром", то МКС по сути стала станцией того же "четвертого поколения", что и "Мир"
20 ноября 1998 г. был запущен первый элемент МКС - российский модуль "Заря". Этим стартом начался второй этап сборки самого большого сооружения в космосе. Вторая фаза состоит из 17 запусков некоторых элементов станции, а для завершения сборки всей МКС предстоит выполнить 43 запуска (без учета эксплуатационных полетов).
После окончания строительства это будет огромное сооружение массой 470 т, длиной 109 м и шириной 88,4 м. Общие затраты предположительно составят 40 млрд. долларов.МКС, хотя формально и считается станцией следующего поколения после "Мира", по своей сути весьма слабо от нее отличается. Что же касается экспериментальной программы, то многие ее элементы вообще представляют собой шаг назад по сравнению с тем, что было на "Мире". То есть по сути МКС предполагает освоение американцами российского опыта работы на околоземной орбите.
Возможен вопрос: а почему американцам было просто не летать на станцию "Мир", набираясь опыта там? Им это обошлось бы дешевле, чем вкладываться в МКС, даже если бы они летали на "Мир" по расценкам космических туристов. Дело в том, что МКС, хотя формально и называлась "международной", но юридически была оформлена как собственность США.