Реклама

Непонятые и не понявшие

13.01.2010  

Да, я посмотрела-таки по телевизору «Обитаемый остров: схватка», хотя год назад после первого фильма – «Обитаемый остров» – пообещала себе, что больше никогда…

Второй фильм оказался не лучше первого, но я воспользуюсь им как поводом для хотя бы частичного осуществления давнишней мечты. Давно вынашиваю планы работы «Социология Стругацких» – о постижении социальных проблем художественными средствами. Стругацкие для этого – отличный пример. По-моему, если классическая русская литература стала у нас своеобразным заменителем философии того времени, то советская литература и, прежде всего, фантастика, во многом дополнила советскую социологию (кроме Стругацких, сходу вспоминаются Ефремов и Беляев), в значительной мере задавленную идеологией. Для меня это ново: что-то вроде упражнений в «социологии отражения».

Давайте посмотрим, из какого мира пришли Максим Каммерер, Рудольф Сикорски, Антон – дон Румата Эсторский – герои трилогии «Обитаемый остров», «Жук в муравейнике» и «Волны гасят ветер» и романа «Трудно быть богом». Именно этим героям, на мой взгляд, не повезло больше всего с их экранным воплощением.

Так вот: пришли эти герои из коммунистического общества, которое, согласно идее авторов, сформировалось на Земле в XXII веке.

Стругацкие постоянно напоминают, что коммунизм – не сусальное общество всеобщего Добра и Благоденствия. Люди будущего не избавлены от необходимости делать нравственный выбор, стремительный прогресс человечества ставит перед ними сложные, порой неразрешимые этические проблемы. Так в романе «Жук в муравейнике» этот трудный выбор предстоит сделать Рудольфу Сикорски, Страннику из «Обитаемого острова».

Постаревший Сикорски поручает повзрослевшему Максиму Каммереру найти некоего Льва Абалкина – человека, родившегося из «инкубатора», подкинутого почти 40 лет назад на Землю негуманоидной цивилизацией Странников. Цели странников не может постичь мозг человека, поэтому невозможно понять, предположить, что несут в себе эти космические «подкидыши». И когда один из них – Лев Абалкин – начинает вести себя странно, Сикорски понуждает Максима найти его. В финале Сикорски убивает Абалкина, а мы так и не получаем ответа на вопрос: был ли он опасен для человечества?

Жгучая проблема, как показывают Стругацкие – найти механизм принятия решений в сложной и в критической ситуации и определить степень доступности информации, которая при бесконтрольном распространении может привести к неуправляемым и потенциально опасным последствиям. Короче: как совместить принципы подлинной демократии и всеобщего участия в управлении обществом с необходимостью принимать решения быстро и в условиях высокой степени неопределенности? В коммунистическом будущем Стругацких вроде бы найдено соломоново решение: тайна соблюдается только в особых случаях, когда неопределенность и потенциальная опасность последствий зашкаливает. Стругацкие, однако, прекрасно сознавали, что ловушка кроется в словосочетании «особый случай», точнее, в том, кто и на каких основаниях будет эту особость определять. И логикой повествования они подводят читателя к тому, что никакого внешнего безотказного механизма для действий в таких ситуациях придумать нельзя. Гарантия против манипуляции общественным мнением, против захвата власти или злоупотребления ей под предлогом опасности для человечества может быть только внутренняя – это система гуманистических убеждений и мотиваций субъектов управления, людей, допущенных к тайне и наделенных правом и обязанностью принятия решения.

Сикорски поступает мужественно и решительно, но от современных супергероев его радикально отличает то, что этот поступок становится для него личной трагедией. Власть и право карать для него – не привилегия, а бремя.

Талант Стругацких ярче всего проявился именно в том, что люди, для которых такие убеждения – большее препятствие для использования своего положения в личных целях, чем любой, самый сильный и эффективный внешний контроль, получились у них живыми и реальными. Более того, читая и «Обитаемый остров», и «Жук в муравейнике», и «Волны гасят ветер», мы многое видим глазами именно такого героя – Максима Каммерера, обычного человека XXII века.

Вообще у Стругацких коммунизм – не столько цель, «светлое будущее» и т.п., сколько нравственный вызов человечеству, «царство свободы», в котором, в отличие от нашего «царства необходимости», человек может всё, но за всё и отвечает.

Коммунистическое общество Стругацких не просто выпукло и живо описано, оно выглядит естественным и единственно возможным для нормального развития человека. Это достигается тем, что описываются не законы или социальные институты, а реальные, живые люди, очень симпатичные и – нормальные.

Именно в столкновении этих нормальных людей коммунистического будущего с социальными обстоятельствами и типами некоммунистического мира и есть внутренняя, самая интересная коллизия «Обитаемого острова» и «Трудно быть богом». Это столкновение разоблачает ненормальность и бесчеловечность условий некоммунистических миров лучше, чем их самая острая и последовательная критика.

Это не просто делает содержание внешне фантастически-приключенческих романов глубже, но и придает дополнительную увлекательность сюжету: вместе с полюбившимися нам героями мы включаемся в процесс критики миров и людей, с которыми они столкнулись. И Стругацкие талантливо превращают для нас этот процесс в рефлексию, ибо социальные условия и типы Саракша (и даже средневекового Арканара в «Трудно быть богом») так узнаваемы, а результат этой рефлексии предопределен человеческой привлекательностью героев-коммунаров. Они кажутся нам единственно возможным вариантом Человека, все остальное – отвратительным или нелепым.

Именно из-за художественной и эмоциональной убедительности коммунизма Стругацких их произведения так трудно перенести на экран, не будучи убежденным коммунистом и реалистом одновременно. Коммунист-романтик создаст неубедительную утопию. Антикоммунист или человек с гибкими убеждениями создаст более или менее удачную киноэпопею о супергерое, которые борется с разными отдельными плохишами в странных инопланетных мирах. Больше всего подходят под такую версию «Обитаемый остров» и «Трудно быть богом». Вот им особенно и не повезло. Из последнего лет 20 назад сделали стрелялку в космических декорациях и с половым актом, виртуозно исполненным прогрессивным землянином и симпатичной подшефной инопланетянкой. Межгалактическая любовь была снята как бы в ультрафиолетовых (или инфракрасных?) лучах, и за ним из космического корабля наблюдала, мучаясь ревностью, боевая подруга землянина. Я, кстати, не издеваюсь, это самый запоминающийся эпизод в фильме – и уверяю вас, это особенности фильма, а не моего эмоционального состояния. Все остальное было настолько слабо сделано, что начисто стерлось из памяти. 

Что произошло? Категорически не повезло с режиссерами? Может быть. Но это не случайность. Мне думается, что дело здесь не в кинематографических талантах, а в определенном социальном явлении, которое я бы назвала «избегание коммунизма».

Лихой сюжет романов позволяет игнорировать их внутреннюю логику, но в этой внутренней логике – ключ к характеру героев, к их реакциям, к их поведению. Они нормальны (единственно нормальны!) с точки зрения возможностей Человека и непостижимо странны с точки зрения того мира, в который попадают, мира, в котором эти возможности неизвестны, не развиты, противны условиям жизни. Нравственные принципы коммунаров даже иррациональны с точки зрения общественных условий Саракша, Арканара и, увы, сегодняшней Земли. Герои Стругацких противостоят нашему миру, но выглядят как свои – вот фокус книг Стругацких.

Книги Стругацких о землянах будущего можно ставить только как протест против землян настоящего, а для этого нужно быть убежденными в том, что мы сами – только своя собственная предыстория. И дело не в наивной или фанатичной вере в коммунизм. Дело в обоснованном понимании его возможности и необходимости. У Стругацких интуиция оказалась сильнее их аналитических возможностей и создала убедительную картину коммунистического будущего. А анализ запнулся о неудачи и провалы настоящего и заставил великих фантастов одобрять сценарии, коверкающие их идею.

Успех книг Стругацких в том, что такое радужное, такое привлекательное будущее они изобразили не как систему совершенных законов и институтов, а как сообщество «смелых и больших людей». Симпатичных, очень живых, одинаково благородных, добрых и бесстрашных, но наделенных индивидуальными яркими характерами, неповторимых в поведении, в любви и ненависти, в счастье и страдании. Убедительная и яркая человечность героев Стругацких делает для нас живым и привлекательным их мир – коммунистическую Землю XXII века.

Неудача экранизаций Стругацких в том, что в них утеряны все «приключения духа»: развитие внутренней драмы человека как сложное, диалектическое отражение драмы общественной. А История человечества не предстает как история Человека – именно так, с большой буквы. Родового Человека в терминах Маркса, стремящегося к самому себе, а, следовательно, к обществу свободных, равноправных и всесторонне развитых людей.

«Обитаемый остров» снимал даже не антикоммунист, а человек без определенных убеждений, которому вполне комфортно сегодня, на нашем облагороженном Саракше. Он настолько принимает всё, что его окружает, что даже не предположил, что Максим удивленно озирался бы и в нашем мире, а не только в той страшно-ужасной декорации, которую Федор Бондарчук нагородил в павильоне. И зрители, кстати, должны бы поражаться и возмущаться, глядя на свой мир глазами коммунара, а не следить за привычным кинокошмаром.

В том-то и дело, что для Бондарчука нет исторически реального будущего, в котором человек, зная (и любя!) высшую математику и физику, политэкономию и палеонтологию, не понимал бы понятий «детская преступность» и «социальное вспомоществование». Мир, в котором такие понятия понимают все, для Федора обычен и вполне приемлем. Но по сюжету Максим поражен увиденным – поэтому пришлось Бондарчуку нагораживать одну нелепость на другую, чтобы мы поняли: мир Саракша странен и непонятен для героя…

Анатомия человека – ключ к анатомии обезьяны. Коммунар может понять жителей Саракша как своих исторических прототипов, а вот жители Саракша не могут понять коммунара как свое возможное будущее. Бог или Дьявол, Друг или Враг, он будет для них одинаково непонятен. Они могут верить в него, поклоняться ему, любить его и сражаться за него, бояться, ненавидеть и травить его или пытаться использовать, но принять как свое историческое продолжение не смогут. Просто они не вышли за пределы «царства необходимости» настолько, чтобы признать возможность «царства свободы» как дееспособного общества, а не как утопии.

Вот и режиссеры, привлеченные красотой характеров и увлекательностью сюжетов книг Стругацких, тоже не дотянули. Поразительно, что не справились с задачей и сами фантасты, не только не понятые другими, но и не понявшие собственные книги.

 

Анна Очкина

Источник - http://www.rabkor.ru/?area=articleItem&id=4684&mode=print

Hosted by uCoz