“Спасать землю? Приказа не было!”

Почему наши военные проспали падение астероида

Вспомните, чем вы были заняты в понедельник 2 марта 2009 года в 16.44 по московскому времени? Получали выговор в кабинете начальника? Готовили семейный ужин? Запомните эти моменты — они могли стать для вас последними благодаря внезапному падению астероида. Камушек 2009 DD45 пролетел всего в 65—70 тыс. километров от Земли. По горячим следам “МК” выяснил, как отреагировали на нежданный визит ученые и военные. Есть ли у землян шанс спастись от прямого попадания такого “шара” в следующий раз?

Астероид был обнаружен 28 февраля этого года астрономом Робертом Макнотом из обсерватории Сайдинг-Спрингс в Австралии. Несмотря на то что на снимках визитер выглядел едва различимой точкой, ученым удалось оперативно рассчитать его размер — от 20 до 50 метров в поперечнике (для сравнения: размер Тунгусского метеорита составлял около 30 метров). Кроме Макнота “камушек” зафиксировали еще 26 астрономов, имевших возможность наблюдать небосвод над акваторией Тихого океана. Высчитанная ими траектория поразила — по космическим меркам она почти пересекалась с маршрутом нашей планеты. Ведь что такое 65 тыс. км? 1/5 расстояния до Луны. В конце концов наши спутники летают на расстоянии 36—40 тыс.км.

Ну а что было бы, опустись небесное тело на 25—20 тыс. км ниже? Ведь скорость движения астероида в тот момент, когда он находился на минимальном расстоянии от Земли, равнялась 20 км/с, а энергия движения составляла около одной мегатонны в тротиловом эквиваленте! Смогли бы наземные службы вовремя отбить удар? С таким вопросом мы обратились к генеральному директору Центра галактической защиты при одном из российских научных центров Анатолию Зайцеву.

— Даже если бы узнали за двое суток, что астероид упадет на Землю, ничего не успели бы сделать, — говорит ученый. — Во-первых, ни у одной страны нет необходимой для этого системы обороны. Все, чем занимаемся мы и американцы, — лишь теоретические выкладки, которые в лучшем случае заканчиваются научными экспериментами. А зачастую из-за отсутствия должного финансирования не доходит дело и до них. Во-вторых, за двое суток очень сложно определить место падения неизвестного ранее объекта. В каком городе мира объявлять тревогу? Разброс астероидов размером с Тунгуску может составлять тысячи километров.

Может ли спасти от астероида армия? Увы… Как пояснил “МК” источник в военных кругах, перед ними не поставлено такой задачи. В нашей стране все подобные объекты должны отслеживать ученые Российской академии наук. Вот если бы они заметили опасный объект и доложили о нем высшему военному руководству, то оно, возможно, и дало бы потом приказ на уничтожение. А пока приказа нет — военным на астероиды наплевать.

Итак, напугавший нас астероид улетел, но… обещал вернуться. Через полтора года. И сейчас никто из ученых не может сказать точно, на каком расстоянии он пролетит от нас в следующий раз. Кстати, всего астрономы зарегистрировали около 6100 небесных объектов, которые в любой момент могут стать нашей общей большой проблемой.

Наиболее подходящая система быстрого реагирования на астероиды, подобные 2009 DD45, могла бы давно быть у России и Украины. Ведь только нашим кораблям “Зениту” и “Днепру” требуется на подготовку всего по 1,5 часа.

газета "Московский комсомолец"