Новая громкая программа Роскосмоса по изучению Луны - и снова повторение пройденного

4 апр, 2013

На 54 микросимпозиуме «Lunar Farside and Poles - New Destinations for Exploration», посвященном перспективам исследований Луны, который проходил в середине марта в Вудлендсе, Техас, Игорь Митрофанов, представитель российского Института космических исследований (ИКИ), объявил о планах России в отношении возобновления обширной программы изучения Луны с помощью автоматических исследовательских аппаратов. В основу возобновляемой лунной программы России ляжет весь накопленный опыт и множество орбитальных космических аппаратов, посадочных модулей и луноходов, которые бывший Советский Союз готовил к отправке на Луну несколько десятилетий назад.

Проведение микросимпозиума «Lunar Farside and Poles - New Destinations for Exploration» было организовано и спонсировалось университетом Брауна (Brown University), российским институтом Вернадского, Массачусетским технологическим институтом и институтом Лунных исследований НАСА (NASA Lunar Science Institute).

Советский Союз реализовал свою последнюю лунную миссию в 1976 году. В ее ходе космический аппарат Луна-24, который стал последним в серии «Луна», приземлился на поверхность Луны и доставил назад на Землю образцы лунных пород , собранные в районе Моря Кризиса (Mare Crisium). За всю историю реализации советской лунной программы, было достигнуто множество успехов, которые можно охарактеризовать словом «первый», первый космический аппарат, коснувшийся лунной поверхности, первая фотосъемка обратной стороны Луны, первая мягкая посадка на поверхность Луны, первый лунный орбитальный аппарат, первые образцы лунных пород, возвращенные на Землю, и, конечно, первый «Луноход».

И сейчас Россия, в свете открывающихся перспектив, планирует возобновить выполнение программы исследований Луны, но на этот раз на качественно новом уровне. «Исследования Луны - важная часть российской программы космических исследований» - рассказывает Игорь Митрофанов, - «Россия является мощной космической державой, которой по плечу осуществление как автоматизированных, так и пилотируемых миссий. А Луна выдвигается на первый план в связи с тем, что она является идеальным местом для будущих космических баз, которые станут основой для организации исследовательских полетов в дальний космос, в том числе и на Марс».

На микросимпозиуме Митрофанов представил ориентировочный график новой российской программы лунных исследований. «В зависимости от успеха первых трех миссий этого плана будет принято решение о проведении еще двух дополнительных миссий». Ниже мы представляем пункты этого графика, с датами и некоторой дополнительной информацией.

2015 год - Миссия Луна-25 (Посадочный модуль Луна-Глоб). В ходе этой миссии небольшой космический аппарат совершит посадку на поверхность Луны в области лунного Южного полюса. Этот аппарат выполнит анализ состава лунного реголита и лунных пород, пробурив отверстие на глубину около 50 сантиметров. В ходе этой миссии будут продемонстрированы, проверены и отработаны новые системы посадки, системы связи и другие технологии, используемые для обеспечения длительной работы техники в условиях космоса и поверхности других планет.

2016 год - Миссия Луна-26 (Орбитальный аппарат Луна-Глоб). Этот орбитальный аппарат займет круговую орбиту вокруг Луны на высоте 100 километров. Вращаясь вокруг Луны, этот аппарат займется составлением карты лунной поверхности, измерением концентрации плазмы близ поверхности, и разведкой местности с целью обнаружения мест, подходящих для посадки аппаратов будущих миссий.

2017 год - Миссия Луна-27 (Луна-Ресурс-1). Достаточно крупный спускаемый аппарат этой миссии совершит посадку в районе Южного полюса Луны в месте, выбранном в ходе предыдущей миссии. Научное оборудование аппарата Луна-Ресурс-1 позволит провести более тщательный анализ состава лунных пород и реголита. Помимо этого, на этом аппарате будет испытана работа новой системы низкотемпературного криогенного бурения и отбора образцов пород.

2019 год - Миссия Луна-28 (Луна-Ресурс-2). План этой миссии является типовым планом по доставке образцов лунных пород, замороженных до криогенных температур назад на Землю. В ходе этой миссии будет осуществлена проверка работоспособности технологий, позволяющих наладить прямое и обратное сообщение между Землей и Луной.

2020 год - Миссия Луна-29 (Луна-Ресурс-3). Космический аппарат этой миссии доставит на Луну «Луноход-3», достаточно большой роботизированный исследовательский аппарат, который сможет изучать поверхность Луны на удалении до 30 километров от места посадки. Луноход будет использован как полигон для отработки систем и технологий, обеспечивающих автономное передвижение, навигацию и проведение научных исследований.

В случае успешной реализации вышеуказанных миссий в планы по изучению Луны может быть включена еще одна миссия, Луна-30 (Луна-Ресурс-4), космический аппарат которой доставит на Луну еще один луноход. Этот луноход проведет бурильные операции и достанет образцы лунных пород с глубины около двух метров, которые затем будут помещены в грузовой отсек посадочного модуля и доставлены впоследствии назад на Землю.

Источник - http://www.dailytechinfo.org/space/4682-rossiya-obyavlyaet-o-planah-vozobnovleniya-obshirnoy-programmy-issledovaniya-luny.html