Спрашивается, почему авария "Фобос-грунта" совершенно не удивляет?

КОСМОДРОМ БАЙКОНУР (Казахстан), 9 ноя - РИА Новости. При выведении российской межпланетной станции "Фобос-Грунт" на траекторию отлета к Марсу сложилась внештатная ситуация. Маршевая двигательная установка (МДУ) не сработала, не было ни одного из двух включений, сообщил в среду журналистам на космодроме Байконур глава Роскосмоса Владимир Поповкин.

Станция "Фобос-Грунт" была запущена в среду, в 0:16 мск, с Байконура. После отделения станции от ракеты-носителя "Зенит-2SB" должно было произойти 2 включения МДУ станции, после чего она должна была выйти на отлетную орбиту к Марсу.

"У нас была тяжелая ночь, мы долго не могли обнаружить космический аппарат, сейчас нашли его координаты. Выяснилось, что двигательная установка не сработала. Не было ни первого, ни второго включения", - сказал Поповкин.

По его словам, вполне возможно, что космический аппарат "не смог переориентироваться с Солнца на звезды".

"Трасса сложная, могло так получиться, что не была дана команда датчикам на включение двигательной установки", - отметил Поповкин.

Он подчеркнул, что это внештатная ситуация, но она рабочая, она была предусмотрена при разработке проекта, и был предусмотрен порядок действий в такой ситуации.

"Мы будем перезакладывать программу космического аппарата. Орбита, на которой находится аппарат - опорная, никакие баки не сброшены, топливо не было потрачено", - сказал глава Роскосмоса.

Он добавил, что по времени на перезагрузку программы у специалистов есть трое суток.

"В течение сегодняшнего дня мы обязательно будем информировать всех о дальнейшей ситуации", - сказал Поповкин.

МДУ сделана на базе разгонного блока "Фрегат", но сильно модернизирована.

Этот запуск стал для России первой за 15 лет попыткой осуществить межпланетную исследовательскую миссию. Станция "Фобос-Грунт" должна исследовать спутник Марса - Фобос - и впервые в истории доставить на Землю образцы грунта с этого спутника.

источник - http://ria.ru/science/20111109/484401134.html

КОСМОДРОМ БАЙКОНУР (Казахстан), 9 ноя - РИА Новости. Нештатная ситуация, произошедшая после запуска российской межпланетной станции "Фобос-Грунт" могла произойти из-за сбоя программного обеспечения или из-за поломки датчиков или приборов непосредственно на борту аппарата, сообщил РИА Новости источник на космодроме Байконур.

Ранее глава Роскосмоса Владимир Поповкин заявил, что при выведении станции "Фобос-Грунт" на траекторию отлета к Марсу не сработала маршевая двигательная установка (МДУ), не было ни одного из двух включений. Поповкин предположил, что аппарат не смог переориентироваться с Солнца на звезды.

"Одна из версий, по которой космический аппарат не смог перейти в режим звездной ориентации - это сбой программного обеспечения. В этом случае эту ошибку можно исправить, и полет может быть продолжен. Если эта версия верна, то, скорее всего, специалисты уже занимаются устранением неполадки", - сказал собеседник агентства.

По его словам, есть и вторая версия, но с гораздо худшими последствиями.

"Вторая версия - это ошибка или поломка "железа" непосредственно на борту космического аппарата. Например, могли выйти из строя какие-то датчики или приборы. В этом случае ситуация будет более плачевная, поскольку с Земли это уже никак не исправить, и полет, возможно, уже не будет продолжен", - отметил источник.

источник - http://ria.ru/science/20111109/484413896.html

На борту межпланетной станции "Фобос-Грунт", которая была запущена с Байконура в ночь на среду, но не смогла выйти на траекторию перелета к Марсу, есть небольшое количество радиоактивных материалов, однако они не представляют угрозы, сообщил РИА Новости источник на Байконуре.

На борту станции, которая предназначена для исследования спутника Марса Фобоса и доставки на Землю образцов грунта, находятся около 20 приборов, в том числе мессбауэровский спектрометр МIМОSII, предназначенный для изучения минералогического состава соединений железа в грунте Фобоса.

Прибор, созданный в Институте космических исследований РАН при участии германских специалистов, состоит из двух частей, соединенных кабелем: блока датчиков и блока электроники. Блок датчиков расположен на манипуляторе перелетного модуля, внутри блока находятся два источника гамма-излучения, содержащие радиоактивный кобальт: основной и калибровочный, используемый для измерения нессбауэровского спектра эталонного поглотителя. Период полураспада составляет 271 день.

"То количество кобальта, которое находится на станции "Фобос-Грунт", очень мало и не представляет никакой опасности", - сказал собеседник агентства.

Зонд "Фобос-Грунт" стартовал с Байконура в 00.16 мск в среду. Ракета-носитель "Зенит" отработала штатно, аппарат был выведен на опорную орбиту. Однако при выведении станции на траекторию отлета к Марсу произошел сбой: маршевая двигательная установка (МДУ) не выдала ни первый, ни второй импульс, и станция осталась на околоземной орбите.

По одной из версий, эта ситуация может быть связана со сбоем в программном обеспечении. В этом случае, специалисты могут исправить эту ошибку, и полет может быть продолжен. Однако если дело в поломке "железа" на борту космического аппарата, то "Фобос-Грунт" уже не сможет отправиться к месту назначения.