ЗА ИЮНЬ 2005 ГОДА

Часть 1. Текущая информация

1. Дореформировались!

Глава Роскосмоса: наши спутники могут в любой момент повалиться

7 июня 2005 г.

Более 50% российских спутников находится за пределами гарантийного срока, заявил в понедельник на заседании комитета Совета Федерации по делам СНГ руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов.

"Состояние орбитальной группировки количественно нормальное, а качественно - нет. Более 50% находится за пределами гарантийного срока эксплуатации", - подчеркнул он. "То есть, в любой момент они могут повалиться", - добавил Перминов.

Однако, по его словам, в правительстве еще не принято окончательное решение по финансированию отрасли в размере 3,9 миллиарда рублей.

Источник: NEWSru.com

"Первый канал" в ближайшее время может прекратить вещание на трети территории России

9 июня 2005 г.

Вещание "Первого канала" в ближайшее время может прекратиться на трети территории страны, заявил министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов на заседании Госдумы. В качестве причины он назвал сильный износ спутникового оборудования, выразив обеспокоенность катастрофическим состоянием технического обеспечения телерадиовещания в России. Оборудование изношено на 100 процентов, сказал Соколов.

"Сейчас в любой момент может произойти отключение "Первого канала" на трети территории России в силу того, что спутник, который обеспечивает это вещание и летит на стационарной орбите, четырежды отработал свой ресурс", - сказал министр.

"Общее состояние телерадиовещания основных фондов можно назвать катастрофическим, поскольку изношенность приемных устройств во многих случаях достигает ста процентов", - заметил Соколов.

"У нас уже был случай, когда телевещательный спутник упал", - добавил министр. По его словам, без обеспечения своевременного финансирования не может быть речи ни о покупке, ни даже о ремонте и восстановлении имеющейся технической базы. Так, у России уже не осталось ни одного метеоспутника

А марсоход куда дели?

16 июня 2005 г.

Устройство для безопасной эвакуации из горящих зданий и терпящих бедствие самолетов будет испытано в рамках программы "Морской старт". Разработанное в НПО имени Лавочкина, оно, в отличие от парашюта, позволяет прыгать без опасности для жизни со сравнительно небольшой высоты. Изначально прибор предназначался для "мягкой посадки" советского марсохода, полет которого не состоялся.

После того, как менее чем через месяц ракета с опытным образцом стартует с российской подводной лодки, "квазипарашют" должен будет доставить пробный груз невредимым на Землю. Затем его собираются сертифицировать для гражданского использования.

Испытания с манекеном вместо эвакуируемого человека уже завершились успешно. Если устройство будет сертифицировано, то, по словам представителя НПО имени Лавочкина, сможет быть задействовано в спасательных операциях МЧС. Разработчики не исключают, что оно поступит в продажу и будет доступно обычным пользователям, но оценивают его в 1,5-2 тысячи долларов США.

Что с ракетой? Она опять сл-а-а-а-амалась!

22 июня

Космический аппарат "Космос-1" с солнечным парусом на расчетную орбиту не вышел. На 83-й секунде полета ракеты-носителя "Волна" ее двигатель прекратил свою работу по не установленным причинам. Сейчас ведутся интенсивные поиски ракеты-носителя и космического аппарата, передает радиостанция "Маяк".
Напомним, ракета-носитель "Волна", на борту которой находится космический аппарат "Солнечный парус", стартовала с борта атомной подлодки "Борисоглебск", находящейся в Баренцевом море. Запуск ракеты был осуществлен из подводного положения 21 июня в 23.46 мск.

Аппарат "Солнечный парус" задуман для осуществления экспериментов по возможности управления космическим аппаратом, используя давление солнечного света. Проект, спонсируемый общественной американской организацией Cosmos Studios, является первым опытом частного финансирования космического проекта. Участниками проекта являются Роскосмос, НПО им.С.Лавочкина, Институт космических исследований РАН, Государственный ракетный центр "КБ им. академика В.Макеева", Планетарное общество США, Cosmos Studios и Военно-Морской флот России. "Солнечный парус" назван так, потому что аппарат имеет космический парус - 8 лепестков общей площадью 600 кв. м, который, принимая на себя давление солнечного света, обеспечит изменение движения космического аппарата. В принципиальном плане это дает возможность использовать двигатели космических аппаратов, основанные на этой энергетике, для осуществления межпланетных сообщений. Недорогая и эффективная по мощности и грузоподъемности новая система, позволит осуществлять межпланетные полеты.

Вчера же закончились неудачей испытания российской ракеты-носителя "Молния-М" с военным спутником на борту. Ракета должна была вывести на орбиту космический аппарат связи "Молния-3К". В полете не разделились вторая и третья ступени ракеты, и аварийно выключился двигатель третьей ступени.

Источник: РБК

Наш комментарий: мы не собираемся злорадствовать по поводу очередного плода деятельности «реформаторов». Но дело в том, что упоминаемое НПО имени Лавочкина в подмосковных Химках – не постороннее для нас предприятие. Во время проводимых нами в 2005 году акций протеста в Химках мы неоднократно ставили ив опросы, связанные с проблемами этого предприятия: при Советской власти производимые им АМС («Луна», луноходы, «Марс», «Венера», «Вега») были всемирно известны, а сегодня на межпланетных трассах господствует заграница, сегодня же даже на запуск уже собранного на Лавочкине марсохода власти жмотятся. В ответ на нашу критику чиновники говорили: «мы можем обойтись и без вашей революции, мы и при капитализме интересные космические проекты можем делать, тот же «Солнечный парус», например, и без вас, экстремистов, обойдемся. Во время последней акции протеста в Химках 13 июня милиция не допустила людей на место сбора у НПО Лавочкина: типа, вам, экстремистам, не место у закрытого предприятия. И вот чем кончаются подобные охранительные меры!

"Прогресс М-53" стал жертвой отключения света в Щелково

22 июня 2005 г.

Проблемы со связью, из-за которых стыковку "Прогресса М-53" с МКС пришлось проводить вручную, объясняются перебоями с электроэнергией в подмосковном городе Щелково, где находится один из пунктов управления космической станцией, сообщил глава Роскосмоса.

Грузовой корабль "Прогресс" запустили с Байконура 17 июня. 19 июня, за две минуты до стыковки связь с Землей прервалась. После этого экипаж успешно пристыковал корабль вручную.

Хотя операция завершилась успешно, глава "Роскосмоса" заметил: "Такие вещи недопустимы. Какое-то время "грузовик" был неуправляем, и что это могло повлечь за собой - известно".

Как удалось выясить позднее, в Щелково был обесточен радиопередатчик, принадлежащий Космическим войскам и подключенный к обычным линиям электропередач. Резервный источник тока - дизельный генератор - персонал пункта управления не успел запустить вовремя.

У России – своя «Колумбия»?

27 июня 2005 г.

Комиссия, расследующая причины крушения ракеты "Молния-М" во вторник 21 июня, главной причиной аварии признала отказ техники, пишет 25 июня газета "Коммерсант".

Комиссия установила, что причиной аварии стал не сбой системы управления носителя, а взрыв в двигателе третьей ступени "Молнии-М" на высоте 180 километров. Как говорится в заключении экспертов, на 291-й секунде полета в одной из камер сгорания двигательной установки РД-0110 произошло лавинообразное возрастание температуры.

Тем временем, пишет "Коммерсант", командующий космическими войсками приказом запретил проведение пусков "Молний" и "Союзов", поскольку третьи ступени обоих типов ракет идентичны. Старты будут возобновлены, когда завод-изготовитель осуществит комплекс технических мер, исключающих возможность повторения внештатных ситуаций.

Наш комментарий: нелепое решение. Из одновременной катастрофы двух космических аппаратов следовало бы сделать вывод о необходимости увеличения внимания государства к космической отрасли. А вместо этого предлагают еще более ослабить космическую отрасль, прервав запуски в лучших традициях американцев с их «Колумбией».

Владельцы солнечного паруса не сожалеют об аварии

27 июня 2005 г.

В Planetary Society, которому принадлежал солнечный парус Cosmos-1, не сожалеют о нем. Об этом заявил Брюс Мюррэй, один из основателей компании и бывший глава Лаборатории реактивного движения NASA. "Мы показали, что солнечный парус возможен, и что его можно было бы запустить", сказал он.

Энн Дрюан, которая возглавляет Cosmos Studio, спонсирующую проект, считает, что исследования должны быть продолжены.

Разработка и запуск аппарата обошлись заказчикам в 4 миллиона долларов. В 2001 году Planetary Society и Росавиакосмос в первый раз попытались отправить Солнечный парус в космос, и тоже неудачно.

2. Космические программы России и СНГ

На смену "Шаттлу" придут "Буран" и "Клипер"

7.06.2005

В случае необходимости реанимировать российский проект запусков многоразовых космических кораблей "Буран" вполне возможно. Такое мнение высказал во вторник в ходе интернет-брифинга заместитель главы Роскосмоса Александр Медведчиков.

"Если появятся задачи, которые будут по-плечу этой системе, я думаю, что можно будет и реанимировать", - сказал он. "На мой взгляд, эта система существенно лучше, чем "Шаттл", поскольку "Шаттл" может работать только в связке с конкретным носителем. А идеология проекта "Энергия-Буран" гораздо практичнее - ракета-носитель "Энергия" сама по себе, а космический челнок "Буран" - сам по себе", - продолжил Медведчиков.

По его мнению, "Буран" просто обогнал свое время. "Мы несколько преждевременно создали эту систему. Она обогнала свое время, так как тогда просто не было таких масштабных задач, которые можно было бы решить с помощью подобной системы", - добавил замглавы Роскосмоса.

Медведчиков также считает, что в случае выхода США из программы МКС Россия сможет развивать станцию с помощью создаваемого сейчас нового корабля "Клипер". "Вы знаете, мы тоже смотрим вперед. В России ведутся разработки отечественного многоразового космического корабля "Клипер" и поэтому, если что-то произойдет и США выйдут из программы, мы к этому будем подготовлены", - сказал он.

Об этом сообщает РИА "Новости".

Путин и Назарбаев начали строить космический комплекс

3 июня 2005 г.

На космодроме Байконур президенты России и Казахстана приняли участие в церемонии закладки первого камня в основание будущего космического комплекса "Байтерек".

На вопрос Назарбаева о том, насколько оптимальным является выбранное место для будущего комплекса, руководитель Государственного космического центра имени Хруничева Александр Медведев ответил, что "место - лучшее, поскольку весь Байконур был просмотрен и выбиралась оптимальная площадка, подходящая для запусков".

В тот же день Путин и Назарбаев около получаса провели в монтажно-испытательном корпусе на 92-ой площадке космодрома Байконур, осмотрев его устройство и космические аппараты, которые в нем собирают.

"Этот корпус - единственный в мире, таких нигде, ни у кого нет", - отметил глава Роскосмоса Анатолий Перминов, который провел экскурсию для глав государств. Он также рассказал, что корпус занимает площадь около семи тысяч квадратных метров и имеет объем 200 тысяч кубических метров. "Корпусов такой величины нет и в США", - подчеркнул глава Роскосмоса.

По его словам, "здесь уровень чистоты как в хорошей операционной, постоянно поддерживается определенная температура и влажность, что позволяет производить любые операции как с ракетами, так и с космическими аппаратами". Затем президенты отправились в домики Сергея Королева и Юрия Гагарина на жилой площадке номер два космодрома. В настоящее время в этих зданиях находятся музеи.

Подробнее о визите Путина и Назарбаева на 50-летие Байконура

Казахстан разработал платформу для спутников под ракетные комплексы "Зенит" и "Ангара"

3 июня 2005 г.

Институт космических исследований Казахстана разработал платформу для коммерческих спутников под российские ракетные комплексы "Зенит" и "Ангара" и разгонные блоки "Фрегат". Масса спутников на базе платформы составляет 550-700 кг, стоимость - от $53 млн. до $62 млн. "Стоимость аппаратов может быть снижена в два раза, если спутник пойдет в серийное производство", - сообщил заместитель директора Института космических исследований РК Багдат Суйменбаев.

На его базе может быть построен спутник связи, метеоспутник или другой аппарат со сроком жизни до 7,5 лет. В этом случае достигается оптимальное соотношение его стоимости со скоростью морального устаревания его оборудования.

В 2007 году на МКС установят российский лабораторный модуль

3 июня 2005 г.

Новый российский сегмент МКС будет доставлен на станцию в 2007 году. Такое заявление сделал глава Роскосмоса Анатолий Перминов во время визита президентов России и Казахстана на Байконур, посвященного юбилею космодрома.

Новый сегмент представляет собой "научный" модуль и станет третьим крупным российским блоком МКС. Он сконструирован на основе функционально-грузового блока ФГБ-2, разработка которого началась еще в 1995 году. Как сообщил Александр Медведев, руководитель ГКЦ имени Хруничева, сейчас модуль готов на 70 процентов.

Россия представит марсианскую станцию в натуральную величину на авиасалоне в Ле Бурже

9 июня 2005 г.

Марсианскую станцию в натуральную величину можно будет увидеть в павильоне Федерального космического агентства во время проведения авиационно-космического салона "Париж Аэрошоу 2005" в Ле Бурже.  "Сама станция имеет небольшие габариты, и также как беспилотный летательный аппарат для дистанционного зондирования Земли, который, как и станция, тоже изготовлен в НПО имени Лавочкина, будет представлена в масштабе 1:1", - рассказал официальный представитель Роскосмоса Вячеслав Давиденко.

РКК "Энергия" выставит для ознакомления пилотируемый космический корабль "Клипер", модуль кабины и агрегатно-бытовой отсек корабля. "Посетители МАКС-2005, по всей видимости, смогут ознакомиться с макетом "Клипера" в натуральную величину, а на салоне в Ле Бурже макеты будут иметь уменьшенные размеры", - уточнил представитель Роскосмоса.

НПО "Энергомаш" имени академика Глушко представит ракетные двигатели РД-170, РД-180, РД-191, РД-253, информационные материалы к ним, фотографии отечественных ракет-носителей и ЖРД.

Источник: NEWSru.com

Первые шаги нового руководства РКК «Энергия»

16 июня 2005 г.

Создание шестиместного многоразового корабля "Клипер" позволит снизить себестоимость вывода на орбиту космонавтов по сравнению с используемыми сейчас российскими кораблями "Союз" и американскими шаттлами. Об этом заявил новый глава РКК "Энергия" Николай Севастьянов.

Говоря о типе ракеты для нового космического корабля, он отметил, что выбор, видимо, будет сделан в пользу модернизированной ракеты "Союз-2". Это позволит запускать "Клипер" с Байконура и Плесецка и в перспективе - со стартовой площадки Куру во Французской Гвиане. Вместе с тем, Севастьянов уточнил, что окончательный выбор носителя будет сделан позже, после тщательного изучения всех составляющих проекта.

Как сообщил ведущий конструктор "Клипера" Владимир Данеев, облик и многие технические аспекты корабля уже проработаны. По его словам первый непилотируемый испытательный запуск "Клипера" назначен на 2011 год, а всего таких полетов будет, как минимум, два. Первый пилотируемый полет будет совершен в 2012 году. В автономном полете "Клипер" сможет находиться до 15 суток, а в составе орбитальной станции, например МКС, до 360 суток.

Путин ратифицировал закон о Байконуре

21 июня 2005 г.

Путин 20 июня ратифицировал закон, предусматривающий российское присутствие на Байконуре до 2050 года. Закон о ратификации российско-казахстанского соглашения о совместном использовании космодрома был принят Госдумой 25 мая и одобрен Советом Федерации две недели назад.

Кроме аренды космодрома, за которую России предстоит выплачивать 115 миллионов долларов ежегодно, в договоре упомянуты разностороннее сотрудничество по экологическим вопросам и создание совместного ракетно-космического комплекса "Байтерек" на основе российских ракет "Ангара". Его строительством займется российское предприятие ГКНПЦ имени Хруничева, и, предположительно, комплекс будет готов к 2008 году.

До недавнего времени основным документом, определяющим статус космодрома, было соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписанное главами государств в 1994 году. Упомянутый в нем срок аренды - до 2014 года - был продлен в 2004 году, но только сейчас все положения нового договора официально вступают в силу.

3. «Международное сотрудничество»

ESA поддержит российский проект по созданию многоразового космического корабля "Клипер"

14 июня 2005 г.

Европейское космическое агентство (ESA) намерено поддержать российский проект по созданию многоразового космического корабля "Клипер". Такое заявление сделал 10 июня в Москве в ходе переговоров глав европейского и российского агентств руководитель директората пилотируемых программ, микрогравитации и исследований Даниэль Сакотт. По его словам, план сотрудничества ESA и Роскосмоса будет представлен совету министров ESA в декабре 2005 г. По словам главы ESA Жан-Жака Дордена, ESA привлечет к участию в этом крупномасштабном проекте космические агентства других стран.

Заместитель руководителя Роскосмоса Н.Моисеев отметил, что система "Клипер", ракета космического назначения, стартовый и технические комплексы будут разрабатываться с дальнейшей возможностью эксплуатации корабля как на территории России, так и в Гвианском космическом центре. При этом глава Роскосмоса Анатолий Перминов подчеркнул, что этот космический корабль будет использоваться в структуре МКС и проектах, связанных с освоением Луны и Марса. Стороны отметили, что придание проекту международного статуса позволит произвести первый полет нового пилотируемого корабля не позднее 2011 г. Ранее А.Перминов сообщал, что полеты "Клипера" могут начаться после 2012 г.

Источник: CNews.ru

На Луне будут искать воду с помощью российского прибора, установленного на американском "разведчике"

17 июня 2005 г.

"На американском лунном орбитальном аппарате Lunar Reconnaissance Orbiter (Лунный орбитальный разведчик)  будет установлен российский прибор ЛЕНД, с помощью которого ученые планируют найти лед на полюсах Луны", - сообщил Игорь Митрофанов, заведующий лабораторией Института космических исследований РАН, где создается ЛЕНД.

Новый прибор является модифицированным вариантом установленного на американском орбитальном аппарате Odysseus нейтронного детектора ХЕНД, который уже 4 года исследует наличие воды под поверхностью Марса.

"На Луне вода в виде льда теоретически может существовать только на полюсах - в кратерах, куда не доходит солнечный свет и возникают так называемые холодные ловушки. Но чтобы исследовать эти маленькие ловушки диаметром всего в несколько десятков километров, необходимо скомбинировать ХЕНД с телескопическими приборами, которые с большой точностью "привязали" бы зарегистрированные нейтроны к кратерам Луны", - пояснил Митрофанов. Малое количество нейтронов является признаком наличия льда.

"На "разведчике" будут установлены еще 5 американских приборов, работа которых будет связана с функционированием ЛЕНДа", - рассказал профессор Мэрилендского университета, академик Роальд Сагдеев. Так, один из приборов будет составлять температурную карту Луны, чтобы определить участки с минимальной температурой. "При создании аппарата был использован комплексный подход, когда каждый прибор по своим функциям дополняет другой", - отметил академик.

Участки, где будет обнаружена вода, в дальнейшем могут стать местом строительства баз для землян. "На постоянно освещенных Солнцем участках Луны в нескольких десятках километров от затененных кратеров можно будет установить солнечные генераторы, которые будут вырабатывать энергию для превращения льда в водородное топливо для межпланетных кораблей", - пояснил Митрофанов.

Двигатели для марсианской ракеты Россия и США будут разрабатывать вместе

20 июня 2005 г.

На Аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже глава Роскосмоса Анатолий Перминов сообщил о том, что Россия и США сейчас рассматривают возможность совместной организации экспедиций на Луну и на Марс. И если договоренность будет достигнута, то немаловажной частью этого проекта будет совместная разработка новых двигателей для ракет, способных отправить пилотируемый космический корабль к Луне и к Марсу. Поскольку без соответствующих двигателей, никакой космический корабль никуда не полетит.

Кроме того, на салоне в Ле-Бурже обсуждалась уже существующая программа поставки в США российских ракетных двигателей РД-180, которые используются в американских ракетах Atlas (они выводили в космос сначала ракеты Atlas 3, а теперь - новые ракеты Atlas 5).

текст: Е. Волынкина

(по материалам SpaceDaily)

Роскосмос получил от NASA приглашение на участие в лунной программе

22 июня 2005 г.

Федеральное космическое агентство получило от NASA официальное приглашение на участие в лунной программе. Как сообщил руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов, российская сторона в настоящее время рассматривает это предложение. Планируется, что в сентябре-октябре 2005 г. в ходе встречи руководителей российского и американского космических агентств данный вопрос будет рассмотрен более детально.

В соответствии с программой США дальнейшего освоения космического пространства, к 2020 г. Соединенные Штаты планируют сделать Луну стартовой площадкой для полетов к другим планетам, в том числе к Марсу. С 2015 г. должны начаться регулярные пилотируемые полеты на Луну.

4. Шаттлы

"Шаттлы" в случае аварии на старте смогут садиться во Франции

9 июня 2005 г.

На этой неделе состоялось подписание соглашения между правительствами США и Франции об организации запасного аэродрома для "шаттлов" в случае аварии во время запуска. По условиям этого соглашения, посадочная полоса для "шаттлов" будет подготовлена на базе французских ВВС Istres на юге Франции.

Упомянутое соглашение распространяется на запуски "шаттлов", отправляющихся к МКС. Посадочная полоса французской военной базы Istres будет использована в том случае, если "шаттл" из-за каких-то неполадок во время запуска не сможет достичь заданной околоземной орбиты и не сможет дотянуть до посадочной полосы на территории США.

В соответствии с этим соглашением правительство США получило право перед запусками "шаттлов" размещать на базе Istres соответствующее американское оборудование и американский персонал, проводить на базе мониторинг метеоусловий и, в случае необходимости, обеспечивать поисковые и спасательные работы.

(по материалам NASA)

Шаттл Discovery готов к полету

10 июня 2005 г.

Специальная инспекционная комиссия разрешила запуск шаттла Discovery,. По мнению специалистов, самые необходимые меры для обеспечения безопасности экипажа приняты. Запуск челнока намечен на период с 13 по 31 июля.

Не перенесут ли запуск снова?

16 июня 2005 г.

15 июня на космодроме на мысе Канаверал была повторно проведена операция по доставке "шаттла" Discovery на стартовую площадку 39B. Напомним, что Discovery уже побывал на этой стартовой площадке и простоял на ней с 7 апреля по 27 мая. Потом его вернули обратно в корпус вертикальной сборки для замены внешнего топливного бака.

Пока запуск Discovery назначен на 13 июля, но более точную дату руководство NASA назовет 29-30 июня после проведения совещания по готовности "шаттла" к полету. Если же запуск Discovery по каким-то причинам не состоится в назначенный день, то откладывать старт можно будет вплоть до 31 июля. Следующее окно запуска откроется только в сентябре.

(по материалам NASA)

В NASA так и не смогли решить вопросы безопасности шаттлов

28 июня 2005 г.

(NASA, несмотря на напряженную работу, так и не удалось устранить основную угрозу безопасности шаттлов. Такое мнение выразила в понедельник на своем последнем публичном заседании рабочая группа по подготовке американских космических кораблей многоразового использования к запускам после катастрофы "челнока" Columbia.

По заключению экспертов группы, которую возглавляют бывшие астронавты Томас Стаффорд и Ричард Кови, NASA по-прежнему не может исключать отрыва от внешнего топливного бака шаттла при его старте кусков теплоизоляции и льда, способных повредить обшивку корабля и привести к его гибели.

Директор NASA Майкл Гриффин на прошлой неделе признал, что риск катастрофических повреждений при предстоящем запуске шаттла Discovery сохранится. В интервью газете The Huston Chroncle Гриффин отметил, что инженерам удалось значительно снизить угрозу, которую представляют для шаттла на старте отрывающиеся обломки.

В эти дни местом его работы является космодром на мысе Канаверал (штат Флорида), где специалисты инспектируют усовершенствования, внесенные в конструкцию Discovery для повышения безопасности. По словам Гриффина, он еще не принял окончательного решения о запуске шаттла к Международной космической станции, который планируется ныне на период с 13 по 31 июля.

В случае, если июльский запуск будет отменен, следующее "окно возможностей" откроется в сентябре.

Источник: NEWSru.com

Майкл Гриффин: несмотря на критику, старт шаттла не отменят

30 июня 2005 г.

Майкл Гриффин, глава NASA, заявил, что шаттл Discovery отправится в космос через 15 дней, несмотря на замечания членов контрольной комиссии. По словам Гриффина, все предложения комиссии заслуживали внимания, но целью космического агентства было сократить риск до приемлемого уровня за короткое время, и оно с этим справилось.

Напомним, независимая комиссия пришла к выводу, что из 15 рекомендаций по улучшению безопасности шаттла выполнены только 12. Хотя эксперты отметили, что вероятность аварии заметно снизилась, шаттлу может понадобиться ремонт на орбите, тогда как необходимое оборудование подготовить не успели.

По предварительным данным, полет намечен на 13 июля.

МКС подготовили к встрече с шаттлом

30 июня 2005 г.

Высота орбиты МКС увеличена на 2,3 километра. Теперь средняя высота орбиты МКС составляет 351 километр. Маневр по коррекции орбиты был проведен для приема на МКС американского шаттла, старт которого намечен с 13 по 31 июля. Руководство НАСА 1 июля официально объявит точную дату возобновления полетов шаттлов к МКС.

5. Американская космическая программа

Глава NASA пообещал обеспечить полет на Марс

1 июня 2005 г.

Новый руководитель NASA, Майкл Гриффин, заявил, что астронавты вскоре действительно смогут вернуться на Луну и слетать на Марс. По его словам, нынешнего уровня финансирования достаточно, чтобы реализовать масштабные планы по освоению других планет, сформулированные в прошлогоднем программном выступлении президента Буша.

Согласно Гриффину, количество средств, выделенных NASA за последние 16 лет, сравнимо - если учитывать инфляцию - с тем, которое космическое ведомство получило за первые 16 лет своего существования, когда в рамках проекта Apollo на Луну смогли отправиться несколько экпедиций. Однако, сказал он, подготовка к высадке человека на Марсе едва ли уложится в сравнимые сроки.

Важным, но непродолжительным этапом "возвращения в большой космос" Гриффин считает "реабилитацию" шаттлов.

Американцы пересмотрят планы строительства МКС

15 июня 2005 г.

На Международном аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже директор NASA Майкл Гриффин заявил о том, что в ближайшие месяцы необходимо серьезно пересмотреть программу строительства МКС и связано это с тем, что американцы намерены к 2010 году вывести из эксплуатации "шаттлы", которые до сих пор были основной "тягловой силой" при доставке на МКС новых модулей и строительных элементов.

После катастрофы "шаттла" Columbia космические челноки не летают уже почти два с половиной года, так что график строительства станции уже давно сорван. Новый план Майкл Гриффин надеется составить, согласовать и утвердить к октябрю этого года. По идее, для выполнения всех ранее запланированных строительных работ к МКС нужно отправить 28 экспедиций "шаттлов". Но самих "шаттлов" осталось только три штуки (Discovery, Atlantis и Endeavour), и американцы физически не успеют качественно подготовить их к полетам за оставшееся время.

Кроме того, США обеспокоены тем, что они вложили в проект МКС больше всех денег, а научная отдача от станции может оказаться совершенно неадекватной потраченным миллиардам, поскольку на станции вот уже давно работают только два человека и сколько это будет продолжаться, пока неизвестно.

NASA не уйдет с МКС до 2010 года

16 июня 2005 г.

Новый глава NASA Майкл Гриффин подтвердил, что США не выйдут из программы строительства Международной космической станции до 2010 года. Об этом сообщил руководитель "Роскосмоса" Анатолий Перминов.

Кроме того, по его словам, NASA определилось с количеством полетов шаттлов к МКС, хотя дату первого после длительного перерыва запуска космического корабля Discovery Гриффин обещал назвать 1 июля. "Только 1 июля будет известно, стартует ли шаттл 14 июля", - отметил Перминов.

NASA решает, какие части МКС останутся на земле

24 июня 2005 г.

Очевидно, что до окончания срока своей эксплуатации (в 2010 году) "шаттлы", которых осталось только три штуки, не успеют забросить на МКС все ранее запроектированные конструкции. Сейчас, по словам нового главы NASA Майкла Гриффина, специалисты агентства как раз работают над тем, чтобы определить, какова будет окончательная конфигурация МКС, точнее, какой ее реально можно будет сделать. А после того, как эта работа будет закончена, будет опубликован список того, что, скорее всего, останется на земле.

Глава NASA недоволен администрацией Буша

28 июня 2005 г.

Глава NASA Майкл Гриффин заявил, что представления руководства США о стратегических интересах страны препятствуют развитию космического ведомства, пишет Washington Times. По его словам, администрация Буша склонна доверять космические разработки сторонним компаниям, тогда как освоение космоса - дело государственной важности.

Гриффин утверждает, что NASA следует привлекать к разработкам международное сообщество ученых, но не другие корпорации. При этом серьезные решения должны приниматься только внутри агентства. "Политика NASA не должна обсуждаться с кем-либо извне. Предметом обсуждения могут быть отдельные задачи", - заявил он.

За два месяца работы Гриффин успел внести существенные изменения в работу Национального агентства по аэронавтике и космическим исследованиям. Новый руководитель поддержал намерение президента США сделать приоритетной задачей освоение Луны и планет и потребовал завершить разработку альтернативы шаттлам как можно быстрее. В начале июня многие сотрудники NASA были уволены.

6. Коммерциализация космоса

Роскосмос: полет третьего космического туриста может состояться уже осенью

2 июня 2005 г.

Полет третьего космического туриста - американского бизнесмена и ученого Грегори Олсена на МКС может состояться уже осенью 2005 г. В настоящее время Г.Олсен проходит обучение в Центре подготовки космонавтов им.Ю.Гагарина в Звездном городке.

Как отметили в пресс-службе, в настоящее время Г.Олсен находится в "превосходном" медицинском и функциональном состоянии. В соответствии с графиком полетов по программе строительства МКС на 2005-2006 гг., представленным NASA в марте 2005 г., запуск ТПК "Союз ТМА-7" с экипажем двенадцатой экспедиции к МКС состоится, предположительно, 27 сентября 2005 г.

Напомним, что Роскосмос (ранее Российское авиакосмическое агентство), Ракетно-космическая корпорация (РКК) "Энергия" им.С.П.Королева и компания Space Adventures 18 июня 2003 г. объявили о продаже двух мест для полета на МКС в 2004-2005 гг. В июне 2004 г. третий космический турист Г.Олсен в июне 2004 г. был снят с предполетной подготовки по медицинским показаниям.

Решение об отказе в полете по заключению медицинской комиссии было также принято в августе 2004 г. в отношении президента корпорации "Строймонтаж" Сергея Полонского. В мае 2004 г. компания Space Adventures объявила о начале работ по подготовке полета первого японского космического туриста на МКС.

7. Гонка вооружений

Орбитальный дартс

16 июня 2005 г.

Суть проекта, получившего название Rods from God ("Стрелы бога"), сводится к следующему. На низкую орбиту выводятся два спутника, один из которых обеспечивает управление, а второй несет боеприпасы. Стрелы при диаметре около 30 сантиметров могут достигать в длину шести метров. Получив команду с Земли, управляющий спутник отдает приказ на сброс одной из стрел, которая примерно через пятнадцать минут скоростного падения поражает цель. Взрывчатка при этом не применяется, а разрушение объекта (в том числе и находящегося под поверхностью) достигается за счет использования огромной кинетической энергии, которую снаряд набирает за время падения. Такие стрелы будут защищены специальным покрытием, предотвращающим сгорание при движении в атмосфере со скоростью до 11 км/с.

Вывод двух спутников вместо одного должен снизить расходы на "перезарядку" системы Rods from God, поскольку в этом случае не придется повторно запускать на орбиту управляющее оборудование. Впрочем, по мнению ряда экспертов, подобный военный комплекс будет очень сложно реализовать на практике. Во-первых, большая масса снарядов сделает их доставку на орбиту очень и очень дорогой. А, во-вторых, для обеспечения должной зоны покрытия придется запустить далеко не одну пару спутников. Так или иначе, даже если проект Rods from God и получит "зеленый свет", произойдет это не ранее чем через пятнадцать лет.

8. Текущая информация

Ракета-носитель "Союз-У" с космическим аппаратом "Фотон-М2" стартовала с Байконура

1 июня 2005 г.

Ракета-носитель "Союз-У" с космическим аппаратом научного назначения "Фотон-М2" 31 мая в 16:00 мск стартовала с космодрома Байконур. "Фотон-M2" массой около 6 тыс. 500 кг разработан и изготовлен специалистами Государственного научно-производственного ракетно-космического центра "ЦСКБ-Прогресс" (г.Самара) по заказу Роскосмоса.

В течение 16-суточного полета на КА будут выполняться эксперименты, подготовленные российскими предприятиями и организациями: ЦНИИ машиностроения (г.Королев, Московская обл.), КБ общего машиностроения (г.Москва), Институтом медико-биологических проблем (г.Москва) и Самарским государственным аэрокосмическим университетом (г.Самара). В соответствии с долгосрочной программой международного сотрудничества Роскосмоса, на КА "Фотон-М2" установлено также научное и экспериментальное оборудование Европейского космического агентства и Немецкого центра по аэрокосмонавтике.

Источник: CNews.ru

На МКС ученые будут ловить магнитом невидимую антиматерию космоса

7 июня 2005 г.

На Международной космической станции установят сверхпроводящий супермагнит, с помощью которого ученые намерены "поймать" темную материю, антиматерию и космические лучи, сообщил директор Научно-исследовательского института ядерной физики (НИИЯФ) МГУ им. Ломоносова Михаил Панасюк.

В эксперименте AMS-02 (Alpha Magnetic Spectrometer) ученые из США, России, Европы и Китая ставят триединую цель - поиск антивещества, поиск темной материи и измерение космических лучей, сказал Панасюк. "Сложный семитонный прибор, сердцем которого является сверхпроводящий магнит, планируется отправить на МКС в 2008 году", - уточнил он.

Чувствительный прибор, по его словам, способен уловить элементарные частицы антигелия. Аппарат диаметром около 2 м и высотой около 3 м, который создается в европейском ядерном центре ЦЕРН в Женеве, доставят на орбиту шаттлом и установят на внешней поверхности станции с помощью автоматического манипулятора. Предполагается, что AMS проработает в космосе не менее 3 лет.

Первичная обработка информации будет проводиться самим прибором, где центральный компьютер продублирован 16 раз, затем данные через компьютер МКС будут сбрасываться в NASA, оттуда в ЦЕРН, а потом в региональные центры, в том числе и в МГУ".

Источник: NEWSru.com

В Тихом океане затоплен "Прогресс М-52"

16 июня 2005 г.

В 4:02 четверга был успешно сведен с орбиты и затоплен в Тихом океане космический корабль "Прогресс М-52", груженный мусором. Корабль был отстыкован от Международной космической станции в 00:16 мск. В 3:16 мск выработавшему свой ресурс грузовику с помощью его собственных двигателей был придан последний и единственный тормозной импульс.

Фрагменты "Прогресса", не сгоревшие в плотных слоях атмосферы, приводнились на "кладбище космических кораблей", находящемся на 40-й параллели в Тихом океане, неподалеку от острова Рождества. В этом районе в феврале 2000 года после 15 лет службы закончила свое существование российская станция "Мир".

"Прогресс" отправился к МКС, на борту - вода, белье и оборудование

19 июня 2005 г.

В ночь на 17 июня грузовой корабль "Прогресс" был выведен на расчетную орбиту. Грузовик доставит на МКС продукты, средства противопожарной защиты, медицинское оборудование, свежее белье и средства личной гигиены космонавтов. Кроме того, корабль доставит на станцию запас топлива для двигателей ориентации, питьевую и техническую воду и научное оборудование. Общая масса груза составит около 2,5 тонн. Грузовик был запущен с помощью ракеты-носителя среднего класса "Союз-У", которая стартовала с Байконура в 03:09.

19 июня около 04:40 мск прошла стыковка транспортного грузового корабля "Прогресс М-53" МКС. Предполагалось, что она произойдет в полностью автоматическом режиме. Однако на завершающей стадии случилась внештатная ситуация -  на последних минутах причаливания оборвался канал связи. Экипажу МКС было рекомендовано перейти на ручной режим стыковки. Ее осуществил российский космонавт Сергей Крикалев, который и "довел" процесс.

Часть 2. Перспективные зарубежные разработки

1. Планы по Марсу

Марс приближается, пора запускать новый марсианский зонд

1 июня 2005 г.

Земля и Марс периодически сближаются и удаляются друг от друга, и период этот составляет около двух лет. В последний раз такое сближение произошло в августе 2003 г. Ближайшее противостояние должно наступить 31 октября 2005 г. Сейчас расстояние между Землей и Марсом сокращается со скоростью 37,7 тыс. км/час.

Периоды сближения Марса и Земли можно использовать для отправки на Красную планету исследовательских зондов (тогда их полет займет около полугода). Именно это и было сделано во время прошлого противостояния: 2 июня 2003 г. к Марсу отправился европейский зонд Mars Express, 10 июня - американский марсоход Spirit, а и 7 июля - его копия марсоход Opportunity. Первый вышел на околомарсианскую орбиту 24 декабря 2003 г., а марсоходы совершили посадку на поверхность Марса, соответственно, 4 и 25 января 2004 г.

На этот раз отправить исследовательский корабль к Марсу собирается только NASA. Это будет орбитальный зонд Mars Reconnaissance Orbiter (MRO). Его старт намечен на 10 августа 2005 г. Если все пойдет по плану, то на орбиту Марса он выйдет в марте 2006 г.

(по материалам SpaceDaily)

Наш комментарий: только НАСА, говорите? Напомним вам  интервью конструктора советского марсохода Руслана Комаева, данное им в 2002 году: «отправлять космические аппараты на Марс можно только через промежуток в два года, и тут важно все вовремя подготовить к строго определенным срокам. К следующему, 2003 году, мы это сделать уже не успеем. Но в 2005-м обязательно, в любом случае, надо "марсианский" проект запустить». Что ж, еще не поздно! Марсоход уже готов, осталось только совершить необходимые политические изменения – путь к красной планете лежит через красную революцию.

Аппарат "Феникс" полетит на Марс в 2007 году

6 июня 2005 г.

NASA продолжает работу по запуску на ледяной северный полюс Марса спускаемого аппарата, который будет искать воду и возможные следы жизни. Планируется, что спускаемый аппарат "Феникс Марс" приземлится в марсианской Арктике в мае 2008 года. Аппарат при помощи руки-манипулятора проникнет вглубь ледяного покрова и соберет образцы грунта для анализов.

Ученые надеются, что миссия "Феникс" прольет свет на геологическую историю воды на красной планете и поможет выяснить, существовали ли во льду микроорганизмы.

В ближайшие два года ученые испытают космический корабль, а также выберут место посадки в северных широтах на основе данных, собранных орбитальным разведывательным аппаратом, который будет запущен в августе.

"Феникс" стартует с Космического центра Кеннеди в августе 2007 г. и приземлится на Марсе девять месяцев спустя.

Источник: NEWSru.com

Марсианские микробы представляют опасность для космонавтов, которые отправятся на Красную планету

22 июня 2005 г.

До того как США отправят человека на Марс, необходимо удостовериться, что там не существует опасных форм жизни. Такое мнение высказала экспертная комиссия NASA. По мнению экспертов, единственным надежным способом провести такую проверку была бы отправка робота на Марс с возвращением его на Землю. Но на реализацию этого проекта может уйти более 10 лет, пишет New Scientist.

В январе 2004 года президент Буш объявил о планах возобновить полеты астронавтов на Луну к 2015 году и организовать полет человека на Марс. В ответ на это аналитическая группа программы NASA по исследованию Марса опубликовала в июне этого года доклад о тех исследованиях, которые необходимо провести для того, чтобы обеспечить полную безопасность астронавтов в ходе этой миссии.

Другими сферами исследования экспертной комиссии являются:
- Исследование тонкодисперсной пыли на поверхности Марса. Эта пыль может создать проблемы и для техники, и для людей.
- Изучение динамики верхних слоев марсианской атмосферы, что крайне важно для безопасного снижения и посадки космического корабля.
- Поиск источников воды на Марсе, которые могут использоваться будущими исследователями. Из воды можно получить кислород для дыхания и водород для топлива.

Работы по этим трем направлениям ведутся в рамках существующих планов исследований Марса. Марсоходы Spirit и Opportunity уже собрали информацию о марсианской пыли. Новую информацию удастся получить с помощью новых подобных аппаратов - Mars Science Laboratory и Phoenix.

2. Марсоходы

Марсоход Opportunity потихоньку выползает из песка

2 июня 2005 г.

Прошло больше меяца с тех пор как марсоход Opportunity, пытаясь преодолеть песчаную дюну высотой 30 см и длиной 2,5 м, застрял в сыпучем марсианском песке по самые оси. Для поиска путей его освобождения специалисты NASA смоделировали всю эту ситуацию в лаборатории с использованием копии марсохода и "копии" марсианского песка (смесь земного песка, порошка диатомита и известково-глиняной пудры). После этого марсоходу начали давать команды о кратковременном включении двигателей колес.

Дело пока продвигается очень медленно, но прогресс есть. Колеса сильно пробуксовывают, но марсоход потихоньку движется вперед. Колеса накрутили уже около 65 метров, а Opportunity сдвинулся на 35 см. Специалисты ЦУПа стараются не торопиться: каждый день колеса "проезжают" примерно 12 м, а марсоход в результате этой деятельности продвигается на 6 см. Так что можно надеяться, что через месяц-полтора Opportunity выползет.

(по материалам SpaceDaily)

Марсоход Opportunity освободился из песчаного плена

6 июня 2005 г.

Специалистам Лаборатории реактивного движения NASA удалось вновь "оживить" марсоход Opportunity, застрявший на пять недель в одной из песчаных дюн Марса. Более месяца потребовалось управлявшим Opportunity инженерам, чтобы, после серии осторожных маневров, вывести марсоход на запланированный маршрут.

С января 2004 года Opportunity удалился от места посадки на три километра, его "близнец" Spirit - более чем на четыре. Первоначально миссия марсоходов была рассчитана всего на три месяца, но они по-прежнему находятся в рабочем состоянии и передают на Землю огромные объемы ценной информации. Некоторые данные дают ученым основания утверждать, что в далеком прошлом на Марсе была вода.

3. Марсианские орбитальные аппараты

"Марс-Экспресс": загадочные каналы прорезаны потоками воды

3 июня 2005 г.

Детальные фотографии Марса, сделанные стереокамерой высокого разрешения HRSC, установленной на борту космического аппарата "Марс-Экспресс", позволяют сделать вывод о том, что марсианские каналы созданы потоками воды.

Полученные фото помогут изучить сложную геологическую историю Марса. Долина Ареса, один из нескольких больших каналов, сформировавшихся миллиарды лет назад, и другие данные указывают, что их источником являются большие потоки воды. Ученые полагают, что эти потоки (источником которых, мог стать лед, сохранившийся в пещерах Марса, и растаявший в ходе вулканической деятельности) прорезали каньоны в марсианских горах, постепенно разрушая скалы и унося течением мелкие частицы далеко на север, к равнине Хриза, где в 1997 году совершил посадку аппарат NASA Mars Pathfinder, с целью поисков следов воды на Марсе.

Проблемная антенна зонда Mars Express раскрылась полностью

20 июня 2005 г.

Второй ус симметричной антенны MARSIS, установленной на зонде Европейского космического агентства Mars Express, раскрылся, однако наземные службы не торопятся объявлять об успехе.

Изначально планировалось раскрыть эту антенну ещё 27 апреля 2004 года, однако в последний момент выяснилось, что возможная амплитуда раскачивания длинных усов этой антенны рассчитана неверно, так что существует риск, что MARSIS может повредить другое хрупкое оборудование на борту зонда.

4 мая 2005 года была предпринята попытка развернуть первый ус антенны. Попытка провалилась: ус не выпрямился, очевидно, вследствие слишком продолжительного пребывания в сложенном виде в условиях предельно низких температур межпланетного пространства.

14 июня в 11:30 по Гринвичу наземным службам удалось заставить раскрыться и второй ус симметричной антенны. Более того, Mars Express сразу же развернули так, чтобы антенна полностью оказалась под солнечными лучами, и затем изменяли положение зонда таким образом, чтобы раскрывающийся ус описал дугу в 180o.

Предполагается, что длительного разогрева должно хватить, для того чтобы антенна распрямилась полностью и без проблем. Произошло это, или нет, станет ясно после изучения данных с гироскопов аппарата. Если всё пойдёт нормально, то 17 июня будет проведена операция по раскрытию асимметричной антенны, выполняющей вспомогательную роль.

4. Луна

На индийском лунном зонде будут работать три европейских прибора

29 июня 2005 г.

В 2007-2008 годах Индия собирается отправить к Луне свой первый исследовательский зонд Chandrayaan-1. На его борту будут установлены три европейских прибора (официальное соглашение об этом было недавно подписано):

-                   Рентгеновский спектрометр Chandrayaan Imaging X-Ray Spectrometer, разработанный Лабораторией Резерфорда (Великобритания). Он работает с рентгеновским излучением с энергией в диапазоне 0,5-10 кэВ. Для определения содержания различных химических элементов в поверхностном слое лунного грунта в нем используется метод рентгеновской флуоресценции.

-                   Инфракрасный спектрометр Near Infra-Red (IR) Spectrometer, работающий с ближнем ИК-диапазоне длин волн. Он разработан в Институте им. Макса Планка (Германия). Этот спектрометр опять же будет измерять содержание различных минералов на поверхности Луны.

-                   Атомный анализатор Sub keV Atom Reflecting Analyser, предоставленный Институтом космической физики Швеции. Он был разработан в сотрудничестве с индийскими специалистами. Этот атомный анализатор будет определять химический состав летучих веществ, образующихся при ударе частиц солнечного ветра о поверхность Луны, и выявлять аномалии поверхностного магнитного поля Луны.

Кроме того, на Chandrayaan-1 будут установлены собственные индийские приборы:

- стереокамера Terrain Mapping Camera с разрешением 5 м, охватывающая на поверхности Луны полосу шириной 20 км;

- мультиспектральная камера Hyper-Spectral Imager, работающая в диапазоне длин волн от 400 до 900 нм со спектральным разрешением 15 нм, пространственным разрешением 80 м и охватом 20 км

- лазерный дальномер Lunar Laser Ranging Instrument с вертикальным разрешением 5 м.

В соответствии с подписанным соглашением, ученые Европейского космического агентства получат доступ к научным данным, которые будут поставлять европейские приборы.

Лунные тюльпаны ЕКА

29 июня 2005 г.

Один из ведущих специалистов Европейского космического агентства (ЕКА) Бернард Фоинг, участвовавший в подготовке проекта SMART-1, всерьез занимается программой освоения Луны.

По его мнению, естественный спутник Земли представляет собой великолепный полигон, на котором человечество может отработать основные принципы колонизации космоса.

Ученые уже вполне удостоверились в отсутствии жизни на Луне, однако их не оставляет навязчивая идея возвести оазисы в этой бескрайней каменистой пустыне. Речь, разумеется, пока не идет о масштабном терраформинге - до таких технологий человечеству далеко. Однако перспективы освоения Луны весьма многообещающие, поэтому ученые уделяют особое внимание созданию искусственной среды обитания для людей, которым придется работать на лунных базах. Очевидные трудности такой задачи никого не смущают: просто необходимо тщательно и осторожно подойти к решению проблемы.

Для начала коллеги Фоинга предлагают попробовать поселить на Луне колонии бактерий и проследить за тем, как микроорганизмы будут приспосабливаться к повышенной радиации и мутировать. Опытная концепция поэтапного "заселения" Луны жизненными формами носит нетривиальное название FEMME (фр. "женщина"), что расшифровывается как First Extraterrestrial Man Made Ecosystem - Первая внеземная искусственная экосистема.

На втором этапе ученые собираются перевезти на спутник Земли колонии растений, например, цветы. Цветы представляют собой отличный пример отдельной экосистемы, дающей прибежище целому ряду живых организмов.

В сотрудничестве с ботаниками из Украины и Нидерландов специалисты ЕКА кропотливо подбирают наиболее подходящие растения для подобных экспериментов. В первую очередь, требуется высокая жизнестойкость, для того чтобы перенести тяготы путешествия от Земли до Луны. Живущий в Нидерландах Бернард Фоинг обратил внимание на популярные там тюльпаны, отличающиеся завидной живучестью: их луковицы нередко замораживают и стерилизуют. Такой цветок вполне может добраться до Луны "в добром здравии", и уже там при достаточном поливе, обогреве и в искусственной атмосфере, насыщенной углекислотой, прорасти и расцвести.

По рассчетам астробиологов, первые опыты с выращиванием растений в биосферах начнутся в 2010-2015 годах. Как только земная флора приживется за пределами нашей планеты, можно будет переходить к переселению фауны.

5. Меркурий

Зонд Messenger, направляющийся к Меркурию, тестирует камеру, фотографируя Землю

2 июня 2005 г.

Исследовательский зонд Messenger отправился к Меркурию 3 августа 2004 г.. К своей цели прибудет в марте 2011 г., предварительно совершив 15 витков вокруг Солнца и несколько маневров в гравитационных полях Земли, Венеры и Меркурия. Первый такой маневр должен состояться 2 августа 2005 г, когда Messenger выполнит маневр в гравитационном поле Земли.

11 мая на зонде Messenger была в очередной раз успешно протестирована его основная фотокамера. В качестве объекта для съемки использовались Земля и Луна.

2 августа Messenger должен пролететь на расстоянии 2347 км над поверхностью Земли. Это произойдет над территорией северной Азии. В это время его смогут увидеть обладатели любительских телескопов, проживающие на всей территории России, в Европе, Японии и в Африке.

После этого облета Messenger должен будет совершить два облета Венеры - в октябре 2006 г. и в июне 2007 г., после чего он направится в сторону орбиты Меркурия.

6. Юпитер

NASA начинает подготовку к отправке космического корабля на Юпитер

2 июня 2005 г.

1 июня NASA приступило к подготовке миссии на Юпитер. Миссия носит название Juno и будет второй в рамках программе NASA под названием "Новые рубежи". В ходе полета впервые будет проведено глубокое изучение планеты-гиганта.

Космический корабль выйдет на полярную орбиту Юпитера для того, чтобы выяснить, существует ли у планеты ядро изо льда. В задачу миссии входит также определение количества воды и аммиака в атмосфере, изучения конвекции и ветра в атмосфере; исследование происхождения магнитного поля Юпитера и изучение полярной магнитосферы планеты.

Первая миссия NASA "Новые рубежи" направится к системе Плутон-Харон и другим объектам в поясе астероидов Койпера в 2014 г.

"Юнона" отправится к Юпитеру не позднее 2010 года

7 июня 2005 г.

NASA намерено не позднее 30 июня 2010 года отправить к Юпитеру исследовательский корабль Juno ("Юнона"). Как сообщается, в настоящее время миссия "Юнона" находится на стадии предварительного проектирования. Ожидается, что новый космический аппарат выйдет на полярную орбиту гигантской планеты и займется изучением магнитного поля Юпитера и построением карты ветров. Кроме того, кораблю предстоит выяснить, есть ли у этой планеты твердое ядро, а также определить содержание воды и аммиака в ее атмосфере.

7. Плутон

Аппарату New Horizons, который отправится к Плутону, предстоит новая серия предполетных испытаний

16 июня 2005 г.

В январе 2006 г. NASA собирается отправить к Плутону автоматический зонд New Horizons ("Новые Горизонты"). Этот аппарат (его вес составляет 450 кг) уже собран. Следует также отметить, что скорость полета зонда New Horizons будет очень высокой: менее чем через 9 часов после старта он достигнет орбиты Луны (400 тыс. км от Земли), а маневр в гравитационном поле Юпитера совершит через 13 месяцев после запуска.

После завершения испытаний зонд New Horizons отправят на космодром на мысе Канаверал для подготовки к запуску, который пока назначен на 11 января 2006 г. Это первый день окна запуска, которое будет "открыто" в течение 35 дней. Если запуск состоится в срок, то к Плутону New Horizons прибудет летом 2015 г.

8. Кометный зонд

Камера зонда Deep Impact плохо сфокусирована

3 июня 2005 г.

Исследовательский зонд Deep Impact приближается к комете Tempel 1. 4 июля он должен выстрелить в ядро кометы специальным снарядом весом 370 кг, сфотографировать этот взрыв и провести исследование разлетающихся обломков и стенок образовавшегося кратера. Для проведения этих работ предназначена установленная на зонде телескопическая камера высокого разрешения.

Однако результаты тестирования камеры показали, что ее оптика недостаточно точно сфокусирована. Точнее, четкость полученного изображения будет в 4 раза ниже "проектной". Таким образом, качество картинки от камеры высокого разрешения будет приблизительно таким же, как от камеры среднего разрешения.

(по материалам Space.com)

Часть 3. Научная информация

1. Луна

Зонд SMART-1 нашел на Луне кальций

10 июня 2005 г.

Европейский зонд SMART-1, который работает сейчас на орбите Луны, впервые обнаружил на Луне кальций. Открытие было сделано с помощью рентгеновского спектрометра D-CIXS, который предназначен для определения химического состава всей поверхности Луны.

Спектральные линии кальция были обнаружены в рентгеновском излучении, испускаемом поверхностью Луны в районе Mare Crisium. Также там было зафиксировано излучение атомов алюминия, кремния и железа, но о существовании этих элементов на поверхности Луны ученым уже было известно.

(по материалам Европейского космического агентства)

2. Марс

Зелёный минерал охлаждает пыл искателей жизни на Марсе

8 июня 2005 г.

Инфракрасные снимки, полученные аппаратом Mars Odyssey, показывают, что поверхность Марса в южных широтах северного полушария планеты чрезвычайно богата оливином. Это обстоятельство заставляет в очередной раз усомниться в верности гипотез о существовании в древности влажного и тёплого климата на Марсе.

Дело в том, что оливин - минерал, который образуется при очень высоких температурах и при этом очень быстро кристаллизуется в расплавленных горных породах. При более низких температурах и в присутствии воды оливин очень быстро распадается с выделением водорода.

Выделяющийся водород, реагируя с углекислым газом, изобилующим в атмосфере Марса, образует метан. Учёные предполагают, что высокое содержание метана в атмосфере планеты этими реакциями и объясняется, обрезая бритвой Оккама гипотетические микроорганизмы, которые могли бы выделять этот газ.

На Марсе обнаружены полярные сияния, но находятся они не на полюсах

10 июня 2005 г.

Европейский марсианский зонд Mars Express обнаружил на Марсе то, чего по земным меркам там быть не должно - полярные сияния. На Земле полярные сияния возникают из-за того, что заряженные частицы солнечного ветра, попадающие в верхние слои атмосферы, отклоняются магнитным полем Земли в приполярные области, а там под ударами этих заряженных частиц начинают светиться атмосферные газы. На Марсе нет внутреннего магнитного поля планетарных масштабов. Правда, есть магнитные аномалии, разбросанные по поверхности Марса. Они располагаются в местах разломов коры. Ученые считают, что это остатки того глобального магнитного поля, которое было у Марса в его молодые годы. Как бы там ни было, но "земной" механизм полярных сияний на Марсе не работает. Так что марсианское полярное сияние имеет совсем другую природу.

На зонде Mars Express, орбита которого имеет высоту 270 км над поверхностью Марса, находится ультрафиолетовый спектрограф SPICAM. 11 августа 2004 г. этот спектрограф зафиксировал на высоте 140 км над поверхностью Марса светящуюся область размером 30 км в поперечнике. Причем эта область находилась примерно на 50-м градусе южной широты. По спектральному составу это свечение соответствовало излучению возбужденных молекул моноксида углерода (СО).

По мнению ученых, механизм это свечения следующий. В местах магнитных аномалий, где линии магнитного поля выходят из поверхности Марса, электроны солнечного ветра устремляются к поверхности и теряют свою энергию при столкновении с молекулами газов тонкой атмосферы Марса. Выделившаяся при этих столкновениях энергия и возбуждает свечение атмосферных газов. Самое яркое свечение наблюдается там, где частицы солнечного ветра достигают самых плотных слоев атмосферы Марса.

Так что, без магнитного поля дело все равно не обошлось. Правда, свечение в данном случае происходит не обязательно в приполярной области. К тому же оно видно лишь в УФ-области спектра, а по интенсивности оно примерно в 100 раз меньше, чем на Земле.

(по материалам Spaceflight Now)

3. Юпитер и его спутники

Амальтея оказалась ледяной

2 июня 2005 г.

Исследовательский зонд Galileo в ноябре 2002 г. совершил облет Амальтеи на расстоянии около 160 км от поверхности этого спутника. Результаты исследования Амальтеи сильно удивили астрономов. Оказалось, что средняя плотность этого спутника меньше, чем плотность воды. То есть Амальтея должна состоять по большей части из льда, а не из скальных пород. Хотя на таком близком расстоянии к Юпитеру ученые не рассчитывали найти ледяной спутник. Можно, конечно, было предположить, что Амальтея представляет собой пористый кусок камня (отсюда и малая ее плотность). Однако анализ всей полученной информации относительно плотности, объема, формы и внутренних гравитационных напряжений, показал, что в состав Амальтеи входит довольно много льда.

Согласно существующим моделям образования планет и их спутников, в том месте, где находится Амальтея, была слишком высокая температура для того, чтобы там мог образоваться ледяной спутник.

Согласно одной из моделей формирования спутников Юпитера, чем ближе находится этот спутник к планете, тем плотнее должен быть материал, из которого он состоит. Во всяком случае, параметры четырех самых больших спутника Юпитера Ио, Европы, Ганимеда и Калисто соответствуют этой модели. Амальтея находится ближе Ио и явно не соответствует этой теории.

(по материалам Spaceflight Now

4. Сатурн и его спутники

На Титане нашли метановый вулкан

10 июня 2005 г.

Инфракрасные снимки, сделанные аппаратом "Кассини" в ходе очередного сближения с поверхностью Титана, демонстрируют нечто, чрезвычайно напоминающее вулкан. На снимках видна округлая область диаметром приблизительно в 30 км, не похожая ни на что из наблюдавшегося на поверхности других ледяных спутников Сатурна. Изучив снимки, учёные пришли к мнению, что это может быть т.н. ледяной вулкан, который, предположительно, и является одним из источников метана в атмосфере спутника.

Ранее учёные предполагали наличие некоего глобальных масштабов углеводородного океана. Однако свидетельств в пользу этой гипотезы найти не удалось ни "Кассини", ни "Гюйгенсу". А вот теория, что источником метана служат ледяные вулканы, косвенно подтверждается теоретическими моделями эволюции спутника.

По последним данным, атмосфера Титана состоит преимущественно из азота, 2-3% приходятся на метан. Одна из основных задач "Кассини" состоит ровно в том, чтобы выяснить, как в ней поддерживается соотношение газов. Поскольку она очень плотная, изучать поверхности спутника с помощью оптических камер не представляется возможным, однако инфракрасный инструментарий позволяет это сделать.

В центре предполагаемого вулкана на снимках наблюдается тёмная область, напоминающая кратер. Учёные полагают, что этот вулкан время от времени выбрасывает в атмосферу смесь водо-метанового льда и других углеводородных соединений. Теоретический источник тепловой энергии вынуждает эти вещества подниматься из глубин к поверхности и испаряться, таким образом, поставляя метан в атмосферу спутника.

Первый вулкан на Титане оказался айсбергом

14 июня 2005 г.

Аппарат Cassini обнаружил на Титане первый "холодный вулкан", но не смог найти никаких признаков метановых рек и озер. Результаты анализа фотографий, опубликованные в журнале Nature, оказались неожиданными для большинства исследователей.

На снимках, сделанных в инфракрасных лучах сквозь плотный слой облаков, разглядели темное куполообразное образование диаметром около 30 километров, поверхность которого покрыта замерзшим метаном. Скорее всего, жидкий метан поступает из "горячих" глубин планеты, затем превращается в лед на вершине горы и медленно испаряется.

Долгое время считалось, что спутник Сатурна покрыт сетью рек и озер из жидких углеводородов. В пользу этой версии говорили и первые снимки, на которых сеть резко очерченных пятен соединена темными "каналами". Анализ показал, что эти детали ландшафта неспособны отражать свет, как должны были бы вести себя метановые резервуары. Теперь исследователи считают пятна и полосы руслами исчезнувших водоемов.

Согласно одной из версий, миссия Huygens-Cassini застала "сухой период" на Титане. Извержение вулкана приводит к обильным дождям и заполнению рек, которые вскоре испаряются и исчезают.

На Титане обнаружили что-то, похожее на озеро

30 июня 2005 г.

На этом снимке поверхности Титана, сделанных зондом Cassini, несложно заметить однородное темное пятно неправильной формы с довольно ровными краями. Ученые считают, что этот объект очень похож на озеро (во всяком случае, ничего более похожего на озеро они на Титане еще не видели). Если это озеро, то в нем, конечно же, налита не вода, а какой-то жидкое углеводородное соединение.

Размеры этого предполагаемого озера - 230 км в длину и 70 км в ширину. Находится этот объект в самой холодной области Титана, где, как предполагается, больше всего выпадает осадков в виде дождей из метана. Поэтому версия наличия здесь метанового озера представляется наиболее вероятной.

Но есть и другое объяснение этому темному пятну: возможно, когда-то это действительно было озеро, но оно высохло и на его дне обнажились темные осадочные породы.

Правда, следует отметить, что во время съемки этого объекта Cassini находился не в самой лучшей для наблюдения точке. Этот же участок планируется сфотографировать во время следующих облетов Титана. Возможно, тогда удастся более точно определить происхождение этого "озера".

5. Экзопланеты

Астрономы нашли "двойника" Земли

15 июня 2005 г.

Около одной из ближайших к Солнцу звезд обнаружена планета, по многим свойствам напоминающая Землю. Будучи в 7,5 раз тяжелее и вдвое большего диаметра, она обращается вокруг красного карлика Gliese 876 в созвездии Водолея. Первые две гигантских планеты в этой системе - a и b - были открыты в 1998 и 2001 году. Gliese 876 удалена от Солнца на 15 световых лет.

Радиус орбиты новой планеты мал, и, согласно подсчетам ученых, температура на ее поверхности может достигать от 200 до 400 градусов Цельсия. Год на "новой Земле" равен примерно двум земным суткам, а продолжительность дня (то есть время обращения планеты вокруг собственной оси) пока неизвестна. Планета скорее состоит из твердого вещества, чем из газа. Об этом свидетельствуют оценки ее плотности.

У звезды Формальгаут, возможно, есть планета

22 июня 2005 г.

Астрономы, работавшие на субмиллиметровом телескопе Калифорнийского технологического института, провели исследования пылевого диска довольно известной и яркой звезды Формальгаут (ее звездная величина равна 1,3). Эта звезда находится в созвездии Южной Рыбы на расстоянии около 23 световых лет от Земли. Данные наблюдений субмиллиметрового телескопа были дополнены изображениями, полученными с помощью инфракрасного космического телескопа Spitzer на длинах волн 24, 70 и 160 мкм. На основе этих данных было получено двумерное распределение относительной плотности пылевого диска.

Итогом всей этой деятельности были два основных вывода: во-первых, геометрический центр пылевого диска смещен относительно звезды на расстояние около 8 а.е. (1 а.е. - это радиус орбиты Земли при ее движении вокруг Солнца, который равен примерно 150 млн км), а во-вторых, в пылевом диске наблюдается несимметричность и его эксцентриситет составляет 0,06. Все это указывает на то, что у звезды Формальгаут, скорее всего, имеется планета.

(по материалам SpaceRef)

6.
Сверхновые

Сверхновая звезда исчезла бесследно

8 июня 2005 г.

Астрономы обнаружили, что сверхновая звезда SN 1987A в Большом Магеллановом облаке не оставила следов после своего взрыва.

"Мы полагаем, что образовалась нейтронная звезда, но почему мы не можем ее обнаружить?", - сказал астроном Женевьева Грэйвс. Нейтронная звезда на таком расстоянии может быть обнаружена, когда она испускает радиоволны, а черная дыра - когда поглощает материю, так как материя при поглощении нагревается и излучает свет.

Возможно, нейтронная звезда существует, но излучает достаточно слабо, чтобы быть замеченной. Исследования исключили существование в окрестностях SN 1987A пульсара. Возможно, он еще не успел сформироваться, и теоретически ему может потребоваться на это от 100 до 100 тыс. лет.

В результате единственный способ, с помощью которого астрономы могли бы обнаружить ядро, состоит в том, чтобы искать свидетельства перемещения материи к черной дыре или нейтронной звезде. Но наблюдения с помощью космического телескопа Hubble пока не дают таких свидетельств.

7. Развитие жизни

Поиск экзопланет в багровых тонах

1 июня 2005 г.

Роджер Нэк астроном из Университета штата Пенсильвании выдвинул предположение, что будущим космическим миссиям, связанным с поиском обитаемых экзопланет, следует сосредоточить своё внимание не столько на химическом составе атмосфер, сколько на повышенном объёме излучения в околоинфракрасном диапазоне.

Дело в том, что на Земле растения и многие микроорганизмы, осуществляющие фотосинтез, отражают излучение в этом диапазоне (по-видимому, потому что его поглощение неизбежно привело бы к перегреву). По словам Нэка, если бы человеческий глаз был восприимчив к инфракрасному излучению, то растения "сияли" бы как металлические.

Нэк вычислил спектральную составлябщую от такого эффекта для планет, на поверхности которых в изобилии представлены водоросли, колонии бактерий и лишайники. Астроном не без основания полагает, что в древности Земля была, в основном, заселена именно такими формами жизни (самые древние окаменелые останки микроорганизмов датированы 3,5 миллиардов лет, в то время как многоклеточные организмы появились на Земле всего 580 млн. лет назад, а растения - лишь 450 млн. лет назад).

Таким образом, 80-85% времени существования биологической жизни на нашей планете пришлось на безраздельное царствование микрофлоры. Если на других планетах развитие жизни происходило и/или происходит аналогичным образом, то "багровые тона" могут стать серьёзным подтверждением существования жизни.

Пока же основными приоритетами для будущих исследований являются поиски признаков существования кислорода, метана и воды. Однако и метан, и кислород могут иметь небиологическое происхождение. Например, атмосфера спутника Юпитера Европы содержит кислород, появившийся там в результате хемосинтеза или, по некоторым гипотезам, вследствие синтеза перикиси водорода и молекулярного кислорода из молекул воды за счёт взаимодействия последних с магнитными полями спутников и Юпитера.

Поэтому тот же Terrestrial Planet Finder будет искать и "красную составляющую", и "почерк" молекул кислорода и воды. Проблема в том, что запуск TPF, изначально намеченный на 2014 год, откладывается на неопределённый срок в связи с решением нового главы NASA во что бы то ни стало отремонтировать телескоп "Хаббл". На TPF, возможно, просто не останется средств.

Петербургские ученые: жизнь на Землю могла прийти из космоса

22 июня 2005 г.

Найдены новые аргументы в пользу версии о внеземном происхождении жизни на Земле. Выяснилось, что синтез органических соединений мог проходить в открытом космосе на поверхности космических тел уже в начале формирования Солнечной системы. Молекулы могли попасть на Землю, не сгорая в атмосфере, потому что 3,5 млрд лет назад ее на Земле не существовало. К таким выводам пришли ученые Института цитологии РАH в Санкт-Петербурге.

Исследователи пришли к выводу, что синтез органических соединений мог проходить в условиях открытого космоса на поверхности космических тел уже на начальных этапах формирования Солнечной системы, там же началась и химическая эволюция - возникновение и отбор сложных молекул. К моменту образования Земли, считают петербургские ученые, химическая эволюция могла быть очень близка к той стадии, за которой следует биологическая эволюция.