ЗА НОЯБРЬ 2009 ГОДА

ЧАСТЬ 1. ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Деградация продолжается

Первый старт новой российской ракеты отложили до 2012 года

18 ноября 2009 г.

Первый старт российской ракеты-носителя нового поколения «Ангара» откладывается как минимум на год и состоится не ранее 2012 года. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на неназванный источник в космической отрасли страны. Ранее первый старт «Анагары» должен был состояться в конце 2010 - начале 2011 года.

По данным собеседника агентства, основной причиной задержки запуска является нарушение графика введения в строй стартового и технического комплексов, которые должны обслуживать новую ракету на космодроме «Плесецк». Причинами отставания являются проблемы с финансированием проекта.

При этом сама разработка новой ракеты идет по плану. Так, летом 2009 года состоялись огневые испытания универсального ракетного модуля (УРМ -1) «Ангары». Из этих модулей планируется собирать разные версии первых ступеней, которые позволят обеспечить грузоподъемность от 2 до 25 тонн. Ранее сообщалось, что к 2012 году планируется наладить массовое производство новых ракетных модулей на омском предприятии «Полет», а к 2015 году нарастить объемы до 60 модулей в год.

«Ангара» по техническим характеристикам сравнима с существующими «Прогрессами», а также легкой версией разрабатываемой в настоящее время в США ракеты «Арес» (недавние испытания этой ракеты завершились не совсем удачно). При этом тяжелая модификация американской ракеты теоретически способна выводить на орбиту 188 тонн груза.

Космонавт Михаил Тюрин раскритиковал российскую космонавтику

20 ноября 2009 г.

Космонавт Михаил Тюрин назвал будущее российской космонавтики бесперспективным. По его мнению, вся система, обеспечивающая космические полеты и развивающая новые проекты, работает неэффективно. О своем видении ситуации в космической отрасли Тюрин рассказал в обширном интервью «Новой Газете». Текст его доступен в интернете по адресу http://element114.narod.ru/Kosmos/30-12-09.html.

В интервью Тюрин, участвовавший в двух экспедициях на МКС и проведший в космосе почти год, коснулся различных аспектов российской космонавтики. В частности, он рассказал о будущем партнерства между Россией и другими государствами по проекту МКС. Космонавт заявил, что нашу страну «не берут в будущее как ненужный балласт». По словам Тюрина, другие страны, развивающие свои космические программы переняли у России необходимый опыт, нарастив при этом свой технический потенциал. Наша страна, как отметил Тюрин, за последние годы существенно отстала в техническом плане.

Комментируя возможное отсоединение российского сегмента МКС от остальной станции (такой сценарий предусмотрен в том случае, если партнеры откажутся продлевать свое участие в проекте МКС после 2015 года), космонавт отметил, что такая «мини-станция» будет нефункциональной. В отсутствие американских систем будет невозможно осуществлять адекватное управление станцией, держать непрерывную связь без помех с ЦУП и передавать на Землю большие объемы информации.

Одним из основных препятствий к развитию космических программ Тюрин назвал отсутствие системности. Россия развивала проекты орбитальных станций, не имея должного набора задач, для реализации которых были необходимы сначала «Мир», а потом МКС. Текущие эксперименты, выполняемые российскими космонавтами на борту МКС, Тюрин назвал «лабораторными работами для первокурсников».

Космонавт также рассказал о своем видении нового российского корабля, который должен прийти на смену «Союзам». Ранее заместитель генерального конструктора РКК «Энергия», главный конструктор пилотируемых комплексов Николай Брюханов объявил, что первые испытания корабля состоятся в 2015 году. Тюрин заявил, что новый космический корабль проектируется «вне всякой концепции» и сравнил его с гибридом асфальтоукладчика и болида «Формулы-1».

Слова Тюрина расходятся с официальной позицией Роскосмоса и РКК «Энергия». Представители этих ведомств недавно рассказали о глобальных планах развития космической отрасли в ближайшие годы. В частности, были озвучены намерения разработать на основе грузовика «Прогресс» космические корабли с ядерным двигателем для очистки околоземных орбит от мусора.

Коммерческие запуски

С космодрома Плесецк запустили два европейских спутника

2 ноября 2009 г.

Ранним утром 2 ноября с космодрома Плесецк в Архангельской области осуществлен успешный запуск двух европейских научных спутников.

Как сообщает «Интерфакс», ракета-носитель «Рокот» с космическими аппаратами SMOS и PROBA-2, разработанными по заказу Европейского космического агентства (ESA), стартовала в штатном режиме с космодрома в 04:51. Первый спутник, SMOS, выйдет на целевую орбиту в 6:00, а второй - в 7:50 по московскому времени.

Космический аппарат SMOS (Soil Moisture and Ocean Salinity) предназначен для проведения климатических исследований поверхности Земли и мирового океана. PROBA-2 (PRoject for OnBoard Autonomy) будет использоваться для проведения исследований по наблюдению Солнца и исследования погоды на Земле.

Новости МКС

Осколок космического мусора испортил сон космонавтам

9 ноября 2009 г.

В ночь с 6 на 7 ноября 2009 года на МКС была объявлена тревога в связи с возможным столкновением станции с космическим мусором. Позже, однако, выяснилось, что тревога ложная. Об этом сообщается в блоге космонавта Максима Сураева на сайте Роскосмоса.

По словам космонавта, тревога была объявлена в связи с тем, что в так называемой «красной зоне» вокруг станции (то есть на расстоянии менее километра от орбитального комплекса) ожидалось прохождение фрагмента размером около 5 см. Из-за высокой скорости даже небольшие куски мусора могут представлять для МКС серьезную опасность. Объект был замечен слишком поздно для совершения маневра уклонения.

В NASA рассматривался вариант перемещения команды станции в «Союзы», которые служат на МКС спасательными капсулами. Однако позже было принято решение позволить космонавтам спать на их обычных местах. В качестве предосторожности предполагалось, что экипаж будет регулярно просыпаться, чтобы получать свежую информацию от специалистов из Хьюстона.

Шаттл «Атлантис» стартовал к МКС

17 ноября 2009 г.

С космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида) 16 ноября в 22:28 по московскому времени стартовал шаттл «Атлантис». На МКС направились капитан Чарльз Хобах, пилот Барри Уилмор, а также специалисты Майк Фоурман, Роберт Сатчер, Рэнди Бресник и Леланд Мелвин. Шаттл доставит на МКС грузы и заберет на Землю астронавта Николь Стотт. Миссия продлится 11 дней, за это время астронавты трижды выйдут в открытый космос.

Шаттл «Атлантис» пристыковался к МКС

19 ноября 2009 г.

Шаттл «Атлантис» пристыковался к МКС. Стыковка состоялась в 19:41 по московскому времени и прошла в штатном режиме. Переходные люки между МКС и шаттлом были открыты в 21:28 по Москве. Шаттл доставил на станцию около 10 тонн груза.

Астронавты шаттла «Атлантис» вернулись на МКС из открытого космоса

20 ноября 2009 г.

Астронавты NASA Майк Форман и Роберт Сэтчер (, прибывшие на МКС на борту шаттла «Атлантис», в 16:01 по восточному времени (00:01 по Москве) завершили первый выход в открытый космос. В рамках «прогулки», как сообщалось, перед астронавтами была поставлена задача установить на МКС запасную коммуникационную антенну и смазать механический манипулятор японского лабораторного модуля «Кибо», а также выполнить ряд других работ. Форман и Сэтчер справились с запланированным заданием со значительным опережением графика, что позволило им выполнить часть работ, намеченных на второй выход в космическое пространство. Всего в открытом космосе астронавты пробыли 6 часов и 37 минут..

Астронавты «Атлантиса» завершили последний выход в космос

24 ноября 2009 г.

Астронавты NASA завершили третий и последний выход в космос в рамках экспедиции шаттла «Атлантис» на МКС. Рэнди Бресник и Роберт Сэтчер провели в космосе пять часов 42 минуты, завершив работы, начатые в прошлые два выхода, в частности, установку экспериментальных модулей снаружи станции.

Развитие МКС

Четвертый модуль российского сегмента МКС отправился на орбиту

11 ноября 2009 г.

С космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Союз-У», на борту которой находится Малый исследовательский модуль-2 (МИМ-2) «Поиск». После двухдневного автономного полета новый модуль должен пристыковаться к станции. К МКС «Поиск» доставит специально модернизированный грузовой корабль «Прогресс». Он присоединится к верхнему стыковочному узлу модуля «Звезда». «Поиск» должен стать четвертым российским модулем МКС. Он был разработан на базе стыковочного модуля «Пирс». В настоящее время российский сегмент Международной космической станции состоит из трех модулей: функционально-грузового блока «Заря», служебного модуля «Звезда» и стыковочного модуля «Пирс». Самый старый модуль - «Заря» был запущен на орбиту в 1998 году. За ним в 2000 году последовала «Звезда». «Пирс» был присоединен к станции в 2001 году.

Были ли американцы на Луне

Лунный зонд LRO сфотографировал следы астронавтов с «Аполлона-11»

10 ноября 2009 г.

Лунный зонд Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO) сфотографировал место высадки «Аполлона-11». Утверждается, что на фотографии хорошо видны цепочки следов астронавтов, например, прослеживается путь Нила Армстронга к кратеру Литл Вест (Little West). Также заметно оставленное Армстронгом и Базом Олдрином на Луне научное оборудование. Зонд проводил съемку с высоты 50 км над поверхностью спутника. Солнце находилось высоко над горизонтом, и из-за коротких теней качество снимка получилось высоким.

Споры о том, не была ли лунная программа США мистификаций, вновь разгорелись в 2009 году, когда выяснилось, что хранящийся в музее образец лунного грунта оказался подделкой.

Астероидная опасность

Земля разминулась с неизвестным астероидом

10 ноября 2009 г.

Специалисты NASA обнаружили ранее неизвестный астероид примерно за 15 часов до его максимального сближения с Землей. Диаметр нового объекта, получившего имя 2009 VA, составляет около 7 метров. Астероид прошел на расстоянии 14 тысяч километров от Земли, став третьим в списке самых близко проходивших от Земли космических гостей. Другие рекордсмены - это астероид 2008 TS26, прошедший на расстоянии 6150 километров от поверхности нашей планеты, и 2004 FU162, сблизившийся с Землей на 6535 километров.

ЧАСТЬ 2. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Марсоходы

Опубликованы снимки замерзшего «Феникса»

5 ноября 2009 г.

Специалисты, занимающиеся проектом Mars Reconnaissance Orbiter (MRO), опубликовали снимки замерзшего зонда «Феникс». Снимки были сделаны камерой MRO HiRISE несколько месяцев назад, однако обнародованы только сейчас. Одна из фотографий была сделана 30 июля, а другая - 22 августа 2009 года. В это время в полярных регионах Красной планеты еще продолжалась зима (весна официально началась на Марсе 26 октября). На снимках, которые были сделаны не в самом лучшем освещении, можно разглядеть аппарат, покрытый слоем замерзшего углекислого газа.

Марсоход перепутал метеорит с обычным камнем

9 ноября 2009 г.

Марсоход Opportunity обнаружил камень, который ученые издалека приняли за метеорит и успели дать ему имя Marquette Island («Остров Маркет»). При ближайшем рассмотрении, однако, камень оказался всего лишь куском грунта, выброшенным во время падения метеорита в другом месте. Об этом сообщается в блоге, посвященном путешествию марсохода - http://roadtoendeavour.wordpress.com/

Аппарат Opportunity, который в настоящее время движется в направлении кратера Индевор, обнаружил камень 5 ноября 2009 года. 8 ноября марсоходу удалось подойти к очередному «острову» поближе, в результате чего было установлено, что камень не является метеоритом.

NASA объявило дату начала «безнадежной» операции по спасению марсохода Spirit

13 ноября 2009 г.

Американское космическое агентство объявило, что операции по высвобождению марсохода Spirit из песчаного плена начнется 16 ноября 2009 года. В этот день аппарат начнет получать первые команды с Земли.

Spirit застрял в песке 23 апреля 2009 года в регионе Марса, прозванным инженерами агентства «Троей». С тех пор специалисты на Земле занимались разработкой спасательной операции для космического аппарата. Для этого две точные копии Spirit в лабораториях заставляли ездить в специальных емкостях с песком, который имитировали марсианский грунт. Хроника разработки спасательной операции выкладывалась в интернет. Результатом многомесячной работы стала серия маневров, которые предположительно помогут аппарату выбраться из ловушки. Специалисты NASA планируют, что мероприятия по спасению аппарата продлятся до начала 2010 года.

Первая попытка освободить Spirit закончилась неудачей

18 ноября 2009 г.

Первая попытка марсохода Spirit освободиться из песчаного плена закончилась неудачей. Команда инженеров начала передачу команд аппарату 16 ноября 2009 года. Первые маневры начались на день позже. По словам специалистов, аппарат самостоятельно прекратил выполнение команды после первой же секунды из-за того, что его угол наклона превысил заложенные в программе ограничения.

По словам специалистов, данный результат не стоит расценивать как неудачу. Дело в том, что запрограммированные ограничения выбирались с запасом.

Застрявший марсоход «Спирит» удалось сдвинуть вперед

23 ноября 2009 г.

Ученым удалось на несколько миллиметров сдвинуть марсоход «Спирит», застрявший в 2009 года. Выполняя отправленные с Земли команды, аппарат совершил несколько оборотов колес. Если бы он находился на ровной поверхности, то проехал бы по ней при этом 2,5 метра. В результате марсоход сдвинулся вперед на 12 миллиметров, влево на 7 миллиметров и вниз на 4 миллиметра. Угол наклона «Спирита» изменился на 0,1 градуса.

Планировалось, что «Спирит» попытается сдвинуться и дальше, однако его бортовой компьютер запретил выполнение операции. Заложенная в него программа определила, что угол наклона, который примет аппарат в результате своих действий, превысит критическое значение.

Планы по Луне

Объявлен победитель конкурса частных лунных аппаратов

3 ноября 2009 г.

Американское космическое агентство и фонд X Prize объявили победителей ежегодного конкурса лунных аппаратов Lunar Lander Challenge. Впервые за историю конкурса частной компании удалось выполнить требования второго (самого сложного) уровня соревнования. В рамках испытания от космических аппаратов требуется подняться на высоту около 50 метров, совершить горизонтальный полет на 50 метров, после чего сесть на специальной площадке. Затем все действия нужно выполнить в обратном порядке и вернуться на место старта. Между двумя пусками должно пройти не более 150 минут.

Два уровня соревнования отличаются тем, что на более сложном аппарат должен провести в воздухе как минимум 3 минуты (на легком - 1,5), а посадочная площадка покрыта неровностями, имитирующими дефекты лунной поверхности (на легком платформа ровная).

Первое место и приз в миллион долларов достались компании Masten Space Systems и их аппарату «Xoie». Второе место занял прошлогодний победитель первого уровня конкурса компания Armadillo Aerospace и аппарат SuperMod. Приз за второе место во втором уровне составляет 500 тысяч долларов.

Исследования Плутона

Корабль «Новые горизонты» раскроет тайны Плутона в 2015 году

16 ноября 2009 г.

10-летнее путешествие протяжённостью 5 млрд км с мыса Канаверал до внешней границы Солнечной системы подходит к своему экватору. В 2015 году космический корабль NASA «Новые горизонты» (New Horizons) позволит наконец впервые взглянуть с близкого расстояния на бывший некогда полноценной планетой Плутон.

В настоящий момент «Новые горизонты» на полпути своего межпланетного 8-летнего «круиза» от Юпитера до Плутона. Большую часть времени аппарат проводит в режиме пониженного энергопотребления с выключенным кроме наиболее важного оборудованием. Во время «сна» питание обеспечивает одиночный радиоизотопный термоэлектрический генератор, от которого требуется менее 200 Вт энергии. Раз в году на 50 дней возобновляется работа всех систем для проверки и калибровки. Пока существенных проблем не возникало. Всё функционирует, и не было необходимости в использовании резервных систем. Отдельные отказы программного обеспечения решались патчами. Как только «Новые горизонты» достигнет Плутона, будут использоваться семь научных инструментов для картографирования поверхности карликовой планеты и установления характеристик её атмосферы, которая должна содержать одноокись углерода (угарный газ) и метан. Все собранные данные будут переданы на Землю с помощью радиопередатчика и антенны диаметром 83 см.

Источник: 3DNews

Исследования астероидов

В поясе астероидов появился первый рукотворный объект

16 ноября 2009 г.

Американский аппарат Dawn вышел на свою окончательную орбиту вокруг Солнца, сообщается на сайте NASA. В результате он стал первым искусственным объектом в поясе астероидов.

Впервые зонд пересек ближнюю к Солнцу границу пояса, расположенную на расстоянии примерно 249 миллионов километров от звезды, в июне 2008 года, однако спустя 40 дней покинул его. Теперь соседство с астероидами стало перманентным.

Главной целью запущенного в 2007 году аппарата является изучение крупнейших объектов главного пояса - карликовой планеты Цереры и астероида Веста. Встречи с этими космическими телами запланированы на 2011 и 2015 года соответственно. Dawn станет первой земной миссией, которой удастся посетить эти тела.

Совсем недавно другая миссия по исследованию малых тел Солнечной системы вышла на финишную прямую. В пятницу, 13 ноября 2009 года, зонд Rosetta в последний раз встретился с Землей. Целью маневра было изменение орбиты аппарата таким образом, что в 2014 год он пройдет рядом с кометой Чурюмова-Герасименко. Кроме этого по дороге к главной цели путешествия Dawn сфотографирует 21 Лютеций.

Планы по Марсу

ESA и NASA подписали соглашение по Марсу

9 ноября 2009 г.

Американское и европейское космические агентства подписали соглашение о совместном исследовании Марса. Подписанию документа предшествовала многомесячная разработка программы MEJI (Mars Exploration Joint Initiative - совместная инициатива по изучению Марса). Впервые об этой инициативе было объявлено в июле 2009 года. Разработка велась совместно специалистами обоих агентств.

В рамках нового соглашения NASA и ESA договорились о совместном изучении Красной планеты. Согласно новому документу, в 2016 году на орбиту Марса должен выйти европейский аппарат, а в 2018 году на поверхность Красной планеты высадится один или несколько марсоходов. По данным BBC, основная цель MEJI - получение и доставка на Землю образцов грунта с Красной планеты.

Решение о совместном изучении Марса было принято отчасти из-за того, что марсианские программы обоих агентства испытывают серьезные финансовые трудности. Так, например разработка американского Mars Science Laboratory (который недавно получил имя «Любопытство») обойдется более чем в 2,3 миллиарда долларов, что почти на 700 миллионов больше изначальной сметы. Этот факт может привести к урезанию остальных космических программ NASA.

Аналогичная ситуация и с европейским аппаратом ExoMars: в настоящее время на его доработку требует денег гораздо больше, чем изначально рассчитывалось. Запуск аппарата уже неоднократно откладывался в связи с финансовыми трудностями. BBC отмечает, что разработка совместного проекта также не будет дешевой - только со стороны ESA потребуется около 1 миллиарда евро.

Совсем недавно Европейское космическое агентство заключило похожее соглашение с Роскосмосом. В рамках соглашения Европа планирует закупать у России детали энергетической установки ExoMars. Кроме этого ракета-носитель «Протон» будет резервной для космического аппарата (основной будет американская «Атлас»). Наконец ESA поможет Роскосмосу в будущей миссии «Фобос-Грунт», целью которой является доставка на Землю образцов грунта с марсианского спутника.

Технологии

Роботы-скафандры научились ужиматься под размеры космонавта

30 ноября 2009 г.

Американские ученые разработали новую конструкцию скафандров. Они будут сжиматься так, чтобы обеспечить максимальное прилегание. О своих разработках исследователи рассказали на Международном конгрессе по астронавтике, проходившем в Южной Корее.

Новая космическая одежда будет частично роботизированной. После того, как космонавт влезет в скафандр, верхняя часть «облачения» уменьшится в размерах. Сокращение осуществляется за счет искусственных мускулов и будет зависеть от размеров «пользователя».

Предполагается, что новые скафандры позволят более эффективно работать. В настоящее время только четверть мускульных усилий космонавта уходит непосредственно на выполнение его задачи. Остальное тратится на выполнение движений в неудобных и тяжелых скафандрах.

Дополнительно облегчить труд космонавтов должны специальные очки, проецирующие изображение участка пространства перед обладателем нового скафандра. По желанию изображение может быть увеличено.

В настоящее время скафандры проходят проверку в университете Мэриленда, где работают их создатели.

Китай не переносит сроки запусков

Китай запустит лунный зонд в октябре 2010 года

27 ноября 2009 г.

Китай запустит зонд «Чанъэ-2», как и планировалось, в октябре 2010 году. Изначально зонд разрабатывался в качестве запасного аппарата для миссии «Чанъэ-1». По словам Пэйдзианя, «Чанъэ-2» подвергся существенным усовершенствованиям, поэтому аппарат может быть отнесен к следующему поколению лунных зондов. Например, на нем установили цифровую камеру, которая позволит получать снимки высокого разрешения.

Кроме этого China Daily сообщает, что разработка аппарата «Чанъэ-3», который должен доставить на Луну первый китайский луноход, идет по графику. В настоящее время инженеры тестируют двигательную систему аппарата. Запуск зонда запланирован на 2013 год.

ЧАСТЬ 3. НАУЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Марс

На Марсе сущеcтвовал гигантский северный океан

24 ноября 2009 г.

Ученые доказали наличие в прошлом на Марсе гигантского океана. Статья исследователей появилась в журнале Journal of Geophysical Research.

В рамках исследования ученые построили компьютерную модель марсианского рельефа на основе данных, собранных зондами NASA. В результате удалось получить наиболее подробную на сегодняшний день карту марсианских долин. Оказалось, что система этих образований более чем в два раза больше, чем считалось ранее. По мнению исследователей, столь мощная сеть долин, образованных потоками воды, могла появиться, если в северном полушарии планеты в прошлом располагался гигантский океан. В частности, в этом случае долины должны были образовываться только в регионах с сильными дождями, то есть в относительной близости от побережья. Подобная ситуация наблюдается в действительности - долины образуют на Красной планете гигантский пояс.

Сатурн и его спутники

Астрономы установили химический состав озер на Титане

12 ноября 2009 г.

Группа астрономов определила химический состав озер на Титане. Из-за особенностей атмосферы Титана непосредственное определение составляющих озера компонентов невозможно. Атмосфера Титана насыщена простыми углеводородами. Из-за их высокой концентрации ученые долгое время не были уверены, присутствуют ли углеводороды в жидком виде на поверхности Титана. В 2008 году анализ данных, собранных зондом «Кассини», позволил подтвердить эту гипотезу. Однако точный состав озер оставался неизвестным.

Авторы новой работы использовали информацию, полученную «Кассини», а также компьютерные равновесные модели распределения химических вещество на Титане. Исследователи заключили, что основным компонентом озер является этан (76-79 процентов). На втором месте находится пропан (7-8 процентов), на третьем - метан (5-10 процентов). Кроме того, «водоемы» содержат 2-3 процента цианида водорода, и около 1 процента бутена, бутана и ацетилена. Этот состав отличается от скромного состава, предсказанного большинством существующих гипотез (этан, метан и азот).

Титан - один из самых изучаемых спутников Солнечной системы. Это единственный из ее объектов, где обнаружен погодный цикл, похожий на земной. Недавно ученые получили доказательства существования на Титане тумана. Шестая луна Сатурна была одним из двух спутников, выбранных качестве цели следующей межпланетной экспедиции. Однако на финальной стадии отбора первенство было отдано спутнику Юпитера Европе.

Астрономы опубликовали фото гигантских облаков над кольцами Сатурна

16 ноября 2009 г.

Зонд «Кассини» сфотографировал гигантские облака, «парящие» над кольцом В Сатурна. Длина огромных структур, состоящих из частиц водяного льда, - около 10 тысяч километров. На данный момент астрономы не могут сделать заключение о толщине облаков. Их левитация над плоскостью кольца объясняется накопленным электростатическим зарядом (аналогичным образом поднимаются вверх наэлектризованные волосы на голове).

«Кассини» разглядел полярное сияние Сатурна

25 ноября 2009 г.

Зонду «Кассини» удалось разглядеть полярные сияния на Сатурне. Об этом сообщается в пресс-релизе на сайте проекта. Используя несколько сотен фотографий, сделанных зондом, ученые смонтировали небольшой фильм.

Отличительной особенностью сияний Сатурна является их высота - они поднимаются более чем на 1200 километров над условной поверхностью газового гиганта. Для сравнения, земные сияния формируются на высоте 100-500 километров.

По мнению ученых, подобная разница объясняется различным составом атмосфер планет. На Земле главными газами являются тяжелые азот и кислород, поэтому нужной для возникновения сияния плотности атмосфера достигает достаточно низко. На Сатурне же большое количество легкого водорода, поэтому сияния и формируются столь высоко.

«Кассини» застал Прометея за искажением колец Сатурна

27 ноября 2009 г.

Ученые сфотографировали, как сатурнианский спутник Прометей пускает волны по кольцу F. Снимок был сделан зондом «Кассини» во время недавнего равноденствия, когда солнечный лучи падали на кольцо Сатурна почти под нулевым углом. В это время ученым удалось разглядеть многие структуры колец, обычно недоступные для наблюдения. Равноденствие происходит на газовом гиганте примерно раз в 15 лет.

Прометей - совсем небольшой спутник, размеры которого составляют примерно 120 на 74 километров. Совсем недавно была опубликована фотография другого спутника - Рея, - на которой видна аналогичная картина искажения колец гравитацией.

Солнце

Смена солнечных пятен озадачила астрономов

17 ноября 2009 г.

На Солнце исчезли последние признаки активности. Активная область, получившая наименование 1029, ушла за край солнечного диска и диссипировала, находясь вне пределов досягаемости телескопов.

Область 1029 была обнаружена обсерваторией ТЕСИС в северном полушарии звезды 22 октября. К 26 октября число пятен этой области достигло 18. Через неделю область скрылась стала недоступной для наблюдений, уйдя за край лимба (видимый край диска Солнца в проекции на небесную сферу). Если бы область 1029 осталась на звезде, она должна была бы вновь появиться спустя 14 дней.

Вместо области 1029 появилась область, названная 1031. Она представляет собой микропятно. Магнитные поля области 1031 организованы так, как должны при начале нового цикла солнечной активности.

Очередной 11-летний цикл должен был начаться еще в мае, однако до сих пор все «попытки» Солнца вступить в новую фазу активности оканчивались неудачей. Последний раз повышение активности Солнца завершилось выбросом огромного протуберанца - его длина превысила миллион километров.

Экзопланеты

Астрономы разглядели космическую «толкучку» вокруг соседней с Солнцем звезды

5 ноября 2009 г.

Астрономы обнаружили вокруг одной из звезд Млечного Пути признаки космической «толкучки» - серии столкновений экзопланет и космических тел, которые предшествуют формированию стабильных орбит в звездной системе.

В рамках исследования астрономов интересовала звезда HR 8799, которая располагается на расстоянии 140 световых лет в созвездии Пегаса. Этот объект привлек внимание широкой общественности в ноябре 2008 года. Тогда астрономам удалось получить снимки трех экзопланет вокруг HR 8799.

Используя полученные космическим телескопом Spitzer данные, ученые смогли определить, что в диске вокруг HR 8799 происходят активные процессы. В частности, ученые полагают, что планеты, которые вращаются вокруг звезды, пока не вышли на стабильные орбиты. В результате происходят многочисленные столкновения, в частности, с небольшими каменными объектами, из которых составлен диск.

Возникновение жизни

Ледяные превращения

Ключевые компоненты РНК могли быть на всех планетах Вселенной

Изучая происхождение жизни, ученые НАСА получили в лабораторных условиях, приближенных к космическим, урацил -- химическое соединение, состоящее из азота, углерода, водорода и кислорода и являющееся ключевым компонентом рибонуклеиновых кислот (РНК). Оказалось, что этот необходимый для жизни «строительный» материал возникает, если лед, содержащий пиримидин, облучать ультрафиолетовым светом.

Пиримидин является химическим соединением, молекулы которого состоят из атомов азота, углерода и водорода и имеют форму кольца. Он является базовой структурой урацила. Основываясь на результатах своих опытов, ученые предположили, что «кирпичики жизни» могли присутствовать на всех планетах. В том числе и на молодой Земле.

До сих пор неизвестно, как на Земле появилась жизнь. Эксперимент в НИЦ Эймса продемонстрировал, что большинство «строительных кирпичиков» находилось на нашей планете с самого ее образования. Опыт Майкла Нуэво интересен и важен еще и тем, что поскольку в лаборатории были воссозданы универсальные астрофизические условия, то этот же вывод, вероятно, можно распространить и на образование всех других планет.

Источник: Время Новостей

Вопросы физики

Спутник по изучению первых секунд Вселенной отметил двадцатилетие

19 ноября 2009 г.

Спутник Американского космического агентства COBE (Cosmic Background Explorer - исследователь фонового излучения), изучающий фоновое микроволновое, или реликтовое, излучение Вселенной, отметил свое двадцатилетие. В связи с этой датой на сайте NASA была вывешена карта фонового излучения, составленная с использованием собранных спутником данных.

Орбитальная обсерватория COBE была запущена на орбиту 18 ноября 1989 года. Спутник нес три научных прибора, позволявших измерять различные параметры микроволнового, а также дальнего инфракрасного излучения. Анализ переданного COBE материала позволил астрономам получить доказательства в пользу теории Большого Взрыва. Исследования, выполненные на основе собранных спутником данных, в 2006 году были удостоены Нобелевской премии по физике.

Успех миссии COBE стимулировал дальнейшее изучение реликтового излучения Вселенной. 14 мая 2009 года на орбиту была запущена орбитальная обсерватория «Планк» вместе с самым большим из существующих инфракрасным телескопом «Гершель». В середине сентября телескоп «Планк» передал на Землю первые карты отдельных участков неба, «увиденных» в микроволновом диапазоне. Всего по итогам 15 месяцев работы телескопа (по истечении этого срока главное зеркало телескопа, ставшее самым холодным объектом во Вселенной, нагреется, и аппарат потеряет чувствительность) ученые рассчитывают получить две полные карты неба.