ЗА АВГУСТ 2009 ГОДА

ЧАСТЬ 1. ТЕКУЩИЕ НОВОСТИ

1.    Планы по Луне

Найден способ получения кислорода непосредственно из лунного грунта

11 августа 2009 г.

Ученые из Кембриджского университета сообщили, что им удалось создать технологию получения кислорода из лунного грунта. В основе работы новой установки лежит процесс, аналогичный обычному электролизу. Роль катода исполняет фрагмент лунной породы. Его помещают в расплав хлорида кальция при температуре около 800 градусов по Цельсию. Кроме этого в расплав помещается анод, выполненный из титаната кальция с добавками, которые обеспечивают электропроводность полученного материала. Лабораторные испытания нового метода с участием эмуляции лунной породы JSC-1 показали, что на производство тонны кислорода уходит около трех тонн материала.

Уязвимым местом новой технологии является анод, который со временем изнашивается. Ученым удалось подобрать смесь компонентов так, что полученный анод теряет примерно 3 см длины за год. Эти расчеты были сделаны на основе 150 часов непрерывных испытаний.

По словам исследователей, теоретически, всего три генератора высотой около метра каждый смогут обеспечить лунное поселение тонной кислорода в год. При этом они будут потреблять примерно 4,5 кВт энергии. Ученые отмечают, что для завершения строительства первого прототипа им необходимо около 16,5 миллионов долларов.

2.    Планы по Марсу

Россия и Европа договорились о совместном изучении Марса

19 августа 2009 г.

Руководитель федерального космического агентства Анатолий Перминов и глава ESA Жан-Жак Дорден подписали на авиасалоне МАКС-2009 соглашение о сотрудничестве по марсианским проектам «Экзомарс» (ExoMars) и «Фобос-Грунт».

«Экзомарс» - марсоход, оснащенный большим количеством научных приборов для проведения различных экспериментов. Из-за недостатка средств Европейское космическое агентство вынуждено было урезать функционал аппарата. Чтобы облегчить финансовое бремя, ESA приняло решение работать над проектом вместе с NASA. Запуск «Экзомарс» несколько раз переносили. Последняя дата старта аппарата - 2018 год.

В рамках подписанного на авиасалоне соглашения ESA сможет приобрести в России детали, необходимые для конструирование системы энергоснабжения аппарата. Кроме того, европейское космическое ведомство сможет использовать российскую ракету-носитель «Протон» в качестве резервной. Некоторые пункты соглашения относятся к сотрудничеству по работе на наземных комплексах.

Сотрудничество по проекту «Фобос-Грунт» предполагает использование европейских наземных станций для обеспечения связи с аппаратом.

3.    Шаттлы

Старт шаттла «Дискавери» отложен

25 августа 2009 г.

Старт шаттла «Дискавери», намеченный на 25 августа, 09:36 по московскому времени, был отложен из-за погодных условий. Об этом сообщается на сайте NASA. По мнению специалистов, курирующих запуск, грозовые облака над космодромом могут сделать его небезопасным.

Экипаж шаттла состоит из шести человек. Командует экипажем Фредерик Стеркоу. В ходе миссии астронавты «Дискавери» должны совершить три выхода в открытый космос. Они поменяют внешнее оборудование станции и проведут профилактические работы. Один из членов экипажа - американка Николь Стотт - сменит на МКС Тима Копру. Этот астронавт NASA прославился тем, что впервые в истории МКС начал вести сетевой дневник прямо с орбиты.

Запуск «Дискавери» отложен из-за технических неполадок

26 августа 2009 г.

NASA отложило как минимум на 48 часов запуск шаттла «Дискавери», намеченный на утро 26 августа, по московскому времени.

По словам представителей Национального аэрокосмического агентства США, старт шаттла перенесен на более поздний срок из-за обнаруженных неполадок в клапане топливного бака.

NASA определило дату новой попытки запуска «Дискавери»

26 августа 2009 г.

NASA предпримет очередную попытку запустить шаттл «Дискавери» 28 августа в 08:22 по московскому времени. К этому времени специалисты рассчитывают устранить технические неполадки, обнаруженные в клапане топливного бака.

Шаттл "Дискавери" пристыковался к МКС

31 августа 2009 г.

Шатл "Дисквери" пристыковался к МКС в 08:54 вечера 30 августа по североамериканскому восточному времени (04:54 утра 31 августа по Москве). На борту космического челнока находятся шесть человек. Это командир экипажа Фредерик Стеркоу, пилот Кевин Форд, специалисты Патрик Форрестер, Хосе Эрнандес, Джон Оливас, единственная женщина в команде Николь Стотт и швед Кристер Фуглесанг. Как сообщалось ранее, Стотт сменит на МКС Тима Копру, астронавта, который впервые в истории станции начал вести сетевой дневник с орбиты.

"Дискавери" стартовал с космодрома на мысе Канаверал 28 августа, в 23:59 по местному времени (в субботу, 29 августа, в 07:59 по московскому времени). Специалистам NASA удалось запустить челнок лишь с четвертой попытки.

4.    Новости МКС

Астронавт завел на орбите свой блог

5 августа 2009 г.

Американский астронавт Тимоти Копра ((начал рассказывать пользователям Сети о жизни на орбите в своем микроблоге Twitter. Это первый случай, когда записи в блог постятся прямо с МКС. Ник астронавта в Twitter - @Astro_Tim.

ЧАСТЬ 2. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ РАЗРАБОТКИ

1.    Лунные зонды

Индийский лунный зонд сфотографировал Землю в необычных цветах

4 августа 2009 г.

Индийский зонд «Чандраян-1» сделал фотографию Земли при помощи американского спектрометра Moon Mineralogy Mapper. Данные были получены от спектрометра еще 22 июля 2009 года. Собранная информация обрабатывалась, результатом чего стало изображение выполненное в псевдоцветах. На нем океаны показаны темно синим, облака - ярко былым, а растительность - зеленым.

Спектрометр Moon Mineralogy Mapper предназначен для сбора данных о минералогическом и геологическом составе лунных пород. Данный инструмент собирает информацию в широком диапазоне спектра электромагнитного излучения.

В настоящее время «Чандраян-1» испытывает серьезные трудности. Некоторые представители индийского ккосмического агентства не исключают даже преждевременного завершения работы миссии. Сложная ситуация связана с выходом из строя сенсора, который отвечает за ориентацию аппарата. Чтобы как-то контролировать положение зонда в пространстве индийские инженеры используют данные с гироскопов других приборов.

Лунный зонд LCROSS нашел на Земле жизнь

5 августа 2009 г.

Лунный зонд LCROSS провел калибровку своих инструментов, в ходе которой сфотографировал Землю в различных диапазонах. Зонд «убедился» в наличии на нашей планете молекул, свидетельствующих о наличии жизни.

LCROSS снял спектры Земли в ультрафиолетовом и оптическом диапазонах. В полученных зондом спектрах хорошо видны «отпечатки» биомаркеров: метана, воды, кислорода и углекислого газа. Присутствие этих молекул на других планетах является серьезным доводом в пользу их обитаемости.

Лунный зонд LRO нашел следы высадки американцев на Луну

24 августа 2009 г.

Лунный зонд LRO передал на Землю фотографию, которую можно рассматривать в качестве доказательства высадки американцев на Луну. Снимок выложен на сайте Moon Views.

LRO сфотографировал участок в районе посадки корабля «Аполлон-14». На снимке с пространственным разрешением 0,8 метра отчетливо заметны цепочки следов астронавтов и некая структура в том месте, где остался лунный модуль корабля.

На снимках этого же района, сделанных аппаратом «Лунар Орбитер III» в 1967 году, никаких «дополнений» к лунному пейзажу не видно. По мнению команды, курирующей миссию LRO, если бы странное образование присутствовало на Луне еще до посадки корабля, его можно было бы разглядеть даже на снимках 40-летней давности.

Комментарий: абсолютного доказательства пока нет: для наблюдения следов недостаточно разрешения в 0,8 м, а разрешение «Лунар Орбитера» было заведомо меньше.

Лунный зонд-камикадзе потерял часть топлива

26 августа 2009 г.

Инженеры Американского космического агентства обнаружили в работе зонда LCROSS аномалию, которая привела к потере аппаратом части топлива. По невыясненным пока обстоятельствам один из сенсоров системы ACS (Attitude control system - система контроля высоты), отвечающей за ориентацию аппарата в пространстве, вышел из строя. После этого система переключилась в особый режим, который подразумевает интенсивное использования двигателей. В результате LCROSS сжег гораздо больше топлива, чем планировалось.

Инженерам агентства удалось перезапустить систему зонда и вернуть потребление топлива к приемлемому уровню. По словам специалистов, оставшегося количества должно хватить для успешного завершения миссии. Планируется, что 9 октября 2009 года зонд врежется в поверхность Луны в районе южного полюса. За результатом падения будут наблюдать астрономы с Земли и аппарат LRO. Анализ материи, выброшенной взрывом, позволит определить, имеются ли в полярных кратерах залежи воды.

Индия потеряла свой лунный зонд

31 августа 2009 г.

Индийская организация космических исследований сообщила, что потеряла связь с лунным зондом "Чандраян-1". Специалисты организации уже приступили к анализу последних данных, поступивших с "Чандраяна", в надежде понять, что с ним могло случиться.

В последние месяцы индийские специалисты вынуждены были отказаться от части исследований, которые планировалось провести при помощи "Чандраяна", поскольку на зонде из-за перегрева вышел из строя один из сенсоров. Орбиту зонда пришлось поднять со 100 до 200 километров.

2.    Марсоходы

Зонд Opportunity нашел на Марсе метеорит

3 августа 2009 г.

Зонд Opportunity обнаружил на Марсе кусок скалы, который с высокой вероятностью является метеоритом. Специалисты, курирующие работу Opportunity, заметили камень18 июля. Зонд получил команду отъехать назад 250 метров и изучить находку более детально. В длину объект, который ученые назвали «Каменный остров» (Block Island) составляет около 60 см. На основании присланных зондом фотографий ученые реконструировали внешний вид объекта. Opportunity была передана команда собрать данные о химическом составе камня при помощи рентгеновского спектрометра.

К спасению марсохода Spirit присоединился второй брат-близнец

25 августа 2009 г.

Специалисты из Лаборатории реактивного движения (JPL), разрабатывающие тактику спасения марсохода Spirit, решили использовать не одного двойника, а двух. До сих пор инженеры работали с одной копией марсохода, выполненной в натуральную величину. Использование двух аппаратов позволит интенсифицировать поиски нужной последовательности действий. Оба двойника Spirit не нагружены научным оборудованием. Так как гравитация на Марсе ниже, чем на Земле, отсутствие дополнительной массы позволяет ученым лучше воспроизвести условия Красной планеты. Все тесты специалисты проводят в емкости, наполненной материалом, который напоминает марсианский песок.

3.    Новые технологии

NASA посоветовали воссоздать Институт технологий будущего

12 августа 2009 г.

Комитет при академии наук США порекомендовал NASA воссоздать Институт перспективных идей (NASA Institute for Advanced Concepts - NIAC). NIAC занимался разработкой технологий, реализация которых возможна через несколько десятилетий (в общей сложности, около 100 проектов). В числе прочего специалисты ведомства изучали возможность создания космического лифта, скафандра, получающего энергию от движений космонавта, сферических прыгающих марсоходов, двигателя на антиматерии.

Ежегодный бюджет института составлял четыре млн долларов - около 0,02% от общего бюджета NASA. В 2007 году агентство приняло решение закрыть NIAC, чтобы выделять больше средств на миссии, начало которых намечено на относительно недалекую перспективу.

Комитет, анализировавший работу NIAC, признал ее эффективной. Разработка всех концепций продвигалась успешно, а три «фантастических» проекта были взяты на реализацию «нормальными» ведомствами. В обозримом будущем реальностью могут стать ракета на плазменном двигателе, устройство для визуализации черных дыр и «звездная тень», которая облегчит астрономам задачу поиска новых экзопланет.

NASA выделит 50 миллионов долларов на космическое такси

12 августа 2009 г.

NASA выделит 50 миллионов долларов частным компаниям, которые будут разрабатывать пилотируемые космические корабли. Компании, желающие получить финансирование, должны в течение 45 дней представить на рассмотрение специальной комиссии заявки с описанием будущего космического транспортного средства. Победитель будет объявлен в конце сентября 2009 года.

В настоящее время астронавты попадают на Международную космическую станцию на шаттлах. Им на смену должны прийти новые космические корабли «Орион». Однако сроки ввода корабля в эксплуатацию постоянно откладываются. В период между последним полетам шаттла и первым полетом «Ориона» американцы будут выкупать места на российских «Союзах». Россия предлагала США выкупить и места для грузов на «Протоноах», однако NASA заявило, что воспользуется услугами частных компаний. Двум из них - SpaceX и Orbital Sciences - Американское космическое агентство выделило 500 миллионов долларов на разработку космических грузовиков.

4.    Космические телескопы

Телескоп для изучения зарождения Вселенной передал первые данные

14 августа 2009 г.

Орбитальная обсерватория «Планк» по изучению микроволнового фонового излучения Вселенной, 13 августа, передала первые данные. Первые дни работы «Планка» специалисты будут тестировать его приборы и настраивать режимы работы. Если дебют телескопа будет успешным, собранная информация будет добавлена в общий массив научных данных, полученных «Планком». Ожидается, что телескоп проработает не меньше 15 месяцев.

5.    Развивающиеся страны

Сеул объявил дату запуска своей первой ракеты

3 августа 2009 г.

Южная Корея объявила дату запуска первой ракеты. Старт запланирован на 11 августа 2009 года. В случае технических неполадок или неподходящих погодных условий южнокорейские инженеры заявили, что могут перенести дату на любое время между 11 и 18 августа. На борту ракеты KSLV-1 (Korea Space Launch Vehicle-1 - корейская ракета-носитель-1) в космос отправится небольшой научный спутник.

Изначально старт был запланирован на 30 июля 2009 года, однако российские специалисты, которые принимали активное участие в создании ракеты-носителя, попросили дополнительное время на проверку и усовершенствование всех систем. В строительстве южнокорейской ракеты, в частности, участвовал Научно-производственный центр имени Хруничева.

Комментарий: как видно, Южная Корея в освоении космоса отстаёт от Северной... Несмотря па помощь российских специалистов...

Индия закончила разработку второго лунного аппарата

17 августа 2009 г.

Специалисты Индийского космического агентства (ISRO) закончили разработку конструкции второго аппарата для исследования Луны «Чандраян-2», который будет состоять из орбитального зонда и лунохода, построенного российскими инженерами. В ISRO не исключают, что для создания некоторых научных приборов агентство обратится за помощью к представителям других стран. Запуск «Чандраяна-2» намечен на 2012 год.

Итоговая конструкция зонда и лунохода отличается от изначально запланированной. Инженеры ISRO существенно пересмотрели ее из-за неполадок, возникших у первого индийского аппарата для исследования Луны - «Чандраяна-1». Солнечное излучение вывело из строя прибор, отвечающий за навигацию зонда. В настоящее время неисправность устранена, и «Чандраян-1» способен верно определять свое положение в пространстве. Чтобы «Чандраян-2» не повторил ошибок предшественника, инженеры оборудовали его дополнительной защитой.

Лунные зонды являются частью обширной индийской космической программы. После запуска лунных миссий ISRO планирует сосредоточиться на пилотируемых полетах. В феврале 2009 года представитель агентства рассказал, как будет выглядеть индийский космический корабль. Ожидается, что корабль с двумя гаганаватми на борту будет запущен в 2015 году.

Сеул назвал очередную дату запуска своей первой ракеты

21 августа 2009 г.

Южная Корея предпримет очередную попытку запустить свою первую ракету-носитель 25 августа 2009 года. Запуск ракеты KSLV-1 был запланирован на 19 августа 2009 года. Примерно за 8 минут до старта южнокорейские инженеры приняли решение отменить старт из-за технических неполадок. Старт ракеты, которая должна вывести на орбиту спутник связи, откладывался несколько раз (по данным CNN, семь раз). В этом году старт был запланирован на 30 июля 2009 года, однако инженеры попросили время на проведение всех необходимых испытаний первой ступени KSLV-1. В результате старт был перенесен на 11 августа, однако также не состоялся из трудностей, связанных с первой ступенью ракеты.

ЧАСТЬ 3. НАУЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.    Марс

Метан лишил Марс шансов на обитаемость

6 августа 2009 г.

Метан был впервые обнаружен в атмосфере Марса в 2003 году. В начале 2009 года наличие этого газа было подтверждено независимой группой исследователей. Метан считается биомаркером по той причине, что основными его производителями на Земле являются микроорганизмы. Наблюдения показали, что на Марсе метан очень быстро разрушается. Следовательно, на планете должен существовать постоянный источник метана. Некоторые специалисты предположили, что CH4 на Марсе производят бактерии, подобные земным.

Однако распределение метана на Марсе является очень неравномерным. Авторы новой работы решили построить математическую модель, которая бы помогла выяснить причины этой странности. Согласно результатам работы, наблюдаемое распределение газа может объясняться только одним способом. На Марсе должен происходить некий процесс, который разрушает молекулы газа. По оценкам ученых, новообразованный метан исчезает приблизительно за 200 земных дней. Это в 600 раз быстрее, чем на Земле.

Метан состоит из тех же химических компонентов, из которых состоят живые существа. Это означает, что загадочный процесс не даст образоваться и более сложным органическим молекулам.

2.    Юпитер

На спутнике Юпитера нашли пригодные места для посадки

25 августа 2009 г.

Астрономы определили пригодные для посадки места на спутнике Юпитера Европе. Поверхность Европы  покрыта льдом. Однако большое количество данных, собранных за последнее время, позволяет предположить, что под коркой льда находится жидкий водяной океан. Присутствие воды является одним из необходимых условий наличия на космическом теле жизни.

Чтобы полноценно исследовать воду Европы, аппарат должен сесть на лед. Сотрудник Института лун и планет в Хьюстоне оценил, насколько пригодна поверхность спутника для посадки, используя фотографии, полученные зондом «Галилео». Снимки, сделанные под разными углами, и присутствующие на фото тени позволили ученому создать трехмерные изображения различных районов Европы.

Исследователь сосредоточился на четырех типах поверхности. Первый - равнины, покрытые ледяными хребтами (так выглядит большая часть поверхности Европы). Второй - кратеры, образовавшиеся в результате падения метеоритов. Третий - «хаотические» участки, представляющие собой айсберги, плавающие в ледяном «супе». Четвертый тип поверхности образован гладкими продольными ледяными полосами.

Наибольший интерес для астрономов представляют кратеры и «хаотические» участки, так как там с высокой вероятностью на поверхность выходит вода. Однако, как выяснил исследователь, наклон поверхности в таких районах составляет от 10 до 30 градусов, что небезопасно для нахождения зонда. Склоны пиков на равнинах также могут затруднить посадку.

Самыми подходящими участками оказались ледяные полосы. Их наклон в большинстве своем не превышает 5 градусов. Полосы, шириной несколько десятков километров и длиной несколько сотен километров, образуются, когда трещины в ледяной коре заполняются водой и расширяются еще дальше, оставляя посередине участок льда. Сами трещины формируются в результате приливных сил, действующих на Европу. Вода выглаживает поверхность полос, а трещины очень удобны для поисков жизни.

3.    Сатурн

На спутнике Сатурна стали появляться названия из «Дюны»

5 августа 2009 г.

На Титане появилась темная равнина, названная в честь планеты из фантастической серии Фрэнка Херберта «Дюна». Равнина получила имя Chusuk Planitia, в честь планеты Chusuk (Чусук), четвертой планеты в системе Тау Шалиша.

Кроме этого, ученые определили, что «Дюна» станет основной темой для названий подобных геологических объектов на Титане. Таким образом, в ближайшее время можно ожидать появления большого количества аналогичных названий.

Темные равнины, о которых идет речь, представляют собой, предположительно, богатые углеводородами почвы, которые располагаются в окрестности экватора спутника.

Астрономы объяснили природу метановой атмосферы Титана

7 августа 2009 г.

Астрономы выяснили, откуда на Титане берется метан. Дело в том, что метан легко разрушается под воздействием солнечного света, поэтому для поддержания уровня этого газа в атмосфере небесного тела необходимо наличие его постоянных источников. Так, например, на Земле это живые организмы и геологические процессы (например, вулканы). В рамках новой работы ученым удалось объяснить наличие метана в атмосфере спутника Сатурна Титана.

Для этого астрономы провели изотопный анализ водорода, входящего в состав CH4 в атмосфере небесного тела. Согласно одной из теорий, метан выделяется в результате химических реакций под поверхностью планеты с участием воды. Расчеты ученых показали, что соотношение дейтерия и протия  в этой воде оказывается довольно специфичным. В частности, оно почти на 30% ниже, чем соотношение этих же изотопов в воде Энцелада.

Учитывая, что система спутников Сатурна формировалась фактически из одного материала, это кажется маловероятным. Таким образом, более правдоподобным является следующее объяснение: метан является результатом таяния замерзших залежей этого вещества под поверхностью планеты. Проведя расчеты, ученые установили, что в этом случае соотношение изотопов хорошо согласуется с наблюдаемым. Кроме этого они выяснили, что метанового льда на Титане в настоящее время должно быть в 1200 раз больше, чем его присутствует в атмосфере спутника.

Совсем недавно австралийским астрономам удалось установить, каким образом у Энцелада, другого спутника Сатурна, появился жидкий океан. Для этого они построили компьютерную модель процессов, происходящих внутри него. Ключевую роль в формировании океана играет аммиак.

В кольцах Сатурна обнаружили маленькую луну

10 августа 2009 г.

Астрономы обнаружили в одном из колец Сатурна - кольце В - довольно крупное объемное тело. Открытие было сделано во время анализов фотографий, которые сделал зонд «Кассини». Объект «выдал» себя длинной тенью, которая простирается по плоскости кольца на 41 километр. На основании длины тени ученые вычислили, что объект находится на высоте около 200 метров над плоскостью кольца. Приблизительный размер луны - около 400 метров.

В кольце вокруг объекта не наблюдается «прорех», которые должны были бы появиться в результате его движения. Ученые объясняют этот факт тем, что кольцо В является достаточно плотным, и бреши быстро заполняются.

На кольце Сатурна нашли «падающую башню»

12 августа 2009 г.

При помощи снимков зонда «Кассини» астрономы обнаружили на кольце Сатурна необычное образование, напоминающее наклоненную башню. Об этом сообщается на официальном сайте проекта CICLOPS, который занимается анализом полученных зондом фотографий.

Образование было найдено на кольце F. По мнению ученых, это образование может быть результатом прохождения некоторого объекта сквозь кольца Сатурна. При этом орбита неизвестного объекта пересекает плоскость кольца.

Астрофизики нашли причины тропических штормов на Титане

13 августа 2009 г.

Американские астрофизики нашли объяснение тропическим штормам на спутнике Сатурна Титане. В рамках исследования ученые проводили наблюдения за Титаном при помощи 3-метрового телескопа NASA, установленного на потухшем вулкане Мауна Кеа на Гавайских островах. В апреле 2008 года исследователям удалось обнаружить мощнейший шторм в тропиках спутника Сатурна (в окрестности экватора). Данное событие является необычным, поскольку существующие модели предсказывают, что тропики являются достаточно засушливым местом - осадки в этом регионе являются большой редкостью.

Кроме этого за время наблюдений ученым удалось установить, что в среднем около 1% поверхности Титана оказывается покрыто облаками (на Земле, в зависимости от времени года, большая часть планеты может быть укрыта облаками). При этом иногда облачный покров способен увеличиваться до 5%.

Анализ наблюдений позволил ученым установить, что в атмосфере Титана образуются своего рода пульсации. По всей атмосфере небесного тела распространяются волны, вызывая резкие перепады в температуре, скорости ветра и плотности атмосферы. По мнению исследователей, именно эти волны вызывают появление облаков там, где, согласно теориям, им не место.

На Титане обнаружили туман

28 августа 2009 г.

Титан является единственным объектом Солнечной системы, на котором обнаружен погодный цикл, похожий на земной. Авторы нового исследования анализировали данные о Титане, собранные аппаратом "Кассини". Используя эту информацию, ученые смоделировали параметры атмосферы Титана на различной высоте.  По итогам проделанной работы ученые заключили, что южный полюс небесного тела покрыт туманом.

На Земле туман образуется по двум причинам: когда в воздухе много влаги и когда температура неожиданно опускается на значительную величину. На Титане такое падение маловероятно, так как атмосфера спутника Сатурна отличается чрезвычайной плотностью. Чтобы охладить ее, требуется значительное время. Кроме того, температура атмосферы Титана очень низка (около минус 179 градусов Цельсия у поверхности), поэтому для дополнительного охлаждения нет "пространства для маневра".

По мнению авторов, туман на Титане образуется при испарении метана. Этот углеводород в жидком виде наполняет многочисленные озера на поверхности спутника. Озера с испаряющимся метаном холоднее своего окружения, а метан в достаточной формирования тумана мере "увлажняет" атмосферу.

По мере того, как метан будет испаряться, образующиеся метановые облака будут перемещаться к северному полюсу Титана. В этой части спутника скоро должно начаться лето. Летнее солнцестояние случится в 2016 году.

4.    Солнце

Астрономы впервые измерили глубину солнечных пятен

21 августа 2009 г.

Еще в 1769 году профессор Университета Глазго Александр Уилсон открыл, что солнечные пятна кажутся вогнутыми. Это наблюдение было сделано при изучении пятен на границе солнечного диска. Однако до последнего времени оставалось неясным - является ли данный факт просто особенностью наблюдений или у пятен действительно имеется глубина.

В рамках нового исследования ученые изучили данные, собранный миссией SOHO. Используя данные наблюдений более 25 тысяч пятен, исследователи построили компьютерную модель этих образований. Затем, используя полученную модель, астрономы выяснили, что центральные регионы пятен расположены примерно на 1500 км ниже краев.

Солнечные пятна - темные регионы на Солнце, температура которых ниже окружающей их материи. Считается, что пятна представляют собой выход на поверхность мощных магнитных полей внутри светила. Совсем недавно ученым удалось построить модель формирования солнечных пятен, для расчета которой использовался суперкомпьютер, способный выполнять 76 триллионов операций в секунду.

5.    Малые тела Солнечной системы

В окрестностях Земли нашли неизвестную популяцию астероидов

3 августа 2009 г.

Международная группа астрономов установила, что в окрестностях Земли, вероятно, существует неизвестная и достаточно многочисленная популяция астероидов. Это открытие было сделано в результате анализа распределения кратеров на Луне.

Известно, что движение Луны вокруг собственной оси синхронизировано с ее движением вокруг Земли таким образом, что наблюдателю на Земле видна только одна половина спутника. Достаточно давно исследователи обнаружили, что с той стороны Луны, которая «смотрит» в направлении движения, количество кратеров заметно больше, чем с противоположной стороны. Анализ избытка позволил ученым выдвинуть несколько гипотез, касающихся данного явления. Согласно одной, имеющиеся данные о распределении кратеров не совсем точны. По словам ученых, этот пробел можно будет восполнить в ближайшее время: вокруг Луны сейчас летает большое количество аппаратов (например, американский LRO).

Согласно другой гипотезе, воздействие гравитации Земли влияет на картину распределения астероидов, в частности, разламывая подлетающие тела на части. В результате на Луну падает больше астероидов, чем к ней подлетает.

Наконец, третья гипотеза - наличие в Солнечной системе неизвестной популяции астероидов, которая располагается примерно на орбите Земли. Ученые полагают, что эти космические тела достаточно темные - именно поэтому астрономам до сих пор не удалось их обнаружить. Потенциально подобные тела могут представлять опасность для нашей планеты.

Астрономы открыли новый класс объектов в Солнечной системе

5 августа 2009 г.

Британские астрономы обнаружили новый класс космических объектов, который представляет собой гибрид астероида и кометы. В 1996 году ученые обнаружили необычный объект между орбитами Юпитера и Марса. Между этими орбитами располагается так называемый главный пояс астероидов. Новый объект отличался от этих тел тем, что испускал пыль - характеристика, присущая кометам, которые состоят преимущественно из льда и пыли. Тогда астрономы предположили, что 133P представляет собой случайно попавшую в гравитационную «западню» комету. При этом, однако, вероятность возникновения условий, необходимых для «поимки» кометы на данной орбите, оказалась крайне малой.

В рамках нового исследования астрономы провели 657 наблюдений 599 различных астероидов. Для этого они использовали большое количество различных телескопов, включая 10-метровый Keck, установленный на Мауна Кеа на Гавайских островах.

В результате ученым удалось найти 176P/LINEAR - объект, аналогичный 133P. Таким образом, последний является по сути представителем нового класса объектов Солнечной системы, которые представляют собой гибрид астероидов и комет. Основываясь на проведенном исследовании, ученые заключили, что между Марсом и Юпитером должно быть около 100 подобных объектов. Новые результаты, в свою очередь, будут иметь серьезные последствия для существующих теорий формирования Солнечной системы. Считается, что лед содержат тела, располагающиеся в поясе Койпера (в котором находится Плутон) и облаке Оорта, которое находится далеко за орбитой Плутона.

6.

Экзопланеты

Астрономы впервые измерили радиус Суперземли

5 августа 2009 г.

Астрономам впервые удалось достаточно точно измерить диаметр экзопланеты (а, следовательно, и длину экватора), принадлежащей к классу Суперземель. Это объекты, масса которых меньше Нептуна и Урана ( 17 и 14,5 земных масс соответственно). Статья с изложением результатов выйдет в журнале Astronomy and Astrophysics, а ее препринт доступен на сайте arXiv.org.

Речь в работе идет о планете Corot-7b (которая раньше называлась Corot-Exo-7b). Эта планета была открыта еще в феврале и стала одной из немногих Суперземель, для которых ученым удалось получить оценку на радиус. Уже этой оценки было достаточно для того, чтобы объявить Corot-7b самой маленькой из известных экзопланет. Теперь астрономам удалось измерить радиус планеты. Он оказался 1,68 земных с погрешностью всего около 5%.

Анализ собранных данных, во-первых, позволил подтвердить открытие планеты. Кроме этого у них получилось уточнить характеристики открытого объекта. Так, планет Corot-7b вращается вокруг собственной звезды с периодом примерно за 20 часов (0,85359 земных суток с небольшой погрешностью) на расстоянии 0,0172 астрономических единиц.

Неопределенной остается пока только масса планеты. Астрономы пока с уверенностью могут заявлять, что она меньше 21 земной. Анализ характеристик, в частности, радиуса планеты, позволяет астрономам утверждать, что масса обнаруженного объекта будет заметно меньше, то есть перед ними именно Суперземля.

Планета вращается вокруг звезды в созвездии Единорога на расстоянии примерно 500 световых лет от Земли. Она была обнаружена в рамках миссии Corot. Этот аппарат был запущен с космодрома Байконур в 2006 году. Он представляет собой оснащенный спектроскопами телескоп. Одной из основных целей космического аппарата является поиск экзопланет с небольшими периодами обращения вокруг звезд.

Телескоп «Кеплер» нашел атмосферу у экзопланеты

7 августа 2009 г.

Данные, присланные орбитальным телескопом «Кеплер», позволили ученым обнаружить атмосферу у экзопланеты HAT-P-7b, удаленной от Земли на расстояние около 1000 световых лет.

Размер HAT-P-7b сравним с размером пятой планеты Солнечной системы, а период обращения составляет всего 2,2 дня. Планета расположена в 26 раз ближе к своей звезде, чем Земля к Солнцу. Светило настолько разогревает HAT-P-7b, что она испускает собственное излучение.

Данные, полученные «Кеплером», позволили существенно уточнить характеристики планеты и ее движения. Чувствительность нового орбитального телескопа удивила астрономов. Более того, телескоп оказался способен заметить прохождение планеты не только перед звездой, но и за ней. Эта информация позволила астрономам сделать вывод о существовании у HAT-P-7b атмосферы, температура которой на дневной стороне планеты достигает 2376 градусов Цельсия. На ночной стороне заметно холоднее. Из показаний «Кеплера» астрономы также заключили, что HAT-P-7b обращается вокруг звезды-хозяина по круговой орбите.

В соседней звездной системе обнаружили следы столкновения планет

11 августа 2009 г.

Астрономам NASA удалось обнаружить следы столкновения планет в соседней с нашей звездной системе. Ученых интересовала молодая звездная система вокруг звезды HD 172555, расположенной в созвездии Павлин на расстоянии около 100 световых лет от Земли. Возраст системы составляет всего около 12 миллионов лет. Для сравнения возраст Солнечной системы - более 4,5 миллиарда лет.

Используя данные, полученные орбитальным телескопом Spitzer, ученые смогли обнаружить, что в системе HD 172555 присутствует большое количество аморфного (то есть лишенного кристаллической решетки) кремния. Кроме этого вокруг звезды было отмечено присутствие большого количества монооксида кремния.

Для объяснения этих особенностей состава системы астрономы предлагают следующее объяснение. Несколько тысяч лет назад два крупных каменных тела столкнулись в этой системе. В результате часть каменной породы испарилась (отсюда и монооксид кремния), а часть от удара расплавилась и разлетелась. После застывания в данной породе образовался аморфный кремний.

Нашли первую вращающуюся задом наперед экзопланету

13 августа 2009 г.

Астрономам впервые удалось обнаружить экзопланету, движущуюся по так называемой обратной орбите. Последнее означает, что направление движения тела по орбите противоположно направлению вращения звезды. Экзопланета, которая получила наименование WASP-17b, была обнаружена при помощи так называемого транзитного метода вокруг звезды HD209458, расположенной на расстоянии около 1000 световых лет от Земли. Период обращения планеты вокруг собственной звезды составляет 3,7 земных суток. Особенность орбиты заключается в том, что угол ее наклона к экваториальной плоскости звезды составляет 150 градусов. Фактически это означает, что планета движется вокруг HD209458 против направления вращения светила.

Кроме этого у новой планеты обнаружилась еще одна особенность. Анализ данных наблюдений позволил определить, что ее масса относительно невелика - всего около 0,6 юпитерианских. При этом радиус WASP-17b почти в 1,5-2 раза больше юпитерианского. Это означает, что средняя плотность планеты крайне мала (примерно в 70 раз меньше плотности Земли). Ученые полагают, что причиной подобной раздутости планеты является вытянутость орбиты. Из-за этого на WASP-17b действуют мощные приливные силы, которые разогревают ее внутреннюю часть.

Нашли вторую вращающуюся задом наперед экзопланету

14 августа 2009 г.

Сразу две группы исследователей заявили, что им удалось обнаружить вторую планету, которая вращается вокруг собственной звезды по обратной орбите. В рамках обоих исследований ученые наблюдали планету HAT-P-7b.

Авторы первой работы, которая подана в журнал The Astrophysical Journal Letters, использовали данные, полученные телескопом Subaru. Используя компьютерное моделирование, исследователи установили, что для угла наклона орбиты планеты имеется всего два варианта. Первый вариант - угол наклона траектории к экваториальной плоскости звезды составляет 180 градусов. Фактически, это означает, что планета лежит в экваториальной плоскости, однако движется в направлении, противоположном вращению звезды. Другой вариант не менее экзотичен - угол наклона орбиты может составлять 90 градусов. Это означает, что планета вращается вокруг звезды по полярной орбите. По словам ученых, неопределенность связана с тем, что по имеющимся данным они пока не могут определить как расположена ось вращения звезды по отношению к наблюдателю на Земле. Другая группа исследователей, работа которых подана в журнале Publications of the Astronomical Society of Japan, использовали те же самые данные, что и первая группа. Их модели, однако, позволяют интерпретировать данные несколько иным образом: астрономы утверждают, что их планета движется по орбите, угол наклона которой составляет 227 градусов. В этом случае планета однозначно вращается в направлении, противоположном направлению вращения звезды.

Астрономы обнаружили находящуюся на краю гибели экзопланету

27 августа 2009 г.

Международная группа астрономов открыла новую экзопланету, которая ближе всех известных планет располагается к своей звезде. Новое открытие, вероятно, заставит пересмотреть существующие теории формирования "горячих Юпитеров".

Новая планета, получившая название WASP-18b, была обнаружена транзитным методом при помощи телескопов на Канарских островах. Наблюдения за звездой WASP-18, удаленной от Земли на расстояние 400 световых лет, велись еще с 2006 года. В результате исследователям удалось установить, что масса планеты составляет примерно 10 юпитерианских, и она вращается вокруг звезды на расстоянии менее 0,02 астрономической единицы с периодом около 0,94 земных суток.

Расчеты показывают, что WASP-18b должна обязательно упасть на свою звезду, причем произойти это должно в самое ближайшее (по астрономическим меркам) время - примерно через 500 тысяч лет.

Астрофизики объяснили неправильную форму протопланетных дисков

31 августа 2009 г.

Астрономы установили, что ответственность за неправильную форму протопланетных пылевых дисков вокруг звезд несет межзвездный газ. Статья исследователей появится в журнале The Astrophysical Journal, а ее краткое изложение приводится на сайте NASA.

В рамках работы ученые интересовались протопланетным пылевым диском вокруг звезды HD 32297, которая располагается на расстоянии 340 световых лет от Земли в созвездии Ориона. Возраст системы составляет около 100 миллионов лет (для сравнения, возраст Солнечной системы составляет 4,5 миллиарда лет).

7.    Вопросы физики

Теория относительности или современная космология?

18 августа 2009 г.

Американские ученые установили, что эффект, в свое время приведший к появлению в космологии так называемой темной энергии, может быть всего лишь результатом «работы» гравитационных волн, оставшихся после Большого Взрыва.  Для этого они рассчитали поведение гравитационных волн в рамках общей теории относительности Эйнштейна, которые могли быть вызваны Большим Взрывом. Эти волны, расходящиеся от места Большого Взрыва также, как круги на воде расходятся от брошенного в воду камня, в некотором смысле «смещают» удаленные от Земли объекты, создавая иллюзию ускоренного расширения.

Сами исследователи отмечают, что в их выкладках есть слабое место. Известно, что ускорение расширения Вселенной по различным направлениям одинаково. Последнее означает, что гравитационный волны, расходящиеся после Большого Взрыва, обязаны работать одинаково во всех направлениях. Из этого вытекает, что Земля располагается относительно недалеко от точки Большого Взрыва.

Совсем недавно ученые в очередной раз отождествили темную энергию с постоянной Эйнштейна. В частности, специалисты установили, что плотность энергии не менялась со временем.

Теория относительности создала препятствия для космической навигации

19 августа 2009 г.

Американские ученые пришли к выводу, что релятивистские эффекты могут помешать полетам будущих космических аппаратов. Искривление пространства-времени может «увести» корабли на миллионы километров от заданной точки.

Исследователи рассматривали, как будет продвигаться по Солнечной системе зонд, снабженный солнечным парусом. Такое устройство работает по тому же принципу, что и обычный парус. Разница заключается в том, что корабль вперед движет не поток воздуха, а «солнечный ветер» - заряженные частицы, испускаемые Солнцем.

Теоретически, зонд, оснащенный солнечным парусом способен достаточно быстро достигнуть отдаленных частей Галактики. Так, расстояние в 2500 астрономических единиц зонд преодолеет за 30 лет. Оттуда зонд сможет изучить, например, облако Оорта, расположенное на расстоянии 50 тысяч а.е. от Солнца. Для того чтобы зонд с солнечным парусом разогнался до приемлемой скорости (по расчетам, она может достигать 800 километров в секунду), ему необходимо максимально приблизиться к Солнцу. На небольшом расстоянии от звезды на корабль начнут оказывать действие релятивистские эффекты, в частности, связанные с искривлением пространства-времени вблизи массивного тела.

Авторы показали, что подобные эффекты могут отклонять корабль от намеченного маршрута. Сдвиг будет очень небольшим, однако к концу путешествия длиной в 2550 а.е. корабль собьется с курса приблизительно на один миллион километров. Исследователи указывают на необходимость использования релятивистских навигационных систем, которые позволят избежать такой «погрешности».