Реклама

  Космонавты чуть не сгорели заживо

 

Сегодня (24 апреля) в корпорацию «Энергия» будет доставлен спускаемый аппарат космического корабля «Союз ТМА-11». Его приземление в субботу едва не завершилось трагедией: у аппарата мог прогореть люк, что привело бы к гибели экипажа. Сейчас на Международной космической станции (МКС) находится аналогичный корабль, на котором осенью должен вернуться на Землю очередной экипаж.

По сведениям хорошо информированного источника в ракетно-космической отрасли, спуск на Землю корабля «Союз ТМА11» с космонавтами Юрием Маленченко, Пегги Уитсон и Ли Со Ен едва не завершился гибелью экипажа. «На начальном этапе торможения в плотных слоях атмосферы спускаемый аппарат корабля летел в неправильной ориентации,— пояснил источник.— При штатном спуске корабль летит вперед теплозащитным экраном. Однако спускаемый аппарат «Союза ТМА-11» летел вперед люком. В результате люк значительно обгорел. Если бы аппарат самопроизвольно не развернулся в правильное положение, была высокая вероятность прогара люка». Экипаж мог сгореть заживо. Кроме того, при такой ориентации спускаемого аппарата могли разрушиться крышки парашютных контейнеров, что также неизбежно привело бы к трагическому исходу.

Внешние повреждения теплозащитного покрытия и обгорелый люк спускаемого аппарата корабля хорошо видны на фотографиях, размещенных на официальном сайте американского аэрокосмического агентства NASA. По словам участвовавших в поиске корабля сотрудников, серьезные повреждения были и на теплозащитном экране корабля. По словам участников поиска, «экипаж перенес большой стресс». «Профессиональные космонавты Юрий Маленченко и Пегги Уитсон прекрасно понимали все происходящее»,— пояснил источник.

Специалисты считают, что нештатная ориентация аппарата при спуске могла возникнуть из-за неотделения одного из отсеков корабля. Корабль «Союз» состоит из бытового отсека, спускаемого аппарата и приборно-агрегатного отсека. Перед входом в атмосферу корабль разделяется на эти отсеки. Спускаемый аппарат с космонавтами совершает посадку, а бытовой и приборно-агрегатный отсеки сгорают в плотных слоях атмосферы. Кроме того, под подозрением специалистов оказался блок управления спуском БУСП-М, который управляет спускаемым аппаратом при его торможении в плотных слоях атмосферы. Его очередная модернизация прошла в прошлом году. Вслед за этим 21 октября 2007 года «Союз ТМА-10» с новой системой совершил посадку в неуправляемом режиме. В январе этого года президент корпорации «Энергия» (изготовитель корабля) официально объявил, что инцидент произошел «из-за повреждения кабеля пульта управления космическим кораблем».

В настоящее время к МКС пристыкован «Союз ТМА-12», полностью идентичный двум предыдущим кораблям. Его посадка запланирована на 23 октября этого года. На корабле должны будут вернуться на Землю находящиеся сейчас на МКС космонавты Сергей Волков, Олег Кононенко, а также космический турист Ричард Гэрриотт (его старт запланирован на 12 октября).

Константин Ъ-Лантратов

Газета «Коммерсантъ»   № 69(3886) от 23.04.2008

Источник - http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=885699

 

Hosted by uCoz