РКК «Энергия» реанимировала проект «Клипер»
С опозданием на 4 года
26 июля 2008 года газета «Московский
комсомолец»
«Знакомство общественности с новым
пилотируемым кораблем, который через десяток лет придет на смену знаменитым
российским “Союзам”, состоялось на днях в Великобритании.
Детище российских и европейских инженеров не похоже ни на один
существовавший ранее аппарат, скорее на какой-нибудь спутник. Подробно о его
создании “МК” рассказали в ракетно-космической корпорации “Энергия”.
— Это на сегодняшний день самая разумная альтернатива — корабль
будет вмещать сразу 6 членов экипажа, — сообщил пресс-секретарь корпорации Равиль Хамидов. — В связи с
обрастанием Международной космической станции новыми сегментами это просто
необходимое условие.
Ракета-носитель, спускаемый аппарат да
и внешний облик — все разработано у нас. Европейцы потрудились только над
агрегатным отсеком и некоторыми дополнительными системами. Надо отметить, что
российская сторона изначально предложила сразу два варианта корабля — крылатый
и бескрылый. В результате пока остановились на втором. Новый многоразовый
космический аппарат без крыльев будет базироваться на корабле с капсулой
конического типа. Спуск на землю, по всей видимости, будет мягким — при помощи
парашюта.
Летные испытания нового аппарата намечены на 2015 год, а первый
пилотируемый запуск — на 2018-й. Предполагается, что он сможет доставлять людей
не только на орбиту, но и к Луне. Имя будущему космическому путешественнику,
очевидно, дадут только осенью этого года на заседании глав космических агентств
России и Европы».
Судя по
содержанию данного сообщения – один к одному повторяется концепция космического
корабля «Клипер», который был представлен еще в начале 2004 год. После отставки
руководителя РКК «Энергия» Н.Севастьянова в 2007 году руководство Роскосмоса официально провозгласило «Клипер»
бесперспективным. А теперь предлагают повторить то же самое – но с нуля?
Потеряв 4 с половиной года?
Хотя нет,
если присмотреться, то некоторые отличия от «Клипера» таки
есть, и не в лучшую сторону. Во-первых, заметка сопровождается рисунком
проекта нового корабля. Уже по рисунку видно, что, в отличие от «Бурана» и «Клипера», спускаемый аппарат не сможет
садиться на посадочную полосу, а подобно древним «Союзам» образца 1960-х годов,
спускаться на парашюте. А вся «многоразовость» будет
заключаться в том, что, подобно первой ступени «Энергии», этот аппарат после
спуска на парашюте можно будет использовать заново. Это, конечно, некоторый
прогресс – тут же технология не 1960-х, а 1970-х годов. Примерно как в атомной
отрасли, где сейчас в качестве магистрального направления избраны реакторы ВВЭР
конструкции 1960-х годов, а реакторы БН конструкции 1970-х годов
рассматриваются как «новая технологическая платформа», очередь до которой
дойдет еще когда-то потом. Надо понимать, однако, что к технологии XXI века всё это не имеет никакого отношения.
Ну и еще одно
важное отличие – это, конечно, сроки. «Клипер» обещали
запустить в 2010 году. Уже смешно, правда? Теперь же, значит, только в 2018? А
вот это уже не смешно.
И еще очень
настораживают слова про какое-то там «участие европейцев». Что, наша страна не имеет
самостоятельного опыта изготовления космических кораблей? У Европы такой опыт в
любом случае гораздо ниже. Так что такое «международное сотрудничество» очень
подозрительно. Был у нас уже такой опыт – когда советскую станцию «Мир»
променяли на американскую МКС. Теперь так же разменяют и средства доставки?