22.07.2011
Американский шаттл «Атлантис» закончил свой
последний полет в космос и в последний раз приземлился на космодроме
на мысе Канаверал. Таким образом, в Америке
завершается 30-летняя «эра космических челноков» многоразового использования,
передает радио «Свобода».
По существу,
человечество так и не решило проблему «космического самолета», и шаттл, и советский «Буран» были «решением наполовину» - в
космос челнок доставляется все же сверхмощной ракетой, масса которой
значительно больше, чем у собственно космического аппарата. Да и после удачного
приземления шаттл требовал по существу капитального
ремонта. Так что на самолет действительно совсем не похоже. Не говоря об
аварийности - из четырех построенных шаттлов два
разбились. Для авиации процент абсолютно недопустимый.
Надо сказать,
что к космическому самолету или космоплану были гораздо ближе советские
конструкторы с значительно более легким проектом «Стрела»,
но позже упор был сделан на «Буран» - проект потрясающе инновационный, даже
прорывный, но к идее полностью возвращаемого аппарата он был не ближе
американского шаттла.
По сути, мы
присутствуем при признании 30-летней истории космических челноков тупиковым
направлением космонавтики.
Ракетная
техника - не тупик, но вчерашний день.
Что же будет
выводить человека в космос в 21-м столетии? Пока перспективы не
просматриваются. В области космических исследований наметился всемирный застой.
Анатолий Баранов
источник -
Наш комментарий: химические реактивные двигатели - это вчерашний
день. Их хватает максимум на то, чтобы доставить груз на орбиту. На
пилотируемый полет к Марсу их уже не хватит (на старт возвращаемого аппарата с
Марса их не хватит). Даже на пилотируемый полет к Луне - тоже под большим
вопросом (никто, кроме крайне ограниченного круга лиц, не знает однозначного
ответа на вопрос - таки были ли американцы Луне)
Решение проблемы - переход к ядерным ракетным двигателям (в каком именно техническом исполнении - тут возможны разные варианты)