Максим Калашников
Что такое бело-сине-красная
космонавтика?
Как триколорные создают
«новейший» космический корабль в РКК «Энергия»
Наш брат, работающий нынче в корпорации «Энергия»,
прислал депешу о том, как расейское космическое
начальство ведет работу над «новейшим» шестиместным кораблем.
Привожу его практически без сокращений.
***
«...Молчал несколько
недель, но не выдержал, решил-таки написать об одном случае. Заранее нужно
объяснить, зачем я это делаю. Случай, на мой взгляд, вопиющий, и внутри всё
просто кипит от возмущения.
Несколько лет назад было объявлено, что РФ приступает к созданию нового
космического корабля на замену старому доброму «Союзу». Решение
нормальное и нужное, если не говорить о том, что вообще-то мы, как всегда,
погнались за пиндосами (программа НАСА «Орион» - прим
М.К.) Только у них это действительно
программа (корабль рассматривается не просто как транспортное средство для
полётов к МКС на замену дюже дорогим и сложным в эксплуатации шаттлам, но и сразу с прицелом по Луне и/или Марсу - эти
программы в США также разрабатываются).
У нас же дело не совсем так. Во-первых, корабль есть, и отработан, и
надёжен до боли в скулах. Ну, вроде количество человек на борту хотят до 6
довести (как в США), вроде перегрузки хотят снизить, а удобства улучшить
(космонавты просят). У американцев уже испытания полным ходом, у нас - стадия технического предложения. Конца этому
предложению я пока не вижу...
Так вот, по сути. Несколько недель
назад присутствовал на научно-техническом совете (НТС). Постепенно
прорабатывается облик, решаются самые различные концептуальные вопросы, всё ещё
в очень общем виде (заказа-то нет, просто сидят люди и обсуждают). Люди - профи
самых разных направлений. Обсуждается вопрос с выбором материала для корабля.
Есть несколько вариантов. Сплавы где-то в 2 раза прочнее, в 2 раза легче (это
круто), но в 10 раз дороже (это не смертельно, потому что при увеличении
стоимости только материала, увеличение стоимости самого изделия неощутимо
увеличится, ну на 1-2 %). Вроде и варить и прочее можно, в общем, работа исподволь ведётся. И тут начальник
вставляет фразу с таким примерно
содержанием:
- Был на заседании «наверху». Обсуждались эти же вопросы. И тут один из
наших высоких дядей, произносит такую мысль: «Зачем нам стремиться уменьшать в
два раза массу? Тогда окажется, что зря разрабатывается новый носитель на 20
тонн полезного груза. Если же оставим алюминиевый сплав, то 17-19 тонн как раз,
а на 8,5 тонн проектировать ракету-носитель глупо получается».
Меня как обухом по башке ударили, как паровоз по
мне проехал. Весь мир начинает сходить с ума - или я дурак?
Ну, смотрю, все поулыбались и дальше продолжают
обсуждение. Это мы, наследники Королёва, мы инженеры ракетно-космической
отрасли в нашем бывшем ОКБ-1, управляемы такими людьми!?
Фамилию дяди я вам не называю, нужно ли? Абсурдность такого заявления даже
обсуждать оскорбительно. Двигателисты бьются за
каждый килограмм тяги, проектанты репу до лысины протёрли уже, решая проблему:
как «въехать» в поставленные лимиты по массогабаритам?
Ракетчики в ЗИХе трудятся, испытания отдельных узлов
уже закончились!
Нужно ли говорить, что с «тяжёлым»
кораблём мы рискуем остаться даже без мечты о Луне и тем более Марсе? 10 тонн
при межорбитальном пилотируемом перелёте - это, простите, не хухры-мухры, это дело! Да вообще, я до сих пор сплю плохо.
Они ведь там действительно уже абсолютно зажрались! Что они могут с нами
натворить!? Президент РКК - какой-то директор какого-то института из Питера
(какая неожиданность). (Речь идет о путинце В.Лопоте - прим. М.К.) Никакого представления и отношения к
космосу и ракетам не имел. Работает по совместительству! Представьте себе, что
Королёв поработал пару деньков в ОКБ своём и смылся быстренько в Питер - там, мол
тоже предприятием руководить нужно. Каково?
А что, если они тупо денег не дадут на разработку нужного сплава?! Так ведь
и полетим на АМг6, если вообще полетим. Очередные
инновации будут задушены, завтрашний день отберут очередной раз...»
Комментарий М.Калашникова: В 2007 году
мне довелось беседовать с тогдашним главой РКК «Энергия» Николаем Севастьяновым
(корпорация эта - производитель наших космокораблей).
Тогда Севастьянов доказывал, что дни «Союза» сочтены. Во-первых, он дорожает с
каждым годом, а потому безбожно проиграет по рентабельности новым космическим
кораблям США, Европы и Японии, когда они выйдут на арену. Во-вторых,
Севастьянов говорил об ужасающем инженерно-технологическом и кадровом развале в
отрасли. Скоро просто некому будет делать «союзы». Их сегодня собирают
50-60-летние ветераны, молодежь в космическую промышленность не идет. А зачем?
Работа - трудная и сложная, а заработки «работников космоса» в РФ - на уровне
подавателей гамбургеров в московском «Макдональдсе». Кроме того, из космической
промышленности РФ исчезло творчество: здесь до бесконечности тиражируют
советские наработки, не создавая новых, прорывных проектов. А коли их нет, нет и возможности отличиться, выдвинуться,
сделать карьеру. Вот почему будущее, например, корабля «Союз» (как мне говорили
летом 2007 г.) - это неизбежное падение качества техники, ее удорожание и
прогрессирующая неконкурентоспособность.
Теперь же эти прогнозы, увы, оправдываются. Машины типа
«Союз ТМА» начинают возвращаться на Землю в нештатном режиме. На грани
катастрофы. То там сбой, то несрабатывание неких узлов, то выход из строя
каких-то систем. Чудес-то не бывает: после стольких лет либерального варварства
РФ начинает терять способность к производству передовой техники. Сказывается потеря квалифицированных кадров.
И если тенденцию не переломить, то всю космонавтику РФ ждет позорный
«баллистический спуск».
Отсюда и единственно возможная стратегия: во что бы то ни
стало сохраняя качество «союзов», ударными темпами, не жалея средств и
привлекая самых талантливых людей, создавать перспективную русскую ТКС. Причем такая, что качественно превзойдет будущие системы США, а
также уже имеющийся европейский грузовой корабль типа «Жюль
Верн» и завтрашний японский «грузовик».
Ужас же положения заключается в том, что в РФ и в 2009
году не знают, какую космическую систему нужно делать и кто этим займется.
Дело в том, что единственным реальным проектом новой
русской ТКС по состоянию на лето 2007 г. был проект тогдашнего руководителя РКК
«Энергия» Николая Севастьянова. То есть - крылатый корабль «Клипер»,
межорбитальный буксир «Паром», модернизированные носители типа «Союз» и
«Зенит». Севастьянов настаивал на
коренном пересмотре космической программы РФ, на придании ей статуса
приоритетного национального проекта. В каковой он предлагал, кстати, включить
строительство космодрома Свободный (Восточный) в Амурской области и создание
второй производственной базы в Комсомольске-на-Амуре. А главной линией было
предложено сделать налаживание промышленного производства в космосе,
пилотируемые полеты на Луну, а затем - к Марсу.
Но глава Роскосмоса Анатолий Перминов в 2006-2007 гг. буквально на каждом углу
дезавуировал выступления Севастьянова. Мол, авантюрные планы тот строит, денег
на них нет. О том, что Перминов терпеть Севастьянова
не может, знали все. И летом 2007-го шеф Роскосмоса
отправил не в меру амбициозного подчиненного в
отставку. Случилось это как раз после того, как американцы подписали контракт
на 2007-2011 гг. (на 719 млн. долларов) об использовании кораблей «Союз ТМА»
для обслуживания орбитальной МКС в связи с выводом из
строя старых «шаттлов». Такая вот получилась история
с малоприятным запашком.
Вместо Севастьянова Перминов
назначил генеральным конструктором Виталия Лопоту.
Питерского роботехника. Чтобы понять всю «мудрость»
этого решения, представим себе, что в 1930-е годы в ведущем КБ увольняют к
чертовой маме конструктора самолетов, а на его место ставят, скажем,
специалиста по моторам. Или по электрооборудованию. И теперь непонятно: а будет
ли у Российской Федерации новая транспортно-космическая система? Продолжатся ли
работы над многоразовым крылатым «Клипером»?
Лишь весной 2009 года Роскосмос
объявил конкурс на создание многоразового космического корабля. И уже ясно, что
конкурс - липовый, что победит «Энергия».
А знаете, проект
какого корабля в апреле 2009 года потребовал Перминов?
Да-да, того самого, шестиместного. Как будто и не обсирался
(извините за выражение) проект «Клипер» Севастьянова. Получается, что было
зазря потеряно три года - ведь работа над ним могла начаться еще в 2006-м,
когда денег в бюджете было сверх меры. Нет - дотянули до кризисных времен,
выгнали главного инициатора проекта - чтобы в конце
концов, начать делать то, что он предлагал.
У Роскосмоса, судя по всему, и
у самого нет четкой картины будущего нашей космонавтики. И это очень опасно!
Какого ... нужно Роскосмосу?
Не
поленитесь - зайдите на официальный сайт Роскосмоса и
почитайте интервью Анатолия Перминова за последние
пару-тройку лет. Попробуйте разобраться: а чего он, собственно говоря,
хочет? Ну, выжать максимум прибылей из унаследованной из СССР техники - это понятно.
Передать максимум знаний, наработок и
технологий китайцам и бразильцам - это так. Еще раз модернизировать оставшиеся
от СССР корабли и ракеты - тоже. А дальше-то что?
Итак, в 2006-м Перминов
осмеивал планы уже вывшего главы РКК «Энергия» Николая Севастьянова лететь на
Марс. Дескать, двигателей нет, не решена проблема радиационной защиты экипажа
(хотя, отметим, решение проблемы было еще в 1971-м). А еще нет денег. И вообще,
всего этого нет в ФКП - Федеральной космической программе. Теперь же Перминов повторяет слова Севастьянова.
«...Мы имеем
поручение Правительства РФ по уточнению программы на период 2009-2015 гг... Тогда она и станет амбициозной.
Россия, обеспечив себе за последние годы макроэкономическую стабильность и
высокие темпы развития, получила возможность рассматривать долгосрочные
стратегические цели, в том числе и в космонавтике. У нас есть долгосрочные
проекты по освоению Луны и изучению Марса. Формируются планы создания
пилотируемого корабля, ракеты-носителя повышенной грузоподъемности для его
выведения. Будет создаваться новый российский космодром «Восточный» в Амурской
области. Реализацию этих грандиозных долгосрочных проектов необходимо начинать
уже в период, который охватывает выполняемая в настоящее время программа.
После 2020 г. Россия планирует создать и развернуть на орбите околоземный
пилотируемый сборочно-экспериментальный комплекс для обеспечения транспортных
операций к Луне и Марсу...» - так высказался А.Перминов в
интервью газете «Деловой Петербург» 12 декабря 2007 г.
Стало быть, на Марс мы уже летим. Все-таки...
А чего же вы раньше хаяли тех,
кто об этом говорил?
«...Что касается
полетов человека в космос, то уже с 2007 г. начинается реализация планов по
коренному обновлению российского флота пилотируемых и транспортных кораблей.
Как сообщалось ранее, в 2006 году Роскосмос объявил
конкурс по выбору головного разработчика космического пилотируемого корабля
нового поколения. К сожалению, по результатам прошедшего конкурса ни один из
претендентов не удовлетворял условиям конкурса, в связи с чем, конкурс объявлен
не состоявшимся. И принято решение о проведении дополнительных углубленных
проработок по уточнению концепции и определению вариантов технического облика
перспективных средств транспортно-технического
обеспечения.
Сегодня достаточно серьезно рассматривается возможность создания
перспективной пилотируемой транспортной системы в рамках международной
кооперации.
В частности, Роскосмос и Европейское космическое
агентство достигли взаимопонимания в том, что эффективным способом
осуществления дальнейших работ является совместная разработка, опирающаяся на
российский опыт пилотируемых космических полетов и европейские достижения в
этой области. И использующая перспективные
технологические наработки всех стран.
По завершении реализации намеченного плана мероприятий предполагается
(ориентировочно в конце 2008 года) объявить конкурс по определению головного
разработчика пилотируемой космической системы нового поколения....» (Из интервью Перминова «Аэрокосмическому обозрению», апрель 2007 г.)
В августе 2007-го Перминов в
интервью «Военному параду» признается: «конкретно облик корабля еще не
определен, поскольку анализируются различные варианты новой системы, включая
вариант корабля «Клипер»...» А авиационно-космические системы, мол, вообще
неперспективны. Главный упор Перминов призывает
делать на неведомую многоразовую ракетно-космическую систему вертикального
старта с возвращаемыми блоками первой ступени. О многоразовом космическом
корабле тут - ни слова. Создается впечатление, что сама мысль о создании
крылатого легкого челнока претит господину Перминову. Процитируем еще одно интервью отставного
генерала-ракетчика («Московский комсомолец», 13.09.2007 г.):
«- Раньше был
"Буран", его сломали и отдали детям на аттракционы, сейчас вроде
опять начали делать очередной челнок. Будет ли в этом смысл?
- На сегодняшний день такой проект не рассматривается.
- То есть, «Клипер» был, а потом забыли про него?
- Ну почему забыли? В мире существует очень много
крылатых схем. К сожалению, ни один корабль, кроме «Шаттла»
и «Бурана», не полетел. Он для нас очень
дорогой. У нас на всю российскую космическую программу выделено около миллиарда
долларов. А тут на подготовку к полету всего одного корабля типа «Шаттл» требуется полмиллиарда долларов.
- Дешевле одноразовые получаются?
- Конечно. В десятки раз. Наша страна, да и США, отказались от челноков. Не
в состоянии такие дорогостоящие вещи тянуть...»
Перминов здесь
откровенно, мягко говоря, нас дезинформирует. США делают новый челнок - Х-37.
Небольшой шеститонный авиакосмолет-беспилотник
фирмы «Боинг». Такие же разработки идут у японцев и европейцев. А в 2009-м и
сам Роскосмос объявил конкурс на многоразовый корабль.
Это что - стратегическая линия или «как бык поссал»?
Подытожим. То есть, в то время, когда США имеют четкое
представление об облике своих будущих кораблей - одноразовом CEV и крылатом
многоразовом Х-37, когда Европа сделала «Жюль Верн»
(потенциально - и пилотируемый тяжелый корабль, и грузовик) Роскосмос
все не может определиться с обликом будущего русского корабля. Чем не
устраивает единственный на сегодня реальный проект шестиместного «Клипера» -
молчок. Неужели тем, что сей проект разработан под руководством
опального Севастьянова? О межорбитальном буксире «Паром», чьи узлы
унифицированы с «Клипером» - вообще гробовое молчание.
А как понять навязчивое стремление нынешнего
главы Роскосмоса делать неведомый будущий корабль
совместно с европейцами? Простите, но все (дело русской чести, соображения
национальной безопасности, сохранение русского преимущества в космосе) требуют
создания именно своей транспортно-космической системы! Опять - стремление
«интегрироваться в мировой рынок» любой ценой?
Существенный момент: а из каких проектов Перминов собрался
устраивать конкурс на новый корабль для РФ, из каких исполнителей хочет
выбирать? Чего резину тянет? Ведь сегодня на дворе - не 1990 г. с массой еще
нерастраченных возможностей. Реальная
ситуация такова, что, кроме корпорации «Энергия» в стране после 17-летнего
либерального погрома создавать альтернативные корабли (и орбитальные станции)
практически некому. Есть прорывной, инновационный вариант МАКС (многоразовой авиакосмической системы с легким многоразовым авиакосмолетом) НПО «Молния». Именно «Молния» создавала
советский крылатый корабль «Буран». Но Перминов уже
«зарубил» создание систем с воздушным стартом, объявив их «неперспективными»!
То есть, НПО «Молния» обрекается на уничтожение и потерю остатков
научно-инженерных кадров.
Некогда славное детище Владимира Челомея,
реутовское НПО машиностроения? Да, в СССР оно
создавало орбитальные станции типа «Алмаз». Именно там (благодаря гению «авиационщика» Владимира Мясищева) был создан проект
транспортно-космического корабля (ТКС) с многоразовым спускаемым аппаратом, с
технологией восстановления теплозащитного покрытия после каждой миссии. Мясищев
привнес в космонавтику авиационную культуру борьбы с лишним весом, применил для
ТКС оригинальную фрезерованную обшивку, легкую и прочную. Но, увы, за 90-е годы
НПО машиностроения потеряло уникальные кадры конструкторов, инженеров и
рабочих. Более того, тогда же специалисты американской корпорации
«Локхид-Мартин» умудрились за гроши получить уникальные наработки по старому
проекту ТКС, использовав их затем при конструировании
американского перспективного корабля CEV. Реально реутовцы лишились
возможности делать пилотируемую технику. Еще в 1987г. их отряд космонавтов
расформировали, работы над ТКС свернули.
Центр имени Хруничева? Но он делает не корабли, а ракеты,
разгонные блоки и блоки для орбитальных станций. ЦНИИ машиностроения? Но он был
всегда системным интегратором проектов, не разрабатывая корабли и орбитальные
станции самостоятельно.
Реальность такова, что выбирать на сегодня практически не
из кого. Каждый год промедления с созданием нового отечественного корабля
взамен устаревших «союзов» - это потерянные кадры 50-60-летних конструкторов,
инженеров и рабочих, заменять коих сегодня некем. Каждый год промедления - это
утраченные возможности для подготовки молодой смены. Понимает ли это Перминов, отшвыривая проект «Клипер», а заодно и проект
МАКС? Или не хочет понимать? Понимает ли он, что завтра, с появлением на рынке
двух новых кораблей США, японского и европейского грузовиков, РФ превратится в
аутсайдера? И то же самое касается
перспективной отечественной орбитальной станции, что должна работать после 2020
г. Работы над ней нужно вести уже сейчас, сегодня - иначе снова не успеем и
растеряем последние кадры.
А вместо действия - идиотская
проволочка в несколько лет! Ведь «Клипер» можно было делать еще тогда, когда
косяком перли нефтяные сверхдоходы! Равно как и ракеты
воздушного старта, и новые спутниковые системы.
Пора, наконец, определяться и действовать! И посмотреть:
а не нужен ли Роскосмосу новый, адекватный вызовам
современности, руководитель?
Увы, дело не только в видении будущего руководством
Роскосмоса, не только в финансировании отрасли.