КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ «КЛИПЕР»
В России разрабатывают новый пилотируемый космический корабль
18 февраля 2004 г.
В России разрабатывается принципиально новый космический корабль многоразового использования, который может прийти на смену "Союзам" уже в 2010 году, передает РИА "Новости". Как заявил информагентству заместитель руководителя научно-технического центра по проектно-расчетным работам РКК "Энергия" Борис Сотников, шестиместный челнок под рабочим названием "Клипер" будет похож на стилизованный утюг без ручки, летящий в космосе подошвой вниз. "Наш многоразовый корабль будет пристыкован к ракете-носителю не сбоку, как американский шаттл, а установлен сверху, как и его предшественник "Союз", - уточнил Сотников. Новейшая разработка РКК "Энергия" в основном предназначена для доставки экипажей и грузов на орбитальные станции, а также срочной эвакуации космонавтов на Землю. В РКК полагают, что челнок может быть с успехом задействован и в межпланетных полетах. "Мы делаем "Клипер" с прицелом на полеты к Марсу и Луне", - сказал Сотников. По его словам, "до Марса и обратно экипажу необходимо лететь на межпланетной станции, а вот спускаться на Землю с околоземной орбиты нужно как раз на "Клипере". Кроме того, челнок может использоваться для автономных орбитальных полетов длительностью до десяти суток, а также в научно-исследовательских целях. Пилотировать корабль будут два космонавта, а остальные места могут занять космические туристы. Стартовая масса 10-метрового челнока составит 14,5 тонны. Согласно проекту, на орбиту "Клипер" будет выводить ракета под названием "Онега" (глубоко модернизированная версия "Союза"). Говоря о финансировании проекта, Сотников отметил, что "Энергия" разрабатывает "Клипер" в основном за счет собственных средств. "От Росавиакосмоса получена некоторая сумма, но она, к сожалению, крайне незначительна", - заявил конструктор. По его словам, "сейчас проект вошел в очень важную стадию, когда уже просто необходимо подключать смежников, а средств на это нет".
Источник: Lenta.Ru
"Клипер" будет включен в новую Федеральную космическую программу
13 апреля 2004 г.
Новый многоразовый корабль "Клипер" планируется включить в новую Федеральную космическую программу, информирует ИТАР-ТАСС. Об этом сообщил в Центре управления полетами (ЦУП) первый заместитель главы Федерального космического агентства (ФКА) Николай Моисеев. "В программе до 2015 года обязательно останется пилотируемое направление, поэтому уместно включить этот пилотируемый корабль в новую программу", - подчеркнул он.
"Клипер" разрабатывался на базе корабля "Союз", конструкторские решения которого проверены временем", - сказал глава Ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" Юрий Семенов. За 40 лет эксплуатации "Союза" накоплен большой опыт, который используется для решения новых задач, подчеркнул он.
"Клипер" - шестиместный многоразовый пилотируемый корабль, принципиально отличающийся от всех существующих в мире "челноков". Собственно многоразовой является только его вместительная кабина, самая дорогостоящая часть корабля. А агрегатный отсек перед посадкой отделяется и сгорает в атмосфере.
Корабль будет крепиться сверху ракеты-носителя и не будет закрыт обтекателями. При необходимости, в любой момент полета может произойти аварийный отстрел кабины для спасения членов экипажа. Корабль оснащен лучшей точностью посадки и его можно будет сажать не в Казахстане, а на территории России.
Источник: Lenta.Ru
Однако это была не единственная сенсация второй половины февраля.
Параллельно с президентом неожиданную новость сообщил генеральный директор Росавиакосмоса Юрий Коптев. В ракетно-космической корпорации «Энергия» разрабатывается принципиально новый пилотируемый космический корабль!
|
Заместитель генерального конструктора РКК «Энергия» по проектным вопросам Николай Брюханов предоставил дополнительную информацию по проекту. Он сообщил следующее.
Проектные проработки многоразового пилотируемого корабля, который получил название «Клипер», были начаты в инициативном порядке еще в 2000 году.
Чуда, правда, не случилось, и конструкторы признали, что к настоящему времени у них имеются только технические предложения по данному проекту (тема «Клипер»), а основные затраты еще впереди.
«Клипер» призван для того, чтобы заменить устаревшие «Союзы». Шестиместный корабль, изготовленный по схеме «несущий корпус», состоит из просторной кабины, чем-то напоминающей носовую часть «Бурана», приборного и агрегатного отсеков. За ними — стыковочный люк.
|
Корабль крепят на верху ракеты-носителя, не прикрывая обтекателями. Сверху на «Клипере» будут устанавливаться двигатели системы аварийного спасения. В этом случае космонавтов можно будет спасти в любую секунду, просто отстрелив корабль от ракеты.
По утверждению разработчиков, «Клипер» сочетает в себе достоинства испытанного «Союза» и уникального «Бурана». «Клипер» (14,5 тонн) легче «Бурана» (105 тонн), но позаимствовал его теплозащиту и системы навигации. В отличие от «Союза», «Клипер» может совершать маневры на орбите и берет на борт 700 килограммов груза вместо 200 килограммов у «Союза».
«..."Клипер", во-первых, обеспечивает безопасность экипажа на любой стадии полета, — рассказывает Николай Брюханов. — Во-вторых, он гораздо удобнее для космонавтов — все-таки объем корабля существенно больше. В-третьих, у него лучшая точность посадки. "Клипер" сможет приземляться в России, а не в Казахстане, меняя траекторию уже во время спуска. Перед посадкой агрегатный отсек отделяется и сгорает в атмосфере. А возвращаемый аппарат корабля — самую дорогостоящую часть — можно будет использовать много раз...»
|
Среди задач, которые будет решать «Клипер», не только доставка экипажей и грузов на орбитальные станции и их возвращение на Землю, но и срочная эвакуация экипажа орбитальной станции, исследовательские и туристические орбитальные полеты. Длительность автономного полета «Клипера» — 10 суток, в пристыкованном состоянии его ресурса хватит на целый год.
На орбиту новый корабль предполагается выводить с помощью российской перспективной ракеты «Онега», которая представляет собой глубоко модернизированную версию ракеты «Союз». Запускать новый космический корабль можно со всех российских космодромов, где имеются стартовые площадки под «Союз», то есть с Байконура и Плесецка. А также — с космодрома Куру во Французской Гвиане, где сейчас строится российский стартовый комплекс.
Конструкторы РКК «Энергия» всячески подчеркивают,
что полномасштабная и полноценная разработка данного проекта полностью зависит
от соответствующего решения Президента и Правительства России. При должном
государственном финансировании первый «Клипер» стартует на орбиту в 2010 году.
Стоимость проекта оценивается в 10 миллиардов рублей.
НОВАЯ
ГОНКА ВООРУЖЕНИЙ
Ни в одном, ни в другом заявлении не прозвучало угроз в адрес какого-то конкретного государства.
Президент Путин, например, прямо сказал, что по характеру учений «Безопасность-2004» можно подумать, будто бы это демонстрация, имеющая целью показать США, что армия России еще достаточно сильна, однако на самом деле «условным противником» на этих учениях была не какая-то страна, а «международный терроризм». А маневрирующие боеголовки с гиперзвуковыми двигателями, которые будут приняты на вооружение в 2010 году, будут служить делу обороны России, а не нападения.
Разумеется, ни одного западного эксперта эти слова нашего президента не ввели в заблуждение. Намек был слишком прозрачным, чтобы его не понять.
Вот только некоторые фрагменты комментариев, которыми изобиловала западная пресса в дни учений.
«...Господин Путин не смог удержаться от соблазна угодить националистической части электората, проведя крупнейшую демонстрацию военного могущества с тех пор, как президент США Рональд Рейган призывал уничтожить "империю зла", — пишет канадская газета «The Globe And Mail». — Стремясь показать, что он является лидером, который восстановит военную мощь России, национальную гордость страны и уважение к ней на международной арене, г-н Путин надел военно-морскую форму и поднялся на борт атомной подводной лодки "Архангельск", чтобы с нее наблюдать за учениями. Критики сравнивают эти учения с военными играми времен Советского Союза, в ходе которых имитировались военные действия с применением ядерного оружия...»
«...Различные комментаторы накануне маневров выражали удивление по поводу того, что Россия вздумала открыто продемонстрировать всю свою военную силу в момент, когда на политической арене говорится о стратегическом партнерстве в отношениях практически со всеми ближними или дальними соседями, — сообщает читателям немецкое издание «Neue Zurcher Zeitung». — Выступая перед своими доверенными лицами на прошлой неделе, Путин подчеркнул, что маневры важны, поскольку они позволят всему миру увидеть военную силу России как элемент ее стратегической безопасности. Хотя учения исходят из масштаба нападения, на который способна только Америка, руководители вооруженных сил опровергли информацию, что речь идет о демонстрации силы именно США. Зато было пространно заявлено, что необходимо развивать и тестировать оборонные системы, которые смогут дать асимметричный ответ на существующие и будущие угрозы — и затем противоракетные системы все-таки были открыто названы в качестве возможной угрозы...»
«...С распадом Советского Союза холодная война закончилась, однако заявление Путина, сделанное по окончании самых крупных за последние 20 лет учений, — это сигнал, что Россия готова выделять миллиарды долларов на продолжение гонки вооружений с США, — развивает тему американская газета «Los Angeles Times». — Представители Пентагона не придали большого значения заявлению, заявив, что Россия и так способна преодолевать систему ПРО, благодаря лишь огромному количеству имеющихся у нее баллистических ракет. Однако бывший заместитель министра обороны Фил Койл, ныне старший советник Центра военной информации, говорит, что если русские действительно разработали маневрирующую боеголовку, то, по его мнению, это будет очень тревожный факт для Пентагона, поскольку это угроза, против которой не будет эффективна никакая система ПРО...»
Похожие высказывания вызвал и проект «Клипер». Ведь любому очевидно, что пилотируемый космический корабль, способный 10 суток маневрировать на орбите, может быть использован для решения не только гражданских, но военных задач.
В то же время западные наблюдатели не могли не отметить, что все громкие заявления российского президента ничего не стоят, если они не подкреплены реальными возможностями. А вера в эти возможности была подорвана срывом программы учений.
17 февраля в Баренцевом море произошли сразу два ЧП при запуске баллистических ракет РСМ-54 «Синева» с атомной подлодки «Новомосковск». На следующий день во время учений ракета, которая была запущена с подлодки «Карелия», взорвалась на 98 секунде полета.
Журналисты довольно ехидно прокомментировали эти неудачи, подчеркнув, что возможности, которыми располагала Советская армия, остаются недостижимой мечтой для армии Российской.
Досталось рикошетом и «Клиперу». Было отмечено, что Росавиакосмос неоднократно обращался к Правительству России с просьбой увеличить финансирование на решение экстренных проблем, связанных со снабжением Международной космической станции, но деньги выделялись столь неохотно, что программа обслуживания МКС оказалась под угрозой срыва. Следовательно, «Клипер» как был, так и останется красивым проектом, на который не найдется средств.
В итоге большинство комментаторов сошлись на том, что и сами учения «Безопасность-2004», и заявление Путина о новом секретном оружии, и выступление Юрия Коптева по теме «Клипер» — не более чем «предвыборная PR-акция», призванная поднять рейтинг ныне действующего президента.
* * *
Очень жаль, если скептически настроенные комментаторы окажутся правы. Новое оружие и новый космический корабль — это идеи, которых очень не хватает сегодня. Нам кажется, что со времен Советского Союза ничего не изменилось, что мы только эксплуатируем «советский задел», но очень хочется верить, что это не так, что где-то в секретных лабораториях разрабатываются новые технологии, что мы еще кое-чего умеем и не раз еще удивим весь мир...
Россия
предложила ЕКА принять участие в создании межпланетного `Клипера`
Россия предложила ЕКА принять участие в
создании межпланетного "Клипера"
Россия предложила Европейскому космическому агентству принять
участие в создание нового пилотируемого корабля, который может быть использован
как для полетов к Международной космической станции, так и на другие планеты.
Об этом заявил сегодня в ходе интернет-брифинга глава Федерального космического
агентства (ФКА) Анатолий Перминов.
"Речь идет о перспективном универсальном космическом корабле
"Клипер", разработкой которого занимается Ракетно-космическая
корпорация "Энергия", - пояснил он. По его словам, "Клипер"
придет на смену самым надежным в мире космическим кораблям из семейства
"Союз", которые уже устаревает и по срокам использования, и по
элементной базе". "Клипер" позволит доставлять на МКС не 2-3
человека, как сейчас, а 6 человек", - подчеркнул Перминов.
"Это не шаттл, а перспектива развития нового поколения
космических кораблей", - отметил глава ФКА. "Клипер" будет
адаптирован не только для полетов на МКС, но и для исследования межпланетного
пространства, экспедиций на другие планеты, в том числе и на Марс", -
пояснил он. "Совместное участие в крупных перспективных проектах позволит
более эффективно решать самые разнообразные задачи, встающие перед
человечеством", - считает Перминов.
Объединив же усилия, земляне могут отправить пилотируемый корабль к
Марсу до 2020 года, считает Перминов. "Техническая возможность такого
межпланетного перелета есть, но к нему необходимо провести тщательную
подготовку. Одно государство выполнить такую широкомасштабную программу
самостоятельно не сможет", - подчеркнул он. По словам Перминова, "в
этом с ним согласен и глава НАСА Шон О'Киф".
Перминов уверен, что "пилотируемая миссия на Марс может
состояться до 2020 года, но для этого требуется серьезная подготовка и
решение вопросов по всем трем направлениям - финансированию, техническому
исполнению и подготовке астронавтов и космонавтов". "Длительность
полета составит около 2 лет, в России накоплен свой, я бы сказал, богатейший
опыт подготовки и проведения таких долгосрочных экспедиций", - отметил он.
"Поэтому сейчас современный уровень развития космонавтики вполне позволяет
браться за эту работу", - считает глава ФКА.
При этом он подчеркнул, что "прежде чем совершать пилотируемый
полет, надо провести большое количество беспилотных экспериментальных
полетов". "Начинать надо с Луны", - уверен Перминов.
"Лунную" программу мы, кстати, обсуждали с НАСА", - добавил он.
"Лунная" программа разрабатывается в России еще со времен СССР",
- напомнил глава ФКА. "Я со всей ответственностью заявляю, что пока таких
разработок, какие есть у России, не имеет ни одна страна в мире", -
сказал он.
В ракетно-космической корпорации "Энергия"
завершили строительство корпуса нового пилотируемого космического корабля
многоразового использования "Клипер". Его осмотрел глава Федерального
космического агентства Анатолий Перминов в ходе рабочей поездки в город Королев
Московской области.
"Клипер", по словам Перминова, придет на смену
самым надежным в мире космическим кораблям семейства "Союз", которые
уже устаревают и по срокам использования, и по элементной базе.
"Клипер" может использоваться для доставки грузов и экипажей на МКС,
автономных орбитальных полетов длительностью до 10 суток, а также в
научно-исследовательских целях.
Новый корабль имеет ряд важных отличий от аппаратов серии
"Союз", находящихся в эксплуатации уже не первое десятилетие.
"Клипер", в отличие от "Союза", будет иметь возвращаемую
капсулу, которую можно будет использовать многократно. На борту корабля
уместятся до шести человек и 700 кг груза. По проекту РКК "Энергия",
стартовая масса десятиметрового корабля составит 14.5 т.
"Это не шаттл, а перспектива развития нового
поколения космических кораблей", - подчеркнул глава ФКА.
"Клипер" будет адаптирован не только для полетов на МКС, но и для
исследования межпланетного пространства, экспедиций на другие планеты, в том
числе и на Марс", - пояснил Перминов. Об этом сообщает КомпьюЛента.
Источник: http://news.izvestia.ru/tech/news86457
Украина заинтересована принять участие
в проекте создания многоразового космического корабля "Клипер-Зенит" |
||
|
|
|
Украина заинтересована
принять участие в проекте создания многоразового космического корабля "Клипер-Зенит".
Об этом журналистам сообщил заместитель генерального директора Национального космического
агентства Украины Эдуард Кузнецов. |
||
|
||
|
К нему пойдем на «Клипере» |
Конкурс по созданию российского шаттла не состоялся Россия будет строить космические корабли вместе с ЕС и Японией РКК "Энергия" разрабатывает новый транспортный космический корабль Роскосмос не
отказывается от планов постройки "Клипера" 29 декабря Строительство
нового российского пилотируемого космического корабля "Клипер"
начнется через шесть лет. Как заявил глава Роскосмоса
Анатолий Перминов, в планы Роскосмоса
входит реализация данного проекта с 2012 года. На
проект нового пилотируемого космического корабля Федеральному космическому
агентству государство выделит до 2012 года 9 миллиардов рублей. При этом до 2010
года планируется выделить всего 500 миллионов рублей. Как говорил ранее
заместитель начальника Роскосомоса Виктор Ремишевский, этих денег не хватит на то, чтобы построить
"Клипер". Он убежден, что для успешной реализации этой программы
необходимо привлекать десятки миллиардов рублей внебюджетных средств. Источник: КомпьюЛента
Как заявил глава Федерального космического
агентства Анатолий Перминов, в рамках проекта разрабатываемой сегодня федеральной
космической программы на 2006 - 2015 годы заложено создание нового космического
корабля «Клипер». Это в первую очередь свидетельствует о том, что, несмотря на
сложную экономическую ситуацию, по крайней мере в космической области Россия
продолжает мыслить масштабными, перспективными категориями. Такой подход не
случаен, так как именно в дальнейшем освоении космического пространства,
развитии спутниковых технологий и пилотируемых орбитальных полетов и полетов на
другие планеты заключается будущее человечества.
Мощный задел, созданный в этой сфере еще в
советские времена, несмотря на все сегодняшние неурядицы, позволяет России
оставаться в когорте ведущих космических держав. Но если мы хотим, чтобы этот
статус был сохранен, необходимо активно создавать и разрабатывать новые
корабли, ракеты, спутники, развивать технологии.
Тем более России и так что-то нужно предпринимать
в свете последних тенденций в мировой космонавтике, имеются в виду гибель
американского шаттла «Атлантис» и последующий запрет на полеты челноков, и
обнародование президентом США амбициозных планов по освоению космического
пространства.
При этом отметим, что и у простых россиян есть
понимание актуальности важности этих проблем. Согласно изучению общественного
мнения, 83 процента граждан страны поддерживают космическую деятельность и
считают ее национальной гордостью. И это тогда, когда жизненный уровень наших
сограждан еще довольно низкий.
Безусловно, один из отечественных, перспективных
и жизнеспособных космических проектов – создаваемый в Ракетно-космической
корпорации «Энергия» им. С.П. Королева (генеральный конструктор Юрий Семенов)
перспективный универсальный космический корабль «Клипер». Его появление сегодня
особенно актуально, ведь пилотируемым «Союзам», на которых до сих пор
доставляют экипажи на МКС, без малого сорок лет и они уже трижды
модернизировались. Несмотря на свою знаменитую надежность, эти корабли устарели
и морально, и по элементной базе.
19 июля 2006 г.
Роскосмос признал несостоявшимся объявленный им конкурс по созданию нового российского многоразового пилотируемого корабля. Решено, что проект "Клипер" будет создаваться РКК "Энергия" с учетом пожеланий Европейского космического агентства. Об этом заявил глава Роскосмоса Анатолий Перминов, который находится в составе российской делегации на международном авиакосмическом салоне в Фарнборо.
В конкурсе принимали участие три российских космических предприятия - РКК "Энергия", Центр имени Хруничева, а также НПО "Молния". Первоначально Роскосмос отправил все три проекта на доработку, наиболее вероятным победителем в конкурсе считалась РКК "Энергия".
"На сегодняшний день мы решили приостановить конкурс, и практически его можно считать несостоявшимся, так как в ходе совещания с нашими европейскими партнерами, которые высказали свои пожелания, исходные условия конкурса совершенно меняются. Решено, что всю координацию проекта с российской стороны возьмет на себя РКК "Энергия", - сказал Перминов. По его словам, это означает, что "Клипер" становится одним из этапов "нашей совместной работы с европейскими партнерами".
"Клипер" планируется ввести в эксплуатацию к 2012 году.
Источник: Lenta.Ru
21 июля 2006 г.
Вместе с Европейским космическим агентством (ЕКА) и Японией Роскосмос планирует разработать перспективную пилотируемую транспортную систему, которая в 2012 году заменит космические корабли "Союз", заявил глава Роскосмоса Анатолий Перминов на выставке на международной авиакосмической выставке «Фарнборо-2006». На новом корабле космонавты полетят на Луну и Марс.
«Что касается программы освоения космического пространства, под которой принято понимать полеты к Луне и Марсу, то мы в России видим ее только в международном формате, в частности в кооперации с ЕКА и Японией планируем создавать перспективную пилотируемую транспортную систему, которая после 2012 года начнет замену кораблей "Союз», - заявил Перминов на семинаре по проблемам международного будущего космической деятельности.
Источник: NEWSru.com
24 июля 2006 г.
На базе модернизированного корабля "Союз" РКК "Энергия" планирует создать межорбитальный буксир многоразового использования "Паром", который в 2009 году придёт на смену одноразовым транспортным космическим кораблям типа "Прогресс".
Космический буксир "Паром" будет применяться для доставки на МКС больших транспортных контейнеров, в которых на станцию можно единовременно привозить от 4 до 12 тонн грузов, в зависимости от используемого типа ракетоносителя, в качестве которых может выступать "Союз" или "Протон".
Максимальный груз, который можно вывести на орбиту с помощью применяемых сейчас одноразовых транспортных кораблей "Прогресс" составляет около двух тонн. Использование буксира "Паром" с контейнерами позволит снизить себестоимость доставляемого на МКС груза в три-четыре раза. Ожидается, что полётный ресурс одного корабля типа "Паром" составит около 15 лет.
Источник: КомпьюЛента