Антон ПЕРВУШИН
"Секретные материалы 20 века" № 12(114)

Великая межпланетная революция

Общеизвестно, что вожди коммунистической революции не собирались ограничиваться завоеванием власти в отдельно взятой стране. В качестве программы-максимум они видели распространение своего влияния на весь земной шар. Не случайно термин "мировая революция" был столь популярен в молодой республике Советов. Гораздо менее известен тот факт, что этот термин подразумевал не только Землю, но и другие планеты.

Марсианская цивилизация

Марсианские каналы были открыты в эпоху строительства больших каналов на Земле. Убедитесь в этом сами. Великое противостояние Земли и Марса, благодаря которому американец Холл обнаружил спутники красной планеты, а итальянец Скиапарелли зарисовал ее лик, испещренный сетью тонких и геометрически правильных линий, пришлось на 1877 год. За восемь лет до этого первые суда пошли по Суэцкому каналу, а за два года - было принято решение о строительстве Панамского канала, и его проект активно обсуждался в прессе. Впрочем, итальянский астроном был очень осторожен. Он назвал эти линии canali, что в переводе означает и не каналы вовсе, а русла рек. Скиапарелли не торопился с выводами. Выводы за него сделали другие.

Например, весьма состоятельный американец Персиваль Ловелл построил на собственные средства обсерваторию в штате Аризона, где провел серию наблюдений Марса с помощью 24-дюймового телескопа и составил подробную карту сети каналов, покрывающей всю поверхность планеты. "Чем лучше удавалось разглядеть планету, - писал он, - тем явственнее выступала эта замечательная сеть. Точно вуаль покрывает всю поверхность Марса... По-видимому, ни одна часть планеты не свободна от этой сети. Линии обрываются, упираясь в полярные пятна. Они имеют форму в такой мере геометрически правильную, что внушают мысль об искусственном происхождении их..."

Мировая общественность, склонная к принятию всевозможных чудес и сенсаций, с восторгом отнеслась к открытиям Лоуэлла, подкрепленным многочисленными наблюдениями других астрономов. Сомнений не оставалось уже ни у кого: Марс населен, и его жители намного превосходят по своему развитию землян. Дело дошло до того, что в "Нью-Йорк Таймс" появилась специальная рубрика, в которой сообщались марсианские новости типа: "За два года марсиане построили два новых гигантских канала!"

Разумеется, почти сразу же была высказана идея о том, что неплохо бы установить с марсианами прямую и двустороннюю связь.

О межпланетной связи

Первое, что пришло в голову энтузиастам этой идеи, - изобразить на поверхности Земли геометрические фигуры. Пусть они возвестят всей вселенной, что и на нашей планете владычествует разум. Людям XIX столетия, взбудораженным открытием Скиапарелли, этот наивный прожект представлялся в высшей степени привлекательным. К тому же автором его был не кто иной, как Карл Фридрих Гаусс, великий математик и астроном.

Гаусс без тени иронии предлагал изобразить на просторах Сибири грандиозный чертеж, подтверждающий правоту теоремы Пифагора. Ученый искренне верил: достаточно сообщить вселенной о равенстве суммы квадратов катетов квадрату гипотенузы, чтобы разумные существа на соседних планетах без промедления откликнулись. Аналогичную мысль развивал и венский ученый Литтров. Он предлагал сделать площадкой для сигнализации Сахару и рекомендовал изображать гигантские чертежи траншеями, наполненными водой. Поверх воды нужно было налить керосин и поджечь его с таким расчетом, чтобы сигнал горел шесть часов.

Но даже огненный фейерверк Литтрова померк рядом с тем, что отстаивал французский изобретатель Шарль Кро. Его книга "Средства связи с планетами", опубликованная в 1890 году, читалась как увлекательнейший роман. Воображению француза представлялись гигантские зеркала, фокусирующие солнечные лучи. Огненные "зайчики" этих зеркал, оплавляя своим жаром почву, должны были рисовать геометрически правильные фигуры, но не на Земле, а на поверхности тех планет, с которыми предстояло установить связь!

В конце концов случилось то, чего следовало ожидать с самого начала "марсианской истерии": желаемое стало выдаваться за действительное. Коль скоро люди стремятся разглядеть Марс, то почему же не поверить, что марсианские астрономы не менее внимательно наблюдают за Землей? Так появилась заметка "Междупланетные сообщения", опубликованная анонимом 30 октября 1896 года на страницах газеты "Калужский вестник". Основываясь на "сообщениях французской прессы", автор поведал калужанам о том, что два француза, Кальман и Верман, якобы разглядели на фотоснимках Марса геометрически правильные чертежи. Наделив несуществующих марсиан популярной на Земле мыслью о межпланетной связи, аноним заканчивал сообщение так: "Почему бы не предположить, что открытые ими (Кальманом и Верманом. - А. П.) на Марсе знаки есть не что иное, как ответ на прошлогоднюю попытку американских астрономов войти в сношения с жителями этой планеты посредством фигур из громадных костров, расположенных на большом пространстве? Во всяком случае, несомненно, что жители Марса оказывают желание сообщаться с нами…"

Сообщение, перепечатанное из французской газеты, заинтересовало калужан. Естественно, что редакция постаралась удовлетворить этот интерес. Почти месяц спустя, 26 ноября 1896 года, "Калужский вестник" публикует "научный фельетон" основоположника ракетостроения Константина Эдуардовича Циолковского "Может ли когда-нибудь Земля заявить жителям других планет о существовании на ней разумных существ?".

Циолковский и "марситы"

К сообщению французской печати о том, что на поверхности Марса якобы замечен круг с двумя взаимно перпендикулярными диаметрами Константин Эдуардович отнесся с известной осторожностью: "Не беремся утверждать достоверности этих поразительных открытий..." Но не удержался от того, чтобы не предложить свой собственный проект по установлению межпланетной связи.

Циолковский верил, что во вселенной есть, кроме нас, и другие разумные существа. Идеей обитаемости других планет он проникся еще юношей. И вот теперь он увидел реальную возможность вступить с инопланетянами в контакт. Циолковский предложил установить на весенней черной пахоте ряд щитов площадью в одну квадратную версту, окрашенных яркой белой краской. "Маневрируя с нашими щитами, кажущимися с Марса одной блестящей точкой, мы сумели бы прекрасно заявить о себе и о своей культуре".

Каким образом? А очень просто. Для начала понадобится ряд одинаковых сигналов. Их необходимо посылать через равные промежутки времени. Они прозвучат как позывные - свидетельство того, что Земля преднамеренно вызывает на разговор всю вселенную, а дальше...

"Другой маневр: щиты убеждают марситов в нашем уменье считать. Для этого щиты заставляют сверкнуть раз, потом 2, 3 и т. д., оставляя между каждой группой сверканий промежуток в секунд 10.

Подобным путем мы могли бы щегольнуть перед нашими соседями полными арифметическими познаниями: показать, например, наше умение умножать, делить, извлекать корни и проч. Знание разных кривых могли бы изобразить рядом чисел. Так параболу рядом 1, 4, 9, 16, 25... Могли бы даже показать астрономические познания, например, соотношения объемов планет... Следует начать с вещей, известных марситам, каковы астрономические и физические данные.

Ряд чисел мог бы даже передать марситам любую фигуру: фигуру собаки, человека, машины и проч.

В самом деле, если они, подобно людям, знакомы хотя бы немного с аналитической геометрией, то им нетрудно будет догадаться понимать эти числа..."

Как и многие другие идеи Константина Циолковского, эта не получила практического применения, однако в ней, словно в зеркале, отразились умонастроения того времени и надежды, которые свободомыслящая интеллигенция России связывала с Марсом и марсианами.

Инопланетный пролетариат

Долгое время было принято считать, будто коммунисты в силу своей идеологии не верили в существование инопланетян. На самом деле, все с точностью до наоборот. Множественность обитаемых миров - это один из краеугольных камней материалистической философии, и классики теории коммунизма не могли обойти этот "камень" стороной, неоднократно высказываясь о своем отношении к идее существования инопланетного разума.

Известно мнение Фридриха Энгельса, что "бытие есть вообще открытый вопрос начиная с той границы, где прекращается наше поле зрения". Комментируя эту мысль, Владимир Ленин писал в 1908 году: "Энгельс говорит о бытии за той границей, где кончается наше поле зрения, то есть, например, о бытии людей на Марсе и т.п. Ясно, что такое бытие действительно есть открытый вопрос".

Ленин вообще любил порассуждать на подобные отвлеченные темы. Вот, например, что говорил вождь мировой революции по поводу инопланетян: "...И жизнь, при соответствующих условиях, всегда существовала. Вполне допустимо, что на планетах Солнечной системы и других местах вселенной существует жизнь и обитают разумные существа. Возможно, что в зависимости от силы тяготения данной планеты, специфической атмосферы и других условий эти разумные существа воспринимают внешний мир другими чувствами, которые значительно отличаются от наших чувств..."

Вопрос межпланетной связи также чрезвычайно интересовал Ленина. Об этом свидетельствуют записные книжки знаменитого английского фантаста Герберта Уэллса. Мы находим в них следующую запись: "Ленин сказал, что, читая роман "Машина времени", он понял, что все человеческие представления созданы в масштабах нашей планеты: они основаны на предположении, что технический потенциал, развиваясь, никогда не перейдет "земного предела". Если мы сможем установить межпланетные связи, придется пересмотреть все наши философские, социальные и моральные представления; в этом случае технический потенциал, став безграничным, положит конец насилию как средству и методу прогресса".

Имея такие мысли, вождь пролетариата не мог не обратить внимания на труды и деятельность Константина Циолковского. И ныне в архивах мы постоянно обнаруживаем примеры значительного участия Владимира Ильича в судьбе калужского ученого. В беседе с Максимом Горьким Ленин как-то заметил: "Если все то, что пишет Циолковский, реально, то мы находимся у истоков небывалых открытий... Надо помочь ему. Обязательно надо помочь".

У Владимира Ильича слова редко расходились с делами. Несмотря на то, что советская республика отчаянно нуждалась в средствах к существованию, Циолковский оказался на "особом" положении. В Центральном партийном архиве ЦК КПСС сохранился протокол № 776 распорядительного заседания Малого Совета народных комиссаров от 9 ноября 1921 года: "Ввиду особых заслуг изобретателя, специалиста по авиации К.Э. Циолковского в области научной разработки авиации, назначить К.Э. Циолковскому пожизненную пенсию в размере 500 000 р. в месяц, с распространением на этот оклад всех последующих повышений тарифных ставок".

Среди подписавших этот документ был и Владимир Ильич Ленин.

Так неужели же "кремлевский мечтатель" всерьез собирался завоевывать Марс?

Символ революции

В 1908 году среди российских социал-демократов стал очень популярен роман "Красная звезда", написанный Александром Богдановым, членом партии большевиков и главой ее боевой технической группы. В этом романе автор описывает общество марсиан, за счет разницы в возрасте намного опередивших нас в своем развитии и построивших социализм. В те времена это описание воспринималось как утопия, лучший вариант будущего, сегодня же оно выглядит жутковато. Однако центральной темой произведения стала попытка доказать с помощью гипотетической модели, что социализм и коммунизм неизбежны. И если сами земляне не возьмутся за ум и не построят у себя "более совершенное" общество, то за них это сделают марсиане. В любом другом случае человечество будет истреблено.

Известно, что Ленин и Богданов были дружны и обсуждали самые разнообразные темы. И хотя вождь как-то по случаю подверг взгляды Богданова разгромной критике в статье "Материализм и эмпириокритицизм", влияние этих взглядов на самого Ленина трудно переоценить.

По всей видимости, именно о романе Богданова вспомнил Владимир Ильич, когда пришла пора утверждать символику и герб молодой Советской республики. Пятиконечные красные звезды на советском гербе и на башне Кремля символизируют именно Марс. И не просто как четвертую планету Солнечной системы, но как олицетворение движения Советской республики к "светлому коммунистическому будущему".

После смерти Ленина и Богданова символический смысл красной звезды оказался утерян. Кое-кто пытался "объяснить" цвет звезды цветом крови павших борцов за дело рабочего класса, а пять лучей - как единение пролетариата пяти континентов Земли. Эта трактовка совершенно нелепа, в особенности, если учесть, что пятиконечные звезды (правда, белые) присутствуют на флагах многих стран мира, включая США.

Большевики на Марсе

Однажды к Алексею Толстому зашел председатель первого советского Общества астронавтики Крамаров. Писатель жил в небольшой комнате с полками, заваленными книгами. На тумбочке Крамаров заприметил пачку толстых тетрадей и поинтересовался, что в них содержится. "Это мои расчеты воздушного реактивного корабля и пути его следования на Марс", - охотно признался Толстой. "Почему именно на Марс?" - спросил Крамаров. "Предполагается, что на Марсе имеется атмосфера и возможно существование жизни. К тому же, - добавил писатель, - Марс считается красной звездой, а это эмблема нашей советской Красной армии..."

Так на свет появился роман "Аэлита". И это совсем другой роман, нежели "Красная звезда". В нем четко видно, какую эволюцию претерпели взгляды коммунистов на Марс и марсиан (читай - инопланетян) после того, как им удалось захватить власть в "отдельно взятой" России.

Общество Марса в романе "Аэлита" также гораздо древнее человеческого, но это уже не коммунистическая утопия, а, наоборот, зашедшая в тупик империалистическая система. Марсиане уже не могут экспортировать революцию на Землю, как это происходит в романе Богданова, - они сами нуждаются в том, чтобы им кто-нибудь эту революцию экспортировал.

Неудивительно поэтому, что в качестве главных героев, приносящих на Марс "свет революции", Толстой выбрал двоих: самоучку-инженера Мстислава Лося, построившего межпланетный корабль, и красноармейца Алексея Гусева, любившего размахивать заряженным револьвером. При этом если Гусев - образ скорее собирательный, то Лось имеет вполне конкретного прототипа. Им был Фридрих Артурович Цандер - молодой изобретатель, специализирующийся на теме межпланетных кораблей.

Интересно, что Цандер также не избежал покровительственного внимания Ленина. Их встреча состоялась в декабре 1920 года. Ленин оказался среди слушателей доклада Цандера. Узнав о том, что поможет космонавту выдержать ускорение, как он будет одеваться и питаться, Ленин спросил: "А вы полетите первым?" И, услышав утвердительный ответ, крепко пожал руку изобретателю.

Для таких, как Цандер, в Советской России были открыты все двери. Еще бы! Ведь их деятельность считалась приоритетной не только в глазах правительства большевиков, но и в ВЧК! Активным членом Общества изучения межпланетных сообщений, организованного Цандером, был сам Феликс Эдмундович Дзержинский! Любопытно узнать, что делал всесильный глава Чрезвычайной комиссии в кругу энтузиастов межпланетных сообщений? Неужели ему было просто интересно, и он не преследовал никакой далеко идущей цели? Или он должен был стать тем самым "красноармейцем Гусевым" при Цандере - Лосе?

Разумеется, подобный пристальный интерес коммунистических правителей к теме межпланетных путешествий не остался незамеченным в странах "враждебного капиталистического окружения", вызывая понятную озабоченность. А у страха, как известно, глаза велики, и порой доходило до курьезов.

Например, в 1927 году была опубликована статья Рустем-Бека "В два дня на Луну". Она сообщала о фантастической телеграмме, якобы отправленной из России в Лондон: "Одиннадцать советских ученых в специальной ракете вылетают на Луну". Весьма примечательны комментарии к этой публикации, напечатанные в газете "Дейли Кроникл": "На Луне некого пропагандировать, там нет населения. Мы должны встретиться с другой опасностью. Если большевикам удастся достигнуть Луны, то, не встретив там никакого вооруженного сопротивления… они без труда овладеют всеми лунными богатствами. Заселенная коммунистическими элементами, Луна сделается большевистской. Затраты на постройку ракеты и риск жизнями нескольких ученых - сущие пустяки в сравнении с теми колоссальными выгодами, которые можно ждать от эксплуатации материи на Луне".

Энтузиасты межпланетных путешествий чувствовали себя вольготно на советской земле. Их общества росли и множились, появились уже официальные лаборатории и центры, в которых разрабатывались и испытывались всевозможные ракеты и двигатели к ним - например, Газодинамическая лаборатория в Ленинграде и Группа изучения реактивного движения в Москве. Но вдруг все кончилось. В 1938 году все ведущие советские специалисты в области космического ракетостроения были арестованы по делу маршала Тухачевского, курировавшего эту тему с начала 30-х годов. На планах завоевания Марса поставили жирный крест. Отныне конструкторы-ракетчики, осужденные на длительные сроки заключения, должны были работать исключительно на оборонные заказы.
 

В отличие от своих предшественников, прагматик Сталин не увлекался иными мирами. Известен лишь один-единственный случай, когда вождь советского народа проявил интерес к подобной теме. В 1947 году он поручил Королеву, Курчатову, Келдышу и Топчиеву изучить иностранную литературу, посвященную феномену НЛО, и высказать свое мнение. Когда ученые пришли к выводу, что непосредственной опасности для государства НЛО не представляют, Сталин более не возвращался к этому вопросу...


Hosted by uCoz