Как продать щит Родины?
Совсем недавно я писал, что
американцы всему миру лгут, что 40 лет назад немецкий конструктор фон Браун
создал им двигатели F-1 тягой в 600 тонн, и на пяти таких двигателях их ракета
Сатурн-5 доставила американцев на Луну. Если это правда, то сегодня на
американских ракетах должны стоять жидкостные реактивные двигатели -
модификации того двигателя F-1, - тягой минимум 1000 тон. А на самом деле, на
каких двигателях летают американские ракеты сегодня? Их корабль серии «Шаттл» имеет три двигателя, работающих на водороде, каждый
из которых имеет тягу всего 180 тонн. Но неужели у них и сегодня нет более
мощных двигателей? Есть. На ракетах «Атлас» стоят двигатели РД-180, работающие
на дешевом и безопасном керосине, эти двигатели имеют тягу 390 тонн. Но
двигатель РД-180 является всего лишь модифицированной половиной
четырехкамерного двигателя РД-170, тягой 740 тонн, созданного в Советском Союзе
еще в 1981 году. Таким образом, на сегодня в США самым мощным двигателем для
ракет является советский двигатель РД-180 тягой 390 тонн, который Россия до сих
пор продает Америке, а у самой Америки, не то что двигателя в 1000 тонн, а и в
200 тонн до сих пор нет. И я должен верить, что американцы еще 40 лет назад,
создав двигатель тягой в 600 тонн, выиграли космическую гонку у СССР и летали
на Луну? А как после этого себя уважать?
Невежественные читатели
бросились натужно доказывать мою неправоту и величие
американо-германского гения, но вот читаю сообщение.
«Успешные испытания ракетного
двигателя НК-33, разработанного 40 лет назад советским конструктором Николаем
Кузнецовым для лунной программы, открывают путь к заключению контракта с
американской компанией Aerojet. Она собирается оснащать
ими первую ступень ракеты-носителя Taurus II
производства компании Orbital, у которой уже есть
контракт с НАСА: по данным Orbital, снабжение
Международной космической станции (МКС) до 2015 г. принесет ей $1,9 млрд.
...Мы только сейчас начинаем
понимать, какие возможности заложил Кузнецов в НК-33, восхищается
исполнительный директор СНТК им. Кузнецова Николай Никитин. Сам Кузнецов не
успел довести работу до конца: в начале 1970-х советская программа пилотируемых
полетов на Луну была закрыта, и НК-33 отправили на склад. В
феврале - марте на стенде СНТК под Самарой проведены три испытания: тяга НК-33
превысила на 108% прежде установленную, двигатель проработал 617 секунд, а для
выведения американской ракеты на орбиту требуется работа в течение 227 секунд,
знает Никитин.
В середине 1990-х Aerojet уже купила у СНТК около 40 двигателей НК-33 по $1 млн, и сейчас у нее 30 двигателей,
20 потребуются для 10 запусков (пять по твердому контракту и пять по опциону) к
МКС, продолжает Никитин. При новых поставках стоимость двигателя следует
значительно повысить, уверен он: химкинский «Энергомаш» продает в США аналогичные по тяге двигатели
РД-180 более чем по $6 млн.
Американцы считают, что в
2016-2020 гг. им понадобится 71 двигатель НК-33, говорит Никитин. На СНТК хранится
еще около 40 двигателей, так что не менее 20 НК-33, а с учетом их использования
на носителе «Союз-1» - и больше, надо будет произвести заново. Возобновление
производства обойдется в 4 млрд
руб., прикидывает Никитин.
Шансы на возобновление
производства НК-33 реальны, если российская ракета под них будет иметь
значительный гарантированный заказ, говорит член-корреспондент Академии
космонавтики Андрей Ионин, а говорить об этом еще рано. Тем не менее испытания НК-33 доказывают, насколько мощный и до сих пор
востребованный потенциал был достигнут советской космонавтикой 40 лет назад,
отмечает эксперт».
Прежде, чем комментировать это
сообщение, я хотел бы отвлечься и высказаться вот по какому вопросу. Читаю в Википедии о керосиновых ракетных двигателях, то есть, о
РД-180 и НК-33: «Не имея технологических и инфраструктурных возможностей
рискованного и затратного создания передовых высокоэнергетичных
кислород-водородных
двигателей...». Получается, что водородные двигатели передовые, а керосиновые
отсталые. Давайте взглянем на этот вопрос в принципе, тем более, что и я не имею никаких подробностей, кроме общедоступных.
В двигателе молекулы кислорода
окисляют топливо, в случае водородного двигателя - это водород, в случае
керосинового - это смесь водорода и углерода. При окислении водород, в расчете
на молекулу кислорода, выделится примерно 570 кДж тепла, а при окислении
углерода - всего около 400 кДж. Мало этого, атом водорода в 14 раз легче атома
углерода, а все это значит, что чисто водородный двигатель на единицу сгораемой
топливо-кислородной смеси
будет выделять большую энергию, следовательно, будет развивать большую тягу.
Это довод в защиту мифического американо-браунского
двигателя F-1. Кроме этого, на единицу энергии топливо из чистого водорода
будет легче керосина, в котором к водороду подмешан и углерод. Это опять плюс
водородному двигателю F-1.
Правда, есть и оговорка, которую
мне не просто даже прикинуть. У нас соседями был завод
по производству ракетного топлива, разумеется, секретный, думаю, что он выпускал
гептил-амиловое топливо. Как-то я
болтал с его главным инженером, он, разумеется, ничего конкретного по
соображениям секретности сказать не мог, но в принципе сообщил, что задача
создания ракетного топлива заключается в ведении в сырье для этого топлива
энергии с целью создать в топливе молекулы с как можно большим количеством
химических связей. В момент горения этого топлива в двигателе ракеты,
эти связи рвутся, выделяя энергию, дополнительную к энергии собственно горения
водорода и углерода. Скажем, в метане один атом углерода и четыре атома
водорода, но уже в этом простом соединении при его горении к энергии горения
собственно водорода и углерода добавится и энергия образования самого метана,
где-то 80 кДж. А керосин - это природная смесь достаточно сложных
углеводородов. Поэтому я бы не стал утверждать, что водородный двигатель по
тяге сильно превзойдет керосиновый, если вообще превзойдет.
Мне в своей инженерной
деятельности приходилось заниматься моделированием, поэтому я, скептически
относясь к марксовому учению, все же подтвержу, что в
законе перехода количества в качество, есть смысл. Это действительно так: на
маленькой опытной печи в 1,2 МВА мощности мы могли прекрасно выплавлять сплав,
который на печи в 16,5 МВА уже никак не шел, хоть ты убей. А на печи в 63 МВА
появлялись проблемы, о которых и подумать нельзя было. Поэтому для меня
понятно, что наличие водородного двигателя в 180 тонн тягой, никак не
гарантирует создание такого же двигателя тягой в 600 тонн.
Но это только цветочки проблемы
водородного двигателя, которые видны даже в принципе. Керосин создала природа,
его остается только выделить из нефти, а это по затратам энергии - пустяки. А
для получения водорода, нужно затратить гораздо больше энергии, чем ее
выделяется при горении водорода в двигателях ракеты. Далее, нужна огромная
криогенная техника по хранению жидкого водорода, особо прочные баки для него.
Выигрыш в весе топлива на глазах «съедается» весом оборудования для хранения
этого топлива в ракете. Мало этого, этот гад-водород
чрезвычайно текуч и пролазит в любую щель. Мало этого, пределы взрываемости водородо-воздушно
смеси очень широки - работать с ним, как на минном поле.
Это мне напоминает давний спор о
преимуществах кислородных конверторов по сравнению с мартеновскими печами. Да,
говорили мартеновщики, если взять отдельно конвертор
и мартеновскую печь, то печь сильно проигрывает в экономическом плане, но если
сравнить конверторный и мартеновские цеха, то выгода уже не кажется такой
очевидной, так как к конверторному цеху нужно строить мощное производство по
получению кислорода. А если взять завод, оснащенный
конверторами или мартеновскими печами, то тут хозяйственникам уже приходится
чесать и чесать репу: конвертор не способен перерабатывать металлолом, а мартен
способен, конвертор не способен плавить все марки стали, а мартен способен,
конвертор не способен утилизировать газ домен и коксовых батарей, а мартен
способен.
Таким образом, даже по мужицкому
счету, тонна груза, выводимого на керосиновых двигателях, неизмеримо дешевле
тонны груза, выводимого на водородных двигателях. Запомним это, чтобы понять, в
чем еще выгода США в отказе от «шатлов» с их
водородными двигателями (изначально являвшимися тупиком) и покупкой у России
советских керосиновых двигателей.
Но это ничего не значит в случае
проекта высадки на Луну - случай был уникальный, посему США могли и имели право
использовать и водородные двигатели. Если бы они у них были.
Тут ведь дело в чем? Когда речь
идет об удешевлении чего либо, а программа «шатлов» по своему смыслу обязана быть дешевой, поскольку
речь идет о тривиальных выводах груза и людей на околоземную орбиту, то
основное направление удешевления - это увеличение мощности единичного агрегата.
Особенно, двигателя. Вдвое мощный двигатель всегда и легче, и экономичнее двух
менее мощных. Это азбука. А что касается собственно работы нескольких
двигателей, то тут возникает еще и порою не решаемая проблема согласования их
работы (в чем и была основная трудность советской лунной ракеты Н-1).
Увеличение количества двигателей, помимо прочего, это резкое увеличение
вероятности отказа какого-либо из них, соответственно, срыв всей программы.
Поэтому, если бы у американцев
действительно был двигатель F-1 тягой в 600 тонн, то это он и стоял бы на «шатлах», а не три таких же водородных движка по 180 тонн. А
если бы у американских конструкторов хватило ума создать керосиновые двигатели,
хотя бы с такой тягой в 180 тонн, то именно они и стояли бы на «шатлах».
Порою просто убивает глупость
наивности или наивная глупость поклонников США, которые уверяют себя, что
американцы покупают советские двигатели потому, что ни дешевые. В 80-х, наш
завод вышел на экспорт с ординарным продуктом - ферросилицием ФС-45. Начали продавать в США, разумеется, с
прибылью, но дешевле их собственного. Этим остановили
пару ферросплавных печей в Детройте, и начался непрерывный вой американской
прессы: только у меня была толстенная папка с вырезками, в которых наш завод
обвинялся сразу во всем: от сбития корейского
авиалайнера, до падения рождаемости в семьях американских металлургов. Нас
завалили исками в суд (при СССР мы устояли, и США ввели эмбарго на наш
ферросилиций только после гибели СССР). А речь-то шла всего-навсего о падении
производства того, что всегда будет обеспечено в США квалифицированными людьми
и оборудованием. А здесь речь идет об
остановке в США базового производства, стержневого в ракетной области. И
американская пресса молчит? И все довольны?? Между прочим, молчала американская
пресса и по поводу того, что все пленочные видеокамеры и видеомагнитофоны в США
были «желтыми», а молчала потому, что сами США так и не смогли освоить точную
механику лентопротяжных механизмов. По этой причине молчит и по поводу
остановки производства собственно американских ракетных двигателей.
Вот так бывает: хотел написать
комментарий на полстранички, отвлекся, и вот, что получилось...
Итак, за запуск одной ракеты в
космос НАСА берет с американских налогоплательщиков 190 миллионов долларов.
Поскольку наземное оборудование не расходуется, а с применением керосиновых
двигателей стало и стоить на порядок дешевле, то вряд ли менее трех четвертей
этой суммы стоит ракета, то есть, вряд ли она стоит менее 150 миллионов. А в
ракете главное - два двигателя НК-33, остальное, вместе с топливом, вряд ли
стоит два десятка миллионов - титановые плюс алюминиевые конструкции и
электроника с поточного производства. Кто бы мне объяснил, почему Россия
объявляет, что продает эти двигатели по 1 миллиону за штуку? Зачем оставляет
НАСА навар с каждой ракеты чуть ли не в 100 миллионов?
Уверен,
что американским налогоплательщикам двигатели НК-33 стоят гораздо дороже, да
только НАСА и наши «заинтересованные лица» в этой торговле не торгуют - они
старательно «пилят откаты». Что обидно, так это то, что они не имеют к этим
откатам никакого отношения, поскольку торгуют интеллектуальной собственностью
Советского Союза и СНТК им. Кузнецова.
Двадцать лет прошло, а эти
либеральные интеллектуалы ничего (кроме откатов) не придумали такого, что можно
продать в мире. И ясно, что эти гении нанотехнологий
и дальше ничего не придумают. И возникает мысль - а может их самих продать? Но
как?
Была у меня идея: посадить их
даже не в тюрягу, а в клетки с особо тяжелым режимом содержания, пригласить
правозащитников, чтобы выли о их тяжкой доле на весь
мир, а миру предлагать - жалко? Купите, то есть, заплатите за этих «жертв»
выкуп и забирайте их на хрен к себе. Думал, может, так удалось бы получить с
них ну хоть какую-то пользу?
Да не выйдет, Фидель-то уже это пробовал даже без денег: начал выпускать
за границу всю кубинскую сволочь, а американцы для нее границы закрыли, а лодки
с этой сволочью из Кубы американские пограничники
начали топить.
И вопрос остается - а как этих
гениев отката продать?? Как с них хоть какую-то пользу получить?
Юрий Мухин 01.04.2010
источник - forum.msk.ru