Реклама

Гипотеза палеоконтакта

 

Таким образом, принципиальных возражений против возможности полетов летательных аппаратов реактивного действия со скоростью, приближающейся к скорости света (и, возможно, со сверхсветовой скоростью), не существует. Коль скоро это так, мы, рассматривая все варианты установления контактов между инопланетными цивилизациями, не можем исключить возможности прямых контактов путем межзвездных перелетов на специальных летательных аппаратах.

При этом возникает волнующий вопрос: не посещалась ли наша планета в прошлом (не обязательно весьма отдаленном) инопланетными астронавтами?

Это — классический сюжет фантастических произведений многих авторов, начиная от Герберта Уэллса и кончая Станиславом Лемом. М.М.Агресту принадлежит заслуга постановки этой проблемы на научную основу.

Основная идея М. М. Агреста, сформулированная им в 1959 г., состоит в следующем. Предположим, что инопланетные астронавты некогда посетили нашу Землю и встретились с людьми. В этом случае столь необыкновенное событие должно было найти свое отражение в легендах и мифах. Для примитивных аборигенов Земли астронавты должны были представляться как существа божественной природы, наделенные сверхъестественным могуществом. Особое значение в таких мифах должно было отводиться небесам, откуда прилетели эти загадочные существа и куда они потом, по всей вероятности, «вознеслись». Эти «небожители» в принципе могли обучать землян полезным для них ремеслам и даже основам наук, что также должно было найти отражение в легендах и мифах.

Сама постановка вопроса М. М. Агрестом нам представляется вполне разумной и заслуживающей тщательного анализа. Хорошо известно, что мифы и легенды, рождавшиеся у народов, еще не знавших письменности, имеют большую историческую ценность. Так, история не имевших письменности народов Черной Африки доколониального периода сейчас реставрируется в значительной степени по их фольклору, основой которого служат легенды и мифы.

Карл Саган привел в этой связи весьма любопытный пример. В 1786 г. знаменитый французский мореплаватель Лаперуз посетил индейцев северо-западной  Америки. Спустя столетие анализ легенд и мифов об этом посещении позволил с большой точностью восстановить даже внешний вид кораблей Лаперуза. Этот пример вполне адекватен, так как первобытными народами первые посещения их европейцами воспринимались примерно так же, как если бы с небес спустились астронавты. На канву фактов из поколения в поколение нанизывается цепь более или менее фантастических вымыслов, но основа все же остается, тем более что и фантастические наслоения на истинный рассказ происходят по определенным правилам, по-видимому, известным этнографическим и лингвистическим наукам.

М. М. Агрест смело считает, что совокупность многих удивительных событий, описанных в Библии, имеет в качестве своей первоосновы посещение Земли инопланетными астронавтами. Так, например, обстоятельства разрушения городов Содома и Гоморры весьма напоминают ядерный взрыв в описании малокультурных наблюдателей... Всякого рода «вознесения на небеса» жителей Земли (например, вознесение Еноха) можно, по Агресту, объяснить взятием астронавтами («ангелами») кого-нибудь из жителей Земли на борт космического корабля. Таких возможностей интерпретации библейских легенд М. М. Агрест приводит довольно большое количество.

Развивая свои идеи, М. М. Агрест в порядке постановки вопроса выдвигает такую гипотезу: не могут ли те или иные памятники материальной культуры прошлого быть связанными с «визитом» инопланетных космонавтов? В этой части, однако, высказывания М. М. Агреста по меньшей мере спорны. Например, известным советским журналистом Г. Н. Остроумовым было доказано, что пресловутого  «стального параллелепипеда», якобы хранящегося в музее Зальцбурга, никогда не существовало в природе. Знаменитая стальная нержавеющая колонна в Индии является выдающимся достижением порошковой металлургии древности и никак не связана с космическими пришельцами... Наконец, наделавшее много шума изображение «марсианского бога» в скафандре на фресках сахарских скал представляет собой изображение человека в ритуальной маске и балахоне. Вообще вокруг таких вопросов широкая пресса как в нашей стране, так и за рубежом слишком часто поднимает сенсационную шумиху. Это, конечно, вполне естественно, если учесть огромный интерес к проблемам внеземной разумной жизни со стороны самых широких слоев населения. Тем больше осторожности требуется при анализе появляющихся иногда в печати сообщений о различных удивительных находках.

Пока еще ни один материальный памятник культуры прошлых веков не может с какой-то степенью достоверности связываться с мыслящими пришельцами из космоса. Это, конечно, не означает, что всякие попытки найти такие памятники вздорны и антинаучны. Нужно только с большой критичностью относиться к исследуемому материалу и всегда помнить старую, мудрую китайскую пословицу, которая уже приводилась в гл. 17...

Возвращаясь к концепции М. М. Агреста о возможности в мифах и легендах различных времен найти указания на прилет инопланетных космонавтов, мы еще раз хотим подчеркнуть, что она весьма интересна и заслуживает всяческого внимания. Очень изящной нам представляется также мысль Агреста, что инопланетные астронавты могли оставить материальные следы своего посещения на... обратной стороне Луны. В самом деле, логично допустить, что они опасались оставлять такие «заявочные» столбы на Земле, так как низкий уровень цивилизации аборигенов нашей планеты с несомненностью привел бы к их разрушению и расхищению...  Они могли рассчитывать, что когда человечество освоит обратную сторону Луны, оно тем самым выдержит экзамен на право называть себя разумным и цивилизованным...

В 1962 г. гипотезу, аналогичную предложенной Агрестом, высказал Саган. Прежде всего, Саган находит частоту непосредственных контактов между инопланетными цивилизациями. Он исходит из своих довольно произвольных оценок  количества таких цивилизаций в нашей звездной системе. Согласно его оценкам, в Галактике одновременно существует около 106 технически развитых цивилизаций. Вряд ли стоит подробно анализировать все предпосылки, которые легли в основу такой оценки. Укажем только, что время существования технически развитой цивилизации (а этой величине, очевидно, пропорционально полное количество таких цивилизаций) у Сагана принимается порядка 107 лет, что, пожалуй, является слишком оптимистической оценкой. Принимается, что эти цивилизации планомерно, без «дублирования» исследуют космос. Если каждая такая цивилизация ежегодно (имеется ,в виду «земной» год) посылает один межзвездный корабль для подобных исследований (такое допущение, конечно, совершенно произвольное), то средний интервал между двумя последовательными «посещениями» окрестностей какой-нибудь «обычной» звезды, как показывает простой расчет, будет равен 105 лет.

Средний интервал времени между посещениями планетных систем, на которых имеется разумная жизнь (а такие посещения, естественно, будут в связи с их особой перспективностью более частыми), можно в рамках исходных предположений принять равным нескольким тысячам лет.

Следовательно, имеется отличная от нуля вероятность, что на Земле такие посещения могли быть в историческую эпоху. Подобно Агресту, Саган сосредоточивает свое внимание на различных легендах и мифах. Из всех легенд и мифов он выделяет шумерийский эпос, в котором повествуется о систематическом появлении в водах Персидского залива удивительных существ, обучавших аборигенов основам наук и ремесел. Возможно, что эти события происходили вблизи древнейшего шумерийского города Эриду в первой половине четвертого тысячелетия до нашей эры. Вообще, согласно Сагану, представляется поразительным почти скачкообразный переход шумерийской культуры от долгих тысячелетий варварства и застоя к пышному расцвету городов, построению сложной ирригационной системы и расцвету наук, в частности астрономии и математики.

На наш взгляд гипотезы Агреста и Сагана в их «конкретном» оформлении не противоречат друг другу. Библейские легенды, как известно, имеют достаточно разветвленные вавилонские корни. Нельзя исключить, что тексты Библии и мифы Вавилона являются отголосками одних и тех же событий. Конечно, ни гипотеза Агреста, ни вариант ее, развитый Саганом, пока не имеют достаточно серьезных научных оснований. Тем не менее они представляют большой интерес и заслуживают внимания.

А, например, китаевед Игорь Лисевич в своем докладе на Зеленчукской школе-семинаре по проблемам CETI в 1975 году обратился к древнекитайским источникам, рассказывающим, в частности, о "сыне неба", "обладателе магической силы" Хуанди, который появился в Северном Китае в XXVI веке до нашей эры. Хуанди спустился с неба на Землю в яйце. Хуанди и его вассалы (монстры и чудесные существа) научили людей делать лодки, копать колодцы, возводить оборонительные стены, лечиться иглоукалыванием. Одновременно они занимались астрономическими наблюдениями, составили земной календарь и карту Земли. У Хуанди имелось много "горных повозок", выполненных в виде сосуда, покрытого серебряной глазурованной черепицей, которые свободно передвигались по горам. "Горная повозка - естественная повозка. Свисает крюком, никто не гнет, не направляет - сама собой закручивается, изгибаясь", - говорилось в одном из источников. По версии Лисевича, "повозка" могла иметь обтекаемую форму сосуда или капсулы и покрытие из блестящего металла. По-видимому, ею никто не управлял, и она передвигалась "естественно". Не исключено, что повозка в целом или какие-то ее части могли свободно менять форму, приспосабливаясь к неровностям местности. Хуанди изготавливал "чудесные треножники" - некие объемы, поставленные на 3-4 метровые опоры. Заглянуть внутрь объема зрители не могли, но звуки, доносившиеся оттуда, навели их на мысль, что там находятся "сотни духов, чудовищ и животных". А потом треножник "стал изображать дракона, летящего в облаках", и вскоре тот дракон явился и забрал с собой Хуанди и его спутников. Согласно древнекитайским источникам, Хуанди прибыл на Землю с созвездия Сюаньюань (Льва), по форме напоминающего извивающегося дракона. Однако, по версии Лисевича, древние китайцы имели в виду не все созвездие, а самое яркое его светило - Регул (альфа Льва). Известно было, что Регул состоит из четырех звезд и центральное светило этой системы не походит на наше Солнце. В системе Регула астрономы зафиксировали радиоисточник, излучающий в метровом диапазоне, но из-за несовершенства радиотелескопов определить, на какой из звезд находится радиообъект, пока не смогли.

Любопытно, что, если верить оценкам Сагана (по нашему мнению, повторяем — произвольным), в сравнительно близком будущем можно ожидать очередного прилета на Землю инопланетных астронавтов... Эти астронавты будут весьма удивлены теми «сдвигами», которые произошли у земной цивилизации «за отчетные 5500 лет»...

Ну, а если говорить серьезно, то современная наука пока еще не располагает ни одним четко зафиксирванным фактом, недвусмысленно свидетельствующим о возможном посещении Земли инопланетянами. Между тем имеется огромный поток «свидетельств очевидцев» о наблюдениях неких «неопознанных летающих объектов» («НЛО»), получивших распространенное название «летающих тарелок». В подавляющем большинстве случаев, когда эти «наблюдения» подвергали серьезному научному анализу, они находили вполне естественное объяснение. В наше время в атмосфере и в ближнем космосе проводится очень много всяческих экспериментов, сопровождаемых оптическими явлениями, и неискушенные наблюдатели, к тому же являющиеся жертвами массового психоза, зачастую принимают это за проявления деятельности космических пришельцев. Интересно, что количество сообщений об НЛО резко возрастает в период политических кризисов, как, например, в СССР во времена «перестройки». Это можно, конечно, объяснять тем, что «инопланетные исследователи внимательно изучают переломные моменты истории», но вероятнее, увы, более прозаическое объяснение: в эпоху развала и деградации в массовом сознании возрастает тяга к мистицизму.

Однако нельзя исключать и того, что некоторые из наблюдавшихся НЛО действительно представляли собой какие-либо инопланетные корабли и заслуживают более внимательного рассмотрения. Так, интересна история американцев супругов Хиллов, якобы вступавших в контакт в инопланетянами. Под гипнозом они «вспомнили» карту звездного неба, которую им будто бы показывали инопланетяне, после чего астрономы определили, что такой вид звездного неба должен наблюдаться из района звезды ζ Сетки, расположенной в 30 световых годах от нас. Упомянутая звезда ζ Сетки – это двойная система, составные части которой принадлежат к тому же спектральному классу G2V, что и наше Солнце.

В желтой прессе нередко рассказывают о катастрофе «летающей тарелки» в штате Нью-Мексико в 1947 году (вот ссылки на публикации о ней в "Комсомольской правде" и в "Московском комсомольце". Утверждается, что будто бы американские военные изучали развалины инопланетного космического корабля и строение тел погибших инопланетян, но ЦРУ засекретило все данные. Нередко упоминаются и другие подобные случаи, когда якобы «летающие тарелки» терпели катастрофу, но буржуазные спецслужбы засекречивали всю информацию и прятали все вещественные доказательства.

Обстановка секретности, насаждаемая спецслужбами классового общества применительно к космическим исследованиям, с одной стороны, скрывает от общества многие факты о подобных аномальных явлениях (если они действительно имели место), а, с другой стороны, создает почву для распространения совершенно нелепых слухов, которые радостно подхватывает желтая пресса. Научный прогресс значительно продвинется после того, как коммунистическое преобразование общества сделает возможным вскрыть архивы спецслужб всех стран классового общества. Для этого не обязательно дожидаться именно мировой революции – достаточно через «проект МКФ» обеспечить доминирование будущего СССР в мире. В любом случае, очевидно, что активному поиску внеземных цивилизаций должно предшествовать наведение жителями Земли порядка в собственном доме.

 

Hosted by uCoz