Реклама

Предыдущий месяц

АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ПО КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

ЗА ФЕВРАЛЬ 2002 ГОДА

Часть 1. ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1. Возмездие международным террористам

КАТАСТРОФА в США: гибель шаттла Columbia при посадке

1 февраля 2003 г.

Катастрофа случилась за 16 минут до посадки. Ровно в 9 утра по времени Восточного побережья США (17:00 мск) связь с Columbia была потеряна.

Шаттл уже вошел в плотные слои атмосферы, и люди в штате Техас могли наблюдать белую полосу, оставляемую в небе космическим кораблем. При этом было видно, что от корабля отделялись какие-то элементы, которые тоже оставляли полосы. Люди говорят, что слышали взрыв.

По последним данным, шаттл развалилися в воздухе за несколько минут до посадки. Об этом свидетельствуют кадры, показанные по американским каналам, которые "отслеживали" полет корабля на траектории его снижения над Техасом. Катапультироваться астронавты не могли.

Корабль развалился на две части, а затем от них начали отделяться более мелкие куски. Причины катастрофы не известны.

Все телеканалы Америки прервали передачи и показали отваливающиеся в воздухе части от идущего на снижение космического корабля.

Специалисты говорят, что увиденное практически повторяет картину, наблюдавшуюся в небе, когда сгорела в атмосфере российская космическая станция "Мир".

По данным представителя Белого дома, в администрации президента считают "крайне маловероятным", что авария шаттла могла произойти из-за теракта, потому что в момент аварии корабль находился на очень большой высоте. NASA версию теракта полностью исключает.

После гибели "шаттла" Columbia число жертв космоса достигло 21

3 февраля 2003 г.

В катастрофе, которую 1 февраля во время посадки потерпел Columbia, возвращавшийся из 16-дневного космического полета, погибли 7 астронавтов: командир Рик Хазбенд (Rick Husband), пилот Уильям Маккул (William McCool) и специалисты миссии Майкл Андерсон (Michael Anderson), Дэвид Браун (David Brown), Калпана Чаула (Kalpana Chawla), Лорел Кларк (Laurel Clark) и первый израильский астронавт Илан Рамон (Ilan Ramon).

Таким образом, за почти 42-летнюю историю пилотируемых космических полетов погиб 21 человек, из них 17 американских астронавтов и 4 советских космонавта.

Счет жертвам освоения космоса был положен 27 января 1967 г. В этот день во время проведения наземных испытаний на стартовой площадке сгорел корабль Apollo 1, в котором в это время находился экипаж из трех человек: Вирджила Гриссома (Virgil Grissom), Эдварда Уайта (Edward White) и Роджера Чаффи (Roger Chaffee).

24 апреля 1967 г. разбился советский космический корабль "Союз 1". На его борту погиб космонавт Владимир Комаров. "Союз 1" стартовал 23 апреля. После 26-часового полета при входе в атмосферу у "Союза 1" не раскрылся парашют, и корабль камнем упал на землю.

29 июня 1971 г. после 24-дневного полета на орбитальную станцию "Салют" совершил мягкую посадку корабль "Союз 11" с тремя космонавтами на борту - Георгием Добровольским, Владиславом Волковым и Виктором Пацаевым. Когда спасатели открыли люк, оказалось, что все космонавты мертвы. Как выяснилось, во время спуска на большой высоте произошла разгерметизация корабля. С тех пор космонавты при взлете и посадке всегда находятся в герметичных скафандрах.

28 января 1986 г. на 73 секунде полета из-за негерметичности уплотнителя одного из твердотопливных ускорителей произошел взрыв Challenger, и вместе с ним погибли все 7 астронавтов - Фрэнсис Скоби (Francis Scobee), Майкл Смит (Michael Smith), Рональд Макнейр (Ronald McNair), Эллисон Онизука (Ellison Onizuka), Грегори Джарвис (Gregory Jarvis), Джудит Резник (Judith Resnik) и Криста Маколифф (Christa McAuliffe).

Теперь к 27 и 28 января - двум "черным" датам в истории американской космической программы - добавилось 1 февраля 2003 г.

(по материалам Space.wire)

Гибель "Колумбии": первые версии

4 февраля 2003 г.

В то время как тысячи поисковых групп прочесывают территорию штатов Техас и Луизиана в поисках фрагментов разрушившегося корабля и останков астронавтов, группа сторонних экспертов, отобранных руководством НАСА, уже приступила к расследованию причин трагедии. Помимо этого, НАСА проводит также внутреннее расследование обстоятельств случившегося.

Внимание специалистов приковано к телеметрическим данным, характеризующим состояние левого крыла шаттла, по которому пришелся удар блока изоляционной пены, оторвавшегося вскоре после старта от внешнего топливного бака (на фото), при этом, по неофициальным данным, наблюдалось появление тысяч осколков. Сообщается также, что корабль был в состоянии войти в атмосферу в более "щадящем" тепловом режиме в том случае, если бы были зафиксированы существенные повреждения теплозащитного покрытия, однако "Колумбия" спускалась в штатном режиме.

(по материалам Associated Press, Space Daily, SpaceFlight Now)

Израиль решил не падать духом и подготовить еще одного астронавта

5 февраля 2003 г.

Израиль может обратиться к США с просьбой согласиться на подготовку к полету в космос еще одного израильского космонавта, передает информационное агентство Ha'aretz.

Министр финансов и вице-премьер правительства Израиля Сильвен Шалом (Silvan Shalom) заявил во вторник, что когда он в 1998 году посещал Илана Рамона (Ilan Ramon), проходившего тогда тренировку в Хьюстоне, тот сообщил, что существует возможность того, что Израиль станет партнером НАСА по программе разработки космической станции, и его полет может увеличить эту вероятность.

"Поэтому мы придерживаемся мнения, что Израиль должен продолжить сотрудничество с НАСА, и одной из возможных форм этого сотрудничества стала бы подготовка к отправке в космос еще одного израильского астронавта", - сказал Шалом.

Тело израильского астронавта, погибшего в субботу во время неудачной посадки шаттла Columbia, еще не опознано. В обломках шаттла обнаружены тела четырех из семи членов экипажа шаттла. Как ожидают, их опознание займет несколько недель. Для участия в поисках израильтянина в Луизиану прибыл представитель военного раввината Израиля полковник Цви Блейк (Zvi Blake).

NASA оценило системы эвакуации дороже жизней астронавтов

6 февраля 2003 г.

В 2001 году почти в течение 12 месяцев технические специалисты NASA занимались разработкой систем эвакуации астронавтов в случае возникновения серьезных неисправностей на шаттлах, сообщает сайт газеты The Washington Post. В рамках программы стоимостью 5 миллионов долларов инженеры планировали установить на космических кораблях системы, подобные катапультам боевых самолетов. В качестве другой возможности для эвакуации астронавтов рассматривалась отделяющаяся кабина экипажа, опускающаяся на землю на парашютах.

Все указанные разработки были отвергнуты руководством национального управления по аэронавтике.

Значительную роль при отказе от создания эвакуационных систем сыграла и их стоимость. По некоторым оценкам, установка отделяемых спасательных капсул на шаттлы могла обойтись NASA в 1 миллиард долларов.

Комментарий: это и называется - капитализм

NASA проводит инвентаризацию научной информации, полученной погибшим экипажем "шаттла" Columbia

21 февраля 2003 г.

Во время недавней экспедиции "шаттла" Columbia, которая закончилась так трагически, весь его экипаж из семи человек в течение 16 дней в две смены круглосуточно занимался самыми экспериментами из самых разных областей науки и техники. Всего было проведено более 80 экспериментов.

И хотя сам "шаттл" потерпел катастрофу при посадке, далеко не все результаты экспериментов были потеряны вместе с ним. Часть информации, и немалая, была передана на землю еще во время орбитального полета. По разным экспериментам доля переданной информации составила от 50 до 90 процентов. В основном это касается экспериментов из различных областей физики.

Полностью были получены все данные эксперимента по определению солнечной постоянной и ее изменений во время цикла солнечной активности. Точно так же на 100% можно считать выполненными эксперименты с низкомощным приемопередатчиком, который может одновременно поддерживать связь и определять положение корабля в космическом пространстве.

(по материалам NASA)

О результатах расследования катастрофы "шаттла" Columbia доложат немедленно

28 февраля 2003 г.

В своем выступлении перед Конгрессом США отставной адмирал Гарольд Геман (Harold Gehman), председатель комиссии по расследованию причин катастрофы "шаттла" Columbia, сообщил, что изучение всех обстоятельств этой аварии может занять полгода. Однако он пообещал, что его комиссия проинформирует публику об основной причине аварии сразу же, как только она будет выяснена, не дожидаясь составления финального отчета. Тогда NASA сможет сразу приступить к решению проблемы, чтобы оставшиеся "шаттлы" как можно быстрей могли начать полеты.

Пока же члены комиссии не знают точно, из-за чего именно "шаттл" Columbia развалился в небе во время приземления 1 февраля этого года, и рассматривают несколько версий произошедшего.

(по материалам CNN)

2. Последствия катастрофы "Колумбии" для МКС

МКС может остаться необитаемой

5 февраля 2003 г.

В связи с катастрофой шаттла "Колумбия" на Россию ляжет большая нагрузка по обеспечению деятельности МКС. Такое мнение высказал заместитель генерального директора РКК "Энергия", директор российской части программы МКС Валерий Рюмин.

"Нам для продолжения экспулатации МКС, для бесперебойной отправки экипажей и их деятельности на борту МКС надо иметь в год где-то 6 грузовых кораблей "Прогресс" и 2-3 пилотируемых корабля "Союз",- сказал Рюмин в интервью "Российской газете" в номере за вторник.

Отвечая на вопрос, готова ли Россия к этому, Рюмин отметил: "Если будут деньги, то технически мы ко всему готовы, в том числе и производить необходимое количество кораблей". Однако сейчас "пока запускаем в год не более двух "Союзов-ТМА" и трех "Прогрессов". Это все, чем мы реально располагаем",- сказал заместитель гендиректора РКК "Энергия".

По данным "Российской газеты", американские "челноки" доставляли на МКС 80% пассажиров и 90% грузов.

Клебанов пообещал спасти американскую космическую программу

6 февраля 2003 г.

Россия намерена помочь США в выполнении космической программы и готова обеспечить полеты американских астронавтов в полном объеме. Об этом заявил министр промышленности, науки и технологий РФ Илья Клебанов, передает агентство "Интерфакс".

По словам министра, "пока Соединенные Штаты будут решать вопросы со своими ракетами-носителями, мы готовы увеличить работу наших носителей".

Между тем в Росавиакосмосе заявили, что сейчас трудно прогнозировать будущее Международной космической станции. Возможны различные варианты - эксплуатация МКС в полном объеме российской стороной, сокращение работ на станции и ее перевод в беспилотный режим управления.

Росавиакосмос: Россия и США еще не договорились о судьбе МКС

7 февраля 2003 г.

В Росавиакосмосе опровергли сообщения о достижении договоренностей с NASA в вопросе дальнейшего обслуживания МКС. Пресс-секретарь Росавиакосмоса Сергей Горбунов подтвердил, что в Вашингтоне идут консультации по этому поводу, но указал, что о якобы достигнутом соглашении, по которому обслуживать МКС пока будут только "Союзы" и "Прогрессы", число которых будет увеличено за счет дополнительного финансирования со стороны США, в Росавиакосмосе ничего неизвестно.

Следующий американец полетит на МКС на российском "Союзе"

11 февраля 2003 г.

Следующая экспедиция к МКС с участием американского астронавта будет отправлена на российском корабле "Союз". Как заявил на пресс-конференции в Москве директор пилотируемых программ NASA в России Джеймс Ньюмен, агентство уже начало серию консультаций с Росавиакосмосом о включении в состав российского экипажа американского космонавта. Хотя МКС может работать в беспилотном режиме, присутствие человека на борту крайне желательно.

Судьба МКС в руках российских космонавтов

12 февраля 2003 г.

В ближайший год обеспечение работы Международной космической станции будет зависеть от России. Такое мнение высказали в понедельник в Российском авиакосмическом агентстве.

"Несмотря на то, что официально не определило срок отсрочки полетов своих оставшихся трех кораблей-шаттлов "Атлантис", "Индевор" и "Дискавери", вполне вероятно, что они останутся на земле в течение года и вся тяжесть обеспечения работы Международной космической станции ляжет на плечи России", - рассказали в РАКА.

NASA отказывается финансировать российскую космическую программу

12 февраля 2003 г.

США не смогут финансировать российскую космическую программу до тех пор, пока Москва не откажется от сотрудничества с Ираном в области ядерных технологий. Об этом заявил представитель NASA Джейс Ньюман (James Newman). По словам Ньюмана, сейчас США рассчитывают на сотрудничество не с Россией, а с европейскими странами и Японией.

В любом случае, как заявил глава Росавиакосмоса Юрий Коптев, политические переговоры на тему ограничений, накладываемых американским законом, будут очень сложными.

Состав экспедиций на МКС сократили до двух человек

13 февраля 2003 г.

До возобновления полетов американских шаттлов экипажи основных экспедиций на Международную космическую станцию будут состоять из двух человек. Об этом заявил в среду "Интерфаксу" представитель Росавиакосмоса.

Ранее экспедиции на МКС состояли, как правило, из трех человек. "В данной ситуации, с экономической стороны, наиболее целесообразен состав экипажа из двух человек", - отметили в Росавиакосмосе.

Состав седьмой экспедиции на МКС пока не определен, однако уже принято официальное решение, что экипаж полетит на российском корабле "Союз".

Россия просит Европу помочь в финансировании полетов к МКС

25 февраля 2003 г.

Росавиакосмос обратился к Европейскому космическому агентству (ESA) с просьбой об оказании финансовой помощи в строительстве дополнительных транспортных кораблей "Прогресс". Они понадобятся для поддержания работы МКС в отсутствие американских шаттлов, полеты которых временно прекращены после катастрофы челнока Columbia.

Денег на строительство дополнительных транспортных кораблей у России нет, поэтому для обеспечения снабжения МКС всем необходимым понадобится зарубежная помощь. Соединенные Штаты такой помощи оказать не могут, поскольку это запрещает закон, принятый в ответ на военное сотрудничество России с Ираном. Выходом из положения может стать финансирование МКС со стороны европейских стран. В обмен на финансовую помощь ESA сможет включить своих представителей в состав постоянных экипажей МКС.

(по материалам France-Presse)

Экипаж МКС напоследок активно занимается научными экспериментами

26 февраля 2003 г.

Сейчас на МКС находится шестой долговременный экипаж в составе Кена Бауэрсокса, Николая Бударина и Дональда Петтита. Судя по всему на станции они пробудут как минимум до начала мая. И им на смену прилетят уже только два человека - Юрий Маленченко и Эдвард Лу.

Такое решение было принято в связи с катастрофой "шаттла" Columbia и запретом на запуски всех остальных "шаттлов" до выяснения причин этой аварии. Очевидно, что следующий экипаж будет занят в основном поддержанием станции в работоспособном состоянии, и времени на научные эксперименты у них будет гораздо меньше или не будет совсем.

Так что нынешний экипаж можно считать последним "полноценным" экипажем МКС.

(по материалам NASA)

3. А у нас все в порядке

Грузовой корабль "Прогресс" отправился к Международной космической станции

3 февраля 2003 г.

Через день после катастрофы "шаттла" Columbia в небе над штатом Техас с космодрома Байконур стартовала ракета "Союз" с грузовым кораблем "Прогресс М-47", который отправился к Международной космической станции (МКС). Этот запуск проводился в полном соответствии с планами работ по МКС. Это десятый по счету грузовой корабль, полетевший к МКС. Старт состоялся 2 февраля в 15:59 по московскому времени, а 9 минут спустя "Прогресс" вышел на заданную орбиту.

Предыдущий корабль "Прогресс", прибывший на МКС в сентябре 2002 г., был отстыкован от станции в субботу 1 февраля, чтобы освободить кормовой стыковочный узел модуля "Звезда" для нового грузовика.

Грузовой корабль "Прогресс" успешно состыковался с МКС

5 февраля 2003 г.

4 февраля в 17:50 по московскому времени, грузовой корабль "Прогресс М-47" успешно состыковался с Международной космической станцией. Стыковка прошла в автоматическом режиме, и сейчас "Прогресс" находится у кормового стыковочного отсека модуля "Звезда".

Доставленных запасов воды, продовольствия, кислорода и прочих необходимых для жизни вещей экипажу должно хватить на три месяца. Изначально предполагалось, что новый экипаж доставит на станцию "шаттл" Atlantis. Однако после катастрофы "шаттла" Columbia все запуски "шаттлов" до выяснения ее причин были отменены. Пока никакого официального решения о дальнейшей эксплуатации МКС не принято, но, скорее всего, нынешнему экипажу станции придется задержаться на орбите. Имеющихся на МКС ресурсов должно хватить до конца июня, и экипаж уже выразил готовность поработать на станции, сколько потребуется.

(по материалам пресс-релиза РКК "Энергия")

"Прогресс" толкнет МКС на новую орбиту

10 февраля 2003 г.

Российский транспортный корабль "Прогресс" изменит орбиту Международной космической станции. Эта операция начнется во в 14:34 по московскому времени, передает "Интерфакс" со ссылкой на пресс-службу Центра управления полетами.

Двигатели "Прогресса" поднимут орбиту МКС на 10 километров. Ранее предполагалось, что этот маневр совершит американский шаттл, старт которого к станции был намечен на начало марта. Однако после гибели шаттла Columbia всех полеты кораблей этого класса были отменены.

Напомним, что "Прогресс" пристыковался к МКС 4 февраля. Он доставил на станцию более 2,5 тонн грузов. Сейчас орбита МКС поддерживается на высоте порядка 400 километров от Земли.

4. Европейские программы

Jules Verne - европейский грузовик для полетов на МКС

4 февраля 2003 г.

Европейское космическое агентство объявило том, что изготовлено уже около 90% оборудования для первого европейского автоматического транспортного космического корабля Jules Verne, который, как предполагается, сможет отправиться к Международной космической станции (МКС) в сентябре 2004 г.

Всего таких кораблей планируется изготовить 8 штук. Комплектующие и оборудование для первого из них собирались и тестировались в 10 европейских странах, в том числе и в России, где в РКК "Энергия" были изготовлены стыковочный узел и система заправки топливом, а также электроника для них.

(по материалам SpaceRef)

Часть 2. Перспективные зарубежные разработки

1. Планы НАСА

NASA отправит исследовательский зонд к ледяным спутникам Юпитера

5 февраля 2003 г.

В проект бюджета на финансовый 2004 год космическое агентство NASA внесло затраты на экспедицию исследовательского зонда к трем спутникам Юпитера - Каллисто, Ганимед и Европу. Все эти спутники покрыты толстым слоем льда, поэтому космический корабль назвали Jupiter Icy Moons Orbiter.

NASA предлагает использовать в его двигательной установке ядерный реактор. Предполагается, что новый зонд отправится к спутникам Юпитера через 10 лет, так что разработчики космического ядерного двигателя должны успеть его сделать и довести до ума. NASA считает, что именно ядерный двигатель позволит использовать на космическом корабле мощное коммуникационное и научное оборудование, которое в свою очередь позволит получить беспрецедентные научные данные. В частности предполагается, что Jupiter Icy Moons Orbiter найдет доказательства существования под ледяным панцирем упомянутых трех спутников огромных жидких океанов, где могут обитать какие-то органические формы жизни.

Двигатель для зонда Messenger уже готов

13 февраля 2003 г.

В марте 2004 г. с мыса Канаверал в космос должен отправиться исследовательский зонд Messenger (MErcury Surface, Space ENvironment, GEochemistry, and Ranging). Его цель - Меркурий. Messenger будет лететь к Меркурию целых пять лет, а потом выйдет на его орбиту и будет в течение одного земного года заниматься его исследованиями.

Зонду Messenger предстоит впервые провести съемку всей поверхности Меркурия и собрать информацию о составе и структуре его поверхности, о его геологической истории, о его тонкой атмосфере и магнитосфере.

(по материалам SpaceDaily)

Первый из двух марсианских вездеходов прибыл на космодром для подготовки к запуску

27 февраля 2003 г.

В этом году NASA собирается отправить к Марсу два исследовательских зонда-близнеца (чтобы вдвое снизить вероятность провала экспедиции). На этих зондах к Марсу полетят два одинаковых вездехода-марсохода. Старты этих двух зондов состоятся с разницей в месяц, а точнее: 25 мая и 30 июня 2003 г.

26 февраля для подготовки к запуску на космодром на мысе Канаверал прибыл первый из двух марсоходов. Одновременно к месту старта доставили и остальные части зонда: орбитальный и спускаемый аппарат, систему торможения и пр. Второй марсоход должен прибыть на мыс Канаверал 10 марта,

Напомним, что марсоходы MER будут искать на Марсе воду и исследовать поверхностные породы.

(по материалам NASA)

NASA построит аппарат для исследования Плутона

27 февраля 2003 г.

Президент США Джордж Буш подписал закон о выделении NASA 110 млн. долл. на создание межпланетной станции для исследования Плутона, его спутника Харона и объектов пояса Койпера, который расположен на внешних границах Солнечной системы. Проект исследования Плутона, получивший название New Horizon ("Новый горизонт"), существует в NASA уже около тринадцати лет, но только сейчас ученым, наконец, удалось получить соответствующее финансирование.

Запуск нового аппарата намечен на 2004 г., а Плутона он достигнет к 2015 г. Выдержать эти сроки крайне важно, поскольку в дальнейшем Плутон сильно удалится по своей вытянутой орбите. Общая стоимость проекта вместе с обработкой полученных данных составит около 500 млн. долларов.

Одной из главных задач New Horizon станет изучение пояса Койпера.

(по материалам Space.com)

2. Китай

Полетит только один?

27 февраля 2003 г.

Сразу же после четвертого беспилотного полета китайского космического корабля Shenzhou, запуск которого состоялся в последние дни 2002 года, Китай заявил о том, что на борту следующего корабля Shenzhou-5 будут люди, и этот полет состоится в 2003 году.

А на днях в китайской газете Wen Wei Po появилось сообщение о том, что на корабле Shenzhou-5, скорее всего, полетит только один космонавт. При этом газета ссылалась на информацию от неназванного специалиста, работающего по китайской космической программе. И этот специалист также сообщил, что основная цель этого полета - это запуск человека в космос и его безопасное возвращение на Землю, поэтому нет никакой необходимости в увеличении численности экипажа. По этой же причине на борту корабля, скорее всего, не будет проводиться никаких научных экспериментов. Газета даже сообщила имя будущего первого китайского космонавта - Чен Лонг.

(по материалам SpaceDaily)

3. "Пионер-10"

Зонд Pioneer 10 еще жив, но его ответ уже не разобрать

25 февраля 2003 г.

После того, как Pioneer 10 пересек орбиту Плутона сеансы связи с ним стали эпизодическими. Официально эта миссия была закончена, но время от времени антенны-тарелки системы дальней космической связи пытались установить с ним контакт.

Сейчас расстояние зонда Pioneer 10 от Солнца составляет 82,19 а.е. (около 12,33 млрд км), то есть он находится от него в 82,19 раз дальше, чем Земля. Pioneer 10 и сейчас удаляется от Солнца с относительной скоростью 12,224 км/с.

Свет (или радиосигнал) до него и обратно идет 22 часа 38 минут. В последний раз сигнал на него был послан 22 января 2003 г., а ответ получили соответственно 23 января. Правда, из ответного сигнала никакой телеметрической информации извлечь не удалось. Передатчик зонда уже очень слаб, но еще работает. В общем, Pioneer 10 жив и продолжает лететь в сторону звезды Альдебаран и, если с ним ничего не случится, то он прилетит к этой звезде через 2 млн лет.

(по материалам SpaceRef)

Pioneer 10 замолчал навсегда

27 февраля 2003 г.

Изначально его миссия была рассчитана на 21 месяц. Но, понятно, что по прошествии этого времени Pioneer 10 не остановится, а будет по инерции лететь в космическом вакууме и дальше. К тому же зонд был в хорошем состоянии и продолжал передавать ценную информацию, поэтому финансирование этой миссии было продолжено. В 1983 г. Pioneer 10 стал первым творением человека, вышедшим за пределы орбиты Плутона - самой дальней планеты солнечной системы.

Закончилась научная деятельность Pioneer 10 только 31 марта 1997 г. И с тех пор связь с зондом поддерживалась от случая к случаю, просто из "любопытства", и Pioneer 10 отвечал на сигналы с далекой Земли.

Но вот на сигнал, посланный 7 февраля, зонд уже не ответил. А, может быть, и ответил, но он был так слаб, что мощные приемники не смогли его обнаружить. И больше NASA не планирует проводить никаких попыток связи со старым аппаратом.

Сейчас он продолжает свой полет по прямой со скоростью 12,224 км/с относительно Солнца.

(по материалам NASA)

4. "Галилео"

Команда зонда Galileo работает последний день

28 февраля 2003 г.

28 февраля с его бортового записывающего устройства должна быть передана на Землю последняя ранее записанная научная информация.

А в наземном ЦУПе уже подготовлены последние команды для бортового компьютера Galileo, которые будут управлять работой зонда в оставшиеся ему 7 месяцев жизни. 21 сентября этого года Galileo, включив свой двигатель, должен направиться в плотные слои атмосферы Юпитера, чтобы сгореть там.

(по материалам NASA)

5. Новые технологии

Самолет с атомным двигателем

21 февраля 2003 г.

Ученые из Научно-исследовательской лаборатории военно-возушных сил США (US Air Force Research Laboratory, AFRL) и крупного военного подрядчика, компании Northrop-Grumman, исследуют возможность создания беспилотного разведывательного самолета, оснащенного атомным двигателем. Имея на борту ядерный источник энергии, такой БЛА сможет находиться в воздухе месяцами, не завися от смены дня и ночи и от погоды, как в случае с аналогичными аппаратами, получающими энергию от солнечных батарей.

Американские ученые предлагают вместо традиционного ядерного реактора, использующего реакцию деления урана, применять в летательном аппарате квантовый ядерный реактор. Его принцип действия основан на облучении рентгеновскими лучами радиоктивного изотопа гафния-178. Под действием рентгена атомы вещества теряют энергетические уровни, переходя в более стабильное состояние и высвобождая энергию в виде гамма-излучения, которое, в свою очередь, используется для создания реактивной струи нагретого воздуха.

(по материалам New Scientist)

Часть 3. Научная информация

Новая технология поиска жизни на Марсе и других планетах

12 февраля 2003 г.

В ближайшие три года профессор Алан Уэгонер из Универститета Карнеги-Меллона будет заниматься поиском жизни на Марсе. В этом ему поможет 900-тысячный грант NASA на разработку системы обнаружения жизненных форм с применением флюоресцентных красителей.

Профессору и его команде предстоит создать индикаторы (маркеры) органики на основе флюоресцирующих составов, которые прикрепляются к "кирпичикам жизни" - ДНК, белкам, жирам и углеводам.

Сомнения пока имеются даже по поводу основной идеи. Марсианские формы жизни могут разительно отличаться от земных. Учёным придётся создавать высокоуниверсальные реагенты, чтобы предусмотреть все виды живых существ, какие только можно представить.

Марсианские реки "соединили" каналами

14 февраля 2003 г.

На Марсе уже давно обнаружили длинные "канавы", местами узкие, местами широкие, которые очень похожи на высохшие русла рек. Поэтому и возникла гипотеза о том, что когда-то на Марсе было изобилие воды и, возможно, жили какие-нибудь организмы. Однако скептики указывали на то, что эти "реки" как-то подозрительно внезапно начинаются и заканчиваются.

Теперь они получили достойный ответ от оптимистов. Благодаря данным, полученным с помощью лазерного высотомера, установленного на борту марсианского зонда Mars Global Surveyor, был составлено трехмерное топографическое изображение одного из участков Марса, и на этом изображении удалось найти те "недостающие" впадины и каналы, благодаря которым марсианские реки, ручейки и озера (если таковые вообще существовали) объединялись в целую сеть водоемов.

Составленная трехмерная карта охватывает экваториальную область Марса с гористым рельефом, которая простирается от средних северных до средних южных широт. Некоторые понижения рельефа на ней сравнимы по размерам с "земными" Великими озерами, которые находятся на границе США и Канады.

(по материалам SpaceDaily)

Полярные шапки Марса почти целиком состоят из замерзшей воды

17 февраля 2003 г.

Новые исследования полярных шапок Марса с помощью аппаратуры американских орбитальных зондов Mars Global Surveyor и Mars Odyssey показали, что полярные шапки Марса почти целиком состоят из обычной замерзшей воды, а замерзшей углекислоты там совсем немного.

Инфракрасные снимки этой области показали, что процесс таяния и замерзания льда происходит в полном соответствии с его "водяной" природой. То есть на южной полярной шапке Марса слишком тепло, чтобы там находилась замерзшая углекислота.

Теперь получается, что запасов углекислоты на Марсе явно недостаточно для того, чтобы поддерживать существующее давление атмосферы. Даже если вся углекислота на полярных шапках испарится, давление атмосферы повысится только на 2-3%. То есть углекислого газа на Марсе не хватит для полноценного парникового эффекта, чтобы растопить водяные льды и оросить планету, если такой проект придет в голову нашим потомкам (хотя им можно будет и не возить с собой воду в экспедиции на Марс).

(по материалам SpaceDaily)

Первая "ледяная" карта Марса

18 февраля 2003 г.

Сотрудники Лос-Аламосской Национальной лаборатории на основе данных полученных с помощью нейтронного спектрометра, установленного на орбитальном зонде Mars Odyssey, составили полную карту распределения водорода под поверхностью Марса на глубине до 1 м. Специалисты полагают, что водород может находиться в марсианских породах главным образом в составе жидкой или замерзшей воды, поэтому эта карта распределения водорода соответствует распределению льда на и под поверхностью Марса (для жидкой воды там слишком холодно).

Оказалось, что льда на Марсе нет только в экваториальной области, а выше 35-й параллели он есть и в южном, и северном полушариях.

(по материалам SpaceDaily)

Если и искать жизнь, то на Европе

18 февраля 2003 г.

На прошлой неделе на конференции Астробиологического института NASA, которая прошла в Университете штата Аризона, собралось более 500 исследователей, специализирующихся в астрономии, химии, биологии, геологии и микроскопии. Они обсуждали проблемы поиска жизни вне нашей планеты Земля.

Основным кандидатом для таких исследований уже давно считается Европа - самый маленький из четырех галилеевских спутников Юпитера. Именно там ученые рассчитывают найти жидкую воду, ведь только в ней по представлениям землян может быть жизнь.

Возможно, добраться до этой воды удастся в тех местах, где геологические процессы, происходящие в недрах Европы, вызвали хотя бы временное таяние ледяного панциря. В этих местах живые организмы, если таковые там есть, были бы защищены от губительной космической радиации и имели бы "продукты питания".

Правда, когда реально начнут исследовать Европу, пока неизвестно. Долгое время в планах NASA фигурировал зонд Europa Orbiter, но в прошлом году финансирование работ по этому проекту вычеркнули из бюджета на 2003 г.

(по материалам SpaceRef)

Следующий месяц
Главная страница раздела
Главная страница сайта


Hosted by uCoz