1. ПОДОНКИ

Для обеспечения войны в Ираке США используют МКС

4 апреля 2003 г.

Обеспечением боевых действий в Ираке занимаются более 60 американских спутников, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на главу Росавиакосмоса Юрия Коптева. В частности, навигационные системы американских спутников используются при наведении высокоточного оружия.

По мнению Коптева, "работа американского сегмента МКС сможет существенно повысить эффективность этих систем". "Американцы настаивали на норме, которая позволяла бы использовать работу МКС в военных целях. Кстати, и за Россией тоже оставлено право использовать свой сегмент в МКС в военных целях", - заявил Коптев.

2. ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1. “Исчерпание ресурса” МКС

Российский "Прогресс" поднял МКС на пять километров

7 апреля 2003 г.

Российский грузовой космический корабль "Прогресс-47" в пятницу поднял орбиту Международной космической станции в среднем на четыре-пять километров.

Предыдущая корректировка орбиты станции была проведена в феврале нынешнего года. Технология корректировки орбитальных станций грузовыми кораблями была отработана еще на "Мире".

Комментарий: говоря про “исчерпание ресурса “Мира”, Коптев в качестве аргумента приводил и снижение его орбиты… Оказывается, и на МКС то же самое…

2. О катастрофе “Колумбии”

30 Мбайт электронных писем о будущей гибели "шаттла" Columbia

2 апреля 2003 г.

Космическое агентство NASA опубликовало на своем сайте архив внутренней переписки по электронной почте между специалистами NASA, работавшими по программе этого полета. Общий объем архива вместе с присоединенными файлами составляет около 30 Мбайт. Все эти письма были написаны до катастрофы и сейчас они воспринимаются и авторами, и адресатами, наверное, несколько иначе, чем тогда.

В этих письмах инженеры обсуждают потенциальную опасность падения куска изолирующей пены на левое крыло "шаттла" во время старта; проблемы коррозии в месте повреждения, которые могут возникнуть при входе "шаттла" в атмосферу; а также более высокий, чем обычно посадочный вес "шаттла" Columbia в этом полете.

Среди этой переписки есть черновик одного письма, которое было составле но, но так и не было отправлено по 14 адресам, указанным в заголовке. В нем его автор - ведущий инженер одного из подразделений космического центра им. Джонсона Родни Роча - высказывает серьезное беспокойство по поводу решения начальства не обращаться к военным для проведения фотографирования левого крыла "шаттла" с помощью аппаратуры разведывательного спутника, чтобы точнее определить характер повреждений. Это письмо было написано на шестой день полета "шаттла".

Возможно, на фотографиях со спутника-шпиона, если бы они были сделаны, действительно можно было бы увидеть повреждение нескольких плиток теплозащиты. Все равно, провести ремонт "на ходу" было невозможно. Изменить траекторию входа "шаттла" в атмосферу, чтобы крылья меньше грелись, тоже, в общем-то, нельзя. Теплозащита "шаттла" рассчитана на относительно кратковременную тепловую нагрузку и наверняка не выдержала бы относительно медленного, но длительного входа в атмосферу.

(по материалам Spaceflight Now)

3. Политические вопросы

Минфин нашел деньги на спасение МКС

3 апреля 2003 г.

Минфин России согласился обеспечить запуски российских кораблей-носителей к МКС. По словам Юрия Коптева, 1 миллиард 300 миллионов рублей, которые предполагалось выделить для МКС во второй половине 2003 года, будут выделены уже в ближайшее время.

В августе-сентябре 2003 года для станции будет выделено еще 2,8 миллиарда рублей, передает информагентство слова Коптева. Кроме того, глава Росавиакосмоса заявил журналистам, что Минфин согласился увеличить уровень финансирования программы МКС в бюджете 2004 года.

Добавим, что по сведениям информагентства, о необходимости срочно обеспечить финансирование дополнительных запусков кораблей к МКС говорил на заседании правительства России премьер-министр Михаил Касьянов. Он отметил, что прекращение полетов американских кораблей возлагает дополнительную нагрузку на прежде всего на Россию. Премьер также напомнил, что вопросы космической деятельности в России и СССР всегда являлись приоритетными, предметом особой заботы и внимания правительства.

Как пояснил Юрий Коптев, консервация МКС вообще не предполагается, так как далеко не все проблемы станции можно решить с Земли.

4. Американо-европейский конфликт

Американская "инквизиция" против европейского Galileo

2 апреля 2003 г.

Космические планы ЕС грозят еще больше обострить и без того достаточно напряженные отношения между США и Европой. Европейский проект по развертыванию спутниковой навигационной системы Galileo, по мнению американцев, дублирует разработанную Пентагоном систему глобального позиционирования GPS и создает ей конкуренцию.

Между тем чиновники ЕС подчеркивают, что собственная навигационная система сделает европейцев независимыми от созданной в 1970-х гг. американской GPS. Евросоюз и несколько не входящих в него государств планируют до 2008 г. вложить в проект Galileo порядка 3,4 млрд. евро. Европейская спутниковая система навигации будет включать 30 спутников и функционировать наподобие сети GPS, которая первоначально использовалась для военных нужд, а впоследствии была открыта и для гражданского применения.

(по материалам газеты "Ведомости")

5. Новости МКС

Шестая космическая экспедиция встретила долгожданных сменщиков на МКС

28 апреля 2003 г.

На МКС 28 апреля встретились экипажи шестой и седьмой космической экспедиций. Как передает информационное агентство РИА "Новости" из Центра управления полетами, переходные люки между российским транспортным кораблем "Союз-ТМА-2" и Международной космической станцией открылись в 11:26 по московскому времени. Первым в люк вплыл командир седьмой экспедиции, российский космонавт Юрий Маленченко. За ним - бортинженер этой экспедиции, астронавт США Эдвард Лу.

3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ РАЗРАБОТКИ

1. Луна

Европа построила орбитальную лунную лабораторию на солнечном двигателе

4 апреля 2003 г.

Европейское космическое агентство представило новый спутник Smart-1, который станет первым космическим аппаратом объединенной Европы, предназначенным для исследования Луны.

Ученые отказались от использования традиционного химического ракетного двигателя для лунной лаборатории. Спутник оснащен силовыми установками, использующими солнечную энергию, что, по мнению создателей, позволит значительно продлить срок его службы.

В его задачу будет входить исследование лунных кратеров с целью поиска воды.

Стоимость космического аппарата составляет 108 миллионов долларов. Европейцы не скрывают свое стремление создать спутники, которые будут меньше и дешевле американских при равной эффективности.

Старт намечен на середину июля. Предполагаемая длительность миссии - два года.

2. Марс

Очередной марсоход отправился на испытания в земную пустыню

3 апреля 2003 г.

1 апреля в пустыню Атакама на севере Чили отправилась группа специалистов NASA и университета Карнеги-Мелона. Пустыня Атакама - это одно из самых засушливых мест на Земле. Своим сухим климатом эта пустыня похожа на Марс. Поэтому ее и выбрали для испытаний робота-прототипа будущего марсохода. Прототип называется Hyperion. Он должен уметь работать в автономном режиме, вырабатывая энергию с помощью солнечных батарей.

Разработка такого робота ведется в рамках проекта ASTEP (Astrobiology Science and Technology for Exploring the Planets - астробиология и технологии для исследования других планет), который финансируется космическим агентством NASA.

В 2004 г. планируется построить следующую версию этого вездехода, которому предстоит проехать по пустыне в автономном режиме 50 км. Ну а в 2005 году робот оснащенный полным набором оборудования должен самостоятельно проработать 2 месяца и проехать за это время 200 км. Тогда он должен будет определить, есть ли жизнь на планете Земля на обследованной территории.

(по материалам SpaceRef)

Новые планы по исследованию Марса роботами и людьми

15 апреля 2003 г.

В минувшую пятницу Американское космическое агентство определило места посадки на Марс двух новых марсоходов системы Mars Exploration Rover (MER). Эти аппараты стартуют к Красной планете в мае и июне с интервалом около месяца.

Места для посадки марсоходов выбирались из 155 вариантов. При этом учитывалась пригодность региона как с точки зрения интереса для науки, так и с точки зрения безопасности для посадки марсоходов. Аппараты будут снижаться на парашютах, а контакт с поверхностью должны обеспечить специальные подушки безопасности. В качестве мест посадки новых марсоходов были выбраны Плато Меридиана (Meridiani Planum) и кратер Гусева (Gusev Сrater).

Данные объекты на Марсе примечательны тем, что в них могут обнаружиться свидетельства существования на Марсе рек, озер и даже следов жизни. Кратер Гусе- ва, предположительно, является бывшим крупным озером, а на Meridiani Planum имеются запасы гематита, который на Земле образуется в горячих источниках.

Дорожная пробка на Марсе

18 апреля 2003 г.

В конце 2003 г. ожидается массовое нашествие на Марс автоматических исследовательских зондов: два американских аппарата с марсоходами Mars Explorer Rover A и B и один европейский Mars Express.

С Земли они стартуют почти в одно и то же время: Mars Express - 1 июня, американцы - 6 и 25 июня. Объяснить это несложно: такое благоприятное расположение Земли и Марса с точки зрения затрат топлива и времени на полет повторится нескоро. И на Марс они будут высаживаться один за другим: Mars Express - 26 декабря, первый Mars Explorer Rover - 4 января 2004 г., а второй - 25 января 2004 г.

Конечно, Марс большой и места всем хватит. Но сложность в другом: в возможных проблемах со связью. Все три зонда собираются использовать в качестве ретранслятора при передаче информации на Землю американский орбитальный зонд Mars Odyssey и тут возможны сбои, так как для связи будут использоваться одни и те же протоколы.

(по материалам Ananova)

3. Сатурн

Титан, куда посадить Huygens?

4 апреля 2003 г.

Американский исследовательский зонд Cassini должен прилететь к Сатурну и выйти на его орбиту 1 июля 2004 г. А еще через полгода он должен сбросить в атмосферу Титана - самого большого спутника Юпитера - зонд Huygens, принадлежащий Европейскому космическому агентству. Предполагается, что Huygens спустится на Титан на парашюте.

Титан - довольно необычное место в солнечной системе. Этот спутник имеет довольно толстую атмосферу, состоящую из азота, метана и различных органических соединений.

Возможно, "титановые" океаны состоят из метана, но точно это пока неизвестно. Прояснить этот вопрос должен зонд Huygens. Но пока специалисты ломают голову над тем, куда именно посадить этот зонд - на твердую поверхность или в метановый океан, если там он есть. Помочь им должны наблюдения Титана в мощные телескопы.

Первые изображения Титана с высоким разрешением прислал американский зонд Voyager 1, пролетавший мимо в 1980 г. На его снимках была видна только почти однородная оранжевая атмосфера Титана, которая была такая толстая, что через нее не было видно поверхности. Потом, с помощью телескопа Hubble на Титане удалось увидеть яркие и темные пятна, которые, возможно, соответствуют океанам и континентам.

Если там действительно есть океаны, то с точки зрения получения более интересной информации зонд Huygens следовало бы посадить именно в океан, даже если он вскоре утонет. Некоторые из приборов зонда лучше всего приспособлены именно для анализа жидкостей, и Huygens успеет передать на зонд Cassini полученную информацию.

4. Плутон

Зонд к Плутону полетит в 2006 году

11 апреля 2003 г.

Проект отправки американского исследовательского зонда к Плутону за время своего существования претерпевал разные катаклизмы. Его периодически вычеркивали из планов NASA и вписывали обратно. И вот, вопрос, вроде бы, окончательно решен в пользу Плутона. Названа и примерная дата запуска зонда New Horizons - январь 2006 г.

По дороге зонд New Horizons проведет еще исследования нескольких астероидов из пояса Койпера за орбитой Нептуна (ведь полное название этой миссии – New Horizons Pluto-Kuiper Belt). Кроме того, в программе проекта запланированы детальные исследования Харона, спутника Плутона. Зонд должен будет составить подробные карты поверхностей Плутона и Харона, карты их геологического строения, состава поверхности и распределения температуры. Запланированы и исследования атмосферы Плутона.

(по материалам Spaceflight Now)

5. Астероиды

На какой астероид полетит человек?

18 апреля 2003 г.

Человек еще не побывал на Марсе, а некоторые уже строят планы отправки пилотируемой экспедиции на какой-нибудь астероид. Астроном Апостолос Кристоу из обсерватории Armagh вместе со своими коллегами исследовал 27 астероидов, размеры которых варьируются от нескольких десятков метров до нескольких десятков километров. В их число попали и те астероиды, которые имеют собственные спутники. Целью этих исследований было определение тех астероидов, до которых проще долететь и для пилотируемого корабля и для автоматического зонда.

Например, чтобы долететь до астероида 1999 AO10, нужно меньше топлива, чем при выводе зонда на орбиту Луны. В списке оказалось еще 4 астероида, долететь до которых проще, чем до Марса и Венеры.

(по материалам Space.com)

4. НАУЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1. Солнечная система

У Юпитера обнаружили еще 6 спутников

7 апреля 2003 г.

Астрономы, работающие на двух самых больших телескопах, установленных на Гавайях на горе Мауна-Ки объявили об очередном прибавлении в семействе спутников Юпитера. У Юпитера обнаружено еще 6 лун. Таким образом, общее число известных спутников у этой планеты достигло 58. Это больше, чем у любой другой планеты солнечной системы. И астрономы уверены, что это не предел и что, скорее всего, у Юпитера порядка сотни спутников.

Отметим, что только в этом году было открыто 18 новых спутников Юпитера.

Следующим после Юпитера по количеству спутников идет Сатурн - их у него известно 30, третье место занимает Уран - 21 спутник, затем идет Нептун - 11 спутников, у Марса – 2 спутника, у Земли и Плутона - по одному, у Венеры и Меркурия спутников не обнаружено.

(по материалам CNN)

Астрономы разглядели поверхность спутника Сатурна

30 апреля 2003 г.

Атмосфера Титана, спутника Сатурна, по плотности на порядок превосходящая земную, состоит в основном из азота, а также метана и этана. Титан окутан плотным оранжевым туманом (намного более плотным, чем городской смог на Земле) из углеводородов, образующимся в верхних слоях стратосферы при разложении метана под действием солнечных лучей. Именно эта завеса оказалась непроницаемой для камер, установленных на автоматических станциях "Пионер" и "Вояджер", пролетавших вблизи Титана в 70-х и 80-х годах.

Продукты распада молекул метана под действием ультрафиолетового излучения Солнца, реагируя с другими компонентами атмосферы, образуют капли органических веществ, падающих на поверхность планеты. В результате на Титане образовались органические моря и океаны. По мнению ряда ученых, на Титане существует кругооборот метана, аналогичный кругообороту воды на Земле. Другие полагают, что метан поступает в атмосферу Титана изнутри, вследствие геологических процессов. По некоторым оценкам, за 4,6 млрд. лет существования спутника толщина вязкого органического слоя на его поверхности достигла уже 800 метров.

Группа ученых, которыми руководит Кэйтлин А. Гриффин из Лаборатории исследований Луны и планет университета Аризоны, провела серию наблюдений в восьми узких спектральных окнах в ближнем инфракрасном диапазоне. При этом выяснилось, что спектр поверхности Титана очень похож на спектр Ганимеда, покрытого, как известно, льдом.

На снимках Титана, полученных в период начиная с 1994 года космическим телескопом Хаббл и несколькими другими инструментами, видны протяженные участки относительно темной поверхности. Неясно, что это такое, но, скорее всего, это органические жидкости и отложения. Из анализа всех накопленных данных можно сделать вывод о том, что моря жидкой органической грязи не покрывают всю поверхность спутника целиком, и из-под них виднеется твердый водяной лед. Уточнить свои выводы ученые надеются в следующем году, когда начнется исследование Сатурна и Титана автоматической станцией "Кассини" (на ее борту имеется зонд "Гюйгенс"). В частности, с помощью новых данных, позволяющих оценить яркость темных и светлых участков поверхности планеты, можно будет точнее определить параметры съемки Титана камерой, установленной на "Кассини".

(по материалам SpaceFlightNow)

2. Солнце

Лучик надежды для теории Солнца

18 апреля 2003 г.

Исследование солнечных нейтрино, проведенное американскими учеными, позволило пролить свет на природу реакций термоядерного синтеза, протекающих на Солнце.

В общепринятой теоретической модели Солнца (так называемой "Стандартной модели") предполагается, что подавляющая часть энергии вырабатывается реакциями прямого синтеза водорода c образованием гелия, и только лишь 1,5% - реакциями так называемого цикла CNO, в котором в процессе реакции углерод циклически превращается сначала в азот и кислород, после чего реакция снова приводит к образованию углерода. Тем не менее, экспериментально подтвердить достоверность теоретической модели до сих пор не удавалось из-за крайней сложности детектирования солнечных нейтрино.

Со вводом в строй в последние несколько десятилетий целого ряда нейтринных детекторов ситуация изменилась. Детекторы нового поколения, однако, пока не в состоянии зафиксировать различие в энергии нейтрино, образующихся в каждом из двух типов реакций, и тем самым определить соотношение между ними. К тому же нейтрино по пути к Земле могут менять свою "форму", что еще больше усложняет задачу.

Группе Бокалла удалось путем критического анализа данных, полученных в разных лабораториях, оценить верхний порог относительной доли реакций цикла CNO.

Выяснилось, что доля солнечной энергии, вырабатываемой в термоядерных реакциях этого цикла, не превышает 7,3%. По мнению самих ученых, дальнейшая обработка результатов позволит снизить эту оценку до 5%. Однако, добавляют они, достоверное подтверждение теоретического значения, равного 1,5%, невозможно без ввода в действие нейтринных детекторов принципиально иной конструкции.

(по материалам журнала Nature)

3. Проект SETI

Поиску инопланетян могут помешать хакеры

8 апреля 2003 г.

Более 4 миллионов пользователей Интернет из самых разных стран мира участвуют в проекте SETI@home, цель которого - поиск сигналов инопланетных разумных существ в космическом радиоэфире. Для участия в этом проекте не нужно ничего знать ни об инопланетянах, ни о радиотелескопах, ни о тонкостях радиосигналов. Нужно только загрузить с сайта проекта SETI@home одноименную программу, которая работает как экранная заставка. Когда владелец компьютера не пользуется им, но и не выключает его из сети, эта программа подключается к серверу SETI@home, загружает очередную порцию информации с самого мощного в мире радиотелескопа Arecibo в Пуэрто-Рико и начинает ее обрабатывать, пытаясь найти признаки разумного происхождения радиосигналов из космоса.

Однако, как недавно выяснилось, проект поиска внеземных цивилизаций поставлен под угрозу провала. И не потому что инопланетяне не хотят выходить на связь, а потому, что в программе SETI@home, которая обрабатывает информацию, обнаружена дыра в системе защиты, которой могут воспользоваться хакеры.

Брешь в системе защиты ПО обнаружили специалисты по компьютерной безопасности из Нидерландов.

(по материалам The Register)

4. Космология

Черные дыры - это действительно дыры

2 апреля 2003 г.

Говоря о черных дырах, астрономы обычно употребляют термин "горизонт событий", который определяют как воображаемую сферу, окружающую объект под названием "черная дыра", из-за пределов которой до наблюдателя не может дойти никакого излучения.

Дон и Гирлински провели исследования целого ряда известных "горизонтов событий", чтобы определить разницу между объектами, которые считаются "черными дырами", и сколлапсировавшими объектами (нейтронными звездами). Любая материя, захваченная мощным гравитационным полем любого из этих объектов, начинает двигаться по спирали к их центру, достигая при этом скорости, равной половине скорости света, и преобразуя часть гравитационной энергии в рентгеновское излучение. То есть тут все происходит одинаково.

Разница состоит в том, что в случае "настоящей" черной дыры материя должна просто навсегда сгинуть в этой дыре, унеся туда оставшуюся у нее энергию, а в случае нейтронной звезды материя падает на ее поверхность, и при этом выделяется оставшаяся у этой материи энергия.

Дон и Гирлински в своих выводах опирались на данные, полученные космическим рентгеновским телескопом Rossi X-ray Timing Explorer за 6 лет наблюдений. И оказалось, что спектры рентгеновского излучения нейтронных звезд и черных дыр сильно отличаются, и отличаются они прежде всего наклоном огибающей спектра в коротковолновой и длинноволновых областях рентгеновского диапазона длин волн.

(по материалам SpaceRef)

Наблюдения астрономов подорвут теоретические основы физики?

9 апреля 2003 г.

Данные, полученные телескопом Хаббла, позволяют предположить, что пространство-время во Вселенной непрерывно, а не обладает "ячеистой" структурой. А без наличия такой структуры пространства-времени современные теории неизбежно приведут к выводу, что Вселенная в эпоху Большого Взрыва обладала бесконечно большой температурой и плотностью, что уж совсем трудно будет объяснить.

Две группы астрономов - одна из Алабамского университета в г. Хантсвилл, другая – из астрофизической обсерватории Арчетри (Италия) - исследовали изображения удаленных звезд и галактик. Изображения объектов оказались совершенно резкими. По мнению ученых, это противоречит гипотезе о квантовой природе пространства-времени в микромасштабах, поскольку в этом случае изображения удаленных объектов были бы нечеткими, "смазанными". Поставлены под сомнение две основополагающие теории современной физики - квантовая теория, описывающая поведение материи на микроуровне, и общая теория относительности Эйнштейна, которая описывает структуру пространства, времени и гравитации в макромасштабах.

Результаты работы поставили под сомнение существование двух физических величин – так называемой планковской длины и планковского времени.

Первое в истории точное предсказание взрыва сверхновой

21 апреля 2003 г.

Группе исследователей из европейского исследовательского центра CERN и Технионского технологического института (Израиль) удалось точно определить дату наблюдения вспышки сверхновой в различных диапазонах электромагнитного излучения. В последнее время гамма-вспышки все чаще связывают со взрывами сверхновых. Прогноз был сделан по результатам наблюдения сверхмощной вспышки гамма-излучения на расстоянии двух миллиардов световых лет от Земли.

Напомним, что мощная вспышка гамма-излучения произошла 29 марта. Проанализировав данные, собранные астрономами со всего мира, европейские и израильские исследователи предположили, что 8 апреля в том же регионе звездного неба можно будет визуально наблюдать вспышку сверхновой. Их прогноз полностью оправдался.

(по материалам Space News)