МАЙ 2003 ГОДА

1. ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.    Нештатная посадка «Союза»

Космонавты оправдываются
12 мая 2003 г.
 Находящимся на карантине в Звездном городке членам экипажа шестой ос­новной экспедиции на Международную космическую станцию пришлось во время встречи с журналистами оправдываться за "необычную" посадку корабля "Союз" в ми­нувшее воскресенье. Представлявший в экипаже Россию Николай Бударин поспешил опровергнуть версию о причастности космонавтов к тому, что корабль спускался по баллистической траектории и потому оказался в 500 километрах от расчетного места при­земления.
"Экипаж не давал команд, которые могли бы привести к баллистическому спуску аппарата", - заявил он. Это подтвердил и командир экспедиции Кеннет Бау­эрсокс, который даже получившуюся отнюдь не мягкой посадку назвал "удобной". Кроме того, американцы не поскупились на комплименты в адрес российского Центра подготовки кос­монавтов, отметив, что полученные перед полетом навыки им пригодились во время приземления и затянувшегося ожидания поисковых групп.

До публикации официальных выводов комиссии все версии в Росавиакосмосе считают несостоятельными и спекулятивными. Комиссия же, по словам генерального конструктора ракетно-космической корпорации "Энергия" Юрия Семенова, намерена изучить все версии, в том числе и о случайном нажатии не той кнопки. Итоги этого расследова­ния, считает г-н Семенов, могут быть опубликованы к июню.
Источник: Время Новостей

Экипаж "Союза" не нажимал на "не те кнопки"
12 мая 2003 г.
 По словам одного из ведущих специалистов РКК "Энергия", который попро­сил не называть его имени, предварительный анализ бортовых самописцев, установленных на борту корабля "Союз ТМА-1", показал, что во время посадки упомянутого корабля 4 мая этого года его экипаж не совершил никаких ошибочных действий, и в не очень мягкой посадке виноват, скорее всего, какой-то технический сбой.
Напомним, что посадка "Союза" произошла по баллистической траектории – самой крутой из трех штатных траекторий спуска, из-за чего "Союз" приземлился в 500 км от заданной точки, а экипаж испытал повышенные перегрузки. Ранее только два корабля "Союз" приземлялись по баллистической траектории. Было это довольно давно - в апреле 1979 и в мае 1980 года.
Сейчас корабль "Союз ТМА-1" находится в РКК "Энергия", где специалисты восстанавливают картину его спуска. Следует отметить, что этот корабль отличается от своего предшественника "Союза ТМ" усовершенствованными бортовым компью­тером и системой управления. Возможно, сбой произошел именно в них.
(по материалам Space.com)

2.    Последствия катастрофы «Колумбии»

Менеджеры NASA могли предотвратить гибель шаттла Columbia
15 мая 2003 г.
 В среду председатель комиссии по расследованию гибели шаттла Columbia Гарольд Геман заявил, что только недавно в ходе расследования поднят вопрос о том, могло ли NASA что-либо сделать для спасения команды.
Геман посетовал, что менеджеры и администраторы "пропустили сигналы", отказавшись рассмотреть снимки. "Мы попытаемся подробно рассмотреть этот вопрос в нашем докладе, но по бюрократическим и административным причинам сигналы были пропу­щены. То, что мы узнаем, нам не очень нравится," - сказал председатель комиссии.
Председатель комиссии склонен винить в бюрократических проволочках не конкретных лиц, а организацию работы в NASA.
Напомним, согласно основной версии следствия, причиной разрушения шаттла стало повреждение термоизоляционных панелей на левом крыле, в результате чего раскаленные атмосферные газы проникли внутрь конструкции и вызвали взрыв.

Корабли "Союз" требуют доработки
20 мая 2003 г.
 Долгое время полёты к МКС не обходились без шаттлов. Первый же случай, когда посадку пришлось производить при помощи пилотируемого корабля "Союз", напомнил, что многие его системы были разработаны ещё в советские времена и давно устарели.
"Системы управления и мягкой посадки требуют доработки, - заявил первый заместитель руководителя ракетно-космической корпорации "Энергия" Николай Зеленщи­ков. – В частности, прибор для мягкой посадки не менялся уже 25 лет". Шестая долговременная экспедиция на Международную космическую станцию поставила перед конст­рукторами космической техники вопросы о ее дальнейшем совершенствовании, считает Зеленщиков.
(РИА Новости)

Комиссия по расследованию катастрофы "шаттла" Columbia копает глубже и шире
22 мая 2003 г.

Комиссия по расследованию катастрофы "шаттла" Columbia должна предста­вить отчет о проделанной работе к концу июля. На прошлой неделе некоторые из членов этой комиссии во главе с ее председателем отставным адмиралом Гарольдом Геманом посе­тили ангар, где находятся обломки "шаттла", и лично осмотрели то, что осталось о ле­вого крыла, из-за повреждения которого, как предполагается, все и произошло.
 (по материалам CNN)

3.    Марсианская программа

Европа и Россия запустят аппарат для исследования Марса
13 мая 2003 г.
 В начале июня Европейское космическое агентство (ЕКА) при участии Рос­сии запустит исследовательскую станцию "Марс Экспресс" с британским спускаемым аппаратом "Бигль 2".
Задачами проекта "Бигль 2" станут поиски воды на Марсе, выяснение причин потери Марсом своих водных ресурсов и атмосферы, изучение внутреннего строения и геологической структуры планеты. Кроме этого, аппарат попытается найти следы су­ществовавшей и, возможно, существующей на Марсе жизни. В рамках проекта планиру­ется также составление очень подробной компьютерной карты поверхности Марса.
"Бигль 2" назван в честь исследовательского судна британского ученого Чарльза Дарвина. Он снабжен сверхпрочным буром и может проводить раскопки и ана лизировать состав найденных глубоко под поверхностью воды и минералов. Вся соб­ранная марсоходом информация будет передаваться на станцию, а оттуда непосредственно на Землю. "Бигль 2" способен выдерживать температуру до 100 градусов Цельсия и будет получать энергию от солнечных батарей и собственных эле­Ментов питания.
(РИА "Новости")

2. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ РАЗРАБОТКИ

1.    Планы НАСА

NASA рисует свои "новые рубежи"
14 мая 2003 г.
 Управление космических исследований агентства NASA представило список перспективных проектов для программы New Frontiers ("новые рубежи"). В этом предварительном списке фигурирует 4 исследовательских проекта по запуску беспилотных зондов. Вот эти проекты в порядке их приоритетов:
миссия по добыче и доставке на Землю образцов ядра кометы (Comet Surface Sample Return)
орбитальный аппарат с минизондами для исследований Юпитера с его поляр­ной орбиты (Jupiter Polar Orbiter with Probes)
зонд, который должен доставить образцы грунта с южного полюса Луны из впадины Aitken (Lunar South Pole Aitken Basin Sample Return mission)
исследовательский зонд Venus In Situ Explorer, который отправится к Ве­нере
По правилам NASA, на каждую экспедицию, снаряжаемую по программе New Frontiers, выделяется не более 650 млн дол. Первой миссией в рамках этой программы будет проект Pluto Kuiper Belt по отправке зонда для исследований Плутона и объектов астероидного пояса Койпера, запуск которого запланирован на январь 2006 г. Что же ка­сается вышеперечисленных зондов, то они, если и отправятся в космос, то не раньше 31 декабря 2009 г.
(по материалам Space.com)

2.    Китай

Китай в этом году запустит в космос не только человека, но и несколько спутников
19 мая 2003 г.

Китайская официальная печать поспешила дезавуировать появившиеся слухи о том, что эпидемия атипичной пневмонии затормозила работы по космической программе Китая. Нет, все идет по плану и на подготовку к полету космического корабля Shenzhou-5 никакие внешние факторы не повлияли.
Но кроме этого ко­рабля, Китай собирается запустить в этом году еще семь спутников. Среди них будет и второй китайско-бразильский спутник для дистанционного зондирования поверхности Земли Ziyuan-1B, навигационный спутник Beidou и спутники Double Star - совме­стный проект Китая с Европейским космическим агентством по исследованию взаимодейст­вия Солнца и Земли.
О сроках запуска Shenzhou-5 известно только то, что он состоится в конце 2003 г.
 (по материалам SpaceDaily)

3. НАУЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.    Солнечная система

На Нептуне началась весна?
16 мая 2003 г.
Наблюдения за Нептуном, которые в течение шести лет проводились с помо­щью космического телескопа Hubble, показали, что эта планета стала за эти годы заметно ярче. Причем самые заметные изменения произошли в юж­ном полушарии Юпитера: полосы облаков стали выделяться очень четко, они стали и шире и ярче.
По мнению ученых, это говорит о том, что на Нептуне происходят сезонные из­менения климата, подобные тем, что мы наблюдаем у себя на Земле.
Климат на Нептуне довольно суровый. Здесь бушуют мощные штормы и дуют ураганные ветры, скорость которых достигает иногда полутора тысяч километров в час. Но сезонные изменения на Нептуне были подтверждены только недавно, благодаря теле­скопу Hubble, хотя увеличение яркости Нептуна было замечено еще в 80-х годах.
Правда, астрономы не ожидали обнаружить на Нептуне сезонные изменения, потому что Солнце на этой планете по причине своей удаленности выглядит в 900 раз менее ярким, чем на Земле. Тем не менее, изменения освещенности даже от такого "сла­бого" источника света приводят к определенным изменениям в атмосфере Нептуна и, следова­тельно, к изменениям климата. Но на этот процесс оказывает еще влияние и внутрен­ний источник тепла Нептуна.
(по материалам SpaceRef)

2.    Звездная астрономия

Третья звезда от Солнца
22 мая 2003 г.

Астрофизики Центра космических полетов им. Годдарда и Лаборатории реак­тивного движения NASA открыли звезду, которая по последним данным является третьей по удаленности от Солнца. В каталоге они числится под наименованием "SO25300.5+165258". Она находится на расстоянии около 7,8 световых лет от Земли в направлении созвездия Овна.
Из известных звезд ближе нее к Солнцу находится только система Альфа-Центавра (которая на самом деле состоит из трех звезд), до которой немногим более четырех световых лет, и звезда Барнарда, свет которой идет к нам около шести лет.
По своим параметрам звезда SO25300.5+165258 относится к категории крас­ных карликов. Ее масса составляет всего лишь 7% от массы Солнца, а ее радиус в семь раз меньше, чем у Солнца. Это довольно тусклая звезда, поэтому, несмотря на ее близость, ее открыли только сейчас. Ее яркость в 300 тыс. раз меньше, чем у Солнца.
(по материалам NASA)