(июнь 2003)

1.      ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.    Последствия катастрофы «Колумбии»

Испытательных полетов "шаттлов", скорее всего, не будет
2 июня 2003 г.
 Председатель комиссии по расследованию катастрофы "шаттла" Columbia отставной адмирал Гарольд Геман (Harold Gehman) объявил о том, что его комиссия не собирается требовать от NASA проведения повторной сертификации систем "шаттлов" перед возобновлением их полетов. Не планирует Геман также настаивать на проведении испытательного полета или полетов.
Отчет комиссия по расследованию собирается представить в Конгресс США в конце июля.
Главной темой этого отчета будут проблемы с управлением в NASA. По мнению Гемана, менеджеры NASA после катастрофы "шаттла" Challenger, случившейся в 1986 г., не в полной мере смогли обеспечить безопасность полетов, чему способствует нездоровая обстановка в коллективе, когда критика состояния дел с безопасностью различных систем "шаттлов" раздается только извне, а не изнутри системы NASA.
 (по материалам Spaceflight Now)

В Техасе экспериментально подтвердили одну из гипотез гибели "Колумбии"
9 июня 2003 г.
 В пятницу в американском городе Сан-Антонио (San Antonio) сотрудники техасского исследовательского института Саус-Уэст (Southwest Research Institute) провели эксперимент, который, по их мнению, подтвердил гипотезу о том, что причиной катастрофы космического шаттла "Колумбия" было повреждение обшивки корабля обломком внешней изоляции ракеты-носителя, отколовшимся во время старта 16 января, сообщает Associated Press.
В ходе этого эксперимента панель крыла шаттла, взятая с другого американского космического челнока - "Дискавери", подверглась обстрелу фрагментом теплоизоляционной пены, весом до 700 граммов, который был выпущен со скоростью около 800 километров в час из специального устройства, используемого для испытаний самолетов.
После удара пены в обшивке крыла шаттла образовалась трещина длиной более 7,5 сантиметров. Исследователи утверждают, что в ходе эксперимента им достаточно точно удалось воссоздать условия старта "Колумбии".

Полеты "шаттлов" по новым правилам планируется возобновить к 18 декабря
16 июня 2003 г.
 Американское космическое агентство NASA собирается возобновить полеты "шаттлов" примерно 18 декабря, чтобы до февраля 2005 г. успеть провести 6 полетов к МКС и завершить строительство американского сегмента станции.
NASA также рассматривает сейчас возможность использования МКС в качестве средства спасения экипажа "шаттлов" в случае возникновения аварийных ситуаций на орбите.
(по материалам Space.com)

В "шаттлах" нашли еще одну потенциально опасную деталь
17 июня 2003 г.
 В ходе расследования причин катастрофы "шаттла" Columbia почти сразу было объявлено о возможном повреждении крыла "шаттла" куском теплоизолирующей пены, упавшего с топливного бака во время старта. Однако недавно комиссия по расследованию выявила еще одно потенциально опасное место в конструкции всех "шаттлов". Речь идет о больших пироболтах, которые крепят два твердотопливных ускорителя к центральному топливному баку в течение первых двух минут полета после старта. После того как топливо в ускорителях сгорает, последние должны отделится от топливного бака и упасть вниз. Отделение производится путем взрыва болтов, а их обломки, во избежание повреждения "шаттла", захватываются специальной улавливающей конструкцией.
Однако проведенные в ходе данного расследования испытания пироболтов показали, что улавливающая конструкция может выдержать несколько запусков, а потом она может отвалиться и причинить при этом гораздо больший ущерб "шаттлу", чем осколки пироболта или кусок теплоизолирующей пены, поскольку весит эта штука около 18 кг. Комиссии неизвестно, как себя вели уловители осколков пироболтов в последнем полете "шаттла"

2.    Новости МКС

Урезанный экипаж МКС проработал на станции уже 5 недель
2 июня 2003 г.
 На Международной космической станции сейчас работает седьмой долговременный экипаж, который из-за катастрофы "шаттла" Columbia оказался урезанным. В нем всего два человека: командир Юрий Маленченко и офицер МКС по науке от NASA Эдвард Лу.
На прошлой неделе Маленченко и Лу поменяли неисправную батарею в служебном модуле "Звезда" и провели подготовку к выходу в открытый космос. Правда, в программе этой экспедиции выходы на внешнюю поверхность МКС не предусмотрены.                    Кроме того, в пятницу по команде с российского наземного ЦУПа на 7 минут были включены двигатели грузового корабля "Прогресс-10", пристыкованного сейчас к станции. Таким образом орбита МКС была поднята на 1,8 км.
 (по материалам SpaceRef)

К МКС пристыкуют третий российский корабль
3 июня 2003 г.
 В течение полугода в составе Международной космической станции (МКС) впервые будут находиться сразу три российских корабля - корабль-спасатель "Союз" и два грузовых "Прогресса", передает агентство "Интерфакс". "Союз" и один из "Прогрессов" уже пристыкованы к станции, второй грузовик стартует к МКС 8 июня.
Как сообщили в Центре управления полетами (ЦУП), принято решение не отстыковывать первый грузовик от МКС, поскольку с помощью двигателей двух "Прогрессов" проще управлять станцией. Кроме того, по словам представителя ЦУПа, в этом случае можно будет более рационально расходовать топливо при маневрах по коррекции орбиты МКС.
Напомним, в связи с катастрофой американского шаттла Culumbia и приостановкой полетов космических челноков российская сторона вынуждена выполнять все операции по поддержанию работоспособности МКС.

3.    У МКС исчерпан ресурс?

От МКС отвалился кусок?
18 июня 2003 г.
 На прошлой неделе астронавт Эд Лу (Ed Lu), который находится сейчас на МКС вместе с российским космонавтом Юрием Маленченко, сфотографировал из окна американского лабораторного модуля Destiny небольшой объект, проплывающий за бортом. Теперь NASA пытается определить, что это за штука и откуда она взялась. Возможно, это фрагмент какой-то конструкции самой станции.
Как сообщается, объект представляет собой прямоугольный по форме кусок металла длиной около 5 см.

4.    Политика

Россия арендует Байконур на 50 лет
18 июня 2003 г.
 Россия и Казахстан в конце 2003г. - начале 2004г. подпишут соглашение о пролонгации аренды космодрома Байконур на 50 лет, сообщил журналистам глава Российского авиационно-космического агентства (РАКА) Юрий Коптев. По его словам, ранее планировалось, что соглашение будет продлено на 25 лет.
"Мы не собираемся уходить с Байконура, - заявил Юрий Коптев. - Несмотря на то, что с космодрома Куру мы можем запускать ракеты с полезной нагрузкой порядка 4 тонн, в то время как с Байконура порядка 1,4 тонн, есть много коммерческих проектов запусков с казахского космодрома".
 (по материалам РБК)
Источник: CNews.ru

5.    Россия исследует Солнечную систему

Участие российских ученых в проекте Mars Express
6 июня 2003 г.
2 июня с космодрома Байконур в Казахстане стартовал космический аппарат Mars Express. Для его запуска использовался российский ракетоноситель в комплексе с разгонным блоком "Фрегат". Это произведенное в МПО им. Лавочкина устройство представляет собой четвертую ступень ракетоносителя.
"Фрегат" нужен, для того чтобы вывести аппарат с околоземной орбиты на высокую (геостационарную или межпланетную) орбиту, и представляет собой красивую конструкцию из шести сферических баков. В момент старта разгонный блок был расположен на третьей ступени ракетоносителя, а на ней находился Mars Express. В комбинации с "Союзом" "Фрегат" позволяет запускать к Марсу космические аппараты массой свыше тонны.
Начальный вес Mars Express - около 1200 килограммов.
Как сообщил заместитель директора Института космических исследований (ИКИ) Олег Кораблев, российские ученые приняли активное участие в создании приборов, размещенных на межпланетной станции.
Среди них - картирующий спектрометр "Омега" для ведения ареографических и ареологических наблюдений. С его помощью исследователи надеются в разных диапазонах проводить спектральные исследования минерального состава поверхности Марса.
Еще один прибор, созданный при участии российских исследователей - планетарный спектрометр Фурье. Он изучает спектр, и, прежде всего, тепловое излучение поверхности и атмосферы Марса.
Группой Олега Кораблева полностью создан и универсальный спектрометр SPICAM, предназначенный для атмосферных исследований. В числе других задач прибор позволяет исследовать верхние слои атмосферы Марса (150 километров и выше) в ультрафиолетовом диапазоне спектра. Он также позволит исследовать разные марсианские атмосферные явления, вроде полярных сияний.
Кроме того, в ИКИ создан так называемый инфракрасный канал SPICAM - небольшой прибор весом всего в 700-800 граммов. Он позволит измерять уровень содержания водяных паров в атмосфере Марса. Любопытно, что воду в марсианском грунте впервые удалось обнаружить с помощью российских приборов. Российский прибор HEND, который и сейчас работает на Mars Odyssey, помог определить, что в на глубине до 2-3 метров в полярных районах Марса, а также в двух местах на экваторе содержание воды в почве достигает 35 процентов

Европейский зонд полетит к Венере на российской ракете "Союз"
19 июня 2003 г.
Совсем недавно, 2 июня, к Марсу отправился европейский исследовательский зонд Mars Express. В космос его вывела российская ракета "Союз". Запуск прошел успешно, и на днях Европейское космическое агентство и европейско-российская компания Starsem подтвердили свое соглашение об использовании ракеты "Союз" для запуска нового межпланетного корабля Venus Express, который отправится к Венере.
Запуск Venus Express запланирован на ноябрь 2005 г.
(по материалам SpaceRef)

К Меркурию полетит российский "Союз"
24 июня 2003 г.
 Японские и европейские ученые разработали проект отправки трех исследовательских аппаратов к поверхности Меркурия. Как сообщается, вывод зондов в космос по плану должен состояться в 2011 на российских кораблях "Союз" в два этапа.
В результате миссии специалисты надеются получить подробные данные о химическом составе, магнитном поле, наличии или отсутствии сейсмической активности и прочих особенностях ближайшей к Солнцу планеты. Ожидается, что аппараты достигнут цели в 2014 году, и будут вести наблюдения до 2015 г.
До последнего времени путешествие к Меркурию предпринималось только один раз – в 1974-75 гг американский космический аппарат "Маринер-10" трижды приближался к безжизненной планете, сделав несколько снимков и определил наличие магнитного поля. В будущем году США готовят вторую экспедицию. Зона исследований аппарата "Мессенджер" ограничится северной частью Меркурия.
(по материалам ИТАР-ТАСС)

2.      ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ РАЗРАБОТКИ

1.       Марс

Космическая станция Mars Express покинула околоземную орбиту и летит к Марсу
3 июня 2003 г.
 Европейская исследовательская станция Mars Express, выведенная в околоземное пространство при помощи российской ракеты-носителя "Союз-У-ФГ", покинула околоземную орбиту и легла на курс к Марсу.
Как сообщил ИТАР-ТАСС руководитель российской части проекта Василий Мороз, выведенная на низкую орбиту двухтонная станция после завершения ориентации легла на траекторию полета к Марсу и набирает скорость при помощи также сделанного в России разгонного блока "Фрегат".
Основной задачей экспедиции является поиск следов или условий возникновения жизни на этой планете.
Когда космическая станция выйдет на орбиту Марса, на поверхность Северного полушария планеты опустится 65-килограммовый межпланетный аппарат Beagle 2. Он оборудован сверхпрочным буром и приборами для получения проб и анализа грунта и воды.

К Марсу летит и японский зонд Nozomi
6 июня 2003 г.
Он был запущен к Марсу почти 5 лет назад в июле 1998 г., но до Марса пока не добрался из-за разных технических проблем.
В декабре прошлого года Nozomi успешно произвел маневр в гравитационном поле, и еще один аналогичный маневр ему предстоит совершить 19 июня этого года. И если все пройдет нормально, то в декабре-январе Nozomi сможет выйти на околомарсианскую орбиту.
На орбите Марса Nozomi должен будет заняться исследованиями верхних слоев атмосферы этой планеты и ее взаимодействием с солнечным ветром. Кроме того, в научной программе Nozomi значатся исследования магнитного поля Марса, фотографирование поверхности этой планеты и ее двух спутников Фобоса и Деймоса.
(по материалам Spaceflight Now)

На Марсе оказалось все не так
9 июня 2003 г.
 Американский зонд Mars Odyssey работает на орбите Марса уже почти полтора года. В числе многочисленных приборов на его борту установлена инфракрасная система формирования изображения Thermal Emission Imaging System (THEMIS), с помощью которой составляется геологическая карта Марса.
По заявлению специалистов, анализ данных, полученных этой системой в течение года, показал, что геология этой планеты оказалась совсем не такой, какой ее себе представляли раньше. Как сказал ведущий специалист по системе THEMIS профессор геологии университета штата Аризона Филип Кристенсен (Philip Christensen), новые данные дадут ученым пищу для раздумий на ближайшие 20 лет.

Место на Марсе, куда сядет зонд Beagle 2
18 июня 2003 г.
 В декабре этого года спускаемый аппарат Beagle 2, который сейчас летит на борту европейского зонда Mars Express, должен совершить посадку на поверхность Марса на территории равнины Isidis Plaintia. Ученые надеются, что здесь он сможет найти следы воды, а если очень повезет, то и признаки жизни, которая была когда-то или даже сейчас есть на Марсе.

2.       Орбитальные телескопы

Телескоп WASP найдет тысячу новых планет
3 июня 2003 г.
В Ла-Пальме на Канарских островах на телескопе WASP (wide-angle search for planets), который принадлежит международному консорциуму университетов и астрономических организаций, начался монтаж первой из трех новых камер, с помощью которых будет идти поиск новых планет за пределами нашей солнечной системы.
К настоящему моменту астрономы разных стран мира обнаружили у относительно недалеких звезд около сотни планет. Но с новым оборудованием на телескопе WASP планируется найти более тысячи планет, которые по размерам сравнимы с Юпитером. Например, около звезды HD 23079 есть планета, которая втрое тяжелее Юпитера. Она вращается вокруг своей звезды по почти круговой орбите радиусом примерно равным расстоянию между Солнцем и Марсом. Один виток вокруг звезды она делает за 628 земных дней.
Три новых камеры телескопа WASP будут каждую минуту измерять с высокой точностью яркость примерно миллиона звезд. На возможное существование планет у какой-либо звезды будет указывать периодическое изменение ее яркости. Такие звезды будут исследоваться более подробно. Как сообщается, чувствительность новых камер будет так высока, что они смогут зафиксировать даже пролет вблизи звезд астероидов.
Причем каждая из камер будет работать под управлением "робота", а вмешательство человека будет сведено к минимуму.
 (по материалам SpaceDaily)

3.       Китай

Китайцы полетят в свой первый космический полет вдвоем
18 июня 2003 г.
 На авиасалоне в Ле-Бурже руководитель космического подразделения китайской компании China Great Wall Industry Лиу Янгуанг в интервью информационному  агентству France Press рассказал о ближайших космических планах Китая.
Китай отправит в космос свой первый пилотируемый корабль в этом году до исхода декабря. На вопрос о том, не будет ли этот полет приурочен к 1 октября, очередной годовщине образования КНР, было сказано, что, скорее всего, запуск состоится позднее.
Экипаж корабля будет состоять, скорее всего, из двух человек.
Лиу также заявил, что китайский космический корабль Shenzhou не является копией советского корабля "Союз", как это утверждают западные СМИ. Напротив, по его словам, Shenzhou полностью разработан в Китае, а российское участие в этом проекте было ограничено помощью в подготовке китайских космонавтов.
Напомним, что и Советский Союз и США в первый пилотируемый полет отправляли Только одного человека. Так что Китай, если он отправит сразу двоих или даже троих, будет хотя бы этим отличаться от первых двух космических держав.
 (по материалам Space.wire)

Китай планирует ускорить реализацию программы исследований других планет
21 июня 2003 г.
 Китайское космическое ведомство планирует ускорить темпы реализации своей амбициозной программы исследований околоземного пространства и Солнечной системы. В частности, КНР намеревается активизировать работы над программой исследования Марса.
Впрочем, точного плана исследований Красной планеты у Китая пока нет. Первым делом в КНР планируется приступить к исследованиям Луны, а полученный в результате опыт использовать в марсианской программе.
Согласно заявлениям китайских официальных лиц, первая китайская межпланетная станция для исследований Луны будет создана в течение ближайших 30 месяцев.
 (по материалам France-Presse)

3.

НАУЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1. Солнечная система

У Юпитера нашли еще один спутник, теперь их 61
5 июня 2003 г.
 Юпитер оказался очень богат на спутники. Только в этом году их обнаружили уже в Общей сложности 21 штуку, так что теперь у Юпитера имеется 61 официально подтвержденный спутник. Открыли его астрономы из Канады, которые работали на 3,6-метровом Канадско-Французско-Гавайском телескопе на горе Мауна-Ки на Гавайях.
Все найденные в этом году спутники Юпитера имеют в поперечнике от 1 до 5 км. 19 из них движутся по ретроградным орбитам, то есть в сторону, противоположную осевому вращению Юпитера, что явно говорит о том, что спутники эти когда-то были астероидами, а потом оказались захваченными гравитационным полем Юпитера. (по материалам Spaceflight Now)

Ученые из России и США нашли залежи льда на северном полюсе Марса
30 июня 2003 г.
 Группе российских и американских ученых удалось обнаружить на северном полюсе Марса слой вечной мерзлоты, который примерно на 75 процентов состоит изо льда. Такие Результаты были получены на основе анализа данных, полученных с американских зондов Mars Odyssey и Mars Global Surveyor, которые находятся на орбите Красной планеты, сообщает сайт BBC News.
 По словам ученых, вечная мерзлота находится на глубине не более 30 сантиметров, непосредственно под тонким слоем сухой почвы. Найденные объемы льда примерно на треть превышают запасы, обнаруженные Mars Odyssey в прошлом году на южном полюсе Марса.

2. Звездная астрономия

Создана трехмерная карта окрестностей Солнца
5 июня 2003 г.
 Новая трехмерная карта окрестностей Солнечной системы отображает область Галактики размером порядка 1000 световых лет. Судя по ней, Солнечная система находится в центральной части большой "дыры" в Галактической плоскости, оставленной, по всей видимости, звездой, взорвавшейся один - два миллиона лет назад. Карта создана астрономами из Калифорнийского университета в Беркли и их французскими коллегами.
Карта меняет устоявшиеся представления об окрестностях Солнца. По ним, наша система располагается как раз в середине огромного облака горячего газа - нагретого до миллиона градусов водорода, плотность которого в 100-1000 раз меньше, чем средняя плотность межзвездного газа в Солнечной системе. Газовый "пузырь" окружен "стеной" из более плотного холодного газа.
(по материалам Space Daily)
Источник: CNews.ru

Загадка 11-летнего цикла солнечной активности разгадана?
24 июня 2003 г.
 На конференции подразделения физики Солнца Американского астрономического общества, которая состоялась на прошлой неделе, был представлен доклад об исследованиях циклической активности нашего светила. Эти же результаты были опубликованы в Астрофизическом журнале (Astrophysical Journal) в номере от 20 мая.
По мнению авторов статьи и доклада, им удалось найти доказательство того, что 11-летний цикл солнечной активности отчасти определяется гигантскими циркулирующими токами внутри Солнца. Центральное положение поясов, в которых располагаются эти пятна, медленно смещается в сторону экватора в течение тех самых 11 лет.
Раньше считалось, что смещение является неким волновым процессом, определяемым магнитным полем Солнца. Однако новые данные подтверждают, что смещение поясов с солнечными пятнами производится гигантской циркуляционной системой, в которой сжатые газы, располагающиеся на глубине 200 тыс. км под поверхностью Солнца, движутся от полюсов к экватору со скоростью около 5 км/час. Затем эти газы вблизи экватора поднимаются на поверхность, соответственно расширяются, и движутся обратно к полюсам в приповерхностных слоях Солнца с более высокой скоростью - 32-64 км/час.
Правда, механизм работы этих внутренних солнечных часов, пока все равно неясен.
(по материалам SpaceDaily)

3. Космология

Тайна рождения Вселенной разгадана
18 июня 2003 г.
 Международная группа ученых впервые получила экспериментальное подтверждение теории Большого взрыва. Как сообщается, группе физиков из Японии, США и ряда других стран удалось в ходе опытов со столкновением частиц в Национальной лаборатории "Брук Хэвн" воссоздать первые мгновения зарождения Вселенной.
Согласно теории, в течение нескольких микросекунд после Большого взрыва произошел мощный скачок температуры, при которой материя существовала в виде плазмы - хаотичного движения фундаментальных частиц. Эти частицы называются кварками и считаются базовыми "кирпичиками" мироздания, а также глюонами - нейтральными частицами, которые сцепляют кварки между собой. После падения температуры глюоны соединили кварки в протоны и нейтроны, те образовали ядра, затем возникли атомы.
Во время экспериментов в США специалисты смогли воссоздать плазму материи, предположительно образовавшуюся после взрыва. В частности, они сталкивали ядра атомов золота на скорости, близкой к скорости света. В итоге температура в зоне эксперимента повысилась до двух триллионов градусов, что в 300 млн раз превышает температуру поверхности Солнца. Было отмечено также и исчезновение одного из сталкиваемых потоков ядер. Как считают ученые, ядра распались на невидимые кварки, существовавшие доли секунды. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС.
Источник: Internet.Ru

Две трети Вселенной - "черная энергия"
19 июня 2003 г.

Новые и сенсационные данные получены с научного спутника WMAP, согласно которым наша Вселенная в своем большинстве состоит из таинственной энергии, чья природа пока еще не поддается пониманию современной наукой.
Запущенный НАСА в июне 2001 года спутник, улавливающий в космосе реликтовое рентгеновское излучение, сейчас позволил уточнить ряд ключевых космологических данных, передает ИТАР-ТАСС.
Так оказалось, что известные нам виды материи, начиная от атомов и кончая планетами и звездами, составляют лишь 4% Вселенной. В основном она наполнена непонятной по своей природе "черной энергией" - 73% состава Вселенной. Ряд ученых считают, что этот вид энергии является силой, противоположной гравитации и способствует расширению Вселенной. При этом человеческий глаз может видеть только 1% материального мира Вселенной.

----