Второе письмо Калашникова Медведеву: РАН одобрила создание профструктур
Напомним предысторию. В начале сентября президент РФ Д.Медведев разродился статьёй под названием «Вперёд Россия». Сразу же после её выхода все придворные политологи, телевизионные комментаторы и активисты буржуазных партий и организаций превозносили эту статью как высшую вершину государственной мудрости, хотя всем было понятно, что эту статью ожидает такая же судьба, как и все предыдущие президентские послания (о которых уже через пару недель никто не вспоминает). Здесь, однако, получилось не так: статья Медведева вошла в историю благодаря отклику на неё публициста Владимира Кучеренко (более известного как Максим Калашников). В своём письме Калашников потребовал от президента отвечать за свои слова и сделать реальные шаги по обещанному пути модернизации. В качестве реальных шагов были предложены два проекта: создание Агентства перспективного развития (АПР) по типу американской ДАРПА, цель которого — осуществлять сбор данных о перспективных инновационных разработках; и создание «футурополиса», в котором эти разработки должны внедряться с целью их дальнейшего повсеместного внедрения. То есть фактически это и был тот самый план создания «профструктур» (в данном случае под названием АПР), который мы неоднократно предлагали создать.
Инициатива Калашникова могла бы повиснуть в воздухе, как и все прочие наши предложения, но тут случилось чудо — президент обратил внимание на письмо Калашникова и поручил чиновникам «проработать». Тем пришлось воспринять это указание как руководство к действию. 7 октября состоялась встреча Калашникова с вице-премьером С.Собяниным, который заявил, что предложения передаются на экспертизу в Академию наук. Многие расценили это как синоним посылания на 3 буквы, но — удивительное дело — и Академия наук не сочла возможным ослушаться президента и на 20 января 2010 года была назначена встреча группы руководящих деятелей РАН с группой инноваторов во главе с Калашниковым. Несмотря на опасения, итог встречи оказался удачным. По итогам этой кампании Калашников написал второе письмо президенту РФ, которое мы и предлагаем вашему вниманию вместе с комментариями сторонника Калашникова Игоря Бощенко и некоторыми нашими комментариями.
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ДМИТРИЮ МЕДВЕДЕВУ: ПО ПОВОДУ АПР И ФУТУРОПОЛИСА
Максим КАЛАШНИКОВ
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ДМИТРИЮ МЕДВЕДЕВУ: ПО ПОВОДУ АПР И ФУТУРОПОЛИСА
Дмитрий Анатольевич!
Сообщаю о ходе исполнения вашего поручения по изучению предложений нашей инициативной группы. 20 января РАН рассмотрела их по поручению аппарата правительства. Первая идея о создании АПР – Агентства передовых разработок – поддержана Академией наук полностью. Так что теперь ход – за вами.
Мы готовы представить предложения по группе разработчиков структуры и принципов деятельности АПР. У нас есть кандидатура возможного главы Агентства – инноватора-практика, заслуженного изобретателя СССР и РФ, обладающего большим опытом административной работы и государственной службы в правительстве РФ. Есть и кандидатуры в общественный совет при АПР.
(комментарий редакции сайта: проект создания АПР во многом пересекается с нашими планами создания т. н. «профструктур». Поэтому также предлагаем свои услуги по реализации этого проекта. С предложениями о работе в АПР (равно как и в описываемом ниже «общественном проекте инноваций» обращаться по адресу электронной почты spm111@yandex.ru)
***
Относительно нашей второй идеи (строительства пилотного проекта города будущего – футурополиса, сгустка всевозможных инноваций) должен отметить, что тут вышло некоторое недоразумение.
Увы, РАН не поняла главного: футурополис – инновация сам по себе, и целесообразность его строительства в пилотном варианте нужно обсуждать в принципе, а не в деталях.
Футурополис – не просто место, где производятся инновации (модернизированный технополис или наукоград), он сам по себе – инновация. В нем сосредоточены всевозможные инновации как технического, так и социального характера. Здесь – инновационные методы строительства, инновационная урбанизация (усадебная, по дому на семью), передовые системы ЖКХ и энергетики, передовая система муниципального самоуправления. По сути дела. Футурополис (город будущего) – модель будущей России с антикоррупционным, гражданским обществом. Модель новой урбанизации страны, полигон для развития технологий строительства массового жилья и автономной энергетики. Он – прообраз решения жилищных проблем военнослужащих (чем не модель военных городков?) и молодых ученых. И он же – модель второй жизни для умирающих моногородов, равно как и модель обеспечения продовольственной безопасности РФ, и полигон новой демографической политики, и обкатка новой миграционной политики, и опытная площадка новой политики поддержки малого/среднего бизнеса. Здесь же можно отработать самые прорывные разработки в области образования и здравоохранения. И здесь же отрабатываются реальные механизмы частно-государственного партнерства.
Футурополис нельзя сводить только к аналогу Кремниевой долины среди родных берез, ибо все граждане РФ не могут быть только учеными, инженерами, юристами и венчурными предпринимателями.
Сердцевиной такого полнофункционального полиса может быть развитый технопарк и передовые производства, но вокруг них должны строиться обычные жилые районы усадебной застройки, где будут существовать и иные предприятия. То есть, предприятия общественного сектора, а также сферы услуг и иные предприятия: агропромышленные, биотехнологические (для полной переработки сельхозсырья), производства бесцементных передовых стройматериалов, иные частные предприятия, созданные самими жителями.
Мы привели несколько примеров тех проектов футурополисов, что разрабатываются несколькими независимыми друг от друга инициативными командами. Мы считаем, что по принятии принципиального решения о развертывании пилотного проекта «града будущего» нужно создать его интегральный проект, включающий в себя лучшие находки всех групп. Ибо это – проект огромного социально-экономического значения, создание, по сути, будущего страны. Будущего для всех – а не только для инноваторов. Строительство «пилота» футурополиса – не банальный бизнес-проект, это –прежде всего социальный проект, забота государства.
Именно при государственном участии осуществляются пилотные проекты зарубежных футурополисов, будь то Сонгдо в Южной Корее или Стенлезе Юг в Дании (всего же – уже десятки примеров).
Считаем необходимым продолжить изучение вопроса в принципе!
Считаем, что нужно строить не просто отечественный вариант Кремниевой долины ( о чем вы сказали в послании-2009), а именно полноценный футурополис. С пресловутой Долиной – в центре его.
Ибо, по нашим данным, независимая от нас группа
вскоре начнет осуществление именно такого проекта
(«Время-Вперед-Центр») в Москве, на территории ВДНХ-ВВЦ.
(
***
Но мы с неприятным удивлением прочли ваше поручение о создании комиссии по созданию «территориально обособленного комплекса для развития исследований и разработок и коммерциализации их результатов» в Подмосковье. (http://pravo.fso.gov.ru/per_uopi/per_uopi/acts/1049_75.html). Видимо, это и должен быть отечественный аналог Кремниевой долины.
Что же мы видим?
Некоторые свои идеи – но в своеобразном переложении (территориальная обособленность).
В составе группы по разработке – всего один человек (академик Алдошин), коего можно отнести к инноваторам-практикам (он действительно многого добился в Черноголовке). А вот остальные – все те же чиновники. «Непотопляемый» Чубайс и несколько иностранцев.
Заявляем со всей ответственностью: мы не уверены в том, что группа в таком составе сможет создать именно футурополис, а не очередной вариант технополиса. (Коих в РФ полно, но они в большинстве своем не работают). То есть, хорошая идея может быть банально опошлена. В том числе – и в силу отсутствия у чиновников всякого опыта инновационной деятельности. Ибо нам могут сказать: «Да это и есть город будущего!»
Мы не уверены в том, что в проекте будут соединены инновации научно-технические и социальные. А без такого скрещения проект теряет смысл.
Мы не уверены в том, что строительство Кремниевой долины «а ля рюс» будет полностью прозрачным, гласным и конкурсным. Мы считаем, что тут все сделано келейно – а необходима опора на широкую инициативу умной общественности.
Мы опасаемся того, что коли на первых ролях здесь – Чубайс, все не кончится грандиозным провалом и оглушительным скандалом. Как кончились в свое время чековая приватизация, залоговые аукционы, затея со списанием долгов стран третьего мира Российской Федерации, афера с «пирамидой» ГКО, сомнительное дело с погашением долга РФ Чехии, а также – «реформа» РАО «ЕЭС», каковая уже дает горчайшие плоды. Да и деятельность Чубайса на посту главы госкорпорации «Роснано» как-то не вселяет оптимизма.
А что такое провал и скандал в строительстве подмосковной Кремниевой долины-2. Повод вашим недоброжелателям в 2012 году сказать: «Вот видите – Медведев со своей модернизацией страны обанкротился». Нужно ли вам это, Дмитрий Анатольевич – в преддверии президентских выборов?
***
Поэтому, обращаясь к вашему здравомыслию, делаем вам еще одно предложение: не зацикливаться на одном Чубайсе и иже с ним, а поддержать и общественный проект инноваций. Проект футурополиса.
Суть вкратце: запускается параллельный проект, который реализуется под полным общественным контролем. Создаётся публичная Интернет-площадка, на которой в открытом доступе представляется исчерпывающая информация о том, что и как реализует «группа Калашникова». Здесь четко указывается, кому, сколько и за что заплатили, организуются открытые конкурсы, где всё абсолютно прозрачно и публично. Устанавливается полный и строжайший отчёт за каждый потраченный рубль перед каждым налогоплательщиком, при этом – с подсистемой обсуждения и общественной оценкой действий.
Вот что мы предлагаем на сегодня.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ И.БОЩЕНКО: ПУБЛИЧНАЯ ОФЕРТА ДЛЯ ПРЕЗИДЕНТА
Президенту Медведеву предлагается: не зацикливаться на одном Чубайсе и иже с ним, а поддержать и общественный проект инноваций.
Кратко суть проекта заключается в том, что запускается параллельный проект, который реализуется под полным общественным контролем. Создаётся публичная интернет-площадка, на которой в открытом доступе представляется исчерпывающая информация о том, что и как реализует "группа Калашникова", кому, сколько и за что заплатили, организуются открытые конкурсы, где всё абсолютно прозрачно и публично. Полный и строжайший отчёт за каждый потраченный рубль перед каждым налогоплатильщиком, при этом с подсистемой обсуждения и общественной оценкой действий.
Что делать? или ОФЕРТА для Президента
Итак, день сегодня прошел в большом числе встреч
и обсуждений сложившейся ситуации, вокруг "великого инноватора"
Чубайса и распоряжения президента № 889-пр.
Удалось заглянуть в ряд весьма любопытных бумаг,
о некоторых я расскажу впоследствии подробно, возможно со сканами.
Что главное, главное то, что разводка Медведева имеет место быть и
главная её фабула заключается в том, чтобы "прокатить" ДАМа
на инновациях, так, чтобы в марте 2012-го года у него был бледный
вид, когда он сядет с ВВП договариваться о следующем сроке.
Скажу сразу, мне претит сама мысль как о "договорённости", т.к. вообще-то договариваться надо с народом, кроме того, я считаю, что Путин уже достаточно продемонстрировал уровень своей некомпетентности в вопросах построения правового и демократического государства. Да, у Медведева очень много ошибок и волевых качеств недостаточно, но по крайней мере хоть какой-то диалог с социумом, пусть и эпизодический, но происходит. Возможно из-за того, что Медведев, в отличие от Путина, умеет и любит пользоваться Интернетом, а это хоть какой-то контур обратной связи.
Что же делать в ситуации, когда стало очевидно, что Медведева пытаются загнать в режим "хромой утки" уже сейчас? Варианта два, первый - устраниться и начать изучать предложения зарубежных товарищей, т.к. в случае нового прихода Путина, ничего хорошего здесь уже не будет. Вариант второй - попытаться побороться за Президента, и даже не столько за Медведева, но за тот курс, который он, по крайней мере, объявил.
? Мне совершенно понятно, да и большинству
нормальных людей тоже, что Чубайс это не тот человек, которому можно
поручить, что-то созидать. Чубайс - это терминатор-деструктор. Но
Президенту надо будет предъявить, что из его начинаний что-то
произросло, но проблема в том, что никто из инноваторов "под
Чубайса" не пойдёт, опыт его взаимодействия с инноваторами ещё
по "Роснано" хорошо знаком. Когда разработки попросту
уходили за рубеж, даже неприкрытое наличие западных персон в рабочей
группе сформированной Сурковым, более чем красноречиво.
Поэтому вырисовывается только единственная
возможность: запускать альтернативный Сурково-Чубайсовскому проекту,
общественный проект, развития отечественных инноваций, с теми людьми,
которым поверят и за которыми пойдут. Можно много критиковать Максима
Калашникова, за его горячность, порой несдержанность, это всё
совершенно правильно и тут спорить не с чем, но вот в чём он
безупречен, так это в его искренности, последовательности и
неутомимой энергии. То, что высказываемые им мысли имеют широкий
общественный резонанс говорит о том, что в социуме есть потребность в
публичном выражении и реализации идей инновации и Развития. Даже
такие, весьма нерепрезентативные интернет голосовалки, показывают,
что он далеко не одинок и имеет реальную социальную базу в интернет
среде, а это самые продвинутые граждане
страны.
Фактически Президенту Медведеву предлагается, не зацикливаться на одном Чубайсе и иже с ним, а поддержать и общественный проект инноваций.
Кратко суть проекта заключается в том, что запускается параллельный проект, который реализуется под полным общественным контролем. Создаётся публичная интернет площадка, на которой в открытом доступе представляется исчерпывающая информация о том, что и как реализует "группа Калашникова", кому, сколько и за что заплатили, организуются открытые конкурсы, где всё абсолютно прозрачно и публично. Полный и строжайший отчёт за каждый потраченный рубль перед каждым налогоплатильщиком, при этом с подсистемой обсуждения и общественной оценкой действий.
Если кто-то подозревает Максима Калашникова и тех, кто с ним продвигает проекты, в намерении присосаться и попилить бюджетные деньги, то он может непосредственно наблюдать за процессом и если обнаружит злоупотребления, прямо на это указать. Я сильно сомневаюсь, что Чубайс и Ко пойдут на такие же условия своей деятельности, обосновав это "секретностью", хотя какая секретность, коль вы привлекаете граждан иностранных государств на высокие посты в проекте. Секретность и непрозрачность нужны там, где воруют.
Это предложение можно рассматривать как публичную оферту Президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву.