Павел Гусляр
Инновационный прорыв
России. Часть IV. Что делать?
Общество
не любит лишний раз напрягаться. Им движет кнут и пряник.
О
кнуте мы уже писали. Его почти нет. Холодная война закончилась, а экологическая
катастрофа еще не началась. Межвременье…
А
пряник? Это сверхприбыль, которую обычно и дает инноватика.
Не 3…5%, а до 1000% (!) - реальная прибыль при правильно организованном
инновационном процессе. Можно ли ее получать сегодня в России?
В
начале 2000-х годов наша фирма вышла со своим инновационным продуктом на
мировой рынок. Продукт позволял снизить в разы затраты, поднять в разы
производительность и повысить качество. Бомба! За 10 лет мы побывали со
стендами на более чем 10 мировых выставках – от Сиднея до Нью-Йорка. И везде
наш продукт вызвал ажиотажный интерес. К скромному российскому стенду подходили
часто президенты мировых компаний, и сами (!) покупали образцы. Их можно было
понять – мы привезли нечто настолько новое в этой области, что подобного шага
не было последние лет 30. Поэтому эйфория у нас в первые годы была
необыкновенная. Мы превосходили по многим показателям лучшие зарубежные аналоги
в разы, начали поставки в Германию и Швейцарию. И нам казалось, что вот еще
немного, и мы завоюем нашим качеством и скромной ценой весь мир.
Но постепенно
стало выясняться, что первые закупки были от конкурентов. Они покупали наши
образцы не для того, чтобы отказаться от своих технологий, а лишь для того,
чтобы понять, где они отстали, и принять меры. Надо сказать, что сами того не
ожидая, мы стимулировали где-то очень заметное улучшение качества на мировом
рынке. Но производители не собирались покупать наш продукт. У них простаивали
собственные цеха…
Мы это
поняли не сразу и лишь через несколько лет стали искать контакты уже с
перекупщиками. И сначала дело пошло. Начались переговоры с американцами,
немцами, испанцами… Пошли первые пробные закупки.
Перекупщику все равно, чью продукцию продавать. Ему важен не товар, а важна
цена и удобство. Производства у него нет, и он может покупать в Германии, России,
Бельгии… где угодно. И поэтому уже через пару лет нас поставили в план
следующего года продаж в одной крупной американской торговой компании. Мы
потирали руки от предвкушения будущих прибылей…
Но
вдруг переговоры с американской стороны замерли, а потом и прекратились. Мы
начали выяснять, в чем дело и через знакомых узнали, что дело… в Китае.
Перекупщик нашел там производство, которое делало традиционную продукцию в
любых количествах, но… в 10 раз дешевле! Подписав с ними контракт, наш
несостоявшийся партнер сразу получил не 100, а 1000% прибыли! Без хлопот с
продвижением нового продукта, без страха перед российской таможней и пр.
Естественно в таких случаях (если это возможно) продавец старается
как можно дольше скрывать от покупателя страну-производителя.
Мы в
то время мы на мировом рынке предлагали свои изделия по ценам в 3 раза ниже европейских, но конкурировать с Китаем, у которого цены были
в 10 раз ниже не могли. Тем более что через несколько лет инфляция в России
заставила поднять нашу цену в 2…3 раза.
Стали
мы после этого собирать информацию о Китае. И узнали такое, что повергло нас в
глубокое уныние. Все китайские фирмы, которые экспортируют продукцию в другие
страны, находятся на особо привилегированном положении. Налоговые, кредитные и
таможенные льготы – это только база. А еще и доплата из госбюджета для
завоевания чужого рынка, что позволяет им часто продавать свой товар по
себестоимости, уничтожая конкурентов и расчищая рынок. И еще одна «приятная
мелочь» – если к ним приезжал заказчик из-за бугра, то все представительские
расходы оплачивало государство.
Сейчас
мы продолжаем производить наш продукт, конкурируя с Китаем только в областях
специального мелкосерийного заказчика, для которого часто приходится изобретать
на ходу новую технологию. Да и мы (пока еще) ближе к заказчику, чем китайцы. И
говорят они пока на русском плохо. Но все это – пока… Если
они откроют здесь свои представительства с инжиниринговыми центрами и опытными
базами для мгновенного реагирования на запросы, наша промышленность вымрет вся.
Кроме той, для которой правительство создаст специально охраняемые от
конкурентов резервации (например, производство оружия). Да это и неизбежно,
т.к. идет в производство поколение 90-х, которое выбрало Пепси, а не инженерные
специальности, а это поколение самостоятельно не сможет даже эксплуатировать
ранее созданное в СССР без помощи спецов из других
стран.
Итак,
глобального страха пока еще у мировой экономики просто нет, а пряник сегодня
покупают в Китае, а не в инновационной лавке. Впрочем, интенсивные
инновационные процессы все-таки где-то в мире идут, но в основном в нескольких
весьма узких областях. В первую очередь в электронике, которая, сосредоточена в
США, откуда используя мозги русских и индийских программистов и дешевую рабочую
силу из ЮВА, вышла в лидеры мирового развития. А в остальном – затишье по всему
миру. Нет, что-то возникает новое (по инерции), где-то идут плановые
разработки, но ажиотажного спроса, который был в конце прошлого века на инноватику, уже нет.
Таблица 1.
Список самых
крупных компаний мира
№ |
Название компании |
Страна |
Сфера деятельности |
1 |
America online |
США |
Интернет-технологии |
2 |
Dell Computer |
США |
Компьютеры и периферия |
3 |
Solectron |
США |
Продажа программ и оборудования |
4 |
Vodafone group |
Великоб. |
Телекоммуникационные системы |
5 |
Cisco systems |
США |
Компьютерные сети |
6 |
EMC |
США |
Компьютеры и периферия |
7 |
MCI Worldcom |
США |
Телекоммуникационные системы |
8 |
Inctomi |
США |
Интернет-технологии |
9 |
Sun Microsystems |
США |
Компьютеры и периферия |
10 |
Microsoft |
США |
Программное обеспечение |
11 |
Lexmark International
Group |
США |
Компьютеры и периферия |
12 |
Nokia |
Финлян. |
Телекоммуникационное оборудование |
13 |
Tellabs |
США |
Телекоммуникационное оборудование |
14 |
Quanta Computer |
Тайвань |
Компьютеры и периферия |
15 |
IBM |
США |
Компьютеры и периферия |
16 |
Comverse Technology |
США |
Телекоммуникационное оборудование |
17 |
Flextronics International |
США |
Продажа программ и оборудования |
18 |
Qwest Communications |
США |
Телекоммуникационные услуги |
19 |
Lucent Technologies |
США |
Телекоммуникационное оборудование |
20 |
Airtouch Communications |
США |
Телекоммуникационные системы |
Почему
сегодня лидируют фирмы в области информатики? Это очень интересная, но
отдельная тема. Мы лишь отметим, что они обеспечивают рост производительности
труда в сфере услуг, в том числе и информационных.
Куда
же нам с нашими разработками в такой рынок? Кнута нет, пряник в Китае, что же
делать России?
Россия
поэтому чудит на инновационном поле. Чиновники под прикрытием инноватики распиливают бюджет, богатенькие Буратино ищут
эликсир вечной молодости, налитый в бутылку, сделанную из философского камня.
Но
может быть можно найти большой финансовый пряник и на наших полях и лесах.
Пряник, который невозможно привести из Китая? И получать реальную прибыль от инноватики, причем сразу же оказаться вне конкуренции?
Казалось бы, такая постановка вопроса нелепа, после того, что я написал выше.
Но…
есть нечто, есть…
У нас
почему-то мало пишут о том, что самым быстро растущим рынком является сегодня в
мире рынок услуг. В США 70% населения занято именно в сфере услуг (Таблица 2 и
3).
Таблица 2 СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИ
АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ ПО ОСНОВНЫМ СЕКТОРАМ ЭКОНОМИКИ, в
% |
|||
Годы |
Доля занятых |
||
В сельском хозяйстве |
В промышленности |
В сфере услуг |
|
ВЕСЬ МИР |
|||
1900 |
66,3 |
13,7 |
20,0 |
1950 |
58,2 |
16,4 |
25,4 |
2000 |
33,3 |
18,1 |
48.6 |
РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ |
|||
1900 |
30,9 |
20,0 |
43,1 |
1950 |
13,1 |
39,8 |
58,1 |
2000 |
3,6 |
26,3 |
70,7 |
РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ |
|||
1900 |
81,1 |
1,1 |
11,8 |
1950 |
77,0 |
9,1 |
13,9 |
2000 |
40,7 |
16,0 |
43,3 |
РОССИЯ |
|||
1900 |
58,6 |
27,4 |
13,8 |
1950 |
36,7 |
36,8 |
26,5 |
2000 |
13,1 |
30,0 |
56,9 |
Таблица 3
Доли различных секторов в общем
объеме ВВП США
показатель |
Доля в ВВП |
Доля занятого работоспособного
населения |
Сельское хозяйство |
2% |
2,7% |
Промышленность |
23% |
24,8% (включая занятых
на транспорте) |
Сфера услуг |
75% |
72,5% (включая управленческий
персонал) |
О чем
это говорит? О том, что сфера производства отработана уже до совершенства, а
тормозят тылы – услуги. Приведем один пример. На Дальнем Востоке наши рыбаки
добывают миллионы тонн рыбы, из которых не более 30% попадают в центральную
Россию. Остальные (по завышенной цене) мы докупаем в Норвегии. Почему? А у нас нет
услуги хранения улова в холодильниках. Холодильники при этом у нас есть (у Госсрезерва), но услугу они по хранению рыбы не предоставляют.
Вот и вынуждены наши рыбаки продавать рыбу в Китай иногда по 5 рублей за кг
(!). А рыба наша лучше Норвежской (которая из фиордов
и выращена на искусственных кормах).
Но это
пример материальный. А можно привести огромное количество примеров более
тонких, из сферы информационных услуг, например.
И один
пример из среднего слоя – из услуги по туризму. В России за последние годы
объем поступлений от отечественного туризма в валюте снизился
чуть ли ни в два раза! Почему? Во-первых, какое у нас качество услуг? Правильно
– нечто среднее между Европой и Индией. А цены на билеты, гостиницы и
рестораны? Судя по моему опыту – самые высокие в мире!
При таком «сервисе» в Россию можно приехать только один раз, вспоминая при этом
Наполеона, который бежал из Москвы со всех ног. Во-вторых, а что здесь
смотреть? Да, у нас красивейший город есть – Питер. Ну и Кремль. Еще – Золотое
Кольцо. Все это можно объехать за 1 неделю. И все это – для пенсионеров.
Детишкам нужны другие впечатления.
Спрашивается,
а какое это имеет отношение к нашей теме, к инноватике?
Самое прямое. Но сначала пример из другой страны.
Мы с
женой как-то поехали посмотреть Париж. Но не из России, а из Германии. Париж
нам не понравился. Отдельная тема, почему. Потом наши эмигранты в Европе хором
нам сказали, что лучше смотреть Прагу, Вену, Лондон и Брюгге, чем Париж.
Но при
этом Париж занимает первое место в мире среди остальных городов по количеству
туристов! Спрашивается почему?
Ну,
во-первых, правильный и очень грамотный пиар, надо
сказать даже гениальный. За одну только фразу «увидеть Париж и умереть»
парижане могли бы заплатить ее автору миллиард долларов комиссионных.
Когда
я стал расспрашивать своих соотечественников о Париже, они были крайне удивлены
моей оценкой. Им то он очень понравилось! Я стал спрашивать, что они видели?
Все видели Эйфелеву башню, половина – Лувр, Елисейские поля и Монмартр. Мало кто посмотрел музей Родена и знаменитые
дома-чудики Парижа, например, странный дом Жоржа Помпиду
или четырехмерный дом в районе Дефанс.
Но
зато практически все побывали в Диснейленде и провели там несколько дней. И
когда я их расспрашивал о Париже, то понял, что восторг от города меркнет на
фоне Диснейленда! Вот, что манит (особенно родителей с детьми) в Париж.
Итак,
ясно, что старые города уже не так притягивают туристов, как новые сказочные
городки по соседству с ними.
Возьмем,
например, Хельсинки. Уютный, тихий и… скучный город. Хватит двух часов на
осмотр. И то, если девать их некуда. Но туда едут не только на город
посмотреть. Там грандиозный зоопарк, а еще – уникальный парк развлечений.
И
таких мест с техническими чудесами по всему миру становится все больше. Основу
заложил, пожалуй, Диснейленд в США. Так вот, что интересно, в последние годы в
такие парки встраиваются отдельные зоны фантастического будущего, зоны
технических чудес. Приведем лишь крошечную часть примеров.
Space Mountain в
Стране открытий
В
Стране открытий посетители имеют возможность увидеть выдуманное будущее Жюля Верна. С самого открытия парка в 1992 году эта часть
Диснейленда была сознательно создана в стиле будущего с точки зрения фантастов
XIX века.
Испания.
Одной
из известнейших достопримечательностей города Валенсия является выстроенный на
осушенном дне реки Турия архитектурный комплекс
Япония.
Tokyo Disneyland
Местоположение:
Ураясу, преф.Тиба
(15 мин. езды на электричке от ст.Токио). Рядом тематический парк Disney Sea и цирк Du Soleil
Открыт
в 1983 году как филиал парка развлечений США. Копирует американский Диснейленд.
47 аттракционов условно можно сгруппировать на участки: Страна Приключений,
Страна Фантазий, Страна Дикого Запада, Завтрашняя Страна, Город Мультяшек.
Эти
парки приносят их странам три вида прибыли:
o
Прямую – от продажи
билетов и сувениров.
o
Косвенную – от туризма
(гостиницы, транспорт, рестораны и т.п.).
o
Отдаленную – от
воспитания подрастающего поколения в духе поиска новых идей и новых открытий.
А что
же Россия? Ну, да, мы люди материальные, практичные. Мы вкладываться во всякие
там игрушки не будем. Мы сразу Нано или Сколково. А кто в них будет работать через 10-20 лет?
Мало
кто знает, что порох изобрели китайцы не для военных целей, а для фейерверков –
для праздников и развлечений. Кстати и компас они изобрели не для плаваний (они
этим вообще в прошлом не занимались). Они его изобрели для гадания, ибо в
китайской науке предсказания огромную роль играет правильный выбор сторон
света.
Любое
развитие начинается с духовного порыва, с культурного преображения. А уж потом
полетят самолеты и поплывут пароходы…
Итак,
деньги на инноватике можно заработать, создав
инновационный Парк Чудес (лучше всего где-нибудь между Москвой и Питером, ближе
к Москве). Он даст прибыль сразу по трем уровням. Причем, китайцы не смогут
здесь с нами конкурировать по двум причинам. Во-первых, они не завезут сюда
дешевые парки чудес (пака, правда). А во-вторых, у наших соображалка
работает лучше всех в мире. Там мы можем такого понапридумывать!
Причем, «экспозиция» чудес будет обновляться там чуть ли ни каждый месяц.
Только открой в России фонтан фантазии и творчества, заткнуть потом будет очень
трудно. Это вам не фонтан нефти в Мексиканском заливе, с которым за полгода ВР
все-таки справилась.
Источник -