Дмитрий Медведев приказал глубоко модернизировать ОПК
Чтобы создать генератор инноваций
Вчера президент Дмитрий Медведев
на очередном заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию
экономики поручил превратить ОПК в «генератор инноваций» в стране и создать
специальную структуру для заказа «прорывных исследований и разработок в
интересах обороны и безопасности». Эксперты по-разному оценивают эту
инициативу.
Очередное заседание комиссии по
модернизации Дмитрий Медведев решил провести в подмосковном Раменском, где на
Раменском приборостроительном заводе производятся навигационные системы и
комплексы для самолетов, вертолетов военной и гражданской авиации. Одной из
главных инновационных разработок предприятия являются высокоточные лазерные
гироскопы и навигационные системы на их основе. Все эти разработки были
продемонстрированы президенту. Однако это не сбило критический настрой
президента в отношении ОПК.
Открывая заседание комиссии,
Дмитрий Медведев заявил, что пока ситуация в ОПК, несмотря на рост господдержки
(в 2009 году предприятия отрасли получили 175 млрд руб. на реализацию антикризисных мер), «довольно
тяжелая». ОПК, по его словам, «пока не способен
отреагировать на увеличение заказов и на увеличение финансирования адекватным
ростом выпуска высокотехнологичной продукции», производство высокотехнологичных
продуктов пока остается мелкосерийным. А поскольку, по его словам, от инноваций
в ОПК зависит «не только формирование облика вооруженных сил, но и развитие
экономики в целом», ОПК должен стать «генератором инноваций» в стране.
Для выполнения этой задачи
Дмитрий Медведев поручил «наладить постоянный диалог между военными и
гражданскими структурами и трансферт технологий из военной сферы применения в гражданскую и наоборот». Должны быть приняты ключевые для
инновационного развития ОПК документы — госпрограмма вооружений, ФЦП развития
ОПК на период с 2011 по 2020 год. (На обе программы, как сообщил вчера
вице-премьер Сергей Иванов, будет выделено 22-22,5 трлн
руб. на десять лет.)
Неудовольствие президента
вызвало и неисполнение его поручения госкомпаниям ОПК по разработке программы
инновационного развития их предприятий. «Я жду подробного
доклада по этому вопросу практически от всех компаний и хотел бы, чтобы
этот доклад обобщило контрольное управление»,— заявил Дмитрий Медведев и
выразительно посмотрел в сторону гендиректора госкорпорации
«Ростехнологии» Сергея Чемезова, в ведении которого
находятся предприятия ОПК.
Наконец, президент дал самое
примечательное поручение — создать
«эффективную структуру, которая занималась бы заказом так называемых прорывных
исследований и разработок в интересах обороны и безопасности, в том числе
перспективных исследований, пусть даже весьма и весьма
рисковых». «Мы знаем, что подобная система неплохо зарекомендовала себя
в Соединенных Штатах. Есть там такое известное агентство DARPA, есть
аналоги соответствующих агентств в других странах»,—
сообщил президент, заметив, что многие разработки, от интернета
до GPS, оттуда вышли на открытый рынок.
Министр обороны Анатолий
Сердюков попытался объяснить, что все не так уж и плохо. «В целом 75% военных
технологий могут использоваться и уже применяются в гражданской сфере. Это
авиация, судоходство, горнодобывающая промышленность, ликвидация чрезвычайных
ситуаций и многие другие области»,— сообщил он, перечислив в качестве инноваций
двойного назначения новые авиационные и ракетные разработки, а также систему
ГЛОНАСС. В числе проблем министр назвал отсутствие системы обмена информацией, «низкую
защиту объектов интеллектуальной собственности, старение специалистов—носителей
технологий, отток кадров за рубеж». Министр предложил
создавать небольшие инновационные фирмы и привлекать через систему грантов
молодых специалистов к инновационным разработкам для военных нужд. Дмитрий
Медведев тут же дал министру поручение — разработать методики оценки «инновационности разработок». По его словам, надо понимать, «каким
образом инновация заходит в оборонку», чтобы потом не оказалось, что все деньги
пошли «на выпуск хорошо всем известных образцов стрелкового оружия или танков».
Свои предложения представили и оборонщики. Гендиректор концерна «Вега» Владимир Верба
предложил вести финансирование через головные предприятия интегрированных
структур, «а не размазывать тонким слоем по всем дочерним предприятиям, как это
сейчас происходит». Также он предложил
создать фонд «под управлением оперативного межведомственного органа и под
руководством президента или председателя правительства», который будет
покрывать инновационные риски. Гендиректор предприятия по разработке и
производству микроэлектроники «НИИМЭ и Микрон» Геннадий Красников предложил
формировать специализированные кластеры для развития микроэлектроники, где
будут действовать льготы, в том числе и по энерготарифам.
Заодно он пожаловался, что уже разработанная программа проведения учеными РАН
фундаментальных исследований в интересах ОПК рассматривается в правительстве
очень медленно. Президент тут же поручил МЭРу и
Минфину программу согласовать.
Дальше обсуждение продолжалось в
закрытом режиме. Вице-премьер Сергей Иванов по итогам заседания пояснил
журналистам, что
предложения о создании спецоргана для «прорывных
разработок» будут подготовлены через два месяца. Он уточнил, что речь
идет не о создании нового федерального ведомства, а скорее о создании
механизма, чтобы «связать воедино всех игроков и грамотно распределять ресурсы,
в том числе чтобы они доходили до вузов».
Эксперты по-разному оценивают
предложение о создании «прорывной» структуры. Замдиректора Центра анализа
стратегий и технологий Константин Макиенко опасается,
что в российских условиях создание еще одной бюрократической системы может
привести к абсолютно неэффективному расходованию средств: «Мы уже имеем такой
пример в качестве «Роснано». Деньги надо давать
напрямую ведущим корпорациям ОПК, которые занимаются разработкой конкретных военных
технологий и образцов вооружений». Игорь Коротченко, член общественного совета
при Минобороны, напротив, считает, что «создание подобной структуры стоит
только приветствовать, поскольку существует масса инновационных разработок
военного и двойного назначения, которые в сложившейся системе гособоронзаказа и госпрограммы вооружений не имеют шансов
на реализацию». «К тому же инновационные разработки имеются не только у
российской оборонки, но и в системе академической науки, и здесь
прежде всего надо вести инновационный поиск»,— пояснил эксперт.
Ирина Граник, Иван Коновалов
Газета «Коммерсантъ» № 176
(4476) от 23.09.2010
источник -
Медведев отстает от нас на годы
Спустя год ДАМ
додумался до второго предложения Максима Калашникова. Но все покамест
пахнет профанацией
Итак, президент Медведев опять идет по нашим стопам – но с годовым запозданием. 22 сентября 2010 года он заявил, что в РФ нужно учредить госструкктуру-заказчика прорывных инноваций по образу и подобию Агентства передовых разработок (ДАРПА) при Пентагоне.
Напомним, что
аналогичное предложение автор этих строк сделал в знаменитом письме ДАМу 16 сентября
Все это лишний раз
говорит: мы – умнее их, и они вынуждены следовать нашей логике в инноватике. Но можно сказать с почти полной уверенностью: и
тут, как в случае со Сколково, все обернется
профанацией.
КАК ВАС ТЕПЕРЬ НАЗЫВАТЬ?
«…Президент дал
самое примечательное поручение — создать «эффективную структуру, которая
занималась бы заказом так называемых прорывных исследований и разработок в
интересах обороны и безопасности, в том числе перспективных исследований, пусть
даже весьма и весьма рисковых». «Мы знаем, что
подобная система неплохо зарекомендовала себя в Соединенных Штатах. Есть там такое известное агентство DARPA, есть аналоги
соответствующих агентств в других странах»,— сообщил президент, заметив, что
многие разработки, от интернета до GPS, оттуда вышли
на открытый рынок (http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1508565)» - сообщил
«Коммерсантъ». Напомним, что это было
очередное заседание комиссии по модернизации, которое Дмитрий Медведев 22
сентября
Долго смеялся.
Медведеву я посоветовал создать Агентство передовых разработок еще год назад –
в связке с пилотным проектом города будущего (футурополиса).
Помню, как в
черном для меня сентябре 2009-го на Максима Калашникова обрушился вал брани и
оскорблений. Придворный советник Дмитрий Орешкин назвал мои предложения бредом,
автор «Эксперта» Привалов высказался в том же духе. Про бред орали Каспаров.ру и радио «Свобода»,
тысячи Интернет-либералов.
Ну, и как вас
теперь называть? ДушнЫми козлами?
Всегда говорил,
что расейские либерасты – антитехнократические, провинциальные твари, невежественные
и лопающиеся от самомнения.
А теперь – по
существу дела.
СИМФОНИЯ НА ТУРЕЦКОМ БАРАБАНЕ И ДУДКЕ
Мы говорили, что
бизнес никогда не будет финансировать действительно прорывных разработок,
создающих нечто не имеющее аналогов на мировом рынке. Эти дела всегда зачинает
государство – а частник лишь потом подхватывает. Наконец, и до атрофированных
мозгов власти это дошло. Она тихо признала, что 20 лет исповедовавшийся
принцип: «Рискует только частный бизнес, а государство вкладывает деньги лишь в
проверенное» - это принцип кретинов, обрекающий РФ на
вечную отсталость.
Но мы предложили
делать Агентство передовых разработок (АПР) не при МО РФ (не хватало, чтобы
прогрессом занимался табуреточник), а при главе
государства. Так, чтобы АПР работало не только на военных, но и на всю
экономику сразу. У нас есть своя концепция Агентства. Система футуропролисов (по моим идеям) – это среда для жадного
поглощения прорывных/подрывных/закрывающих инноваций. Здесь все должно работать
в связке. Но в Кремле этого не поняли. В сущности, сие неудивительно – откуда
понимание инноватики у существ «низшей расы» клептократов?
Они пытаются не
творчески развить идею ДАРПА (которая, в свою очередь, творчески развивала
принцип Спецкомитета Лаврентия Берии), а тупо
копируют американский аналог. Шпандорят расейский аналог ДАРПА к МО РФ. Но если во главе Пентагона
США стоят действительно разносторонне развитые интеллектуалы с сильнейшими «фабриками
мысли», то во главе МО РФ – тум-тум… Дерево. Дубы. Ужо вам они устроят прорывные инновации.
Мы предлагали
поставить во главе АПР выдающегося инноватора –
профессора Бориса Виноградова. АПР же создавать с широчайшим привлечением
научной и изобретательской общественности. Ибо нельзя допустить, чтобы всем
командовали узколобые расейские чиновники, делающие
все келейно, с прицелом на распил/откат (дорого и долго).
Скорее всего, во
главе дела окажется Сердюков. Выдающийся интеллектуал и инноватор:
достаточно на его фейс и уже
сотворенные дела поглядеть. И получится такая же профанация, как со Сколково: кремляди предложили
делать футурополис – а они майстрячат
не футурополис, не технопарк,
не наукоград, а что-то вроде гламурного
бизнес-центра. Выйдет, как всегда, симфония,
исполняемая на дудке и турецком барабане.
Уверен
в полном провале затеи. Ведь АПР должна ставить перед наукой и инноваторами конкретные задачи для решения и искать в
стране (и в мире) технологии следующей эры. А для этого нужно иметь в
собственном мозгу образ этого Будущего. Образ общества, городов, войны, техники
Грядущей Эры – нейросоца/нейромира.
Ничего подобного в черепных коробках расейской «рублевской нации» нет и близко. Там – одна «пилорама»
пополам с нефтегазовой «трубой». А значит, и работать предполагаемое агентство
станет вхолостую. Готов побиться об заклад: мы не найдем в будущих запросах «расейского ДАРПА» высоких гуманитарных технологий,
когнитивных технологий, технологий создания людей со сверхспособностями
и «организационного оружия». А ведь это – едва ли не самые ключевые технологии Шестого уклада.
И только мы,
сделав создание Национальной инновационной системы общерусским проектом, в
силах справиться с задачей!
НО Я СЕГОДНЯ ДОБРЫЙ
Но я сегодня
добрый. Пользуйтесь моими идеями, тугодумы высокопоставленные. Продолжу линию
рекомендаций.
Итак, само по себе
агентство – это мало. К нему нужна среда-предъявитель спроса на
инновации-прорывы. А это – не только ВПК, но и футурополисы.
К этому нужен и механизм принуждения к инновациям наших самоедских сырьевых
корпораций и городских властей (о чем пишет уже солидный «Эксперт»).
Мы – в дополнение
к знаменитому письму Медведеву – еще в октябре 2009 года предложили ряд мер по
слому инновационного сопротивления
(http://m-kalashnikov.livejournal.com/199206.html).
«Поскольку задача
проектирования такой системы выходит за пределы возможностей ума одного
человека, предлагаю создать временный творческий коллектив (с нужным
финансированием) из инноваторов-практиков, где я был
бы координатором. Тогда возможно в кратчайшие сроки создать продуманную
концепцию ядра НИС, а также связанных с нею Агентства передовых разработок при
Президенте РФ и Высшего инновационного совета народного хозяйства (ВИСНХ).
А пока выскажу
несколько основных соображений.
***
Первое. Агентство
передовых разработок (АПР, аналог американского ДАРПА, но для всей экономики, а
не только для ВПК) должно указывать не только приоритетные направления поисков
перед инновационным сообществом, но и ставить конкретные задачи. Задачи и
проблемы, за решение которых государство готово платить.
Примеры задач:
радикальное снижение удельного расхода топлива на тепловых электростанциях,
новые системы теплоснабжения для ЖКХ, технологии радикального снижения
себестоимости строительства жилья (до 300 долларов за квадратный метр,
например). Все это вкупе создаст необходимый набор технологий для рекомендаций
частному бизнесу (и для того, чтобы строго справшивать
с министров и олигархов за неиспользование таких
технологий).
Второе. АПР должно
собирать такие задачи и проблемы, работая с промышленниками и местными властями.
Третье. АПР должно
обладать своими лабораториями и опытной базой для проверки инноваций.
Четвертое. Прежде всего в нашей НИС должна быть совершенная организационная
часть. Причем не только по части постановки задач и управления процессом. Еще
никакого толку не выйдет, если в «голове» не будет «фабрик мысли», работающих
на выработку прогнозов развития техники и технологий, на отслеживание
долгосрочных тенденций. А затем в НИС просто необходимы структуры по отбору и
экспертизе предложений ученых и некий банк данных, где собираются сведения о
ведущихся в стране исследованиях и разработках. Так, чтобы исследователи видели
друг друга, чтобы знали о том, что делается.
Начатки этой
работы есть – ее ведет глава Фонда развития высоких технологий Павел Провинцев (банк данных по разработкам, сбор требований
регионов к инноваторам).
Здесь нужно
изменить (создать) системный подход в отборе технологий и формированию их
жизненного цикла.
Считаю необходимым
также сформировать Институт междисциплинарных проблем во главе с заместителем
директора Института прикладной математики РАН Георгием Малинецким
для разработки практической (обоснованной) стратегии технологического развития
страны и формирования необходимой инфраструктуры.
Нужен именно
междисциплинарный подход, а не передача работы в то или иное министерство,
которое «потянет одеяло» на себя и создаст нечто своекорыстное,
узковедомственное и неработоспособное.
Пятое. Необходимо
разработать нормативные документы (изменения и дополнения в законодательные
акты), стимулирующие инновации, разработать и и создать механизм создания нового класса – «технологических
миллиардеров» в противовес сырьевой олигархии.
Пример: принятие
новых законов, стимулирующих развитие малой авиации и беспилотных аппаратов
(сегодня оно блокировано) приведет к тому, что люди без участия государства
активно примутся разрабатывать необходимые для малой авиации и БПЛА направления
– электронику, новые конструкционные материалы, двигатели и т.д.
Шестое. Создав
АПР, нужно с его помощью внести изменения в требования к формированию госзаказа
на разработки (правила проведения тендеров), обеспечивающие участие в них малых
и средних фирм, частных фирм (историю делают люди).
Седьмое.
Необходимо защитить на практике защиту авторских прав на разработки.
Восьмое. Отменить
практику присвоения государством интеллектуальной собственности при разработках
на госфинансировании. Оная собственность должна либо
передаваться конкретным разработчикам, либо – в управление частным компаниям.
Девятое.
Остановить концентрацию ресурсов в руках отдельных лиц, создать нормальные
условия для конкуренции. Кому будет выгодно или необходимо – объединятся сами.
Десятое. ВТК по
разработке концепции АПР и НИС должен стать ядром общественного
ВИСНХ. Кандидатуры у нас есть.
Одиннадцатое.
ВИСНХ должен продумать меры для законного вознаграждения и мотивации усилий
государственных чиновников при реализации инновационных проектов. Это –
альтернатива системе взяток, отпилов и откатов.
Сегодня главное –
не технологии (они пока имеются), а люди. Необходимо изменить «инновационный
климат» - поддерживать действительно лучших, а не тех, кто ближе к кормушке или
к «телу». Сегодня важен даже не результат, а сам процесс страгивания «инновационной
телеги» с мертвой точки…»
Вот то, что
предлагаем мы.
И если у вас в
Кремле есть мозги – попробуйте этим воспользоваться!
Максим Калашников