Реклама

Домен по выгодному курсу

           

Есть мнение, что сегодня бизнес на интернет-именах, доменах — самый выгодный. Правда, по оборотам он сильно уступает наркотикам или оружию, зато норма прибыли здесь может достигать тысяч процентов. При этом доменный бизнес абсолютно легален. Растущий поток инвестиций в доменные имена заставил ICAAN (международная организация, управляющая доменной системой) принять этой весной беспрецедентное решение: предоставить всем желающим возможность учреждать собственные доменные зоны.

 

Генералы доменных развалов

 

Десять лет назад их презрительно называли «киберсквоттеры» (от английского squatter — незаконно вселившийся в дом) и не любили. Ныне они обрели респектабельность, а обидное «киберсквоттер» все чаще заменяется на нейтральное «домейнер».

Сейчас, наверное, уже невозможно определить, кому первому пришло в голову регистрировать на себя домены, совпадающие с названиями торговых марок, с тем чтобы потом эти домены продавать законным владельцам марок. Так или иначе, в 90-е годы этот бизнес быстро набрал обороты. Неудивительно, зарегистрировав такой домен за $35 (стоимость годовой регистрации), его можно было быстро реализовать, выручив тысячи, а то и десятки тысяч долларов.

Последовала волна громких судебных тяжб, многие из которых заканчивались победой киберсквоттеров — сказывались и несовершенство законодательства, в котором отсутствовало понятие «домен», и большие судебные издержки. Зачастую было выгоднее выкупить домен у киберсквоттера, нежели судиться с ним.

В России в те годы самый большой резонанс получило дело о домене kodak.ru. По нему прошло несколько судебных процессов, на которых выносились противоположные решения, но в конце концов домен достался корпорации Kodak — законному владельцу одноименной торговой марки. Из последних конфликтов такого рода следует упомянуть события вокруг домена kamaz.ru. В феврале 2008 года этот домен, наконец, перешел в руки ОАО КамАЗ, чему предшествовала девятилетняя вереница судебных разбирательств.

 

По мнению гендиректора компании i7.ru Ильи Пояркова, товарные знаки в именах доменов — специфическая сфера, в которой большая часть домейнеров старается не работать по этическим и иным соображениям. Безусловно, если действовать в рамках закона, смысл заниматься подобными доменами есть, однако судебные издержки могут превысить потенциальную прибыль от продажи такого адреса в несколько раз.

Что касается России, то здесь, как считает PR-директор регистратора RU-Center Андрей Воробьев, захват торговых марок под домены в настоящее время никаких перспектив не имеет, так как российские суды на практике четко обозначили свою позицию относительно доменных споров. В подавляющем большинстве случаев суды выносят решения в пользу правообладателей товарных знаков, порой следуя не букве, а духу закона.

Помимо захвата торговых марок основные усилия киберсквоттеров в 90-е годы были направлены на использование общеупотребительных слов и терминов под доменные имена. Таких, как business.com или, скажем, samogon.ru. Тут не было никакого риска судебных исков (ну, действительно, у кого могут быть права на слово «бизнес»), а стоимость подобных адресов за короткое время выросла до огромных сумм. Так, домен business.com в конечном итоге был продан за $340 млн. Цена samogon.ru оказалась несравнимо скромнее — всего $500, но это все равно на 2000% больше, чем стоимость его регистрации.

К концу 90-х годов все сколько-нибудь употребимые термины были захвачены киберсквоттерами. Любой, кто хотел получить красивый домен для своего сайта, вынужден был идти на поклон к ним и платить немалые деньги. Репутация доменного бизнеса приобрела отчетливый негативный оттенок, и многие из тех, кто получал доход от продажи доменов, стали скрывать род занятий.

Однако времена дикого и стихийного капитализма на доменном рынке закончились быстро. Законодательство развилось, появились внесудебные процедуры разрешения доменных споров, кроме того, значительная часть захваченных когда-то ключевых слов нашла новых владельцев и вышла из доменного оборота. На доменный рынок пришло новое поколение бизнесменов, которые уже не вызывают отторжения интернет-сообщества. Они именуют себя красивым словом «домейнеры» и на дух не переносят слова «киберсквоттер».

По мнению Филиппа Гросса, одного из ведущих российских домейнеров, пришло время других моделей бизнеса. Так, во многих случаях красивый домен выгодно использовать по прямому назначению — потратиться на то, чтобы создать на нем полноценный интернет-ресурс. Стоимость подобного ресурса в случае продажи может на порядок превышать цену «голого» доменного имени.

 

Источники и составные части

 

Начинающие домейнеры обычно стартуют с придумывания красивых доменных имен на продажу. Хотя свободных ключевых терминов под домены уже не осталось, обладая некоторой фантазией, можно придумать массу сочетаний, содержащих указание или намек на ту или иную сферу деятельности, а богатства русского языка будут подспорьем. Все домены со словом «фото» в разных вариантах написания латиницей заняты? Не беда, мой знакомый, к примеру, совсем недорого купил для своего фотосайта домен 1839.ru — это год изобретения фотографии. Нет свободных адресов со словами «охота», «ружье» и т. п.? На доменном аукционе продается домен 12kalibr.ru со стартовой ценой всего 700 руб. Исчерпаны варианты для доменов по недвижимости и строительству? А как насчет DomNaZakaz.ru?

Дефицит свободных доменов привел к тому, что люди, способные придумать красивое доменное имя, получили возможность неплохо заработать. Для некоторых такая деятельность стала источником постоянного дохода. Профильные интернет-форумы пестрят запросами «требуется доменное имя такой-то тематики». Клиенты готовы выложить за выполнение подобного заказа в среднем несколько сотен долларов. А на Западе услуги нейминга стоят тысячи и десятки тысяч долларов, и это вполне в порядке вещей.

Завсегдатай доменных форумов, известный под псевдонимом kb-1, полагает, что такой способ заработка лишен того неприятного душка, который имел в прежние времена захват доменов. Человек продает продукт своего интеллектуального труда, и цена за этот продукт формируется демократичными рыночными механизмами, а не искусственно созданным монополизмом, как это было в 90-е.

Как считает директор по внешним связям системы WebMoney Transfer Петр Дарахвелидзе, такая деятельность может стать хорошим бизнесом для креативных людей. И, надо сказать, в зоне .ru регистрируются сотни доменных имен в день. Как правило, те, кто придумывают красивые доменные имена, регистрируют их на свое имя, про запас.

Впрочем, самый большой доход домейнеры получают не за счет продажи доменов, а за счет размещения рекламы по принадлежащим им адресам. Кто из нас не ошибался, желая отправиться на любимый сайт,— набирал, скажем, odnokalsniki.ru и попадал на страничку, где ничего, кроме рекламы, нет. Такие домены, как odnokalsniki.ru, dengi.ru или 1nax.org будут посещаться неизбежно — за счет ошибок при наборе адреса (так называемый кибертайпинг) или из простого любопытства.

В настоящее время существует большое количество интернет-сервисов, так называемых рекламных парковок, оказывающих услуги по размещению рекламы на принадлежащем вам домене. Достаточно просто зарегистрировать там домен и указать для него заданные настройки, и вам начнут капать деньги. Правда, «парковщик» заберет себе за услуги немалый процент от стоимости размещенной рекламы, но и вы в накладе не останетесь, ведь доход вам будет идти без каких-либо усилий с вашей стороны.

На первый взгляд рекламодателям невыгодно размещать рекламу подобным образом, однако профессиональные участники рынка придерживаются иного мнения. Так, гендиректор регистратора Reg.ru Алексей Королюк отмечает, что отдача от такой рекламы может быть очень высока, однако надо понимать, что важен принцип выбора площадок для ее размещения, в том числе оценка качества трафика.

Филипп Гросс считает, что не стоит ограничивать источники доходов от рекламы на доменах парковками. В мировом интернете, в отличие от России, большое распространение получили так называемые мини-сайты. Они имеют конкретное содержание по определенной теме, но выполняют, по сути, ту же функцию, что и домены на парковке,— создаются с целью размещения на них контекстной рекламы. По оценке Гросса, более половины зарегистрированных в мире доменов сопряжены с парковками или подобными мини-сайтами, что дает представление о масштабах этого рынка.

Размещение рекламы на парковках выгодно рекламодателям еще и потому, что позволяет привлечь клиентов из параллельных целевых групп. Если человек решил купить или снять квартиру, то он уже фактически является клиентом риэлтеров, и трата рекламных денег на его привлечение отчасти бессмысленна. А вот если он зайдет на «автомобильный» домен и, увидев объявление о дешевой ипотеке, заинтересуется, то это будет хорошее использование рекламного бюджета.

Еще одним источником заработка на доменах могут стать всевозможные сервисы, адресованные домейнерам. Несмотря на солидный возраст доменного рынка, тут существует огромное количество неудобств. До сих пор передача доменов от покупателя к продавцу сопровождается большим риском — нет гарантии такой передачи. Кроме того, в России такая операция осложнена утомительными бюрократическими процедурами. А еще у нас практически отсутствуют независимые от регистраторов торговые площадки, и чтобы продать домен, его надо сначала передать под управление регистратору, у которого такая площадка есть, а это как минимум потеря времени. Проблем много, и тот, кто предложит сервисы, позволяющие их решить, наверняка прилично заработает.

Пионером здесь стал самый крупный российский регистратор доменных имен RU-Center, открывший несколько лет назад аукцион освобождающихся доменов. Нельзя не упомянуть и интернет-сервис «Дом доменов» (domdomenov.com), который был построен при прямом участии платежной системы WebMoney Transfer и при создании которого были применены неожиданные технологические и юридические решения, до того участникам рынка в голову не приходившие. «Дом Доменов» предлагает и гарантии по передаче доменов, и возможность строить собственные площадки по продаже доменов, и аукцион, на котором можно продавать домены любых регистраторов без сложных бюрократических процедур, и средства организации доменного портфолио. Иными словами, создатели сервиса произвели прицельный залп сразу по всем неудобствам российского доменного рынка и явно рассчитывают на этом рынке прочно закрепиться.

«Дом Доменов» можно выделить из ряда участников, не являющихся регистраторами, в частности, потому, что этот проект отвечает чаяниям всех участников рынка. Речь идет об организации цивилизованной торговли доменными именами, в том числе правильных независимых аукционов и аукционов освобождающихся доменов.

 

Дележ пирога

 

За последние полгода на мировом доменном рынке произошло едва ли не больше событий, чем за всю его предыдущую историю. Многие сейчас вкладывают туда деньги в расчете на то, что бурный рост рынка будет продолжаться достаточно долго. Кроме того, он становится все более цивилизованным.

Светлана Прозорова, генеральный директор регистраторской компании MasterName, говорит, что рост количественных показателей — обстоятельство, несомненно, радостное, но не менее важны параметры, которые сложнее выразить в цифрах, к примеру приверженность работе в правовом поле, в соответствии с законодательством.

Доменный рынок в настоящее время привлекателен для инвестиций по многим соображениям. Помимо высокой доходности, здесь все еще достаточно низок порог входа — даже обладая весьма небольшой суммой, можно попробовать начать бизнес. Крупные же корпорации, решившиеся на относительно серьезные инвестиции, имеют все шансы получить в будущем значительную долю рынка.

Особенно перспективным эксперты находят российский сегмент интернета. По мнению Алексея Королюка, сегодня компании и частные лица весьма активно выходят на доменный рынок, но, как показывает мировая практика, возможен еще более впечатляющий рост национальной доменной зоны. Например, немецкий домен первого уровня .de смог использовать свой потенциал, и сейчас в зоне насчитывается более 12 млн доменных имен, в то время как в зоне .ru — менее 1,5 млн. Кто усомнится, что у России здесь все еще впереди? Светлана Прозорова тоже считает, что российский доменный рынок не станет исключением и что нас ждут сделки с большим количеством нулей в их объеме.

Между тем весной этого года международная организация ICAAN, занимающаяся координацией в сфере доменных имен, приняла закономерное, хотя и неожиданное для многих решение — открыть коммерческую регистрацию доменов первого уровня. Это решение наделало много шума в интернет-кругах и даже было процитировано крупными мировыми новостными каналами, но далеко не все тогда сообразили, какие последствия может иметь подобный шаг.

Теперь любой желающий, который имеет достаточную сумму, может, соблюдая установленные требования, обзавестись собственной доменной зоной. До сих пор в мире было относительно немного доменов первого уровня: национальные домены государств (таких, как .ru), а также ряд международных — сначала это были зоны .com, .net, .org, потом к ним добавились .biz .name .info, затем еще несколько.

Каждый раз введение новых зон сопровождалось сложнейшей процедурой, установлением специальных периодов приоритетной регистрации, которые охраняли права владельцев торговых марок, скандалами по поводу ценовой политики. И вот все в одночасье предельно упростилось. Хочешь собственную доменную зону, в которой ты сам будешь устанавливать правила игры? Нет проблем! Хотите зарегистрировать свою именную зону — ну, скажем, домен .ivanov, где ваши однофамильцы могли бы получать от вас адреса для своих сайтов и электронной почты? Пожалуйста, нужно только обратиться в ICAAN. А вам останется только собирать денежки с Ивановых. В интернете, кстати, уже пошли плодиться сайты вроде www.ivan.ivanov и petr.ivanovich.ivanov.

А какими престижными и посещаемыми будут корпоративные доменные зоны! Не исключено, что в скором будущем мы будем заходить на сайт баварского автомобильного концерна, набирая в строке браузера просто три буквы: bmw. И все — никаких тебе точек, никаких расширений.

Инициатива ICAAN обеспечивает доменному рынку колоссальный дополнительный потенциал. Правда, в прессе можно встретить осторожные высказывания относительно того, не затормозит ли появление новых зон развитие уже существующих. Однако эксперты доменного рынка настроены, как правило, позитивно.

Илья Поярков считает, что решение ICAAN не сильно отразится на зоне com и национальных зонах, и говорит, что оно практически не изменит сложившейся на данной момент картины. Национальные домены и зона .com — это безусловные лидеры, и составить конкуренцию им просто невозможно, полагает Илья.

Для России это решение ICAAN имеет и другие важнейшие последствия, поскольку оно приближает появление кириллической доменной зоны .рф, где имена доменов будут писаться русскими буквами. В течение нескольких последних лет российские регистраторы добивались права регистрировать русскоязычные домены. В начале 2008 года возможность писать домены по-русски была реализована в «старой», принадлежащей еще Советскому Союзу зоне .su (например, зрелища.su). Но это решение было компромиссным, ведь кириллицей пишется только часть доменного имени. Приходится переключать раскладку клавиатуры, что увеличивает вероятность ошибок.

Теперь полностью русскоязычные адреса — близкая реальность. По мнению Светланы Прозоровой, появление нового российского домена на нашем рынке радикально изменит ситуацию — это неизбежно. После начала открытой регистрации закономерно произойдет всплеск и регистраций, и продаж доменных имен, претендующих на звание привлекательных и интересных. Затем, возможно, некоторые продавцы будут ориентироваться на приобретение и продажу пакетов доменов (разные зоны). Как бы то ни было, новая зона — это новые возможности, это увеличение ассортимента и поля для фантазии и маневров.

Справедливости ради надо заметить, что определенные проблемы с использованием русскоязычных доменных имен будут, особенно на первых порах. Например, вы вряд ли сможете дать визитную карточку с русскоязычным e-mail иностранному партнеру, а при наборе русскоязычного интернет-адреса вам все равно придется переключить раскладку клавиатуры, поскольку конечная часть адреса будет, скорее всего, выполняться латиницей — допустим, зрелищаф/info/Index.html.

Но зато раз и навсегда будет покончено с акустической неоднозначностью. Сейчас, когда вы слышите по телефону — «зайди на мой сайт йогурту», у вас тут же возникает вопрос, как это набирать: jogurt? yogurt? iogurt? С русскоязычным написанием такой проблемы не будет.

Сегодня доменный рынок представляется многим этаким Клондайком, где можно быстро и без особых усилий разбогатеть. Многие, наслушавшись историй о продаже доменов за миллионы долларов, пытаются воспроизвести этот опыт. На самом деле, легких денег здесь столько же, сколько и в любой другой сфере бизнеса. Доменный рынок дает, как и любой другой растущий рынок, хорошие стартовые возможности, но реализовать эти возможности без труда вряд ли получится.

По мнению Алексея Королюка, основой успеха в доменном бизнесе является профессиональное чутье. Надо понимать и чувствовать тенденции, тренды, ежедневно искать в разных источниках интересные неологизмы и просто контролировать поток информации. Например, в день, когда Apple презентовала новый ноутбук Air, домены со всеми возможными вариациями этого слова были раскуплены в России меньше чем за три часа. А вариантов написания высокой степени схожести насчитывается около двадцати.

 

АНДРЕЙ ШИПИЛОВ

 

Журнал «Деньги»   № 28(683) от 21.07.2008

Источник - http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=913353

 

Hosted by uCoz