Реклама

МОСКВЕ НУЖНЫ ЭЛЕКТРОМОБИЛИ

 

А «Буран» не нужен?

 

Москва заметно продвинулась вперед в деле внедрения в обычную жизнь транспорта на электрической тяге. Разработчики техники говорят уже о целом наборе перспективных инноваций и показывают опытные образцы. Но «момент истины», то есть запуск в серийное производство электроавтомобилей, никак не может наступить. Этому мешают самые разные препоны, как в законодательном, так и техническом плане. Юрий Лужков жестко заявил: «время разговора о научных разработках прошло, теперь их надо внедрять на конкретном производстве». И тут же мэр предложил в качестве головного предприятия выбрать Тушинский машиностроительный завод.

Столичное правительство подвело итоги важного этапа программы по созданию экологически чистого транспорта. Поддержанные бюджетным финансированием, ученые вместе с конструкторами и инженерами не теряли время даром. Руководитель упомянутой программы – генеральный директор корпорации «Компомаш» Анатолий Долголаптев представил целый набор разработок, которые со временем должны стать составляющими экологически чистых транспортных средств. Речь идет об известном мотор-колесе, которое позволяет отказаться от традиционной трансмиссии. Разработана система рекупирации, которая преобразовывает энергию торможения в электроэнергию. Здесь обязательная часть - суперконденсаторы. При этом Анатолий Долголаптев отметил, что идет разработка транспорта, который будет в качестве топлива использовать водород. Были упомянуты и гибридные установки.

Однако, судя по всему, программа уже выбрала свой главный тренд - она сосредотачивается именно на электрическом транспорте. Все узлы для него существуют, опытные образцы без проблем передвигаются по земле.

Тем более, отечественные разработки, указал Анатолий Долголаптев, по многим параметрам превосходят зарубежные аналоги. Для примера, на заседании городского правительства сравнили электромобиль американского производства и опытный образец Компомаша. Первый по всем статьям проиграл. Да и транспортная сфера Москвы в принципе готова воспринять самые разнообразные электромобили. Нужны маршрутные такси, автобусы, перевозчики мелких грузов в пределах МКАД, в том числе почтовых.

Однако на заседании правительства четко обозначился разрыв между научными разработками и выпуском электромобилей в серийном порядке. Богатый рассказ о научных исследованиях на удивление соседствовал со скупыми словами о реальном производстве. Генеральный директор Тушинского машиностроительного завода (ТМЗ) Александр Башилов говорил о том, какие электрические направление осваивает его предприятие, но к неожиданному заявлению Юрия Лужкова явно оказался не готов. Мэр предложил в качестве головного предприятия в «электрическом» проекте Тушинский завод. «Время разговора о разработках прошло, их надо внедрять в серийное производство», заявил градоначальник.

Юрий Лужков резюмировал обсуждение: программа однозначно продолжается. Причем реализуется сразу по нескольким блокам: научно-исследовательские и конструкторские разработки, опытное и промышленное производство, наконец, развитие нормативно-законодательной базы для электрического транспорта.

Но самое важное то запуск серийного производства электромобилей. Большое ведь всегда начинается с малого.

Сергей ОСИПОВ

газета  «Московская среда», 18.09.2010

 

Интересный вопрос: будет ли программа «однозначно продолжаться» после отставки Лужкова?

И ещё в дополнение интересный пункт, не имеющий отношения непосредственно к теме, но связанный с упоминаемым предприятием и о том, чем это предприятие занимается. Это пошедшая как раз в те же самые дни волна публикаций об обнаружении на территории этого завода одного из «Буранов». Приводим текст одной из публикаций:

 

 

Как гибнет советское наследие: на окраине Москвы найден космический корабль «Буран»

2010-09-29 20:52
newsmsk.ru

На Лодочной улице недалеко от станции метро «Сходненская» брошен недостроенный челнок «Буран», легендарный тезка которого побывал в космосе. Когда-то он был символом космической мощи нашей страны. Макет знаменитого «Бурана» стоит в парке «Горького», но тот, что лежит на окраине Москвы - настоящий корабль, который строился для полетов в космос, пишет «Московский комсомолец» .

Лодочная улица находится недалеко от Химкинского водохранилища. Частично она проходит через промзону. Здесь, у дома номер 18, журналисты обнаружили странную конструкцию, напоминающую толстый короткий самолет с обрезанной задней частью.

Оказалось, это так называемое «изделие 2.01» - космический корабль, изготавливавшийся в цехах Тушинского машиностроительного завода. Очередной «Буран» был сделан примерно наполовину, когда с развалом Союза финансирование прекратилось, и все было заморожено. В 2004 году из помещения завода он был отбуксирован к причалу Химкинского водохранилища для временного хранения и лежит там до сих пор.

Попасть к недоделанному звездолету непросто. На территории, где он находится, сделали склад стройматериалов. На воротах стоит охранник, отпугивающий всех интересующихся. Но если пройти вдоль забора с колючей проволокой, можно найти боковой вход на территорию небольшого общежития, а оттуда уже попасть к «Бурану».

Выглядит космический корабль жалко. Голый металл выглядывает из мест, не покрытых внешней защитой. Рядом с челноком уложены крылья, хвост и незакрепленные шасси. За шесть лет лежания под открытым небом все это покрылось слоем грязи.

Все входы в «Буран» наглухо заперты, однако при желании залезть внутрь все-таки можно через незакрытые технологические отверстия. Изнутри кажется, что все детали сделаны только вчера. Большая часть корпуса полая: когда-то предполагалось, что на корабле будут выводить в космос спутники или доставлять грузы на летавшую еще станцию «Мир». В кабину пилотов ведет небольшая деревянная лесенка, но в самой кабине пусто - не успели доделать. В основном отсеке часть оборудования уже есть.

На Тушинском машиностроительном заводе от «Бурана» открестились - предположили, что он принадлежит НПО «Молния». Там газете получить комментарии не удалось.

Судьба «Буранов» оказалась несчастливой. В космос летал всего один корабль. После распада государства он отошел Казахстану, а в 2002 году был полностью уничтожен, когда на него рухнула крыша ангара, в котором он стоял. Второй полностью сделанный корабль, так и не полетевший за пределы планеты, сейчас стоит в экспозиции Музея космодрома Байконур. Третий гниет на Лодочной улице. Еще два корабля в свое время начали собирать, но потом разобрали, так как сделать успели мало. Больше других повезло «Бурану», сделанному не для полетов в космос, а для испытаний в атмосфере - его за 10 миллионов евро продали Германии.

В отличии от России, США делает неплохой бизнес на своих космических кораблях. В связи с закрытием космической программы шаттлов NASA объявило о продаже трех оставшихся кораблей - Discovery, Atlantis и Endeavour - за 42 миллиона долларов каждый. В объявленную цену также входит стоимость доставки шаттла на «Боинге-747». Примечательно, что на один корабль покупатель уже нашелся.

 

 

Hosted by uCoz