Атомный дефолт с “киндерсюрпризом”
Назначение Сергея Кириенко, известного автора дефолта 1998 года, на пост главы Федерального агентства по атомной энергии вызвало у профессиональных атомщиков состояние, близкое к шоку. Это решение не только наглядно продемонстрировало отношение высшего руководства страны к ядерному комплексу, являющемуся основой национальной безопасности, но и раскрыло его планы относительно будущего этой отрасли. Авторы статьи, проработавшие в совокупности более 60 лет в ядерном комплексе, пытаются разобраться в причинах и последствиях этого кадрового решения, от которого зависит судьба России.
ЯДЕРНЫЙ ЩИТ России в условиях развала армии и деградации государственности, является последним, что удерживает другие страны от прямых поползновений на ее территорию и богатства. Мало того, наличие ядерного комплекса спасло Россию от дальнейшего распада по сценарию развала СССР. США и Запад просто были не готовы взять под свой контроль огромное количество ядерных сил и объектов. А оставить их в местных полуколониальных администрациях, планируемых к созданию на территории России, грозило риском ядерных катастроф, могло вызвать расползание ядерного оружия и расщепляющихся материалов по всему миру.
Поэтому уничтожение ядерного комплекса России являлось и является одной из главных целей наших западных “партнеров”. Их цель, как выразился бывший министр обороны США У. Перри, — вырвать у России ядерные зубы. Сейчас главной задачей США является установление полного контроля за ядерными объектами России. После установления такого контроля ворота к открытой аннексии территорий будут открыты, а распад страны станет неизбежным.
Для внедрения на ядерные объекты России используются различные международные программы, спонсируемые США. Прагматичные американцы от такого сотрудничества даже выигрывают, получая доступ к разработкам ядерного комплекса стоимостью в миллиарды долларов. Не говоря уж о сделке ХХ века, по так называемому контракту ВОУ-НОУ, предусматривающему переработку 500 тонн высокообогащенного оружейного урана, извлекаемого из российских ядерных боеголовок, в низкообогащенный, с последующей поставкой его в США. Это обеспечивает выработку около 10% электроэнергии, производимой в США, и выгоду в сотни миллиардов долларов.
В годы наступившей смуты ядерный комплекс показал невиданную живучесть, хотя и понес существенные потери. Основные запасы урана остались в Средней Азии, самые современные АЭС — на Украине, кооперационные связи между тысячами производителей высокотехнологичного оборудования в бывших союзных республиках и странах СЭВ оказались разорваны. Но ядерная отрасль выжила вопреки всему. Сказались и ресурсные запасы, доставшиеся от СССР, и сохранение централизованного управления в Минатоме.
Но главным был человеческий фактор: отрасль на всех уровнях управления упорно отвергала все попытки внедрения в ее среду выплывшую на волне “перестройки” и “реформ” человеческую пену. Отраслевая система подбора, расстановки кадров, где во главу угла ставились профессионализм и преданность делу, не допускала назначения на руководящие посты разного рода временщиков и наперсточников, заполонивших другие отрасли. Сказалась и закрытость отрасли: ведь не каждому коммерсанту можно доверить государственные тайны. В отрасли удалось сохранить главное: кадровый потенциал и научно-экспериментальную базу.
С назначением в 1998 году руководителем Минатома Адамова, являвшегося по совместительству американским бизнесменом, в ядерном комплексе началась структурная и кадровая вакханалия. На руководящие должности стали назначаться люди, из четырех арифметических действий хорошо освоившие только два: отнимать и делить. Так, на должность генерального директора концерна “Росэнергоатом”, объединяющего российские АЭС, был назначен коммерсант Меламед, близкий к Чубайсу. Вице-президентом государственного ОАО “ТВЭЛ”, обеспечивающего ядерным топливом каждый шестой реактор в мире,— коммерсант Карклин. Новоиспеченные
руководители не были даже на экскурсиях на ядерных и радиационно опасных объектах.Все крупные структуры, через которые шли финансовые потоки, возглавили люди, являющиеся коммерческими партнерами Адамова, ловко направляющие эти потоки в “нужное” русло. Там, где не удавалось открытое внедрение, создавались предприятия, дублирующие функции других успешно работающих предприятий. Так, например, Адамовым было создано ФГУП “Средмашэнерго”, дублирующее функции ОАО “ТВЭЛ”, а руководителем новоиспеченной конторы назначен некто Дяминов, объявленный в розыск на Украине по обвинению в крупномасштабных хищениях. Готовилась и реорганизация самого Минатома путем приватизации экспортно ориентированных предприятий и объединения их в Атомпроме.
После обнародования в 2001 году материалов Комиссии Государственной думы по борьбе с коррупцией и публичного скандала власть вынуждена была отправить Адамова в отставку. Его преемником стал академик Румянцев. Итоги его недолгого правления подтвердили преемственность курса. Прежний подбор кадров стал системой. Изменилась только форма. В отрасль под путинским флагом ринулись так называемые питерские.
На должность президента ОАО “ТВЭЛ” был назначен некто Няго, последние 10 лет торговавший средствами связи. Руководителем Техснабэкспорта (экспорт расщепляющихся материалов) назначили Смирнова, поставлявшего ранее в администрацию президента бумагу и скрепки, но зато учредившего совместно с В. Путиным дачный кооператив под Санкт-Петербургом. Исполнительным директором концерна “Росэнергоатом” назначен некто Иванов, сразу провозгласивший курс на приватизацию атомной энергетики. Уже при Румянцеве завершилась начатая Адамовым продажа отраслевого Конверсбанка группе МДМ (Мамут) и государственного пакета акций крупнейшего Кирово-Чепецкого химкомбината. Апофеозом деятельности Румянцева стала продажа в олигархические структуры Атомстройэкспорта — главного агента межправительственных соглашений по сооружению атомных электростанций за рубежом. Следствием этой продажи, т.е. потери государственного контроля за выполнением межправительственных соглашений, стал не только проигрыш тендера на строительство АЭС в Финляндии, но и срыв сроков сооружения атомных электростанций в Китае, Иране и Индии, вытеснение России с международного рынка высоких технологий.
Слухи о назначении С. Кириенко главой Росатома ходили давно. Но атомные генералы относили их к области фантастики. Хотя “звонки” уже были: директором ЦНИИатоминформа, где сосредоточена информация о деятельности ядерного комплекса, включая контроль и учет ядерных материалов, был назначен культуролог Щедровицкий, более известный как имиджмейкер Кириенко, проводник проекта “Русский ислам”. Его назначение произошло в такой спешке, что спецслужбы даже не обратили внимания на
отсутствие у него 1-й формы допуска к государственной тайне, необходимой для директора секретного института.Суть происходящего не только в личности “киндерсюрприза”. “Наперсточники!” — так в сердцах назвал бывший руководитель администрации президента Волошин команду Чубайса, когда разразился скандал по факту подмены документов в ходе рассмотрения на заседании правительства программы реформирования электроэнергетики. Именно с организации лотерей, лохотронов начинал в период перестройки свою коммерческую деятельность секретарь Горьковского горкома ВЛКСМ С. Кириенко. Те, кто назначал Кириенко на этот пост, включая президента Путина, думается, “забыли” его роль в дефолте 1998 года и последовавшее после этого решение Совета Федерации с рекомендацией о запрете Кириенко занимать государственные должности.
Этим назначением власть на деле, а не на словах, продемонстрировала свое истинное отношение к ядерному комплексу, окончательно разрушив надежды специалистов на его развитие. Это решение означает ускоренное разрушение ядерного комплекса, приход во все комбинаты, институты и предприятия эмиссаров “киндерсюрприза” с окончательным отстранением профессионалов-атомщиков от управления, приватизацию атомной энергетики, распродажу еще оставшихся запасов расщепляющихся материалов. А главное — активизацию работ по установлению международного (американского) контроля над ядерным оружейным комплексом с последующей потерей Россией ее суверенитета.
Разумеется, все эти действия будут сопровождаться усиленной пиар-кампанией, клятвами о приоритете безопасности и прочими уловками наперсточников. И если, дай бог, не произойдут новые ядерные катастрофы, уже живущее сейчас поколение увидит, как Россию постигнет еще один дефолт — ядерный, который лишит ее будущего.
Для США и их союзников лучшей кандидатуры, чем “киндерсюрприз”, трудно было придумать. На руку это назначение и верному соратнику Кириенко — Чубайсу. Теперь в руках этих людей сосредоточена вся реальная власть в стране. Один держит руку на всероссийском рубильнике, другой — на “ядерной кнопке”.
Возникает вопрос: что делать? Для тех, кто посвятил себя работе в ядерном комплексе, остается одно: объединиться на профессиональной и патриотической основе и сопротивляться разрушению ядерного комплекса всеми доступными, законными методами и средствами. Потеря Россией ядерного статуса грозит ей неминуемой гибелью. Поэтому мы объявляем о создании Общественного комитета, главной задачей которого является сохранение и развитие ядерного комплекса. В комитет уже согласились войти видные специалисты, ученые, депутаты Государственной думы, обеспокоенные положением дел в этой стратегически важной отрасли.
Иван НИКИТЧУК.
Сотрудник РФЯЦ—ВНИИЭФ
(г. Арзамас-16) в 1969—1995 годах.
Сергей ЩЕРБАКОВ.
Заместитель генерального директора концерна “Росэнергоатом”
в 1997—2000 годах.