Реклама

Что мешает появлению российского шаттла?

 

Одним из наиболее перспективных проектов российской космонавтики последнего времени рассматривается проект космического корабля «Клипер». По словам главы Федерального космического агентства Анатолия Перминова, "Клипер" придет на смену самым надежным в мире космическим кораблям из семейства "Союз", которые уже устаревают и по срокам использования, и по элементной базе". "Клипер" может использоваться для доставки грузов и экипажей на МКС, автономных орбитальных полетов длительностью до 10 суток, а также в научно-исследовательских целях. "Клипер", в отличие от "Союза", будет иметь возвращаемую капсулу, которую можно будет использовать многократно. На борту корабля уместятся до шести человек и 700 кг груза.

"Это не шаттл, а перспектива развития нового поколения космических кораблей", - подчеркнул глава ФКА. "Клипер" будет адаптирован не только для полетов на МКС, но и для исследования межпланетного пространства, экспедиций на другие планеты, в том числе и на Марс", - пояснил Перминов.

Говорят также, что «Клипер» - это сокращенный вариант «Бурана». Для запуска корабля «Буран» была создана самая мощная в мире ракета «Энергия». Нынешние «Союзы» и даже новые «Союзы-2» не смогли бы вывести «Буран» на орбиту, поэтому был разработан его «обрезанный» вариант в виде «Клипера». Это действительно было бы больше, чем «Шаттл». Россия с таким кораблем могла бы вновь вернуться в лидеры освоения космоса. А если бы на эти «Клиперы» вместо нынешних жидкостных реактивных двигателей поставить проектируемые нами электронно-импульсные электрореактивные двигатели (ЭИД), то с такими кораблями наша страна господствовала бы в космосе. «Клипер» - это уже разработанная нынешней космической отраслью России и Украины база для реализации перспективных межпланетных программ.

Что нужно для того, чтобы такой проект был реализован? СМИ называют сумму в 120 миллионов долларов. Это примерно 0,12% от доходной части нынешнего бюджета РФ, или менее 1% от стоимости арестованных акций ЮКОСа. То есть государству было бы вполне по силам изыскать нужную сумму – при условии, если бы этим государством было не РФ, а СССР.

Помнится, «демократы» в свое время обвиняли руководство СССР в том, что все космические достижения использовались у нас в политических интересах. Ну да, использовались, но это из серии «была личность, поэтому был и культ этой личности». И активно осваивали космос, и использовали наши космические достижения в целях подъема престижа СССР. В нынешнем же СНГ самостийные «президенты» тоже еще как используют космические достижения, оставшиеся от СССР, но развивать их и не думают. Вот, например, что пишет «Родная газета» № 37(72) за 24 сентября 2004 года:

 

«Бывшие советские республики бахвалятся “засунуть за пояс” Европейское космическое агентство вкупе с американским НАСА, для чего создают объединенную ракетно-космическую корпорацию. Вся кооперация заточена под проект космического корабля “Клипер”, денег на который у Содружества нет, а иностранцы финансировать фантастическую затею отказались.

На крыльях “Клипера” главы “Большой четверки” — России, Украины, Белоруссии и Казахстана — воспарили в межзвездное пространство благодаря сладкоречивым руладам Леонида Кучмы. Сам бывший работник космической отрасли, он сумел убедить уважаемых во всем мире людей, будто Содружеству по плечу задача, перед которой спасовали даже США и Объединенная Европа.

“Корабль будущего” призван доставлять на орбиту экипаж численностью до шести человек, возвращаться на Землю, а в перспективе даже путешествовать в иные миры, например на Марс. Цена вопроса — 120 млн. долларов. Именно столько нужно на окончание и отправку в полет в 2008 году обитаемого устройства, внешне напоминающего утюг. То, что такой аппарат нужен, не вызывает сомнений ни у кого.

Дело в том, что сейчас космонавты всего мира летают исключительно на наших “Союзах”. Американцы, напуганные прошлогодней гибелью “Колумбии”, поставили весь свой флот “шаттлов” на прикол и, похоже, скоро пустят его с молотка. Неудивительно, что сейчас излюбленной рабочей лошадкой пилотируемой космонавтики стал российский “Союз”, старт которого стоит всего 20 млн. долларов против 500 млн. долларов за полет на американском “челноке”. Положение монополиста, казалось бы, сулит России неисчислимые выгоды. Но не тут-то было.

Несмотря на многочисленные модернизации, концепция “Союза”, проектировавшегося еще на заре космонавтики, устарела. Возможность извоза всего

2—3 человек, ограниченные возможности по маневрированию на орбите, допотопная элементная база — все это, увы, говорит, что ветерану пора на пенсию. Да и богатые заокеанские миллионеры и европейские астронавты в обмен на свои кровно заработанные тугрики все назойливее требуют, чтобы их катали на космических аналогах “Мерседеса”. Так на стыке российской и украинской космонавтики и родился проект шестиместного космического корабля “Клипер”, который Леонид Кучма неожиданно принялся афишировать на саммите СНГ в Астане.

Фантастическая на первый взгляд затея, к удивлению всех, получила единодушное одобрение глав “Большой четверки”. Бывший работник космической отрасли, Леонид Кучма развил мысль о небывалых дивидендах в обмен на скромные, в общем-то, вложения, всего каких-то 120 млн. долларов. Но эти деньги еще надо найти, а пока у России не хватает даже средств, чтобы строить “Союзы”. Украинская космонавтика вместе с нашей также живет исключительно за счет иностранных заказов. Добавим, весьма скромных. Это один, в лучшем случае два старта в рамках международного проекта “Морской старт” да еще столько же пусков ракет-носителей “Зенит” в кооперации с европейцами.

Мизерные в сравнении с США и Евросоюзом космические бюджеты России и Украины во многом объясняют, почему еще месяц назад глава Федерального космического агентства (ФКА) РФ Леонид Перминов весьма осторожно отзывался о проекте “Клипер”: “Пилотируемый космос сейчас в одиночку ни одна страна развивать не сможет”. Причем речь шла не об Украине, а именно о дальнем зарубежье, куда предложения о сотрудничестве в рамках проекта “Клипер” как раз и были отправлены. В беседе с автором статьи руководитель российского отделения крупнейшей американской авиационно-космической корпорации “Юнайтед текнолоджиз” Ричард Броди также признал, что “ни одна, даже самая крупная фирма в мире не может сейчас в одиночку осуществлять проекты в области разработки и производства космической техники”.

Хотя предложение Федерального космического агентства было адресовано Европе и США, то есть крупнейшим космическим фабрикантам мира, в ответ пока ни звука. Причины этого, в общем-то, ясны. США завязли в песках Ирака так, что им теперь не то что на наш “Клипер” — на восстановление стратегически значимого флота “шаттлов” денег не хватает, почему и приходится летать на русских “Союзах”. Остается Европа. Но там сейчас как раз в самом разгаре дискуссия о целесообразности дальнейших полетов к МКС, порожденная сомнительными коммерческими перспективами “орбитального отеля” из-за высокой стоимости визитов. В отличие от любителей научной фантастики западные люди хорошо умеют считать деньги. Кроме того, как предположил в беседе с корреспондентом “Родной газеты” источник в российской аэрокосмической промышленности, шум, поднятый Леонидом Кучмой вокруг “Клипера”, скорее всего, связан с приближающимися президентскими выборами на Украине, до которых остался всего месяц. “Когда выборы окончатся, — заметил источник, — про “Клипер” все тут же забудут”.

Что «все забудут» - это неправда. Януковичи и их российские коллеги, конечно же, забудут. Но в таком случае не лучше ли будет – исходя из требований прогресса – отодвинуть их и привести в коридоры власти людей, которые будут внимательнее относиться к перспективным проектам?

Ваше мнение?
Hosted by uCoz