«Шестой кластер» Сколково - градостроительные
технологии
Концепцию строительства иннограда «Сколково»
администрация фонда представила в столичном центре международной торговли.
Строительство первой фазы центра должно начаться в ноябре 2013 года — подрядчик
будет выбираться на конкурсе в августе этого года. Сейчас в «Сколково» ведутся подготовительные работы.
Концепция проекта основана на
создании нескольких городков для инноваторов и
студентов, совмещающих в себе исследовательские и жилые зоны. «Деревни», как их
принято называть в «Сколково», будут соединены между
собой бульваром. Расселять жителей города решено не по
принадлежности к кластеру (их пять: IT-технологии,
биомедицина, энергия, космос-телеком и ядерные
исследования), а в случайном порядке. От внешнего мира наукоград отгораживаться забором не будет: гости и резиденты смогут беспрепятственно перемещаться по
территории. Попасть в инноград можно будет, доехав
общественным транспортом от метро «Кунцевская» или на электричке — до станции «Сколково» с Киевского вокзала.
— Город будет интернациональный, поэтому мы
первым делом думали о том, как резиденты будут добираться не из Москвы, а из
аэропортов, — объясняет Виктор Маслаков, сити-менеджер
«Сколково». — Будут прямые маршруты из иннограда в аэропорты, а в будущем ветка метро будет
продлена до самого иннограда, но это планы Москвы, а
не центра инноваций.
Въезд на личном автомобиле в инноград будет запрещен. Поэтому на каждом въезде будут
расположены перехватывающие парковки (около 10 тыс. машино-мест).
В самом «Сколково» можно будет передвигаться пешком,
на велосипеде или на электромобилях, которые планируется сделать общественными.
— Город небольшой — всего 4 кв. км, поэтому
машины, работающие на бензине, будут сильно загрязнять его. Резидентам города электромобили
и велосипеды можно будет бесплатно брать на время, — объяснил Маслаков.
В 2013 году будут построены
головные развязки, магистральные дороги, бульвар и параллельная ему парковая
дорога, головные инженерные сооружения и магистральные инженерные сети.
Следующими на очереди будут постройка района «Технопарк»
и обустройство гостевых зон, части района «Университет» и ландшафтной зоны. И
на завершающей фазе, к 2015 году, будут построены остальные объекты. Единственное,
с чем пока не определились администраторы, — где расположатся лаборатории для
ядерного кластера.
По мысли проектировщиков, сам
город станет шестым кластером иннограда, где будут
применяться передовые градостроительные технологии. (комментарий
ред. сайта: приятно отметить, что такой подход соответствует нашим
предложениям, изложенным в известной статье «Зачем нужен футурополис». Но, как можно будет видеть ниже, увы, не
все наши предложения учитываются) В идеале такой город будущего
должен быть энергетически независимым и не наносить вреда окружающей среде.
Пока у «Сколково» не хватает технологий, чтобы
полностью отказаться от привычных электростанций и природного газа — они
дополнят альтернативные источники: солнечные батареи, геотермальные воды и
вторсырье.
— Будем автоматизировать сбор
отходов через подземные трубы. Отходы человеческой жизнедеятельности будут
перерабатываться в биогаз, которым мы будем
заправлять общественный транспорт в иннограде, —
рассказал Александр Лаптев, директор департамента по планированию и развитию
территорий фонда «Сколково». — А вот твердые отходы
будут вывозиться за территорию города.
По расчетам администраторов, в иннограде будут жить 21 тыс. человек, 9 тыс. из которых — инноваторы, а остальные — члены их семей. Столько же людей
будет приезжать на работу в инноград каждый день утром и уезжать вечером. В общей сложности для постоянных жителей
города будет возведено 2 млн
400 тыс. кв. м жилой площади.
— Если ты резидент «Сколково», то ты сможешь выбирать себе жилье по
потребностям и деньгам — квадратных метров можно взять в наем сколько угодно, —
объясняет Маслаков. — На арендной плате мы не будем зарабатывать, планируется
только окупать расходы. Поэтому однокомнатная квартира для студента будет
стоить порядка 10 тыс. рублей в месяц. Дома с виду будут самые обычные, но
внутри напичканы энергоэффективными технологиями. Что
именно там будет применено, решиться в ближайшее время — построим несколько
экспериментальных домов, чтобы рассчитать энергоэффективность
тех или иных технологий. Будут применяться и разработки резидентов «Сколково».
Виктор Маслаков заверил, что по
окончании всех этапов строительства город больше расти не будет.
—Инновационность не
должна быть массовой (?????? – ред. сайта), — объясняет сити-менеджер. — Размер, обозначенный в плане, — это
оптимальный масштаб для такого центра. 20–25 тыс. человек — оптимальное количество резидентов. Если опыт «Сколково» будет удачным, то город будет растиражирован.
Причем жилье мы ни в коем случае не будем давать приватизировать, иначе
пропадет дух иннограда. Инноваторы
не должны жить в «Сколково» по 20–30 лет. Если мы дадим возможность приватизировать
квартиры, мы получим то же, что и в других наукоградах:
сын академика не сам академик.
газета «Известия», 22
июля 2011 года
источник -