Реклама

 

 

 

Третий Всероссийский конкурс научно-образовательных проектов

«Энергия будущего-2005»

 

 

 

 

 

 

ШИФР 01027

 

 

 

 

 

 

НАУКОГРАД  КАК ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ зАРЕЧНОГО

(ДОКЛАД)

 

 

 

 

                                                                Исполнитель:  Словак Д.Е,

ШКОЛА № 7

 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ

МУЗЫКАЛЬНО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ»

                                                                                                      ученик 9 а класса

 

 Руководитель:   Шушаричев К. В. ,

                                                                                                    директор школы

 

 

 

г. Заречный

2005 г.

АННОТАЦИЯ

 

Фундамент современной эффективной экономики России – это не только ее сырьевое развитие, по которому страна идет вот уже в течение 15 лет, а в значительно большей степени - построение отечественной инновационной системы, задачу построения которой Глава государства и Правительство Российской Федерации отнесли к числу стратегически важных. Суть инновационной системы в  обеспечении оперативных преобразований научных знаний в современные технологии, новые материалы и иную конкурентоспособную продукцию.

Поиск эффективных путей развития российской экономики и отдельно взятой территории (муниципального образования «Город  Заречный») – основная цель доклада. Экономическое лидерство России возможно только при построении и  развитии  инновационной системы, элементами которой являются наукограды, при их активной инновационной деятельности.

МО «Город Заречный» является потенциальным наукоградом РФ: соответствует критериям, предъявляемым к территориям, претендующим на этот статус.  Высокий научно – технический и технологический,  кадровый потенциал; наличие предприятий научно – производственного комплекса, деятельность которых  связана с решением задач атомной энергетики  и которые уже сегодня, в той или иной степени, ведут отработку наукоемких технологий. Город Заречный имеет достаточный потенциал для официального получения статуса наукограда; это, бесспорно, явилось бы основой  для решения многих проблем, существующих сегодня на территории; основой дальнейшего развития предприятий НПК и повышения качества жизни населения. 

 

Работа была защищена, одобрена жюри на предварительном отборочном туре в Заречном 24-25 февраля 2005 г. на Малых Курчатовских чтениях, рекомендована на конкурс «Энергия будущего – 2005» в секцию 1

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

Введение

1.  Состояние российской экономики: проблемы и возможные пути их решения.

2.  Город Заречный – потенциальный наукоград Российской Федерации.

3.  Заключение.

Список используемой литературы.

Приложение № 1. Карта наукоградов в федеральных округах России.

Приложение № 2. Основные термины и определения.

3

 

4

 

7

12

13

 

14

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Я люблю свой город и заинтересован в его развитии. Каждому, наверное, хотелось бы, чтобы его город был лучше других. Но для этого необходимо развивать экономику, различные производства, в том числе, наукоемкие и высокотехнологичные – это возможно, потому что Заречный исторически создавался как город развития атомной энергетики и науки.

Жители Заречного  всегда отличались высоким  образовательным  и культурным уровнем; традиции и опыт работы на предприятиях  атомной энергетики закреплены высокой квалификацией кадров; город Заречный всегда считался кузницей кадров для целого ряда предприятий Свердловской области и страны, обеспечивающих надежную и безопасную эксплуатацию объектов атомной энергетики страны.

В городе хорошо развита система образования, и наши выпускники получают высшее образование в лучших  ВУЗах Екатеринбурга, Москвы, Санкт – Петербурга.

Но, к сожалению, в последние годы в нашем муниципальном образовании обострилась проблема «вымывания» кадров. Из 19 тысяч человек трудоспособного населения вне города работают около 7 – 8 тысяч человек. Есть в городе и безработица.

Необходимо сделать так, чтобы молодые перспективные специалисты возвращались в родной город, жили здесь и работали на его благо и развитие.

Стабильное социально – экономическое развитие города, социальной сферы, научно – технологическое и производственное развитие предприятий, обеспечение жителей города высокооплачиваемой и интересной работой, где они могут в полной мере  реализовать себя, свои знания и идеи – возможно ли решение этих задач в нашем городе?

Я думаю, да. Путь решения я вижу в получении Заречным статуса наукограда Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

1.  СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И

ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 

Экономика России находится сегодня очень в непростом положении: с одной стороны – происходит интенсивное развитие бизнеса, достаточно эффективного и прибыльного, но узконаправленного, специализирующегося, как правило, только  на торгово-посреднических операциях (купля – продажа), строительстве. Возводятся современнейшие  супермаркеты, развлекательные и спортивные комплексы, элитные дома.  И это очень хорошо.

С другой стороны, экономическое развитие страны  и увеличение общего объема внутреннего валового продукта (ВВП) страны происходит, в большинстве своем, за счет сырьевого вектора экономики, основой которого является  экспорт нефти, газа, металлов. Россия была и остается одним из важнейших мировых поставщиков энергоресурсов – газа, нефти и нефтепродуктов (бензина различных марок, дизельного топлива, мазута и др.).

В экономическом отношении сегодня, к сожалению, лидирует не Россия, а технологически развитые страны. В табл.1 представлены данные об экономическом положении некоторых развитых стран, из которой видно, что позиции нашей страны – не лидирующие.

Табл. 1

Экономическое развитие развитых стран

Страна

Общий объем ВВП

Индекс конкурентоспособности

Кол-во ученых и ИТР

Технологии

Инновационная политика

США

Китай

Япония

Индия

Германия

Франция

Канада

Россия

 

1

2

3

4

5

6

10

9

2

39

21

57

17

20

3

63

6

44

1

59

11

9

14

3

1

53

23

66

15

17

2

60

1

46

12

39

7

6

5

52

 

 

Экономика России остро нуждается в модернизации, нарастает технологическое отставание. Финансирование науки за годы реформ сократилось в 15-18 раз. В результате, высокотехнологичный сектор страны оказался отброшенным по уровню развития на 10-25 лет назад. Россия отстает от развитых стран уже на целое поколение техники. По сравнению с 1990г. доля машиностроения и металлообработки в общем объеме производимой продукции страны сократилась с 28% до 17,3%, что ниже порогового уровня экономической безопасности, который составляет 20%.

Резко снизилась за годы реформ доля инновационно – активных предприятий. Если в 80-е годы она составляла 60-70%, от общего числа всех российских промышленных предприятий, то к началу 2000-х годов она уменьшилась более чем на порядок и составила всего 4-5%.

За годы реформ промышленное производство высокотехнологичной продукции в России сократилось почти в 10 раз. В результате, сегодня российское оборудование по многим параметрам отстает от зарубежных аналогов и не может в полной мере конкурировать с продукцией зарубежных производителей на мировых рынках.

Одна из причин такого состояния  - это то, что сегодня в России реально используется в экономике не больше 2% создаваемых научных знаний. И это оборачивается крупным экономическим и стратегическим проигрышем.

Лидерство же США, Китая, Германии, Франции, Индии (по многим показателям) и др. стран – результат продуманной стратегии по созданию экономики, главным ресурсом которой являются новые знания, реализованные в новую продукцию.

Как видно из табл. 1, по количеству ученых и инженерно – технических работников (ИТР)  наша страна входит в тройку сильнейших, наши научные кадры–одни из самых сильных, опытных  и это огромное достояние  России; их знания, идеи, опыты и разработки – востребованы во всем мире. За лучшими учеными всегда была и будет  так называемая «охота за головами».

Научно-технологический потенциал России все еще достаточен, чтобы осуществить технологическую модернизацию производства и обеспечить конкурентоспособность российских товаров. По оценкам экспертов, наша страна до сих пор является мировым лидером по таким перспективным направлениям как лазерные и ядерные технологии, имеет значительные достижения в таких областях, как двигательные установки, специальные и энергонасыщенные материалы и технологии производства новых материалов.

Это очень важно, так как технологии являются огромным ресурсом, позволяющим обеспечить технологическую независимость страны и создавать благоприятные предпосылки для ее успешного экономического развития. Так, «экономическое чудо» Гонконга, Тайваня, Сингапура самым непосредственным образом связано с активным заимствованием этими странами мировых технологий. У нас же имеется ряд собственных уникальных технологий, разработанных нашими учеными,  которые не надо приобретать и за которые не надо платить.

Сегодня Президентом РФ  Путиным В. В. и Правительством РФ  поставлена стратегически важная  задача построения отечественной инновационной системы, которая должна обеспечить преобразование научных знаний в современные технологии, новые материалы и иную конкурентоспособную продукцию.

На сегодняшний день в России формируется национальная инновационная система. Основные ее элементы:  наука, инновационный сектор производства (высокотехнологичные, наукоемкие  предприятия), образование, ориентированное на подготовку высококвалифицированных специалистов, инновационная инфраструктура (технопарки, инновационные центры, наукограды), механизмы поддержки инновационной деятельности представлены на рис. 1.

Рис. 1

 

2.  ГОРОД ЗАРЕЧНЫЙ – ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ НАУКОГРАД РФ

 

Как указывалось выше, элементами национальной инновационной системы являются наукограды.

Наукоград – это муниципальное образование, на территории которого расположены научные, образовательные, производственные и иные организации, осуществляющие научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки и испытания [1].

Наукоградам отведена ключевая роль в развитии экономики России, ее инновационной деятельности. Всего их в стране – 8; статус первого российского наукограда получил Обнинск (Калужская область) в 2002 году (в данном месте у автора фактическая ошибка – первым статус наукограда получила Дубна в 2001 году – ред.), и за эти годы добился серьезного социально – экономического роста. На территории РФ есть 72 потенциальных наукограда, т.е. городов, претендующих на этот статус. Среди них  и наш город. В приложении №1 представлена карта городов  - потенциальных наукоградов.

Получить такой статус весьма сложно, он присваивается официально Указом Президента РФ по представлению Правительства РФ на 25 лет.

 По Федеральному  закону № 70 – ФЗ от 07.09.1999г. «О наукоградах РФ», действовавшему до августа 2004 года,  наукоградам предусматривалась государственная поддержка на развитие предприятий научно – производственного комплекса, осуществляющих инновационную деятельность, на развитие социальной сферы, инфраструктуры [1,3]. Механизм государственной поддержки наукоградам представлен на рис.2.

Рис.2

Механизм государственной поддержки наукоградам

Подпись: Государственная поддержка на экономическое 
и социальное развитие наукограда

 

 

Подпись: Возврат на территорию до 100% собираемых налогов, перечисляемых в федераль-ный бюджетПодпись: Возврат на территорию до 50% собираемых налогов, пе-речисляемых в бюджет субъ-екта Федерации (областной бюджет)

 

 

 

 

 

По новому законодательству, принятому в августе 2004 года, изменился порядок оказания государственной поддержки на развитие наукоградов: МО - наукоградам предоставляются федеральные субвенции для финансирования мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукограда [2,4]. Обязательным условием предоставления субвенций являются положительные факторы развития наукограда на текущий год:

-               темпы роста налоговых поступлений;

-               темпы роста наукоемкого производства;

-               темпы роста инвестиций по предприятиям НПК.

Органы местного самоуправления наукограда несут ответственность за целевое использование субвенций.  В случае нецелевого использования субвенции подлежат возврату в федеральный бюджет РФ.

Изменился в соответствии с новым законом и порядок получения статуса наукограда.

Заречный – один из первых в Свердловской области и УрФО начал работы по получению статуса наукограда РФ.

Муниципальное образование «Город Заречный» - один из самых молодых городов Свердловской области. Заречный был основан в 1955 году, когда началось строительство Белоярской АЭС. 7 сентября 1992 года рабочий поселок Заречный стал городом областного подчинения. Численность населения муниципального образования не превышает 30,5 тысяч человек; средний возраст жителей – 35 лет.

Город Заречный сформировался как моноотраслевой город для решения задач атомной энергетики и других научно-технологических задач, связанных с обеспечением надежной, эффективной и безопасной эксплуатации объектов атомной энергетики, решением проблем радиационного материаловедения, физики твердого тела и т.д. Предприятия МО уже сегодня, в той или иной степени, ведут отработку наукоемких технологий.

В состав научно – производственного комплекса (НПК) муниципального образования «Город Заречный» входит ряд предприятий и организаций:

·                    Основное градообразующее предприятие – Белоярская АС, имеющая с самого основания статус опытно-промышленного предприятия; характер его деятельности определяется высочайшим уровнем технологии производства электроэнергии на базе реактора на быстрых нейтронах БН-600. Белоярская АС ведет, наряду с производством электроэнергии на базе наукоемких технологий, широкий комплекс научно – исследовательских и технологических работ по развитию атомной энергетики на быстрых нейтронах. Признано, что по технологии развития атомных станций на быстрых нейтронах, Россия является мировым лидером и своих позиций терять не намерена.

В муниципальном образовании «Город Заречный» действует ряд научно – исследовательских структур, непосредственно связанных с  развитием  атомной энергетики:

·                    Федеральное государственное унитарное предприятие «Институт реакторных материалов» (правопреемник ГУДП «СФ НИКИЭТ») – предприятие научно – исследовательского профиля, ведущее большой объем  работ по внутриреакторным  и послереакторным испытаниям и исследованиям материалов и изделий объектов ЯЭУ, производству радиоактивных  изотопов, разработке технологий;

·                    подразделения Института физики металлов Уральского отделения РАН, располагающие самостоятельной научно-исследовательской базой и ведущие исследования в области физики твердого тела, реакторной физики, разработки материалов;

·                    подразделения континентальной радиоэкологии и биофизической станции Института Экологии растений и животных Уральского отделения РАН, ведущие комплексные радиоэкологические исследования.

На территории МО «Город Заречный» действует также ряд малых и средних предприятий, среди которых предприятия НПК по выпуску наукоемкой продукции, используемой в различных сферах деятельности и ведущих отработку наукоемких технологий:

·                    Техноцентр «Лазерная диагностика и чистые технологии» (ныне ООО «Центр сверхчистых газов»), ведущий разработки новых технологий, востребованных в ряде отраслей хозяйственной деятельности, в том числе и медицины.

·                    ЗАО НПФ «Термоксид», ведущий разработки и производство сорбентов, высокоселективных к широкому кругу элементов и комплексов; разработки применимы для создания технологий и систем широкого применения, от решения проблем экологической безопасности объектов ядерной энергетики и рационального природопользования до медицины.

 В территориальном  НПК занято около 4 – 5 тысяч  человек.

Налоговые отчисления в бюджеты всех уровней за последние 5 лет составляли порядка 450-500 млн. рублей. Бюджет муниципального образования «Город Заречный» за этот период равнялся 120 - 150 млн. рублей (что составило  25 % от уровня собираемых налогов). Последние годы Заречный являлся территорией – донором, и впервые, в этом году он стал дотационной территорией.

Уровень образования в городе Заречном всегда был достаточно высок: около 456 человек на 1000 человек населения имеют высшее  и среднее специальное образование; общая численность научных сотрудников, занятых в НПК, составляет около 800 человек, среди них:

·               академики и члены – корреспонденты РАН;

·               около 30 докторов наук;

·               около 100 кандидатов наук.

Несмотря на все это, Заречный имеет ряд проблем:

-                           Местный бюджет в силу его небольшого объема не может в полной мере  осуществлять социально-экономическое развитие территории – местный бюджет составляет всего 25-30% от объема собираемых налогов и эта тенденция сохранится в перспективе. Происходит старение инфраструктуры, достаточно проблем в ЖКХ, в медицине и образовании – и решить их средствами местного бюджета невозможно;

-                           Местный бюджет не может реально содействовать развитию предприятий НПК, развитию наукоемких производств на инновационной основе, что реально сказывается на уровне жизни  населения  Заречного.  

Перспективы развития МО «Город Заречный» в основной своей части связаны с развитием атомной энергетики, решением научных и технологических проблем обеспечения надежной и эффективной эксплуатации ядерных энергетических объектов, развития науки и технологии в этом направлении деятельности.

Основой дальнейшего развития муниципального образования является создание и ввод в эксплуатацию энергоблока с реактором на быстрых нейтронах БН – 800 – инновационного проекта по своей сути. В реальных планах  энергетической стратегии России - создание опытно – промышленного энергоблока с реактором на быстрых нейтронах  БРЕСТ – ОД – 300 с пристанционным ядерным топливным циклом, использующим  в качестве теплоносителя свинец, создание которого запланировано на территории муниципального образования «Город Заречный». Реализация этих проектов превратила бы  муниципальное образование «Город Заречный» в мирового уровня центр развития атомной энергетики на быстрых нейтронах. Создание энергоблока БН – 800 ведется с привлечением инвестиционных средств Концерна «Росэнергоатом». Тем не менее, при существующей системе  финансирования 4-го энергоблока, Россия рискует потерять  мировой приоритет в этом направлении атомной энергетики. Причина банальна:  график финансирования строительства БН-800 на сегодня практически сорван, а если энергоблок не будет пущен в 2010 году, Россия окажется в аутсайдерах развития мировой атомной энергетики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Получение Заречным статуса наукограда и предоставление дополнительной  государственной поддержки позволит  городу решить целый комплекс  задач:

1.  Обеспечить сохранение и устойчивое развитие  НПК, реализовать крупнейшие проекты.

2.  Обеспечить развитие новых наукоемких производств, ускорить инновационные процессы производственной деятельности НПК.

3.  Обеспечить устойчивое развитие социальной сферы, осуществлять строительство жилья, в том числе и для молодых специалистов.

4. Решить, с учетом государственной поддержки, проблемы капитального строительства, ремонта и реконструкции жилого фонда, объектов коммунального хозяйства и социальной сферы.

5.  Осуществить подготовку кадров, в том числе и кадров высшей квалификации.

6.  Создать  новые рабочие места, снизить  уровень безработицы.

7.  Улучшить медицинское обслуживание населения, создать условия для его физического и  интеллектуального развития.

 

ВЫВОД:   лишь тогда, когда эти задачи будут решены, у людей появится интересная, хорошо оплачиваемая работа, будет уверенность в завтрашнем дне – тогда наши молодые специалисты вернутся домой, внесут огромный вклад в развитие науки и производства. И тогда мы с уверенностью сможем сказать, что будущее у Заречного есть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.  Федеральный закон   № 70-ФЗ от 07.04.1999 г. «О статусе наукограда РФ».

2.  Федеральный закон № 122 – ФЗ от 23.08.2004 г., рассматривающий изменения закона № 70 – ФЗ от 07.04.1999 г. «О статусе наукограда РФ».

3.  Постановление   Правительства  РФ  № 1072 от 22.09.1999 г. «Об утверждении критериев присвоения муниципальному образованию статуса наукограда и Порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда  и прекращении такого статуса».

4.  Постановление Правительства РФ № 682 от 25.11.2004г. «Об утверждении Порядка предоставления субвенций из федерального бюджета для финансирования дополнительных расходов наукоградов Российской Федерации».

5.  Русские инновации выходят на большую дорогу // Известия, 19.07.2004 г.

6. Формирование базовых элементов национальной инновационной системы в УрФО // Доклад заместителя полномочного представителя Президента РФ в УрФО В. Ф. Басаргина на III окружной конференции по инновациям.

7.  Будет ли наш город наукоградом? // Пятница (муниципальный еженедельник г. Заречного), №14, 23.04.2003 г.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Подпись: ПРИЛОЖЕНИЕ №1


ПРИЛОЖЕНИЕ  № 2

 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Государственная инновационная политика

1.     часть государственной социально – экономической политики, направленная на совершенствование государственного регулирования, развитие и стимулирование инновационной деятельности;

  1. определение органами государственной власти РФ и органами  государственной власти субъектов РФ целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.

 

Инвестиции – долгосрочное вложение, помещение капитала в какой – либо, главным образом производственное предприятие, дело; реальные (прямые) инвестиции – вложение капитала государством или частной фирмой в производство какой – либо продукции.

 

Инновация – новая техника, технология, являющаяся результатом достижений научно-технического прогресса.

 

Инновационная деятельность

  1. многоэтажный процесс, состоящий из научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по созданию нового или усовершенствованного продукта, постановки и освоения производства и вывода продукции на рынок, или по созданию нового усовершенствованного технологического процесса, внедряемого в производство, а также обеспечивающее эти виды деятельности, предоставление услуг информационного, консультационного, организационного характера;
  2. совокупность научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, включая инвестиции в новые знания, которые направлены на получение технологически новых или улучшенных продуктов или процессов;
  3. выполнение работ и (или) оказание услуг по созданию, освоению в производстве и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса;
  4. процесс, направленный на реализацию результатов, законченных научных исследований и разработок, либо иных научно – технических достижений в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки;
  5. вид деятельности по воспроизводству поисковых фундаментальных (необходимой части) и прикладных исследований, проектных и опытно – конструкторских работ, маркетинговых действий в целях вовлечения их результатов в хозяйственный оборот для реализации в виде производимого инновационного продукта. Это единый, в рамках государственного и частного сектора, комплексный научно – технологический, организационный, финансовый, инвестиционный, производственный и маркетинговый процесс, посредством которого идеи и технологии трансформируются в технологически – инновационные продукты (услуги) и процессы (новые методы производства), имеющую коммерческую ценность (коммерческий спрос и коммерческое использование на рынке), а также в новые направления использования существующих инновационных продуктов и услуг, в формирование инновационных рынков. 

 

Инфраструктура – это совокупность отраслей народного хозяйства, обеспечивающих общие условия функционирования экономики и жизнедеятельности людей; производственная инфраструктура – дороги, каналы, мосты, порты, транспорт, связь и т.д.; бытовая инфраструктура – торговля, пассажирский транспорт и связь, а также образование, наука, здравоохранение и др.

 

Наукоемкость – показатель, отражающий:

  1. пропорцию между научно – технической и производственной деятельностью, приходящуюся на единицу продукции;
  2. соотношение числа сотрудников, занятых научной деятельностью, и всеми занятыми в производстве (на предприятии, в отрасли).

 

Субвенции – средства, перечисленные на безвозмездной (безвозвратной) основе из бюджета верхнего уровня на проведение различных работ.

 

Фундаментальные (науки) – основательные, закладывающие основы чего - либо.

Hosted by uCoz