Где прошел татарин
Казань неплохо
продвинулась в своем инновационном развитии, потому что за интернациональными
терминами «бизнес-инкубатор», «технопарк» или «технополис» здесь скрывается четкая отраслевая и кадровая
привязка к местности
На вокзале меня встречала
разъездная машина технопарка «Идея» — BMW X5
последней модели. Это татарская специфика — без приличной машины директора не
будут всерьез воспринимать местные сановники. Да и казанские дороги вынуждают.
Планы приехать сюда в отпуск на своей машине отпали при первом взгляде на них —
такая задача мне не по клиренсу. Зато местные на джипах ловко разъезжаются на
узких улочках, карабкаясь на обочины и тротуары.
В Казани сейчас строительный
бум. Под Универсиаду-2013 строят целый район. Недавно открытый мост через реку
Казанку местные в шутку называют самой большой рекламой «Макдоналдсу» — в его
центре расположена гигантская буква М высотой более
Здесь же, в центре города,
расположена «Идея» — первый местный технопарк. Именно
о ней прежде всего слышишь, когда заходит речь о
татарских инновациях. «Идея» примечательна двумя вещами:
необычной для России бизнес-моделью, обеспечивающей
самоокупаемость, и грамотным менеджментом, ориентированным на лучший западный
опыт.
Бизнес на идее
Казань богата оборонными
предприятиями, и в 1990-е это обернулось потерей большого числа рабочих мест. И
у руководства республики возникла идея создать инновационный
технопарк, чтобы появились новые рабочие места в
высокотехнологичных секторах экономики. Его так и назвали — «Идея». В качестве
площадки было выбрано оборонное предприятие — завод «Свияга»,
развалившийся в начале 2000-х.
В начале 2004-го была запущена
первая часть технопарка — бизнес-инкубатор. В нем начинающие предприниматели могут бесплатно получить место для
работы на срок от шести месяцев до года, а также помощь в написании
бизнес-планов, привлечении финансирования[1]
Позднее в рамках «Идеи» был
открыт инновационно-технологический центр (ИТЦ),
предназначенный для проектов, которые уже получили статус юридического лица.
Пребывание здесь льготное: компании первого года оплачивают 40% от рыночной
арендной ставки, второго — 60%, а третьего — 100%. Причем по льготным ставкам
компании получают не пустое помещение, как в обычных бизнес-центрах, а с мебелью и оргтехникой.
Третья часть «Идеи» —
бизнес-парк, коммерческий бизнес-центр класса B+. Прибыль от него компенсирует
текущие расходы на бизнес-инкубатор и ИТЦ. Благодаря этому перекрестному
субсидированию уже с апреля 2007 года «Идея» вышла на самоокупаемость.
Основными арендаторами бизнес-парка стали представительства компаний Yokogawa, Honeywell, DHL, Siemens, GE Money Bank. Последний открыл колл-центр, в котором 550
сотрудников — преимущественно казанские студентки и недавние выпускницы —
обслуживают клиентов банка по всей России. Местные в
шутку называют этот девичий цветник маленькой Индией. Но, несмотря на иронию,
наличие сильных соседей подстегивает и малые предприятия. Так, после прихода GE
Money Bank многие резиденты
были вынуждены по его примеру вводить социальный пакет: корпоративный фитнес, обеды.
Технопарк
выглядит вполне под стать
разъездной машине: шикарный ремонт и внутри, и снаружи, дорогие машины на
внутренней парковке. Этажи, отведенные для ИТЦ, выглядят намного проще, чем
остальная часть, но тоже вполне пристойно. Всего в создание «Идеи» было вложено
более 1 млрд рублей.
Значительность суммы объясняется высокими затратами на реконструкцию зданий,
часть которых — памятники архитектуры XVIII века. И сейчас, глядя на бизнес-центр,
который второй год подряд признается лучшим офисным центром Казани, трудно себе
представить, что еще несколько лет назад здесь было агонизирующее оборонное
предприятие. Однако инвестиции не были напрасными: даже если учитывать только
ЕСН и НДФЛ, которые остаются в республике, то технопарк
окупился уже в прошлом году.
Услышав мой вопрос об инновационности резидентов, Сергей Юшко нервно вздрагивает.
И это понятно: внимание государства к этой теме, подкрепленное неплохим
финансированием, породило огромный интерес теоретиков. И соревноваться в
риторике с людьми, пишущими научные труды об оттенках толкования слова
«инновации», ему не под силу. При этом в спорах об инновационности
теряется самое важное — понимание того, что она не самоцель, а лишь инструмент
достижения конкурентоспособности. Именно поэтому, говоря об успешности своих
резидентов, Сергей акцентирует внимание не на степени новизны разработок, а на
их рыночной востребованности, росте выручки и
ключевым показателем считает производительность труда. При этом он не чужд
научной среде — одновременно является заведующим кафедрой и деканом факультета
в Казанском технологическом университете, а в 2001 году, защитив диссертацию,
стал самым молодым на тот момент доктором технических наук в Российской Федерации.
В «Идее» действительно нет
прорывных технологий и фейерверка научных открытий. Зато есть крепко стоящий на
ногах бизнес. Сейчас средняя выручка малых компаний в технопарке
составляет 3,2 млн рублей в
год на человека, в то время как на окрестных машиностроительных предприятиях —
750 тыс рублей. Но Юшко ориентируется на западные
стандарты и ставит целью 7 млн
рублей в год. Достичь этого за счет оптимизации существующей работы невозможно:
малые предприятия — самые рачительные хозяева, и эффективность использования
ресурсов в них практически максимальная.
Единственным эффективным
способом повышения выручки Юшко считает создание добавленной стоимости за счет
интеллектуальной собственности. Поэтому «Идея» пошла на сотрудничество с «Роснано» с целью строительства наноцентра
— центра коллективного пользования, оснащенного оборудованием для работы с наноразмерными объектами. Он разместится
на части площадей бизнес-инкубатора и будет
иметь отдельную площадку в технополисе «Химград». Наноцентр в Казани —
действительно коллективный проект: в оформлении заявки на его создание
участвовало 20 местных компаний, желающих получить доступ к соответствующему
оборудованию, а в реализации принимают участие представители трех НИИ и
Казанского технологического университета.
Чтобы снять вопросы о том,
является ли «Идея» «правильным» инновационным технопарком,
Сергей Юшко решил не изобретать велосипед, а обратиться к мировому опыту
создания подобных учреждений, который насчитывает уже более сорока лет. Для
этого «Идея» вступила в Европейскую сеть инновационных бизнес-центров
(EBN). Процесс аттестации в EBN весьма серьезен: оценка включает в себя 111
вопросов, точность ответов на которые ежегодно проверяется инспекциями. А
сертификат BIC (инновационного бизнес-центра)
выдается лишь после двух лет соответствия лучшим практикам Европейской сети.
Сейчас в России два члена этой сети: годовой сертификат с обязательным
подтверждением имеет зеленоградский технопарк, «Идея» же гордится сертификатом инновационного бизнес-центра, выданным на три года без необходимости
подтверждения.
Спектр деятельности резидентов
ИТЦ весьма широк: от создания мультфильмов до интенсивного кролиководства. Но
наиболее популярны ИТ и инжиниринг, ориентированный
преимущественно на нефтегазовую и химическую отрасли. Это не результат
направленного отбора, а стихийно сложившийся тренд. Впрочем, вполне объясняемый нефтяным изобилием Татарстана и большим числом
химических предприятий. Отсутствие четкой специализации, ориентированной на
местные ресурсы и спрос, привело к стагнации многие региональные бизнес-инкубаторы.
Есть у команды Юшко и другие
инфраструктурные проекты. Следующей после «Идеи» стала программа создания технопарков в сфере высоких технологий, в ее рамках команда
«Идеи» выиграла две заявки: на создание ИТ-парка и технополиса «Химград». ИТ-парк решением руководства республики был передан другой
управляющей команде, дабы не класть все яйца в одну корзину. Но корзина Сергея
Юшко оказалась удачной, и управляющая команда «Идеи» создала еще два технопарка. Совместно с КамАЗом — Камский индустриальный
парк «Мастер» в Набережных Челнах. И совместно с «Татнефтью»
— Инновационно-производственный технопарк
«Идея — Юго-Восток» в Лениногорске.
Быстрый старт производства
«Химград»
— это другой формат работы. Если «Идея» позволяет компаниям работать в офисном
режиме, то в технополис идут компании, доросшие до
промышленного производства[2].
Около десятка резидентов «Химграда» пришли в него из
«Идеи». Отправился туда и я.
Один из самых необычных
резидентов технополиса — инновационно-инженерный
центр холдинга «Татнефтехиминвест», приют местных
изобретателей. Большое двухэтажное здание не имеет традиционного отопления —
только за счет тепловых насосов. Инноваторы, обитающие в нем, впечатлили особо ожесточенной тягой к реализации
нетривиальных идей. Один из них, сидя на крыльце, запускал нещадно
чадящий компактный бензиновый генератор. Он закольцевал выхлоп генератора на воздухозаборник, при этом в качестве горючего использовал
смесь бензина с водой, которая, по его словам, превращалась в синтез-газ.
Подобная технология, по его оценке, позволит обычному автомобилю ездить на
одном бензобаке три-четыре месяца. Мои попытки воззвать к закону сохранения
энергии и здравому смыслу успеха не возымели, и он гордо продемонстрировал свое
следующее изобретение, установку холодного термояда —
трубу большого диаметра длиной несколько метров с вентилем и датчиком
температуры[3].
Инноватор гордо повернул вентиль и заявил, что
водород уже пошел. При мысли о получении водорода в закрытом помещении без вентиляции
возникло острое желание продолжить экскурсию по другим резидентам технополиса, однако инноватор,
вцепившись мертвой хваткой в мой рукав, уже рассказывал о своих научных
публикациях.
Однако дальнейшее знакомство
показало, что технополис все же серьезный проект. «Химград» — технопарк, специализирующийся на химических производствах. Он был
создан в 2006 году на территории обанкротившейся «Тасмы»
— в советское время крупного комбината по производству фотопленки.
Технополис
старается предоставить все для быстрого старта производства. Здесь бесплатно
подключение электричества, воды, тепла. Действует принцип одного окна в выдаче техусловий, оформлении разрешительной документации,
заключении договоров энергоснабжения и аренды. Технополис
не ставит жестких ограничений по профилю резидентов, но наиболее благоприятны
условия для химических предприятий. Есть лаборатория по сертификации рабочих
мест, собственная пожарная часть, собственный медпункт и лаборатория
экологического контроля. На территории технополиса существует
единая санитарно-защитная зона с общими показателями предельно допустимых
выбросов, и новым резидентам не приходится самостоятельно получать разрешения.
Наличие всего вышеперечисленного значительно снижает начальные издержки,
зачастую критичные для небольших предприятий. А также поднимает
производственную культуру в городе, поскольку «гаражным» производствам не по
карману обеспечить меры безопасности, критически необходимые в химии.
Кроме того, технополис
организовал для своих резидентов централизованную поставку сырья с «Нижнекамскнефтехима» и «Казаньоргсинтеза»
по заводским ценам — это хорошее подспорье для малых компаний, обычно
вынужденных иметь дело с перекупщиками. В планах «Химграда»
создание центра сертификации полимеров, такие лаборатории есть преимущественно
у крупных производителей, но они неохотно помогают своим малым конкурентам. Технополис также оказывает маркетинговую поддержку,
помогает с привлечением финансирования.
Расположение в черте города
химического технопарка имеет свои минусы, но особо
вредные производства сюда не берут. Скажем, на пороховой завод, который
существует в Казани уже третий век, местные жители косятся с куда большим
подозрением.
На протяжении предшествующих
полутора десятков лет территория «Тасмы», занимающей
На этапе разработки концепции технополиса был изучен опыт нескольких зарубежных
индустриальных парков, образцом выступил Frankfurt-Höchst,
расположенный на территории бывшей немецкой химической компании Hoechst AG во Франкфурте-на-Майне. Управляющая им компания Infraserv была привлечена для разработки мастер-плана «Химграда».
Команда, работавшая над проектом, проходила стажировку во Франкфурте-на-Майне.
Не все было пригодно для прямого
копирования. Например, в Frankfurt-Höchst земля
предоставляется только в долгосрочную аренду на 99 лет с обязательством
привести ее в первоначальное состояние по истечении срока. Но «Химград» конкурирует на свободном рынке с
неквалифицированным предложением, поэтому, чтобы сохранить привлекательность, вынужден также предоставлять право собственности на участки.
Frankfurt-Höchst
— амбициозный ориентир: в нем работает 22 тыс. сотрудников, из них 4 тыс. в
R&D, и за последние десять лет его резиденты инвестировали 4,8 млрд долларов в развитие на его
площадке. У «Химграда» показатели пока скромнее.
Сейчас в технополисе 111 резидентов и чуть больше 4
тыс. рабочих мест, но пока он заполнен лишь на 30% и на плановую
наполненность в 90% планирует выйти к концу 2013
года. К тому времени в технополисе должно быть
создано 10 тыс. рабочих мест за счет общих инвестиций в размере 12,5 млрд рублей.
У «Химграда»
стратегия смешанного заполнения: крупные компании дают основной вал по выручке,
но за счет больших капиталовложений достигают более высокой степени
автоматизации и создают меньшее число рабочих мест; основное количество рабочих
мест обеспечивают малые компании.
Крупнейший якорный арендатор —
компания «Данафлекс», занимающаяся производством
гибкой упаковки. В ней реализован полный цикл производства. Выдув
ведется на внушительных экструдерах — напряженный подрагивающий рукав
остывающей пленки взмывает к потолку на десяток метров. В соседнем цехе
расположены флексографические и ламинирующие машины.
Непривычно видеть знакомые этикетки майонезов и кетчупов, раскиданные огромными
бобинами по полу.
Есть у «Данафлекса»
и свой инновационный проект — совместно с «Роснано»
создается производство высокобарьерных полимерных
упаковок: между двух слоев пленки помещаются частицы глины. Такая упаковка
может служить заменой металлизированным пленкам, используемым, например, для
упаковки чипсов, но при этом она легче перерабатывается и может быть
прозрачной. По словам местных инноваторов, Анатолий
Чубайс уже начинает обретать в российской провинции мифологические черты,
становясь высокотехнологичной версией царя Мидаса. Если прикосновение
последнего превращало все в золото, то явление Чубайса инноваторам
обращает все — от лампочек до глины — в «нано».
Еще один интересный проект — «Энергодом», это экспериментальное здание, напичканное
современными технологиями: солнечные батареи, полностью автономное
теплоснабжение и горячее водоснабжение на тепловых насосах, рекуперативная
вентиляция, освещение на светодиодах с датчиками движения, краны с ограничением
потребления воды. Одновременно «Энергодом» является
демонстрацией возможностей и проверкой эффективности технологий[4].
В «Химград»
приходят не только зрелые компании. Здесь уже есть два малых инновационных
предприятия, отпочковавшихся от вузов в соответствии с ФЗ № 217. Еще два
подобных предприятия планируются к размещению. На площадке технополиса
реализуется два проекта совместно с Казанским федеральным университетом в
рамках постановления № 218, которое позволяет получать государственное софинансирование до 100 млн рублей на проекты создания и модернизации
производства с привлечением вузов. Один из них осуществляет возродившаяся «Тасма», запускающая производство рентгеновских медицинских
пленок стоимостью 50 млн
рублей.
Вся инновационная инфраструктура
в Казани и местные университеты тесно переплетены между собой. Резиденты технополиса организуют преддипломную практику студентов,
дают возможность поработать на современном оборудовании.
Немалую роль в этом играет
химический уклон региона. Профильный вуз — Казанский технологический
университет — традиционно специализировался на полимерной химии, взрывчатых
веществах, глубокой переработке углеводородного сырья. О его роли говорит объем
НИОКР, который за прошлый год составил почти миллиард рублей. Такая выручка
обеспечивается наличием в составе университета крупнейшего в стране проектного
института «Союзхимпромпроект», который проектировал
большинства объектов технополиса, и НИИ
«ТЕКС-каучук», занимающегося исследованиями в области производства резин и
каучуков. У КГТУ три технологических полигона, включая лакокрасочный завод.
Привязка к местности
Развитие инновационной
инфраструктуры в России пока нельзя назвать успешным. До настоящего времени она
формировалась в результате спорадических приступов интереса федеральной власти
к инновациям и разрозненных инициатив региональных властей. В результате, по
прошлогодним подсчетам Минфина, в стране существует более 110 технопарков, 100 центров трансферта технологий и 120 бизнес-инкубаторов. Однако эффективность этих элементов
инновационной инфраструктуры невысока. Поводом для создания многих из них
послужило желание получить финансирование в рамках федеральных программ, но в
результате они так и не получили ни осмысленного наполнения, ни жизнеспособной бизнес-модели.
Эффективность большей части российской инновационной инфраструктуры не
соответствует мировому уровню. Сложившаяся ситуация связана прежде всего с
отсутствием системного подхода к созданию инновационной инфраструктуры и с
нехваткой опыта.
Сейчас большинство регионов
проявляет активность в поддержке инноваций. Но в России не может быть 83
«кремниевые долины». Массовый стихийный рост инновационных инициатив в регионах
неизбежно сменится периодом селекции — отбором нескольких регионов, где
инновации смогут сделать серьезный вклад в экономику, а инновационная
инфраструктура будет достаточно эффективной за счет масштаба и концентрации
ресурсов. И чтобы остаться в числе инновационных лидеров, регионам придется
серьезно работать над повышением ее эффективности.
Инновационная инфраструктура в
Татарстане тоже находится в стадии становления. Но части заявленных целей она
уже достигает, создавая рабочие места в высокотехнологичных секторах и
увеличивая ВРП. Успешность ее создания объясняется сочетанием нескольких
факторов. Прежде всего это ориентация на лучшие
мировые практики и достаточное финансирование. В Казани не чувствуется
стремления сделать что-либо на коленке и за три копейки. И это правильно — при
создании инновационной инфраструктуры и современного производства
неконкурентоспособность результата, достигнутого малыми средствами и подручными
материалами, не позволит окупить даже небольшие вложения.
Значительный вклад вносит
внимание властей республики. Например, инициатор создания «Идеи» и нынешний
председателем ее совета директоров — первый заместитель премьер-министра
Республики Татарстан Равиль Муратов.
Важную роль играет отсутствие
пропущенных этажей в инновационном лифте. В отличие от Томска, где имеет место
провал между бизнес-инкубаторами и технико-внедренческой
зоной, наличие всех форм инновационной инфраструктуры в Казани позволяет
поддерживать инновационные инициативы любой стадии зрелости. Разнесение функций
отбора, финансирования, сопровождения между различными объектами инновационной
инфраструктуры помогает разделить риски, способствует формированию более
эффективной и конкурентной среды. А отсутствие дотаций и текущего
финансирования объектов инновационной инфраструктуры делает прозрачной оценку
их деятельности, заставляет искать эффективные решения.
Но главное, на наш взгляд, —
привязка к местности. В Казани, например, в отличие от Томска нет ощущения
изобилия научных изобретений. Зато есть своя сильная сторона. Ехидные томичи напоминают
пословицу: «Где прошел татарин, еврею делать нечего». И это лучшая похвала
местному умению коммерциализировать даже небольшие
новации, создавать крепкий бизнес. Существенную роль в успешности казанской
инновационной инфраструктуры как раз и играет то, что основные акценты
поддержки, химия, инжиниринг и ИТ, соответствуют
ключевым ресурсам республики — нефтехимической отрасли и кадрам.
Виталий Сараев
источник -
[1] это хороший прецедент, который инноваторы, не имеющие стартового капитала для реализации своих разработок, могут приводить в пример потенциальным спонсорам
(здесь и в последующих сносках – комментарии редакции сайта)
[2] Ещё одна интересная оговорка: получается, что разработчики, пришедшие в технопарк, могут не сразу начинать с реализации своей идеи, а получают время для «офисного» этапа работы?
[3] С одной стороны, похоже на шарлатанство. Но, с другой стороны, если даже такие несерьёзные проекты всерьёз рассматриваются, то и наши более продуманные проекты имеют шанс на рассмотрение
[4] А вот постоянные проекты «домов на солнечных батареях» (пригодные где угодно, кроме российских климатических условий) уже надоели. Надо будет при работе по сбору инновационных проектов внести условие: не принимаются к рассмотрению: 1) проекты вечных двигателей, 2) любые проекты со словами «торсионные» и «микролептонные», 3) «автономные энергосберегающие дома», 4) проекты по переработке автомобильных покрышек в асфальтовое покрытие.