От ред. сайта: предлагаем
вашему вниманию материал с сайта
Международная конференция по энергетической
безопасности констатирует необходимость развития ядерной энергетики
13 марта в московском «Президент-отеле» начала работу международная конференция по энергетической безопасности, проводимая в преддверии намеченной на ближайшее время встрече министров энергетики стран «большой восьмерки». Председательствовал на конференции министр энергетики России Виктор Христенко. В рамках конференции в первый день ее работы состоялся круглый стол «Состояние и перспективы развития атомной энергетики».
Практически все выступавшие как на пленарном
заседании конференции, так и на «круглом столе», отмечали, что нынешняя
энергетическая система как в рамках всего мира, так и конкретно в рамках
России, достигла определенного предела своего развития, за которым должны
последовать определенные качественные изменения. И практически все соглашались
с тем, что таким изменением должно стать резкое повышение роли атомной энергии.
В своем вступительном слове министр энергетики РФ
Виктор Христенко отметил основные проблемы, стоящие перед мировой энергетикой.
Это, с одной стороны, диспропорции в развитии ТЭКа, удаленность мест добычи
топливных ресурсов от мест потребления (90% мирового ВВП находится в странах,
импортирующих энергоресурсы). Другая проблема – это предстоящий неизбежный рост
потребления энергии, вызванный целым рядом причин. Для решения энергетических
проблем, по словам Христенко, необходимо до 2030 года вложить в развитие
энергетики во всех странах мира сумму в общей сложности 17 триллионов долларов
(очевидно, Христенко имел в виду сохранение в данный исторический период
доминирования углеводородной энергетики, при этом нетрудно видеть, что развитие
ядерной энергетики потребует значительно меньших средств). Христенко предложил
ряд мер, направленных на решение энергетических проблем. Это, во-первых,
развитие энергосберегающих и экологически чистых технологий, а также энергетики
на возобновляемых источниках. Во-вторых, усиление регулирующей роли
государственных органов в рыночных процессах в сфере энергетики: мониторинг
состояния в сфере энергетики, исправление рыночных перекосов, долгосрочное
энергетическое планирование. В-третьих, человечеству предстоит осуществить
технологический прорыв в использовании инновационных энергетических технологий,
в число которых на первое место входит ядерная энергетика. И, наконец, по
словам Христенко, необходимо создать систему, исключающую саму возможность
разрушительных конфликтов за источники сырья и средства транспортировки, дать
человечеству перспективу развития на длительный исторический период.
Руководитель Росатома Сергей Кириенко в своем
выступлении дал ряд тезисов о положении в энергетике и необходимых дальнейших
шагах.
Во-первых, Кириенко обратил внимание слушателей на
очевидный рост потребления энергии. В России за последние несколько лет рост
потребления энергии в полтора раза превысил прогнозы. Аналогичная тенденция
наблюдается и во всех других странах мира. Одной из основных причин этого
является рост энергопотребления населения в связи с ростом доходов. Это же
явление хорошо заметно на примере Китая и Индии. Как следствие – ключевым
вопросом становится доступ к энергоресурсам.
Руководитель Росатома убедительно показал, что
современная углеводородная энергетика не способна справиться с этими
проблемами. Всем известно, что предстоящее исчерпание запасов топливных
ресурсов ведет к росту цен на нефть, но при этом надо понимать, что этот рост
цен не даст роста запасов. Если в ближайшее время сохранится нынешняя структура
энергетики и темпы роста, то уже к 2030 году потребуется освоение 7-8 новых
месторождений нефти и газа, равных Саудовской Аравии. Понятно, что это
нереально. Поэтому, по словам Кириенко, безальтернативным являются такие виды
энергии, которые не связаны с углеводородами и не выбрасывают парниковых газов.
И единственный такой реальный источник энергии – это атомная энергия. Не
случайно мы видим «парад манифестов» по всему миру о пересмотре энергетических
стратегий разных стран (Китай объявил о намерении построить 100 ГВт атомных
энергоблоков, Индия – 40 ГВт, Украина – 15-20 ГВт, США повысили свой прогноз
строительства АЭС к 2050 году с 50 до 300 ГВт). В ближайшие 30-40 лет в мире
может появиться до 600 ГВт новых АЭС. Не отстает от мировой тенденции и Россия,
выдвинув план повышения доли атомной энергии к 2030 году с нынешних 16% до 25%.
Следующий момент, который отметил руководитель
Росатома – что развивающиеся страны, не обладающие сегодня доступом к атомной
энергии, будут делать всё, чтобы этот доступ получить. Но если новая страна
получает доступ к ядерному топливному циклу, то она получает доступ к
технологиям, делающим возможность создание ядерного оружия. И ситуация с Ираном
– это первая, но далеко не последняя ситуация, когда несомненное право
суверенного государства на освоение мирной ядерной энергии приходит в
столкновение с режимом нераспространения. Решение этой проблемы известно и оно
было озвучено в январе 2006 года президентом России Владимиром Путиным –
создание международных центров по предоставлению услуг ядерного топливного
цикла. По словам главы Росатома, это лишь один из примеров, показывающих
необходимость тесного международного сотрудничества в освоении атомной энергии.
Другие примеры международных проектов в ядерной области – ИТЭР, ИНПРО,
присоединение России к проекту Generation IV – это
объективная тенденция развития энергетики.
О проблемах существующей энергетики и о том, что
одним из основных механизмов решения этих проблем должно быть более широкое
развитие ядерной энергетики, говорили и выступавшие представители других
отраслей экономики, в частности, президент РСПП Александр Шохин и заместитель
председателя правления РАО «ЕЭС» Сергей Дубинин, а также представители нефтяной
и газовой отраслей. В частности, президент «Лукойла» Вагит Алекперов сказал о
проблемах нефтяной энергетики. За последние 6 лет экспорт российской нефти
вырос в полтора раза, при этом помимо трех традиционных центров потребления
(США, Европа и Япония) появился четвертый центр – Китай, в котором за последние
10 лет потребление нефти удвоилось (тогда как в других странах выросло на 16%).
По словам Алекперова, события, способные дестабилизировать рынок, будут
происходить и в дальнейшем.
Председатель комитета Госдумы по энергетике,
транспорту и связи Валерий Язев, посвятив свое выступление в основном проблемой
газовой сферы, также констатировал необходимость более широкого развития
ядерной энергетики. По его словам, в этой сфере Россия могла бы взять на себя
ряд международных обязательств: развитие энергетики на быстрых нейтронах,
предоставление услуг ядерно-топливного цикла, строительства ядерных объектов во
всем мире, организация системы лизинга ядерных делящихся материалов и плавучих
АЭС. Язев также обратил внимание на то, что нынешнее законодательство не
позволяет привлекать частные инвестиции в ядерную энергетику, и заявил, что
возглавляемый им комитет ждет от правительства и Росатома законов, которые
внесли бы коррективы в эту ситуацию.
На состоявшемся круглом столе, посвященном
перспективам развития ядерной энергетики, депутат Госдумы Виктор Опекунов
обратил внимание собравшихся, что, судя по результатам обсуждения, убеждать в
необходимости развития ядерной энергетики никого не нужно, поэтому лучше
обсудить конкретные меры по ее развитию. Опекунов отметил, что в своем нынешнем
виде ядерная энергетика по сути мало чем отличается от тепловой: в обоих
случаях используется исчерпаемое топливо (либо углеводороды, либо уран-235), и
в обоих случаях образуется большое количество отходов. По словам Опекунова,
ядерная энергетика проявит свои несомненные преимущества после перехода на
замкнутый топливный цикл, и Россия, как несомненный мировой лидер в этой
области, должна активнее внедрять соответствующие технологии и предлагать их
рынку. Сегодня нет противников реакторов на быстрых нейтронах с замкнутым
топливным циклом, - сказал Опекунов, - но многие говорят, что сейчас заниматься
этим несвоевременно, что это будет не раньше 2030 года, и т.д. Однако, - отметил
депутат, - 2030-е годы не за горами, и учитывая инерционность внедрения новых
технологий, заниматься этим нужно уже сейчас. Понимая важность развития ядерной
энергетики на быстрых нейтронах, Госдума в этом году впервые выделила бюджетные
средства на строительство реактора БН-800.
Тему развития ядерной энергетики с замкнутым
топливным циклом продолжили научный руководитель ОКБМ имени Африкантова
академик Федор Митенков и заместитель гендиректора «Росэнергоатома» Олег
Сараев. В их выступлениях были названы и конкретные ориентиры – в 2012 году –
завершение строительства реактора БН-800, к 2018 году – строительство головного
коммерческого энергоблока, а с 2030 года – начало серийного строительства
быстрых реакторов.
Другим обсуждавшимся вопросом была реализация плана
по увеличению доли ядерной энергетики до 25% к 2030 году. С докладом на эту
тему выступил начальник управления атомной энергетики Росатома Валерий Рачков.
Известно, что задача, вытекающая из этого плана – ввод по 2-3 ГВт ядерной
генерации ежегодно после 2012 года. Рачков выделил ряд этапов в реализации
этого плана. Первый этап – в 2007-2010 годах – формирование основ
строительно-монтажного комплекса, формирование схемы размещения новых блоков,
второй этап (2011-2015 годы) – реализация проектного и промышленного задела,
заложенного на первом этапе.
На круглом столе также выступили заместитель
Генерального директора МАГАТЭ Юрий Соколов, рассказавший о ситуации в
энергетике и о роли атомной энергии в решении существующих проблем, и
заместитель исполнительного директора ФГУП «Росэнергоатом» Алла Архангельская,
рассказавшая о роли «Росэнергоатома» в процессе идущей в стране реформы
электроэнергетики.
В итоговом заявлении круглого стола отмечалось, что
развитие ядерной энергетики является необходимым средством для решения проблемы
удорожания природных топливных ресурсов и климатических изменений. Без ядерной
энергетики, как подчеркивается в заявлении, невозможно обеспечение проблемы
энергетической безопасности. Также в заявлении приветствуется инициатива России
по созданию международных центров по предоставлению услуг ядерного топливного
цикла под контролем МАГАТЭ.