Интервью: Николай Севастьянов, президент РКК "Энергия"
"Освоение Луны и Марса должно быть совершено при жизни нашего поколения"
Президент РКК "Энергия" Николай Севастьянов уверен, что космос вскоре станет инвестиционно привлекательным.
Амбициозные космические проекты, например полет человека на Марс, часто вызывают критику скептиков - нужно ли тратить на это миллиарды долларов? Николай Севастьянов, возглавивший российскую космическую корпорацию "Энергия" весной нынешнего года, уверен, что уже скоро пилотируемые полеты в космос начнут приносить прибыль. В интервью "Ведомостям" Севастьянов рассказал о том, когда российский космонавт может оказаться на Луне, о проекте нового корабля "Клипер", а также об отношениях с акционерами корпорации.
- Акционеры "Энергии", в первую очередь государство, могли бы лучше понимать стоимость своих акций, если бы они котировались на бирже. Есть ли у вас планы включения акций корпорации в листинг фондовых бирж?
- В принципе, такие планы есть, но вначале мы должны сделать компанию привлекательной для инвесторов. Думаю, что сможем выйти на биржу в течение пяти лет.
- Как вы считаете, стоит ли государству увеличить свою долю в "Энергии" с нынешних 38% до контрольной или даже до 100%?
- Я считаю, что государство может иметь контрольный пакет, так как "Энергия" имеет стратегическое значение для государства как головное предприятие космической отрасли России. Это и нам бы помогло в работе, так как давало бы дополнительные гарантии устойчивости компании для других инвесторов и акционеров.
- Вторым крупнейшим акционером "Энергии" является ООО "Инвестиционная компания "Развитие", которому принадлежит более 17,25% акций корпорации. Что это за компания?
- Это дочернее предприятие "Энергии", ее 100%-ная "дочка". Когда в конце 90-х гг. началась активная скупка акций "Энергии" у ее сотрудников представителями зарубежных компаний, "Развитие" выкупило какую-то часть этих акций. Теперь, по сути, эти акции находятся в
собственности "Энергии", но через дочернюю компанию.- Есть ли у "Развития" планы и дальше наращивать свою долю в "Энергии"?
- Пока мы не видим необходимости вкладывать деньги в собственные акции. Сейчас нам надо инвестировать в новые технологии. При сложении наших акций с государственной долей получается больше контрольного пакета, что позволяет получить управление компанией в интересах государства.
- Может, тогда государству стоит выкупить у "Энергии" принадлежащие ей собственные акции?
- Это может быть одним из вариантов [увеличения госдоли]. Другой вариант - допэмиссия акций. Это способ привлечения в компанию дополнительного капитала. Но мы понимаем, что государство, так же как и другие инвесторы, будет покупать наши акции только тогда, когда мы покажем
, в какие проекты собираемся вложить полученные инвестиции. В первую очередь мы должны развивать новые технологии, которые позволят выпустить нам на космический рынок новую, востребованную продукцию и вернуть таким образом инвесторам их деньги.- А кому принадлежат остальные акции?
- Это частные инвесторы, наиболее крупный из них - "Каскол", компания, работающая на авиационном рынке. На собраниях [акционеров] "Каскол" консолидирует пакет нескольких миноритарных акционеров, поэтому представители "Каскола" уже несколько лет входят в состав совета директоров "Энергии". Очень отрадно, когда такие коммерческие компании проявляют активный интерес к космосу.
- Каких-то совместных проектов с "Касколом" у вас нет?
- Пока нет, но мы поддерживаем с ними хорошие отношения. Вообще, мы стараемся поддерживать хорошие и доверительные отношения со всеми нашими акционерами. Ведь чтобы сегодня успешно работать на рынке, мы должны думать о привлечении инвестиций в развитие новых технологий.
- В Роскосмосе говорят о тяжелом финансовом положении в "Энергии". Как исправить ситуацию?
- Чтобы вывести "Энергию" из экономического спада, надо придерживаться трех принципов. Во-первых, подходить к новым проектам не только с точки зрения их технической реализуемости, а смотреть, насколько этот проект будет интересен и выгоден потребителю. Ведь от этого напрямую зависит количество заказов. Во-вторых, раньше "Энергия", несмотря на то что она с 1994 г. является акционерным обществом, а значит, коммерческой компанией, управлялась старыми методами, исходя из затратных принципов "котловой" экономики. Теперь мы внедряем проектный принцип управления: каждый проект должен иметь свой бюджет, в каждом проекте надо добиваться экономической эффективности. В-третьих, мы должны понимать, что мир идет вперед
и нельзя жить за счет старых технологических заделов, созданных в 70-80-х гг. У "Энергии" из новых технологий сейчас есть только система спутниковой связи "Ямал". Пилотируемые проекты реализуются за счет технологий, которые были разработаны 20-30 лет назад.- По итогам первого полугодия у компании были чистые убытки в 449 млн руб., а по итогам девяти месяцев - чистая прибыль в размере 36 млн руб. Как вам удалось добиться этого?
- Мы стали контролировать исполнение бюджета компании и ускорили реализацию работ заказчикам. Постоянно контролируем рентабельность проектов.
- Не планируете выплачивать дивиденды?
- Наша задача-минимум - вывести компанию из убытков в 2005 г. Но, я думаю, в следующем году мы предложим выплатить дивиденды, пусть даже небольшие. Главное - это обозначить тенденцию, так как я считаю, что акционерное общество обязано платить дивиденды. В целом мы ставим задачу за пять лет удвоить доходность компании и выплачивать дивиденды в размере как минимум 15% от номинальной стоимости акций.
- Какую часть в контрактах "Энергии" составляют государственные заказы, а какую - коммерческие?
- Примерно 50 на 50. Госзаказ в основном касается МКС, где мы отвечаем за строительство и эксплуатацию российского сегмента, за доставку космонавтов и грузов на МКС, а также за организацию проведения экспериментов в космосе. Коммерческое направление - это создание спутников связи "Ямал" и спутников наблюдения, пусковые услуги. Также мы, например, участвуем как подрядчик в создании европейского грузового космического корабля ATV, постепенно выходим на рынок коммерческой пилотируемой космонавтики.
- Почему космических туристов оказалось так мало?
- По оценкам экспертов, сейчас на земле есть несколько сотен состоятельных людей, которые потенциально могли бы стать космическими туристами. Почему же они не летят в космос? Их либо не пропускают врачи, либо они сами не хотят - из-за длительного срока подготовки к полету. Сейчас это год-полтора. А ведь обычный человек, как правило, не может выпасть из своей деловой жизни на такой длительный срок. Поэтому стоит вопрос о создании нового транспортного средства, которое позволит снизить себестоимость полета человека в космос, а также снизить нагрузки для космонавтов. Это сразу бы увеличило рынок коммерческих полетов до нескольких сотен туристов.
- Видимо, это корабль "Клипер"?
- Создавая "Клипер", мы формируем новую концепцию пилотируемого космического средства. Хотя "Союз" экономически более эффективен, чем "Шаттл", тем не менее мы должны воспроизводить затраты на его изготовление при каждом новом полете. А у "Клипера" спускаемый аппарат должен быть многоразовым и иметь планерные характеристики. Агрегатный и бытовой отсеки должны быть невозвращаемыми, но многоразовыми, т. е. они должны постоянно находиться в составе станции. "Клипер" будет запускаться при помощи модернизированного ракетоносителя "Союз", садиться будет, как планер, на посадочную полосу, которая была сделана еще для "Бурана".
- Сколько там поместится людей?
- "Клипер" позволит доставлять в космос и возвращать от 500 кг до 1,5 т грузов. Там могут находиться шесть человек: два профессиональных космонавта и четыре непрофессиональных. Первый штатный пуск мы планируем осуществить в 2012 г., а как основную транспортную систему - ввести с 2015 г. Мы хотим сделать "Клипер" таким же окупаемым проектом, как спутники связи "Ямал". Этот проект позволит России сохранить за собой рынок коммерческих пилотируемых полетов.
- Какие направления в космической экономике самые перспективные?
- Прежде всего это пилотируемый космос. Он не только дает большой стимул к развитию технологий в стране, но также вскоре должен приносить экономическую отдачу. Развитие спутниковой связи позволяет решить проблему "последней мили", которая съедает гигантские деньги. В конце 90-х гг. шла речь чуть ли не о прекращении производства отечественных спутников связи. А в начале 2000-х гг. у нас произошел рывок, и сейчас реализуются две крупнейшие программы - спутники "Ямал" и "Экспресс". Очень важным направлением является создание спутников наблюдения. К сожалению, в России не осталось ни одного такого спутника. Сейчас "Энергия" делает спутник "Белка" в рамках совместного российско-белорусского проекта. У нас пока еще не осознали, что использование таких спутников для России в силу ее размеров очень актуально. По нашим оценкам, через пять лет доходность по этому сегменту обгонит спутники связи.
- А какую пользу приносит пилотируемая космонавтика?
- Человек должен постоянно присутствовать в космосе, и именно это является основной целью создания МКС. Космическая станция поможет решить множество задач. Во-первых, это будет международный космический порт. Во-вторых, МКС позволяет вести фундаментальные научные исследования в космосе. Уже сегодня космос помогает отвечать на многие вопросы - от прогнозов погоды до вопросов энергетики. В-третьих, мы можем отработать на МКС многие технологии, эксперименты с которыми на Земле или очень затратны, или попросту невозможны. Кроме того, с помощью МКС можно отрабатывать длительные полеты человека в космос, например на тот же Марс. МКС может стать промышленной площадкой для сборки межорбитального комплекса для полетов на Луну.
- Когда же Россия осуществит полет на Луну?
- Мы могли бы осуществить высадку уже к 2012-2014 гг., используя технологию кораблей типа "Союз". Если бы у нас была принята программа в пределах $2 млрд, мы могли бы высадиться на Луну за три экспедиции. Первая - это просто облет Луны, вторая - переход на круговую орбиту с автоматической посадкой лунного модуля, третья - высадка человека на Луну. Полет на Луну сегодня может быть профинансирован только государством, но пока такая задача не ставится. Создать же промышленную транспортную систему для регулярных полетов к Луне и добычи там полезных ископаемых мы могли бы уже к 2020 г.
- Когда можно будет говорить о реальном освоении Луны и Марса?
- Мы обязаны это сделать при жизни нашего поколения, в первую очередь из-за ограниченности энергетических ресурсов. Так или иначе, но мы будем [вынуждены] двигаться за пределы нашей планеты для поиска новых экологически чистых источников энергии. Им вполне может стать изотоп гелия-3 для термоядерной энергетики. Он есть на Луне. Земные запасы гелия-3 настолько малы, что о промышленном их использовании не идет речи. По оценкам, на нашем спутнике содержится не менее 1 млн т гелия-3, что может полностью обеспечить земную энергетику на срок более 1000 лет.
- А чем полезен Марс?
- Полет на Марс должен быть международным проектом. Марс - это возможная новая территория обитания человека. Проблема замкнутого пространства, которым сейчас для нас является Земля, рано или поздно приведет к конфликтам в развитии цивилизации. Пилотируемый космос нужен для решения этой проблемы. Кроме того, полет к Марсу позволит отработать новейшие технологии, позволяющие совершать дальние полеты вглубь Солнечной системы, к энергетическим ресурсам Юпитера, Урана.
БИОГРАФИЯ
Николай Севастьянов родился в 1961 г. в Челябинске. В 1984 г. закончил факультет аэродинамики и космических исследований Московского физико-технического института. В 1984 г. пришел в НПО "Энергия" на должность инженера, прошел путь до заместителя генерального конструктора. С 2000 г. - гендиректор ОАО "Газком". В мае 2005 г. избран президентом корпорации "Энергия".
О КОМПАНИИ
ОАО "Ракетно-космическая корпорация (РКК) "Энергия" ведет свою историю с 1946 г. "Энергия" первой в мире произвела запуск искусственного спутника Земли, автоматических станций к Луне, Венере, Марсу, осуществила первый полет человека в космос. Основные акционеры - правительство России (38,22%) и ООО"Инвестиционная компания "Развитие" (17
,25%). Чистый убыток "Энергии" в 2004 г. составил 235,2 млн руб., выручка - 5,35 млрд руб.Юлия Белоус
24.11.2005, №221 (1502)
Комментарий ред. сайта: интересно, что слова Н.Севастьянова
о том, что освоение ресурсов Луны должно быть совершено при жизни этого поколения – по своему смыслу тождественно известному лозунгу “Нынешнее поколение будет жить при коммунизме”. Потому что именно реализация коммунистического принципа "каждому по потребносятм" – – и будет неизбежным результатом освоения лунных ресурсов. А для того, чтобы эту программу осуществить – нужна плановая социалистическая экономика.Вероятно, сам Н.Н.Севастьянов и не думает о таких крамольных мыслях. Возможно, что он, равно как и Кириенко в атомной отрасли, думает: буду обещать людям крутые прорывные проекты, но
где-нибудь после 2010 года, в то время как отрасль приватизировать буду уже в 2006-м. Что ж, наша задача – ловить руководителей отрасли на слове и требовать от них выполнять свои крутые обещания. А насчет угрозы приватизации отрасли – то именно для того, чтобы ее остановить, и нужна революция