Остановлен последний в мире реактор по наработке оружейного плутония
На подземном Горно-химическом
комбинате в Железногорске Красноярского края остановлен последний в мире реактор-наработчик
оружейного плутония, сообщает ИТАР-ТАСС.
Всего на этом предприятии по
производству оружейного плутония было три промышленных уран-графитовых
реактора. Два из них - АД и АДЭ-1 - были предназначены только для наработки
плутония и были остановлены в 1992 году.
Третий реактор - АДЭ-2 - работал
до сегодняшнего дня. Он был введен в эксплуатацию в 1964 году, а с 1966 года
помимо наработки оружейного плутония вырабатывал также электроэнергию и тепло
для Железногорска.
46 лет, в течение которых
работал АДЭ-2, являются мировым рекордом для реакторов подобного типа.
После остановки АДЭ-2 его
сотрудники будут выполнять работы по консервации всех трех реакторов,
оборудования и коммуникаций. Предполагается, что часть персонала комбината
будет осуществлять наблюдение за законсервированными реакторами, а остальные
перейдут на работу в другие подразделения комбината.
Как сообщает "Сибирское
агентство новостей", теплом жителей города после остановки реактора будет
обеспечивать станция теплоснабжения комбината. На следующий год этим займется Железногорская ТЭЦ, которую сейчас достраивают.
О решении закрыть последний реактор-наработчик оружейного плутония 13 апреля объявил
президент России Дмитрий Медведев, выступивший на саммите по ядерной
безопасности в Вашингтоне. Кроме того, Россия и США подписали протокол об
утилизации 34 тонн оружейного плутония с каждой стороны.
источник -
-----------
Стоит ли торопиться к "безъядерному" миру?
В городе Железногорске
Красноярского края в четверг остановлен ядерный, последний, нарабатывавший
оружейный плутоний в РФ. В 12:00 по местному времени (08:00 по московскому) на
пульте управления реактором АДЭ-2 представители местных властей и
горно-химического комбината нажали кнопку "Стоп". С этого момента
начался его вывод из эксплуатации.
Решение о закрытии реактора-наработчика оружейного плутония президент РФ
Дмитрий Медведев озвучил 13 апреля в ходе выступления на
саммите по ядерной безопасности в Вашингтоне. Президент США Барак Обама уже приветствовал объявленное решение президента РФ.
Президент США Барак Обама накануне назвал решение
Медведева о закрытии реактора в Железногорске,
свидетельством "лидерства России в вопросах ядерной безопасности".
Мне это живо напомнило времена Горбачева, когда СССР точно так же «лидировал» в
вопросах разоружения, объявляя односторонние моратории на испытания и
производство ядерного оружия и его носителей - до того самого момента, когда
«мировой лидер» не прекратил своего существования.
Тем временем
глава МИД РФ Сергей Лавров и госсекретарь США Хиллари
Клинтон подписали протокол к соглашению 2000 года об утилизации плутония,
заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны,
обращению с ним и сотрудничеству в этой области. США и Россия обязуются
утилизировать по 34 тонны избыточного оружейного плутония.
В соответствии с положениями
протокола, американская сторона выделит до 400 миллионов долларов в качестве
вклада в российскую программу, на которую российское правительство планирует
ассигновать 2,5 миллиарда долларов, сообщил ранее российским журналистам глава
МИД РФ Сергей Лавров.
Подписание соглашения состоялось
в рамках проходящего в Вашингтоне саммита по ядерной безопасности, в котором
участвуют лидеры 47 стран, в том числе и Украины, хотя она официально и не
является ядерной державой, но об этом чуть позже.
Вопрос пока в том, является ли
этот плутоний избыточным, особенно на фоне прекращения наработки новых запасов?
Да, для США, имеющих на
вооружении 5900 боеголовок, то есть больше, чем у всего остального человечества
вместе взятого, 34 тонны плутония могут оказаться и избыточными. Но для России,
у которой после 10 лет путинского правления осталось
ровно в 2 раза меньше боеголовок, чем у США, а именно 2825 штук, наличие запаса
оружейного плутония помешать никак не может, тем более,
что договор СНВ-3 позволяет РФ заметно нарастить свой ядерный потенциал.
Что, РФ заранее заявляет, что
отказывается увеличивать свои ядерные силы, причем делает это в одностороннем
порядке, как и в прошедшие 10 лет, как и в горбачевскую эпоху, даже
«перевыполняя» только что подписанный договор СНВ-3?
Да еще россияне сами, из своего
кармана платят за свое одностороннее разоружение целых 2,5 миллиарда долларов.
Не на что больше их потратить? Это не говоря о том, что на производство этого
якобы "избыточного" плутония тоже тратились средства.
Позиция Росатома
и Минобороны как чиновников понятна - им все равно, на чем «осваивать»
бюджетные деньги, хоть на создании ядерных сил, хоть на их ликвидации, но
кто-то в РФ должен же думать и о государственных интересах?
А ведь 34 тонны оружейного
плутония, даже если не использовать его для производства боеголовок, находясь
на хранении в РФ, являются превосходной гарантией возврата средств, непонятно
зачем вложенных правительством РФ в экономику Соединенных Штатов. Ведь если подумать,
то никаких иных гарантий возврата этих денег нет...
Это, конечно, шутка, но без
запасов оружейного плутония, без наработки нового, чем собирается Россия
догружать свои ядерные боеголовки по мере уменьшения количества делящихся
изотопов? По существу, мы наблюдаем, как РФ полностью отказывается от своего
ядерного потенциала...
Однако,
отмотаем время на 3 дня назад. Напомним, с 12 апреля текущего года в Вашингтоне
начал работу двухдневный саммит по вопросам ядерной безопасности. В ходе него
американская сторона намерена уделить особое внимание введению новых санкций
против Ирана в связи с его ядерной программой, представляющей, по мнению Белого дома, серьезную опасность для мирового сообщества.
На встречу
были приглашены лидеры 47 стран, в том президент РФ Дмитрий Медведев, лидер
Украины Виктор Янукович, президент Казахстана
Нурсултан Назарбаев, и даже грузинский президент Михаил Саакашвили.
Зачем?
«Террористическая организация Аль-Кайеда применила бы ядерное оружие, будь у нее такая
возможность, и сделала бы это без колебаний», сообщил на форуме президент США
Барак. Кроме того, Б.Обама отметил, что наибольшую
угрозу национальной безопасности Соединенных Штатов на сегодняшний день
представляет именно сама возможность попадания ядерного оружия в руки террористов.
Это очень интересное заявление.
Попадание ядерного оружия в руки неправительственных организация является
действительно одной из мировых проблем "на вырост", о чем авторы ФОРУМа.мск писали давно и довольно
часто. Первым, кто поднял эту тему был, видимо, покойный
А.В.Суриков.
Суть проблемы в том, что с
течением прогресса ядерные технологии, поначалу доступные только державам с
высоким уровнем развития, становятся сегодня по силам и странам среднего
уровня, а через какое-то время, очевидно, станут
возможны для реализации вообще любым государством, имеющим к тому стремление.
Но эта же ситуация ставит вопрос
о доступности ядерных технологий оборонного значения для неправительственных,
негосударственных структур. Скажем, если сегодня ряд транснациональных корпорация
обладают ресурсами и капиталами, превышающими возможности многих небольших
государств, то такая вероятность выглядит очень большой. И это выводит мировую
политику в совершенно иную плоскость, когда участниками мировой политики
становятся не только государства, но и негосударственные образования, по своей
мощи, в том числе и военной, не уступающие традиционным государствам.
Но Барак Обама,
конечно, все упрощает и оперирует совершенно "голливудскими"
категориями. Ему сегодня важно «раздеть» ядерные силы РФ и не допустить
появления новых ядерных держав в СНГ.
Негосударственные структуры,
потенциально способные обладать ядерным оружием у него сразу - террористы. А
почему? Это совершенно не факт. И тем более анекдотическим является отсылка к мифической Аль-Каеде. Видимо, Обама полагает, что в горах Гиндукуша фанатичные моджахеды
напильниками способны изготовить атомную бомбу.
На самом деле ряд
транснациональных корпораций сегодня вполне легально вовлечены в производство и
обслуживания ядерных объектов, в том числе и военного назначения. И точно так же, как сегодня на основе государственных вооруженных
сил появляются - вполне легально - негосударственные армии вроде пресловутого
"Блэкуотера", так и в области ядерных
вооружений вполне способен сформироваться не просто частный сектор (он есть, и
в первую очередь именно в США), но и частный сектор с полным циклом
производства, вплоть до конечного продукта. И вот тут как раз и
возникает проблема контроля со стороны государства - или его отсутствия (и
контроля, и государства).
Представим себе, например,
корпорацию, производящую ядерное оружие, но базирующуюся в неядерном
государстве - кто там главный, государство или корпорация? Это аналогично
градообразующему предприятию, где директор завода гораздо более влиятельное лицо,
чем демократически избранный мэр городка, построенного при этом заводе. Ну а
теперь представим себе "государствообразующее"
предприятие, причем с ядерным потенциалом.
И вот это уже напрямую касается
Украины, Белоруссии и, вероятно, Казахстана, во время распада СССР оказавшиеся
обладателями ядерного потенциала, большего, чем у Великобритании и Франции,
причем еще и с собственными средствами доставки.
Правда, вскоре Украина,
Белоруссия и Казахстан отказались от собственного ядерного оружия в пользу РФ, которая
выступила в качестве гаранта их ядерной безопасности. Однако спустя некоторое
время Украина начла тяготиться своим «гарантом», недвусмысленно намекая, что
хотела бы получать гарантии своей безопасности от противоположной стороны, что,
конечно же, вызвало сильную обеспокоенность в России - Украина по-прежнему
является незаменимым элементом в системе воспроизводства и поддержания
боеготовности имеющихся ядерных сил РФ.
Было даже как-то странно
наблюдать, как прежнее украинское руководство «на голубом глазу» делало вид,
что не понимает, что его действия смещают мировой геополитический баланс в одну
сторону столь ощутимо, что перспектива войны делается еще не самой страшной из
перспектив.
Но тем временем шла и деградация
российских ядерных сил, и сегодняшнее их плачевное состояние далеко еще не
является пределом достижимого. Россия на глазах теряет
свой ядерный потенциал вообще, становится безъядерной страной с мощной атомной
промышленностью - совсем как Украина сегодня.
И Украина остается один на один
с собственными проблемами в области безопасности, которые своими силами она
решить не в состоянии - этих сил просто нет. Причем ни для
внешних проблем, ни для внутренних.
По сути, для американской
администрации "проблема на вырост", о которой сказано выше, малозначима
- США решают свои текущие задачи: Иран, потенциально ядерные державы с
неядерным статусом (Украина, Казахстан), возможности глобального контроля (не
случайно участвуют 47 стран, причем и такие как Грузия, явно не способная стать
ядерной державой в ближайшей перспективе).
Хотя на самом деле ядерное
оружие в руках государства, причем любого, даже самого нелюбимого Америкой, как
КНДР, не является той угрозой, которая меняет сложившийся мировой порядок. Это
лишь отражение сложившегося мирового порядка, когда слабое в военном и
экономическом отношении государство может обеспечить свой суверенитет
только обладая оружием массового поражения. А вот
негосударственное ядерное оружие, и сопряженная с ним возможная утрата
суверенитета государствами, не обладающими ядерным оружием, причем переход
этого суверенитета к негосударственной структуре, не связанной ни конституцией,
ни какими-либо вообще демократическими нормами, международными договорами и
т.п. - это и есть проблема будущего, которую в Вашингтоне или не видят, или не
хотят видеть (что более вероятно).
И эта реальная угроза исходит,
повторю, не от моджахедов в горах Гиндукуша, а из дорогих офисов, находящихся
сегодня в мировых столицах. Желание прикупить себе немного государственной
власти, создание на новых началах своеобразных княжеств, суверенитет которых
гарантирован негосударственными вооруженными формированиями и негосударственным
же ядерным оружием - вот, пожалуй, вопрос поинтересней,
чем мифическая "ядреная бомба" в руках Усамы
бин Ладена и муллы Омара.
И это вопрос совсем не такой уж
отдаленной фантастики. 15 лет назад мы с А.В.Суриковым подняли вопрос о
глобальном международном наркотрафике как факторе
мировой политики и мировой экономики. Тогда это читалось как ненаучная
фантастика, а сегодня даже в Афганистане работает госкомитет по борьбе с наркоторговлей - правда, без особого результата. Время
упущено. Наркотрафик стал действительно глобальным, а
употребление наркотиков - всеобщим (кстати, главным действующим лицом тут
является тоже не наркотрафикер на ишаке с мешком
гашиша, а люди в дорогих офисах).
Сегодня вопрос
негосударственного ядерного оружия кажется чем-то похожим на "Звездные
войны". Однако каково естественное экономическое поведение крупных
корпораций, имеющих в своих руках атомную промышленность - русскую, украинскую,
пакистанскую?
Этот вопрос никем не исследуется
и даже не рассматривается. Предполагается, что ядерный комплекс «восточного
блока» будет демонтирован без следа и без последствий (с демонтажом
образовавшихся здесь государств или без оного - неважно). А если будут
последствия?
Похоже, «титаны мировой
политики» намерены решать проблемы только по мере их возникновения.
Баранов Анатолий
16.04.2010
источник -