Подготовительный этап. Год второй. Январь
Задачей этого этапа является реализация второго этапа космической программы – запуск результатов первого этапа в промышленное производство, в частности, получение сверхтяжелых элементов в промышленных количествах.
Более общая задача – через плановые органы социалистического государства начать загрузку существующих предприятий обеспечением лунной программы:
- производством на Земле того, что пригодится во время работ на Луне
- отработка на Земле тех направлений деятельности, которые будут осуществляться на Луне.
После первых успехов на реализацию программы должны полностью или частично начать работать все предприятия атомной и космической отраслей. Также необходимо начать вовлекать в реализацию программы машиностроительные и др. предприятия других отраслей.
Образец поэтапной загрузки предприятий – реализация проекта «Энергия»-«Буран»:
Головные разработчики и
изготовители ракеты-носителя "Энергия":
- НПО "Энергия",
генеральный конструктор В.П.Глушко, в том числе завод экспериментального
машиностроения (ЗЭМ), директор А.А.Борисенко;
- НПО "Южное" -
разработчик блока А, баллистических ракет типа
"Космос" (63С1, 65СЗ), "Циклон" и "Зенит",
баллистических ракет военного заказа, малых научных спутников, генеральный
конструктор В.Ф.Уткин;
- Южный машиностроительный завод
- изготовитель ракетно-космических систем разработки КБ "Южное";
генеральный директор А.М.Макаров, с
- Куйбышевский
машиностроительный завод "Прогресс" - изготовитель блоков Ц и Я и сборщик всего пакета ракеты-носителя "Энергия"
на территории космодрома Байконур; директор завода А.А.Чижов;
- Куйбышевское
КБ (филиал НПО "Энергия"); главный конструктор Б.Г.Пензин;
- НПО "Молния" -
разработчик орбитального корабля-планера; генеральный директор и главный
конструктор Г.Е.Лозино-Лозинский;
- НПО "Энергомаш"
- разработчик мощных кислородно-керосиновых двигателей РД-170; генеральный
конструктор с
- КБ "Химавтоматика"
- разработчик двигателей РД-0120; главный конструктор А.Д.Конопатов,
В.С.Рачук, директор завода-изготовителя Г.В.Костин.
Воронеж, Россия;
- НИИ авиационного
приборостроения - разработчик системы управления орбитального корабля
"Буран" и ряда баллистических ракет, ракет-носителей типа
"Зенит", "Протон", Н-1 и семейства ракет ранних разработок;
генеральный конструктор Н.А.Пилюгин, затем В.Л.Лапыгин;
- НПО
"Электроприбор" - разработчик систем управления ракеты-носителя
"Энергия" и ряда ракет боевого применения; главный конструктор
В.Г.Сергеев, А.Г.Андрющенко, в настоящее время - Я.Е.Айзенберг,
Харьков, Украина;
- КБ общего машиностроения -
разработчик стартовых комплексов, наземных технических средств ракеты-носителя
"Энергия" и ряда ракет разработки С.П.Королева., М.К.Янгеля и В.Н.Челомея;
генеральный конструктор В.П.Бармин;
- НПО "Искра" -
головное по твердотопливным двигателям; руководил разработкой Л.Н.Лавров;
- ГИПХ - ответственный по
компонентам и обеспечению пожаро-взрывобезопасности;
директор института В.С.Гидаспов, заместитель Е.А.Сиволодский, организатор экспериментальной отработки
Г.С.Потехин;
- НПО "Композит" -
ведущий институт по современным материалам; директор С.П.Половников,
заместитель Ю.Г.Бушуев;
- НИИТМ, позднее НПО "Техномаш" - головной разработчик совершенной
технологии, директор А.В.Колупаев;
- Центральный институт
машиностроения (ЦНИИМаш) - головной институт отрасли,
ответственный в том числе по прочности и динамическим
характеристикам, директор Ю.Д.Мозжорин;
- НИИ химического машиностроения
(НИИХимМаш) - головной по проведению огневых
стендовых испытаний блоков и ракеты на Байконуре, директор Ю.А.Корнеев;
- НПО измерительной техники (НПО
ИТ) - телеметрическое обеспечение, директор института О.А.Сулимов;
- НПО "Криогенмаш"
- по криогенному оборудованию, директор В.П.Беляков, Н.Е.Курташин;
- 50 ЦНИИ КС - по военно-техническому
сопровождению разработки, начальник института генерал И.В.Мещеряков;
- и, конечно, космодром
"Байконур", войсковая часть 11284 по подготовке и проведению летных
испытаний, начальник полигона генерал Ю.А.Жуков.
В марте
Украина и ее КБ, промышленные предприятия тянули ощутимый груз в этой разработке. Дело не только в таких организациях, как КБЮ, КБЭ, КРЗ, завод "Арсенал", которые были в ряду головных разработчиков. Наряду с ними работали производства тяжелой и судостроительной промышленности Краматорска, Жданова, Херсона, Днепропетровска, Днепродзержинска - всего более пятидесяти предприятий республики.
Прецеденты решения задач научно-технического развития в кратчайшие сроки:
Прецеденты быстрого решения:
«Проект БИ-1 (первого советского реактивного самолета), начатый накануне войны сотрудниками КБ В.Ф. Болховитинова Александром Яковлевичем Березняком и его коллегой Алексеем Михайловичем Исаевым, Наркомат авиационной промышленности одобрил и первый же день войны, 22 июня 1941 года. Через три недели проект был готов. На его реализацию - выпуск чертежей и постройку машины в металле - отпустили... 35 дней! Через 40 дней БИ-1, правда, пока не в металле, а дереве - дюраль стал большим дефицитом - выкатили из цеха» (источник - http://element114.narod.ru/Education/edu9phys/reakt-avia.html
).
Прецедент быстрого решения: из статьи «ГКЧП мог победить» в газете «Завтра» за август 2006 года – якобы одна из группировок, разрабатывавших план введения ЧП, готовилась после наведения порядка взяться за крутые космические проекты по отношению к которым «Энергия-Буран» - лишь частный эпизод (цитата: «проектов, которые могли бы значительно изменить к лучшему положение Советского Союза буквально за 2-3 месяца»). Интересно, что при этом предусматривался мораторий всякую на партийную деятельность – чтобы пресечь горбачевцев и чтобы не было иллюзий в отношении полозковцев.