Загадка АМС «Луна-15»
Дата старта: 13 июля 1969 г., 5 часов 54 минуты 41 секунда
МСК
Ракета-носитель: "Протон-К" с разгонным блоком Д.
Масса КА: 5667 кг
Назначение
Космический комплекс был
предназначен для доставки на Землю образцов лунного грунта.
Космический аппарат
Автоматический космический комплекс
по доставке грунта с Луны состоял из посадочной платформы, возвратной ракеты и
спасаемого аппарата. Подробное описание комплекса приведено в статье
Предыстория полета
"Луны-15"
Полету станции "Луна-15"
предшествовал аварийный запуск - такая-же автоматическая станция, которая была
запущена 14 июня 1969 года в 7 часов 0 минут 48 секунд с помощью
ракеты-носителя "Протон-К" на опорную геоцентрическую орбиту не
вышла: из-за схемной ошибки не прошли команды системы управления на подготовку
и запуск двигательной установки разгонного блока Д, который должен был
обеспечить довыведение головного блока.
Выполнение программы полета
Автоматическая станция
"Луна-15" была запущена с космодрома Байконур с помощью
ракеты-носителя "Протон-К" 13 июля 1969 года. Старт к Луне
осуществлялся с промежуточной околоземной орбиты.
На трассе перелета к Луне 14 июля
была проведена коррекция траектории. 17 июля была включена двигательная
установка над обратной стороной Луны для уменьшения скорости движения, в
результате чего станция "Луна-15" перешла на окололунную орбиту.
После проведения двух коррекций (19
и 20 июля) была сформирована орбита посадки: высота в апоселении - 110 км,
высота в периселении - 16 км, наклонение 127°, период орбиты -1 час 54 минуты.
21 июля 1969 года в 18 часов 46
минут 43 секунды была включена двигательная установка для схода с орбиты.
Первый этап снижения с помощью двигателя большой тяги должен был завершиться
через 267,3 секунды после включения на высоте ~2,5 км. Однако сигнал с
космического аппарата внезапно пропал на 237-й секунде снижения в 18 часов 50
минут 40 секунд, причем параметры бортовых систем аппарата на момент пропадания
сигнала были в норме.
Вероятной причиной аварии мог быть
удар станции "Луна-15" о гору, что вполне возможно, если допустить
ошибку в положении КА, на момент прохождения команды запуска двигателя, в
сторону от трассы ~15 км и вдоль трассы ~45 км. Программа полета станции
"Луна-15" не была выполнена.
Надо сказать, что полёт
«Аполлона-11» заставил американцев изрядно понервничать, и виной тому была
советская автоматическая станция «Луна-15». США 8 лет готовили высадку человека
на Луну, тщательно отрабатывая все этапы полёта. И вот, за 3 дня до старта
«Аполлон-11» совершенно неожиданно Советский Союз запустил к Луне
автоматическую станцию, о программе полёта которой не сообщалось ничего. Когда
корабль с астронавтами приближался к Луне, то по окололунной орбите уже
двигалась, совершая маневры, загадочная станция, цели которой были совершенно
неизвестны. Не столкнётся ли она с «Аполлоном»? Что она намерена делать? Не
будет ли она создавать помехи радиосвязи астронавтов с Землёй? НАСА посылало запросы
в Москву, стараясь получить какую-то информацию, которая подтвердила бы, что
помех полёту не будет… Но в итоге астронавты благополучно прилунились и вышли
на поверхность.
День триумфа американской лунной
программы стал днём траура для советской – в тот же день «Луна-15» разбилась во
время посадки на Луну. Было очевидно, что в развернувшемся соперничестве СССР
старался «забить гол престижа» - привезти лунный грунт раньше американцев. И
хотя взятие его автоматической станцией на фоне пилотируемого полёта
американцев не выглядело бы столь эффектно, оно в какой-то степени могло
поддержать престиж СССР как крупнейшей космической державы. Однако этим планам
не суждено было сбыться – советская Лунная программа с отличие от американской
развивалась рывками, от учёных и конструкторов постоянно требовали обогнать
США. Как говорил ученик С.П. Королёва, главный конструктор В.П. Мишин, спокойно
работать им просто не давали…
У советского руководства оставалась
возможность ”сохранить лицо” в официально не признанном им соревновании — с
помощью относительно легкого и дешевого беспилотного аппарата доставить на
Землю образцы лунного грунта раньше американцев. В ОКБ им. Лавочкина был
разработан космический аппарат типа 8Е, который за один рейс мог привезти на
Землю примерно 100 г лунных образцов. Первые запуски изделия 8Е (в январе и
июне 1969 г.) окончились аварией ракеты УР-500К — как раз в то время ее ”учили
летать”.
С третьей попытки аппарат был
запущен и получил название ”Луна-15”. 17 июля — на двое суток опередив
американцев — он вышел на лунную орбиту, которую затем дважды менял по команде
с Земли. (США заявляли протест, опасаясь столкновения ”Луны-15” со своим
пилотируемым кораблем.) Однако 21 июля при посадке на Луну аппарат разбился,
лишив советскую сторону последних шансов на ”ничью”.
В СССР 13 июля была запущена
«Луна-15». Ее полет доставил много неприятных минут американским специалистам и
астронавтам. В США знали, что это очередная попытка советской стороны (после
двух неудачных) доставить на Землю лунный грунт. Американские газеты
«обсасывали» эту новую космическую дуэль, писали о кошмарных снах руководителей
НАСА, со страхом ожидавших, что на этот раз советский эксперимент принесет свои
плоды и лунный грунт окажется в лабораториях исследователей.
Кроме того, вызывало опасение, что «Луна-15», совершая в поисках места посадки маневры около Луны, может столкнуться с лунной кабиной «Аполлона-11», хотя вероятность этого была ничтожно мала. Обеспокоенное руководство НАСА обратилось к советским специалистам с просьбой сообщить параметры траектории полета станции, но ответа не последовало. Сколько же вреда принесла нам эта пресловутая секретность! Какие военные, государственные или технологические тайны могли содержаться в информации о траектории полета нашего лунника? Почему нельзя было передать эту информацию американцам? Не передали... И сами создали предпосылки для дискредитации себя в глазах людей планеты, чем тотчас с удовольствием воспользовались западные журналисты. На страницах их газет и журналов появились новые штрихи к портрету нашей страны как «империи зла», ставящей под угрозу жизнь американских астронавтов, выполняющих и без того трудную общечеловеческую миссию.