Реклама

Максим Калашников

 

"Баллистический спуск" российской космонавтики

 

 

Кризис неразвития в отечественной космонавтике принимает опасные черты. В отрасли необходимы серьезная чистка, наведение порядка и развертывание настоящих прорывных проектов

Сбываются мрачные предсказания тех, кто говорил: с конца «нулевых годов» космонавтика РФ, бесконечно эксплуатирующая старый советский запас, вступит в пору кризиса, деградации и потери конкурентоспособности. Теперь уже и корабли типа «Союз», дотоле считавшиеся самыми надежными, начинают отказывать при посадках.

Коррупция и бюрократическая косность, чрезмерная (воровская) коммерциализация отрасли и нежелание начальства делать что-то принципиально новое - вот неприглядные реалии космонавтики РФ сегодня. Пока не поздно, необходимо лечить ее решительными мерами.

 

НА ВОЛОСОК ОТ КАТАСТРОФЫ

19 апреля 2008 г. при посадке корабля «Союз ТМА-11» едва не разразилась трагедия. При сходе с орбиты экипаж корабля, как и в 1960-е, находится в фарообразном спускаемом аппарате (СА), уже ненужные бытовой и приборно-агрегатный отсеки отделяются от «Союза». Приборно-агрегатный отсек (выдав тормозной импульс с помощью двигателя) отстреливается (подрываются пироболты) на высоте в 140 км над планетой. Дальше СА с людьми, поворачиваясь вперед широкой частью «фары», входит в плотные слои атмосферы по расчетной траектории. Вторгаясь в атмосферу, СА летит как бы в огненном коконе, в «чаше» из плазмы - воздух невероятно нагревается, когда в него на космической скорости - в восемь раз быстрее пули - влетает возвращаемая капсула. Капсула непременно должна идти широким основанием «фары» вперед, где расположен толстый теплозащитный экран. С противоположной стороны СА расположен входной люк, а теплозащита там - минимальная.

Но в этот раз случилась опасная штука: приборно-агрегатный отсек (с двигателем, топливными баками и бортовым компьютером) не отделился вовремя - а он присоединен как раз со стороны днища спускаемого аппарата. И потому капсула с космонавтами «вбурилась» в атмосферу входным люком вперед! Нештатный спуск продолжался до высоты в 70 километров, причем входной люк мог прогореть, и тогда экипаж во мгновение ока исчез бы в облаке плазмы. Как свидетельствуют наши источники, уже на земле инженеры увидят, как оплавился СА со стороны крышки люка (резинки остались целы). Видимо, только под воздействием раскаленной плазмы на семидесятикилометровой высоте, наконец, сработали пироболты - и приборно-агрегатный отсек, наконец, отстрелился. Освобожденный от него спускаемый аппарат, наконец, повернулся широким основанием вперед, но система управления перевела СА из управляемого спуска в баллистический.

Таким образом, жизнь космонавтов (пилота Юрия Маленченко, американской астронавтки  Пегги Уитсон и кореянки Ли Со Ен) подвергалась крайней опасности. Кроме того, аварийный спуск пошел по очень крутой траектории, отчего экипаж испытывал сильные перегрузки (до восьми g), что вдвое превышает перегрузки при штатной посадке. Чтобы представить себе, что сие значит, достаточно сказать: при восьмикратной перегрузке вес человека как бы доходит до 600-800 килограммов. 

Самый настораживающий момент - в том, что баллистический спуск был вторым подряд. До того, в октябре 2007 г., это случилось с кораблем «Союз ТМА-10» (Олег Котов, Федор Юрчихин и малайзиец Шейх Музафар Шукор). Примечательна  первая реакция главы Роскосмоса Анатолия Перминова на октябрьское ЧП. В первый день он, давая пресс-конференцию в Центре управления полетами, заявил, что  «это резервный вариант, отличающийся повышенными перегрузками для космонавтов во время спуска». А.Перминов тогда сообщил, что в будущем специалисты будут  «более внимательно подходить ко всем системам корабля», чтобы исключить спуски по баллистической траектории. А глава РКК «Энергия» Виталий Лопота добавил: «Переход корабля "Союз" на баллистическую траекторию спуска произошел на высоте более 50 км, когда спускаемый аппарат выходил из плазмы ...  Почему это произошло - пока непонятно, но замечаний к работе систем нет...»

Не правда, ли, странный получается «штатный режим», который нужно исключать? Как-то странно звучали тогда слова космического начальства РФ. Кажется, оно изо всех сил пыталось сделать вид, что «все хорошо, прекрасная маркиза». Однако дальнейшее расследование показало, что дело очень неладно. Если верить официальному заключению, причиной «жесткого спуска» «Союза ТМА-10» стало короткое замыкание в кабеле, что шел от пульта управления кораблем. (Замечаний к работе систем нет?) Спустя полгода экипаж «Союза ТМА-11» чуть не сгинул - но теперь уже из-за того, что подвели пироболты, соединяющие СА и приборно-агрегатный отсек. Все хорошо, прекрасная маркиза?

Отметим, что до того нештатный баллистический сход с орбиты случился во время полета «Союза ТМА-1» (май 2003 г.). Тогда вроде бы случилась «неадекватная реакция блока управления спуском».

Примечательна реакция руководства Роскосмоса и корпорации «Энергия» на апрельский инцидент. Растерянные лица, невнятные комментарии в самом начале. То, что спуск был нештатным, космическое начальство РФ признало лишь месяц спустя, 21 мая. Сначала, как в октябре 2007-го, пытались утверждать, что все, дескать, штатно и нормально.

Не слишком ли это - два космических ЧП подряд? Есть все основания полагать, что происходит самое плохое: РФ теряет необходимые для строительства космических кораблей  технологическую культуру и квалификацию кадров, унаследованную от более высокой цивилизации - СССР.

Впрочем, удивляться нечему. Таковы последствия явной деградации российской пилотируемой космонавтики. Положение получается крайне интересное: США вывели из строя «эскадру» своих донельзя изношенных «челноков», новые пилотируемые корабли у них появятся только после 2015 г. Теперь функции извозчиков и эвакуаторов для поддержания работы станции МКС должны выполнять советские (по сути) машины «Союз ТМА». Если и они подкачают, то окажется, что в мире на какое-то время остался лишь один-единственный обладатель действующих пилотируемых аппаратов.

Красный Китай с его КК типа «Волшебный корабль». 

 

ПОСЛЕ СТОЛЬКИХ ЛЕТ «ЛИБЕРАЛЬНОГО ВАРВАРСТВА»

Начнем с того, что лежит на самой поверхности. Корабли типа «Союз» морально устарели. Это - техника, созданная по идеологии сорокалетней давности, а принципиально нынешние «ТМА» - все тот же «Союз», на котором ушел в трагический свой полет Владимир Комаров в 1967-м. Во многих отношениях «союзы» избыточно сложны. Это касается, например, бортовой электроники. Например, давным-давно можно заменить одной многоцелевой системой пять разных систем, что сегодня стоят на корабле: командной радиолинии, телеметрии, радиоконтроля орбиты, голосовой связи и телевидения. У каждой - свои антенно-фидерные устройства, набор передатчиков, усилителей и т.д. 

Или вот еще момент: знаете, как космонавты в «Союзе» смотрят вперед, по ходу корабля? Да как на подводной лодке: в перископ. В этакое трубообразное устройство с призмами и электромеханикой. Иначе никак нельзя: никакого «ветрового стекла» у «Союза» нет. А потому как сорок лет назад в перископ  типа ВСК глядели, так и сейчас глядят. Весит устройство изрядно, но его давно можно заменить на миниатюрные видеокамеры, получив фактически сферический обзор.

А знаете, что главный компьютер «Союза» -  70-килограммовый «Аргон-16», стоящий в корме корабля, в его приборно-агрегатном отсеке, рядом с двигателем? Настоящая гордость электронной промышленности СССР начала 1970-х: полупроводниковые схемы, никаких микрочипов. Конечно, он очень надежен, однако те старые американские лэптопы фирмы IBM, каковыми снабжены наши космонавты, намного превосходят главный корабельный «мозг» по производительности. Уж давно можно заменить старый «Аргон» на гораздо более мощную и компактную ЭВМ. Тем паче, что элементной базы для «Аргона» уже нет.

Словом, если применить на «Союзе» современные технологии, то его можно сильно облегчить и освободить в нем изрядные объемы. Но вот беда: тогда разладится балансировка корабля. Возможности модернизации основного на сегодня корабля РФ исчерпаны в силу устарелости самой его конструкции. Вывод: стране нужен совершенно новый корабль.

Многоразовый. Крылатый - и потому способный садиться по-самолетному. С интегрированными электронными системами. Намного легче американского «челнока» и настолько же экономически выгоднее.

Необходимо прежде всего разработать идеологию космического прорыва. Зачем понятно! Экспансия, развитие, геополитика. Но технической идеологии обеспечения этих целей у руководства отрасли нет. Точнее, их некому сформулировать. Нет структуры, которая была бы на это способна. Паралич воли и разума. Нет дискуссии в обществе на эти темы, нет (точнее они не видны) альтернативных идей и проектов. Посмотрите: во всем мире маленькие компании энтузиастов предлагают альтернативные, не очень дорогие, продуманные проекты доступа в космос. Им не хватает только поддержки собственных правительств, а один частный бизнес в космосе - это бомба замедленного действия.

А у нас?  Когда создание космодрома  Восточный и системы ГЛОНАСС (не безальтернативной и неэффективно создаваемой) перерастает в самоцель - это не имеет никакого отношения к космонавтике!

Если бы СССР не погиб и не были бы потеряны полтора десятка лет, русские  сейчас летали   б на совершенно инновационных аппаратах. По сути дела, на новой ТКС - транспортно-космической системе, включающей в себя, помимо грузовых и пассажирских кораблей еще и межорбитальные буксиры. Мы имели бы и легкие крылатые корабли, выводимые на орбиту одноразовыми ракетами, и воздушно-космические самолеты, запускаемые «со спины» тяжелых самолетов-разгонщиков.

Однако СССР погиб, а новые российские власти слишком долго страдали «либеральным варварством», обрекая космическую отрасль на голодное финансирование, а значит - на застой и выжимание последних резервов из советского научно-технического запаса. Все 90-е годы оказались потерянными. Однако и «нулевые годы» оказались едва ли не горше. Несмотря на то, что теперь годовой бюджет РФ - не 20 миллиардов долларов (как в 1999-м), а приближается к тремстам миллиардам (почти к советскому уровню), космонавтика наша финансируется по-прежнему неважно. Но не в деньгах теперь дело: командование космической отрасли РФ не спешит делать что-то новое и выбивать под это «что-то» нужное финансирование. Продолжается самоубийственная погоня за прибылью «здесь и сейчас» - уже бессмысленная эксплуатация тех же «союзов». Та, что через несколько лет превратит отечественную космонавтику в банкрота, в музейный экспонат. И, кажется, в Роскосмосе этого понять никак не хотят.

В 2007 году мне довелось беседовать с тогдашним главой РКК «Энергия» Николаем Севастьяновым (корпорация эта - производитель наших космокораблей). Тогда Севастьянов доказывал, что дни «Союза» сочтены. Во-первых, он дорожает с каждым годом, а потому безбожно проиграет по рентабельности новым космическим кораблям США, Европы и Японии, когда они выйдут на арену. Во-вторых, Севастьянов говорил об ужасающем инженерно-технологическом и кадровом развале в отрасли. Скоро просто некому будет делать «союзы». Их сегодня собирают 50-60-летние ветераны, молодежь в космическую промышленность не идет. А зачем? Работа - трудная и сложная, а заработки «работников космоса» в РФ - на уровне подавателей гамбургеров в московском «Макдональдсе». Кроме того, из космической промышленности РФ исчезло творчество: здесь до бесконечности тиражируют советские наработки, не создавая новых, прорывных проектов. А коли их нет, нет и возможности отличиться, выдвинуться, сделать карьеру. Вот почему будущее, например, корабля «Союз» (как мне говорили летом 2007 г.) - это неизбежное падение качества техники, ее удорожание и прогрессирующая неконкурентоспособность.

Теперь же эти прогнозы, увы, оправдываются. Машины типа «Союз ТМА» начинают возвращаться на Землю в нештатном режиме. На грани катастрофы. То там сбой, то несрабатывание неких узлов, то выход из строя каких-то систем. Чудес-то не бывает: после стольких лет либерального варварства РФ начинает терять способность к производству передовой техники.  Сказывается потеря квалифицированных кадров. И если тенденцию не переломить, то всю космонавтику РФ ждет позорный «баллистический спуск».

Отсюда и единственно возможная стратегия: во что бы то ни стало сохраняя качество «союзов», ударными темпами, не жалея средств и привлекая самых талантливых людей, создавать перспективную русскую ТКС. Причем такая, что качественно превзойдет будущие системы США, а также уже имеющийся европейский грузовой корабль типа «Жюль Верн» и завтрашний японский «грузовик».

Ужас же положения заключается в том, что в РФ 2008 г. никто не знает, какую космическую систему нужно делать и кто этим займется. 

 

ПЛОХО ПАХНУЩАЯ ИСТОРИЯ

Дело в том, что единственным реальным проектом новой русской ТКС по состоянию на лето 2007 г. был проект тогдашнего руководителя РКК «Энергия» Николая Севастьянова. То есть - крылатый корабль «Клипер», межорбитальный буксир «Паром», модернизированные носители типа «Союз» и «Зенит».  Севастьянов настаивал на коренном пересмотре космической программы РФ, на придании ей статуса приоритетного национального проекта. В каковой он предлагал, кстати, включить строительство космодрома Свободный (Восточный) в Амурской области и создание второй производственной базы в Комсомольске-на-Амуре. А главной линией было предложено сделать налаживание промышленного производства в космосе, пилотируемые полеты на Луну, а затем - к Марсу.

Но глава Роскосмоса Анатолий Перминов в 2006-2007 гг. буквально на каждом углу дезавуировал выступления Севастьянова. Мол, авантюрные планы тот строит, денег на них нет. О том, что Перминов терпеть Севастьянова не может, знали все. И летом 2007-го шеф Роскосмоса отправил не в меру амбициозного подчиненного в отставку. Случилось это как раз после того, как американцы подписали контракт на 2007-2011 гг. (на 719 млн. долларов) об использовании кораблей «Союз ТМА» для обслуживания орбитальной МКС в связи с выводом из строя старых «шаттлов». Такая вот получилась история с малоприятным запашком.

Вместо Севастьянова Перминов назначил генеральным конструктором Виталия Лопоту. Питерского роботехника. Чтобы понять всю «мудрость» этого решения, представим себе, что в 1930-е годы в ведущем КБ увольняют к чертовой маме конструктора самолетов, а на его место ставят, скажем, специалиста по моторам. Или по электрооборудованию. И теперь непонятно: а будет ли у Российской Федерации новая транспонртно-космическая система? Продолжатся ли работы над над многоразовым крылатым «Клипером»?

Кажется, этого не ведает и сам Перминов. У него, судя по всему, и у самого нет четкой картины будущего нашей космонавтики. И это очень опасно!

 

ХОЧУ ТО, НЕ ЗНАЮ ЧТО

Не поленитесь - зайдите на официальный сайт Роскосмоса и почитайте интервью Анатолия Перминова за последние пару лет. Попробуйте разобраться: а чего он, собственно говоря, хочет? Ну, выжать максимум прибылей из унаследованной из СССР техники - это понятно. Передать максимум знаний, наработок и технологий китайцам и бразильцам - это так. Еще раз модернизировать оставшиеся от СССР корабли и ракеты - тоже. А дальше-то что?

Итак, два года назад Перминов осмеивал планы уже вывшего главы РКК «Энергия» Николая Севастьянова лететь на Марс. Дескать, двигателей нет, не решена проблема радиационной защиты экипажа (хотя, отметим, решение проблемы было еще в 1971-м). А еще нет денег. И вообще, всего этого нет в ФКП - Федеральной космической программе. Теперь же Перминов повторяет слова Севастьянова.

«...Мы имеем поручение Правительства РФ по уточнению программы напериод 2009-2015 гг... Тогда она и станет амбициозной. Россия, обеспечив себе за последние годы макроэкономическую стабильность и высокие темпы развития, получила возможность рассматривать долгосрочные стратегические цели, в том числе и в космонавтике. У нас есть долгосрочные проекты по освоению Луны и изучению Марса. Формируются планы создания пилотируемого корабля, ракеты-носителя повышенной грузоподъемности для его выведения. Будет создаваться новый российский космодром «Восточный» в Амурской области. Реализацию этих грандиозных долгосрочных проектов необходимо начинать уже в период, который охватывает выполняемая в настоящее время программа.

После 2020 г. Россия планирует создать и развернуть на орбите околоземный пилотируемый сборочно-экспериментальный комплекс для обеспечения транспортных операций к Луне и Марсу...» - так высказался А.Перминов в интервью газете «Деловой Петербург» 12 декабря 2007 г.

Стало быть, на Марс мы уже летим. Все-таки...

«...Что касается полетов человека в космос, то уже с 2007 г. начинается реализация планов по коренному обновлению российского флота пилотируемых и транспортных кораблей. Как сообщалось ранее, в 2006 году Роскосмос объявил конкурс по выбору головного разработчика космического пилотируемого корабля нового поколения. К сожалению, по результатам прошедшего конкурса ни один из претендентов не удовлетворял условиям конкурса, в связи с чем, конкурс объявлен не состоявшимся. И принято решение о проведении дополнительных углубленных проработок по уточнению концепции и определению вариантов технического облика перспективных средств транспортно-технического обеспечения.

Сегодня достаточно серьезно рассматривается возможность создания перспективной пилотируемой транспортной системы в рамках международной кооперации.

В частности, Роскосмос и Европейское космическое агентство достигли взаимопонимания в том, что эффективным способом осуществления дальнейших работ является совместная разработка, опирающаяся на российский опыт пилотируемых космических полетов и европейские достижения в этой области. И использующая перспективные технологические наработки всех стран.

По завершении реализации намеченного плана мероприятий предполагается (ориентировочно в конце 2008 года) объявить конкурс по определению головного разработчика пилотируемой космической системы нового поколения....» (Из интервью Перминова «Аэрокосмическому обозрению», апрель 2007 г.)

В августе 2007-го Перминов в интервью «Военному параду» признается: «конкретно облик корабля еще не определен, поскольку анализируются различные варианты новой системы, включая вариант корабля «Клипер»...» А авиационно-космические системы, мол, вообще неперспективны. Главный упор Перминов призывает делать на неведомую многоразовую ракетно-космическую систему вертикального старта с возвращаемыми блоками первой ступени. О многоразовом космическом корабле тут - ни слова. Создается впечатление, что сама мысль о создании крылатого легкого челнока претит господину Перминову. Процитируем еще одно интервью отставного генерала-ракетчика («Московский комсомолец», 13.09.2007 г.):

«- Раньше был "Буран", его сломали и отдали детям на аттракционы, сейчас вроде опять начали делать очередной челнок. Будет ли в этом смысл?

- На сегодняшний день такой проект не рассматривается.

- То есть, «Клипер» был, а потом забыли про него?

- Ну почему забыли? В мире существует очень много крылатых схем. К сожалению, ни один корабль, кроме «Шаттла» и «Бурана», не полетел. Он для нас очень дорогой. У нас на всю российскую космическую программу выделено около миллиарда долларов. А тут на подготовку к полету всего одного корабля типа «Шаттл» требуется полмиллиарда долларов.

- Дешевле одноразовые получаются?

- Конечно. В десятки раз. Наша страна, да и США, отказались от челноков. Не в состоянии такие дорогостоящие вещи тянуть...»

Перминов здесь откровенно, мягко говоря, нас дезинформирует. США делают новый челнок - Х-37. Небольшой шеститонный авиакосмолет-беспилотник фирмы «Боинг». Такие же разработки идут у японцев и европейцев.

 

БЕСТОЛКОВЩИНА

Подытожим. То есть, в то время, когда США имеют четкое представление об облике своих будущих кораблей - одноразовом CEV и крылатом многоразовом Х-37, Роскосмос все не может определиться с обликом будущего русского корабля. Чем не устраивает единственный на сегодня реальный проект шестиместного «Клипера» - молчок. Неужели тем, что сей проект разработан под руководством опального Севастьянова? О межорбитальном буксире «Паром», чьи узлы унифицированы с «Клипером» - вообще гробовое молчание.

А как понять навязчивое стремление нынешнего главы Роскосмоса делать неведомый будущий корабль совместно с европейцами? Простите, но все (дело русской чести, соображения национальной безопасности, сохранение русского преимущества в космосе) требуют создания именно своей транспортно-космической системы! Тем паче, что европейцы по части создания пилотируемых кораблей - зеленые новички.

Существенный момент: а из каких проектов Перминов собрался устраивать конкурс на новый корабль для РФ, из каких исполнителей хочет выбирать? Чего резину тянет? Ведь сегодня на дворе - не 1990 г. с массой еще нерастраченных возможностей. Реальная ситуация такова, что, кроме корпорации «Энергия» в стране после 17-летнего либерального погрома создавать альтернативные корабли (и орбитальные станции) практически некому. Есть прорывной, инновационный вариант МАКС (многоразовой авиакосмической системы с легким многоразовым авиакосмолетом) НПО «Молния». Именно «Молния» создавала советский крылатый корабль «Буран». Но Перминов уже «зарубил» создание систем с воздушным стартом, объявив их «неперспективными»! То есть, НПО «Молния» обрекается на уничтожение и потерю остатков научно-инженерных кадров.

Некогда славное детище Владимира Челомея, реутовское НПО машиностроения? Да, в СССР оно создавало орбитальные станции типа «Алмаз». Именно там (благодаря гению «авиационщика» Владимира Мясищева) был создан проект транспортно-космического корабля (ТКС) с многоразовым спускаемым аппаратом, с технологией восстановления теплозащитного покрытия после каждой миссии. Мясищев привнес в космонавтику авиационную культуру борьбы с лишним весом, применил для ТКС оригинальную фрезированную обшивку, легкую и прочную. Но, увы, за 90-е годы НПО машиностроения потеряло уникальные кадры конструкторов, инженеров и рабочих. Более того, тогда же специалисты американской корпорации «Локхид-Мартин» умудрились за гроши получить уникальные наработки по старому проекту ТКС, использовав их затем при конструировании американского перспективного корабля CEV. Реально реутовцы лишились возможности делать пилотируемую технику. Еще в 1987г. их отряд космонавтов расформировали, работы над ТКС свернули.

Центр имени Хруничева? Но он делает не корабли, а ракеты, разгонные блоки и блоки для орбитальных станций. ЦНИИ машиностроения? Но он был всегда системным интегратором проектов, не разрабатывая корабли и орбитальные станции самостоятельно.

Реальность такова, что выбирать на сегодня практически не из кого. Каждый год промедления с созданием нового отечественного корабля взамен устаревших «союзов» - это потерянные кадры 50-60-летних конструкторов, инженеров и рабочих, заменять коих сегодня некем. Каждый год промедления - это утраченные возможности для подготовки молодой смены. Понимает ли это Перминов, отшвыривая проект «Клипер», а заодно и проект МАКС? Или не хочет понимать? Понимает ли он, что завтра, с появлением на рынке двух новых кораблей США, японского и европейского грузовиков, РФ превратится в аутсайдера? И то же самое касается перспективной отечественной орбитальной станции, что должна работать после 2020 г. Работы над ней нужно вести уже сейчас, сегодня - иначе снова не успеем и растеряем последние кадры.

Пора, наконец, определяться и действовать! И посмотреть: а не нужен ли Роскосмосу новый, адекватный вызовам современности, руководитель?

Увы, дело не только в видении будущего руководством Роскосмоса, не только в финансировании отрасли. К сожалению, она сегодня нуждается еще и в капитальной чистке «авгиевых конюшен». Здесь нужно наводить элементарный порядок, налаживать контроль над издержками и затратами. В самом ли деле космонавтика так дорога?

 

НИЩАЯ ГОРДОСТЬ СТРАНЫ

Вообще-то космонавты должны быть гордостью страны, ее элитой. Знаете, сколько их в РФ? Всего около сорока. Вернее есть три отряда: основной, военный - в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) имени Гагарина, в Звездном городке по Щелковскому шоссе. Это люди в погонах, выходцы из ВВС. Вторая часть - это отряд космонавтов из корпорации «Энергия», строителя космических кораблей. Есть маленькая группа и у ИМБП - Института медико-биологических проблем. Несмотря на немногочисленность космонавтов в РФ, они у нас - нищие. И вообще в этом отряде, как в капле воды, отразились почти все несчастья и безобразия космонавтики РФ.

Во-первых, наши «звездоплаватели» - нищие. Зарплата гражданского космонавта на 2008 г.  - около тысячи долларов. Зарплата военных доходит до 60 тысяч рублей, но им скоро срежут все военные надбавки, оставив 25-30 тысяч целковых. Ну, не нужны Минобороны РФ пилоты орбитальных кораблей. ЦПК теперь не в ведении военного ведомства, его должны передать Роскосмосу для создания единого отряда космонавтов - однако в жизни центр теперь болтается как бы между небом и землей. Что-то ЦПК получает от подготовки иностранцев и космических туристов, но это так... Подножный корм.  И куда идут эти денежки - простым космонавтам знать не полагается.  Между тем, техническая база ЦПК ветшает и устаревает. Вряд ли переход под патронаж Роскосмоса что-то изменит в величине заработков космонавтов и в финансировании ЦПК: ведомство Перминова само постоянно плачет по поводу нехватки средств. Для завершения картины пара мазков: не все космонавты РФ имеют квартиры (у лопающейся от нефтедолларов власти на это денег нет), а сам ЦПК возглавляет великий Василий Циблиев. Единственный в мире космонавт, дважды (пилотируемым кораблем и грузовиком «Прогресс) таранивший станцию «Мир».

То есть, бело-сине-красные макаки установили для людей сложнейшей и очень опасной профессии зарплату в пол-жалованья паршивого московского менеджера по продаже мобильных телефонов. Все высокотехнологичное, что досталось «низшей расе» расеян от великого Советского Союза, эти обезьяны умудрились испоганить, изгваздать, разорить.  Некоторые идеалисты предлагают создать на базе ЦПК международный университет высокого уровня. Но это, судя по всему, почти несбыточные мечты. 

При этом полететь в космос сегодня для космонавта стало огромной проблемой. Интенсивность полетов по сравнению со временами СССР снизилась более, чем наполовину. Сегодня в экспедиции все хотят получить опытных пилотов. То есть, тех, кто уже летал. А где набираться опыту молодым? Подписание соглашения о том, что РФ теперь становится монопольным «извозчиком» на станцию МКС и обратно, а также вывод из строя американских «шаттлов» стали страшными ударами по отряду космонавтов РФ. Ведь теперь практически все места на кораблях типа «Союз» забронированы за иностранцами. Русским остается место командира-«таксиста». Теперь попасть на орбиту продолжателя дела Гагарина стало втрое труднее. Ну, еще иногда местами на наших кораблях еще и приторговывают. Ибо дух эпохи - срубить валюты любой ценой.

При этом в отряде космонавтов РФ, как в захудалом детдоме - проблемы с одеждой. Даже с тренировочными костюмами. Спасибо, недавно наш главный спортсмен, еще советская звезда хоккея Вячеслав Фетисов выручил: подарил ЦПК спортивные комплекты.

Таковы они, сегодняшние будни космоса РФ. Но это, читатель, еще цветочки.

 

СКОЛЬКО НА САМОМ ДЕЛЕ СТОИТ КОСМОС?

А вы знаете, сколько стоит комплект из белья, носочков, трусов, шортов и рубашек на одного космонавта, что в полете используется? 700 тысяч рублей. И ничего особенного в этой одежке нет: в хорошем торговом центре можно купить все это раз в двести дешевле и лучшего качества.  Но конкурса на поставку одежды для экипажей не проводится.

Маленькая баночка мясных консервов Бирюлевского комбината для полетного пайка (из тюбиков уж давно не едят) - это 200 рублей. То есть, раз в восемь дороже, чем  обычные гражданские консервы, что лежат в магазинах. Они говорят, будто их консервы - «супер-пупер», но это, как говорят сами космонавты, не так.

А перископ ВСК для переднего обзора на корабле «Союз» стоит 45 миллионов рублей. Убей нас Бог: разве может  не шибко сложное устройство из трубы, электромотора и призм стоить столько же, сколько навороченный современный танк - почти 1,9 млн. долларов? Столько же, сколько сорок дорогих джипов? При этом ВСК можно спокойно заменить на современные видеокамеры, потратив на сие в тысячу раз меньше. Про стоимость других узлов и систем космической техники лучше и не заикаться. Они зачастую как будто из золота отлиты. По сведениям из наших источников, комплектующие для космической техники поступают по ценам, завышенным в ... сказать страшно сколько раз. По большому счету, полеты в космос можно совершать с затратами как минимум вдвое меньшими. Введение конкурсов на поставку комплектующих для новой техники позволило бы сэкономить изрядные средства. Взять хотя бы теплозащитные материалы. Особенно если брать их не у тех, кто делает защиту для пилотируемых кораблей, а у тех, кто работает на оснащение возвращаемых спутников.

Конечно, на то есть уважительная причина: падение производства в РФ по сравнению с СССР в космической отрасли, как  и во всей «оборонке», объективно раздуло себестоимость продукции. Ведь тут хоть сто ракетных двигателей (самолетов, теплозащитных экранов, перископов) делай, хоть один - все равно нужно задействовать весь завод, выводить на работу такое же число рабочих и инженеров. Вот и получаются малосерийные партии произведенного буквально золотыми. Что в космической отрасли, хоть в танкостроении.

Но имеется  и вполне субъективная причина: желание подоить бюджет. Беда сия наблюдается  с хрущевско-брежневских времен, когда «под космос» тратили огромные деньги, не контролируя структуру затрат. Мол, гонка идет с американцами, на карту поставлен престиж страны - платим! Сталинский контроль над затратами был забыт. В принципе, тем же самым страдали (и страдают) американские корпорации, занятые выполнением заказов для Пентагона и НАСА. И в США середины 1980-х полыхали скандалы с кофейниками за 500 долларов и сиденьями для унитаза в тысячу «зеленых».

Сегодня очень многие начальники в космической отрасли РФ норовят действовать так  же, как и во времена Брежнева. Только нынче ко всему добавился и чисто шкурный интерес: отщипнуть себе лично, в собственный карман. Естественно, поделившись с теми, кто распределяет космические заказы. И эту грабиловку страны нужно уничтожать, ломать порочную «антисистему». Но кто это в РФ делать будет, коли все общество, начиная с самых верхов, одержимо страстью к «пилению»? Жуткая расеянская коррупция вкупе с бюрократизацией пожирают будущее и космической отрасли, и всей страны. Прости, читатель, процитирую сам себя - отрывок из книги «Цунами 2010-х».

«...За что бы ни брались "бело-сине-красные" сановники 2000-х годов - все получается невероятно дорого, неэффективно и по-идиотски. Как говорится, через одно место.

В 2007 РФ-начальники завопили: "Ура-ра! Сейчас мы сделаем свою спутниковую систему глобального позиционирования - ГЛОНАСС-М! И будет она работать и на крылатые ракеты, и на коммерческих пользователей!"  Из бюджета бросили полмиллиарда долларов на первый же год, назначили куратора - кагэебэшника Сергея Иванова. Мол, доведем к 2009 г. число спутников системы до нужных 24-х - и ГЛОНАСС начнет полноценно работать.

И тут же выяснилось, что на самом деле спутники-то - старые, работающие недолго. Что нужно делать новый, совершенный аппарат "Ураган-К", а он появится только в 2010 году. Чего же вы запускать собрались, куда деньги ухаете?  ГЛОНАСС все время висит на соплях, ибо то один, то другой спутник отказывают. У американцев в системе GPS - 24 основных спутника-долгожителя плюс пять запасных, на всякий случай. Более того, США решили довести число аппаратов глобальной навигации до сорока восьми для вящей надежности. А россиянские начальники никаких запасных аппаратов не запланировали, а развертывание системы начали ДО того, как появится спутник для оной. Получается как в одесском анкедоте:

- Жора, жарь рыбу!

- Так ее ж еще нет...

- Жарь, Жора - рыба будет!

Вот только совсем не смешные денежки в миллиард-полтора долларов при этом реально уйдут невесть куда...

...Приведем пример из начала 2000-х годов. Министерство обороны Эрэф закупает у НПО имени Лавочкина два спутника "Экола-К". Но не напрямую, а через некое закрытое акционерное общество. Спутники стоят всего 360 миллионов рублей, но посредник накидывает на эту сумму еще один миллиард. Вот так, влегкую. Минус один миллиард из бюджета - совершенно бесполезно и для обороноспособности страны, и для ее космической индустрии. Всего несколько мерзавцев получают втрое больше целой фирмы с тысячами квалифицированных работников! По оперативной информации, это ЗАО состоит из доверенных лиц нескольких генералов. И что же? Государство сего просто не замечает. Те, кто потрошит казну, практически ничего не боятся. За ними не придут.

Между прочим, тот, кто стоял за всей этой схемой, в правление Путина был произведен в еще большие генералы и стал ба-альшим космическим начальником. А при Сталине он бы в лучшем случае сел с конфискацией всего натыренного. Ну, теперь вы представляете, куда денутся те сумасшедшие деньги, что Эрэфия сегодня пытается вложить в армию, оборонку, науку?»

Ценой этой всеобщей алчности становится, в частности, деградация космонавтики. Стремление легко нажиться, ничего при этом не делая, поразив и космическую бюрократию, приводит к тому, что в космонавтике РФ только и делают, что используют прежний советский задел, не создавая по сути ничего нового. А зачем? Новое - это большие многолетние затраты, которые Бог знает когда окупятся. Этого нам не надо! Все коммерциализируется в извращенной форме - и под сокращение попадают стратегические программы  развития. С другой стороны, расеянское космическое начальство отшвыривает все инновационные проекты, что могут решать те же космические задачи, что и старая техника, но при этом в несколько раз дешевле. А зачем? Ведь чем меньше затраты - тем меньше прибыли подрядчиков, тем труднее доить бюджет, тем меньше денег можно «пилить». Вот если бы начальство состоял из патриотов-фанатиков, одержимых целью возрождения России  и водружения нашего флага на Марсе - тогда другое дело. Эти «пилить» не будут, им подавай быстрое и эффектвное решение задачи. Им инновации только на руку. Скажи делократу, что на Марс можно высадиться, потратив не 40 миллиардов долларов, а всего десять - и он с радостью схватится за нужное техническое решение. Ибо ему нужен Марс и слава России, а не счет в швейцарском банке.

Но таких беззаветных патриотов в начальственных сферах РФ давно нет. Здесь царят те, кто главной целью считает «пиление» и «доение» бюджета. Им не Марс  люб и желанен, а вилла в Каннах (на Рублевке) и миллиарды в кармане. И если им придется выбирать из марсианской программы стоимостью в 10 миллиардов и проектом в 40 млрд., они тут же выберут второй. И еще пожалеют, что нельзя обосновать затраты во все восемьдесят. Власть корыстных «пилителей» - это страшная штука для нашего будущего, и в космической отрасли оное видно весьма отчетливо.

Вот почему, например, нынешнее начальство заблокировало всякое развитие многоразовой, авиационной космонавтики. Мол, неперспективное это направление! Ну конечно: ведь тут космодромы не нужны (затраты на них исчезают), число одноразовых частей сведено к минимуму, стоимость вывода в космос килограмма полезной нагрузки авиакосмолетом, стартующим с авиаматки-разгонщика, в несколько раз меньше, чем у одноразовой ракеты, стартующей с дорогого в эксплуатации космодрома.

Ясное дело - неперспективно! Воровать тут столько же, сколько и раньше, не получится.

Сильно подозреваю, что практически готовую программу быстрого создания многоразового крылатого «Клипера» в 2008 г. затоптали копытами  по той же причине. Просто начальственной сволочи, брешущей об «успехах РФ в космосе», захотелось начать многолетнюю программу доения казны. Мол, надо сначала провести долгие предварительные исследования, потом разработать новый облик перспективной системы, а потом еще лет пятнадцать ее разрабатывать и испытывать, каждый год вытягивая из государственного кармана кругленькие суммы. То, что при этом страна потерпит поражение в космической конкуренции, бюрократов совершенно не волнует. Как не колышет их и угроза того, что страна лишится последних научно-инженерных и рабочих кадров в отрасли...

 

АПАТИЯ, РВАЧЕСТВО  И ЦИНИЗМ

Люди, еще не потерявшие совести и уцелевшие энтузиасты отечественного космостроения в один голос рассказывают об атмосфере цинизма, рвачества и апатии в некогда славных советских фирмах.

К 1985 году по всему СССР были развернуты НИПы - сооружения в полях и лесах с чашами приемных антенн. В мировом океане дежурил целый флот судов космической связи во главе с двумя исполинами - «Юрием Гагариным» и «Владимиром Комаровым». Сегодня оба корабля разрезаны на металл, а сеть НИПов - в упадке. Особенно если эти сооружения оказались на  нынешней «суверенной» Украине или в любом ином примитивном «бандустане». Заменить все это могли бы спутники-ретаснслятор на высоких орбитах, но Страна Советов их сделать не успела, а в РФ об этом никто из начальства не думает. Сейчас спутники-ретраснляторы есть у американцев - но не перешлешь же через них наши «экологические» данные!

Выход нашли радиолюбители, они придумали: давайте посылать цифровые снимки в нужные пункты с помощью пакетных, сжатых сигналов - и по радиолюбительскому каналу. Правда, при этом приходится ухудшать разрешение фотографий, но сие лучше, чем ничего. В одном из полетов привезли на борт радиолюбительскую аппаратуру, почти «контрабандой», опробовали связь. Работает, зараза! Но стоило потом явиться с идеей усовершенствования данного канала связи к разработчикам бортовых систем (речь шла о том, чтобы сделать грошовое приспособление к бортовому лэптопу), они увидели равнодушные глаза. Мол, на фиг нам стараться? На этом не заработаешь. Вот принеси на минимум 25 миллионов рублей - мы пошевелимся...

Это только один пример. А их гораздо больше. Цинизм и корысть, нежелание творчески работать - это бич современной Эрэфии. И немудрено, что такие настроения заразили и космическую отрасль. Вот почему, глядя на все это, Лаврентия Павловича начинаешь вспоминать с грустью. Каких чудес творческого энтузиазма в РФ можно ждать, если поведение правящей верхушки разложило и заразило все общество? Если у власти с 1991 г. и по сию пору находятся уголовники и коррупционеры, что гребут бабки лопатой без особых усилий?  Если откровенный взяточник на самом верху, нагло отмазанный от суда, потом делается помощником президента? Глядя на верховных макак, и низы превращаются в рвачей да циников. Ибо каковы попы - таков и приход. И пока эта верхушка пребывает у власти, ни черта не изменится. Ни в космической отрасли, ни в любой другой сфере.

Это огромная ошибка: считать, будто  все проблемы космической промышленности РФ можно решить простым увеличением финансирования. Сегодня чем больше денег дашь - тем больше их украдут и растранжирят. Сначала нужно расстрелять несколько десятков воров-высших менеджеров отрасли, а несколько сотен - посадить с конфискацией имущества, приведя к руководству иных руководителей: делократов, патриотов-фанатиков с качествами первоклассных управленцев.

Сие  нужно сделать везде. В системе Роскосмоса. Во всех прочих ведомствах. В авиапроме. В судострении. В строительстве и на транспорте. В сельском хозяйстве. В электронной индустрии. В Минфине и Центробанке.  И т.д.

Но прежде всего - в Кремле и на Старой площади.

Без последнего все прочее и бессмысленно, и невозможно.

 

ИНОЕ ДАНО!

Выскажете, что похожий процесс раздувания затрат идет и в государственной космонавтике США? И там тоже - некоторый застой в развитии?

Это не оправдание. Что, если американцы завтра начнут гуртом в пропасть сигать - и нам то же самое делать? Своим умом жить надо. Нам давно пора создавать антикоррупционную, делократическую космонавтику.

И это возможно! Посмотрите на те же США. Там сейчас образовалось несколько групп миллионеров-космических энтузиастов, что откровенно смеются над государственным агентством НАСА (можно сказать, Америкакосмосом) и презирают его. Мол, эти ср.. чиновники используют технические решения 1940-х годов и безбожно доят бюджет. А  там, где эта федеральная шваль тратит миллиарды, мы обходимся миллионами долларов - и строим свои легкие корабли, способные выходить в ближний космос. Ибо мы снижаем затраты до минимума и используем самые передовые технические решения. И действительно: именно энтузиасты-предприниматели, что гонятся прежде всего не за прибылями, а за решением проблемы, создали реальную альтернативу и ракетно-космодромной космонавтике, и ублюдочной схеме старого «спейсшаттла». Они первыми в мире, не взяв у государства ни цента, запустили космический самолет с борта самолета-разгонщика (Берт Рутан). Они строят частный космопорт - и сделают на его базе вполне прибыльное предприятие: и по катанию туристов, и по выводу на орбиту коммерческих спутников.  Не сегодня-завтра они запустят на орбиту и частную орбитальную станцию на надувных конструкциях, причем стоить она будет в десятки раз меньше, чем государственные махины.

Но не только в Америке есть подобные ребята. И у нас имеются энтузиасты, что сами разрабатывают толковые проекты - то легких космопланов, запускаемых с борта самолета-разгонщика, то небольших капсул, рассчитанных на полет в один виток вокруг Земли с одним туристом. К сожалению, денег у таких вот фанатиков в РФ нет. Тут вам действительно не Америка...

Вот почему мы считаем: отечественную космонавтику можно и нужно спасти! Любой нормальный правитель страны поступил бы так: устроил бы конкурс, скажем, на решение конкретной задачи. Победителю - финансирование из кармана государства. Скажем, конкурс на создание нового космического корабля. А участвовать в нем могут и прежние фирмы-гиганты, и небольшие творческие команды. И тогда мы увидели бы чудо: стоимость космических программ резко снижается, зато на сцену выходят самые прорывные и смелые проекты-сгустки инноваций. И на Марс мы бы тогда слетали, и орбитальные миссии сделали бы сравнимыми по цене с полетом на «Конкорде» и Ту-144. И фирмы-гиганты в такой атмосфере подтянулись бы, стали бы выдвигать вперед самых творческих людей.

Кстати  говоря, так делал и Сталин - в авиастроении. При нем рядом с грандами вроде Туполева, Яковлева или Поликарпова существовали небольшие КБ: Сухого, Черановского, Бартини, Москвичева, Болховитинова, Мясищева, Бериева, Шаврова и т.д. Они тоже предлагали свои варианты машин, заставляя «китов» шевелиться, соревноваться с «мелочью», использовать инновации. И некоторые из тех «малых» потом, выдержав конкуренцию,  выросли в грандов. Знаменитый Павел Сухой, к примеру. 

Вот он,  возможный путь к спасению и нынешней космонавтики. Это - вторая часть ее оздоровления, наряду с чисткой верхушки. Но, увы, сегодня такую политику в РФ проводить попросту некому. А потому наша космонавтика на глазах срывается в «баллистический спуск». Оттого некогда славные и сверхнадежные корабли «Союз» теперь едва не губят свои экипажи. Оттого русских в космосе опережают не только американцы, но и европейцы с японцами, а сзади стремительно напирает Китай.

Наша космическая отрасль сегодня погибает. К полувековому юбилею полета Гагарина она рискует стать неконкурентоспособным и небезопасным «техническим музеем». Знающие люди говорили мне: в запасе у нас осталось всего несколько лет. Кадры уходят, теряют квалификацию, спиваются. Дальше наступит обвал...

 

источник - forum.msk.ru

Hosted by uCoz