На смену шаттлам идут военные челноки
3 Августа 2011
В космонавтике перевернута
важная страница. С орбиты вернулся космический корабль многоразового
использования «Атлантис». Это был его последний полет
в космос и в программе «Спейс Шаттл»
вообще.
Недавно в мировой космонавтике
была перевернута очень важная страница – с орбиты вернулся космический корабль
многоразового использования «Атлантис». Это был его
последний полет в космос и последний полет в программе «Спейс
Шаттл» вообще.
В цепях «российской кабалы»
«Москва получает монополию на
пилотируемые полеты», «Добро пожаловать в кабалу к русским» – эти и подобные
заголовки можно лицезреть ныне в той части
американской прессы, которая страдает повышенной русофобией. Действительно
теперь американцам не на чем возить грузы и космонавтов к МКС, кроме как на
наших кораблях. Хотя для грузов есть альтернатива – второй европейский
космический грузовик ATV-2 «Иоганн Кеплер». Но этот вместительный аппарат будет
летать не чаще раза в год, а «Прогрессы» летают постоянно.
Эта ситуация для США как второй
великой космической державы в известной степени оскорбительна. За полеты еще и
платить приходится – и немало. Но американцы виноваты в этом сами. То, что шаттлы пора менять, было известно давно, однако все
программы по созданию новых кораблей успешно провалились. Причем после
выделения солидных денег из бюджета на их разработку – стандартная схема
«распила».
НАСА спасет частный капитал?
В условиях нарастающих бюджетных
ограничений НАСА все больше и больше стремится перекинуть ответственность за
космонавтику на частные компании. Например, получив контракт с НАСА на запуски
спутников, компания SpaceX создала и испытала
ракеты-носители Falcon-1 и Falcon-9. Она же разрабатывает и тяжелый носитель Falcon Heavy и космический грузовик
для МКС Dragon.
Тем не менее
так проблему не решить – космическая отрасль требует огромных вложений и
кооперации массы предприятий. Частные корпорации просто не могут поднять
действительно прорывный проект, а именно таким является пилотируемый корабль и
все с ним связанное.
Немного статистики
Флот шаттлов
насчитывал пять аппаратов – «Колумбия», «Челленджер», «Дискавери»,
«Атлантис» и «Индевор».
Всего «челноки» совершили 135 запусков в космос, вернулись оттуда 133 раза. В
За свою карьеру челноки
доставили на орбиту более 1600 тонн грузов. В том числе 180 спутников или
компонентов МКС. На Землю шаттлы вернули 53 спутника.
Эта уникальная возможность теперь недоступна человечеству. Выполняли челноки и
ремонт легендарного орбитального телескопа «Хаббл» – сейчас ремонтировать его
некому.
Военные челноки
Несмотря на то
что пилотируемых многоразовых кораблей у США сейчас нет (все проекты теперь
снова одноразовые, так дешевле и проще) – многоразовые военные челноки будут,
пусть и беспилотные. Таким кораблем является мини-шаттл
Х-37В. Этот пятитонный небольшой челнок, запускаемый с помощью обычной
ракеты-носителя, уже второй раз летает в космос. Первый полет состоялся в
прошлом году и продлился целых 270 суток. Второй полет начался 5 марта этого
года и длится до сих пор.
Аппарат вызвал массу дискуссий –
его посчитали и космическим бомбардировщиком, и противоспутниковым перехватчиком.
Бомбардировщиком он быть не может – у него слишком мала полезная нагрузка. Его
поведение на орбите позволяет говорить о нем как о специализированном
возвращаемом видовом разведчике.
Судя по всему, он также может
использоваться для инспекции спутников противника и способен учинить с ними
различные «деликатные пакости». Но это можно делать
лишь в период войны – любое сближение Х-37В со спутником будет зафиксировано
средствами контроля космического пространства. Если спутник после такого
контакта неожиданно перестанет работать – станет сразу ясно, кого винить. Да и
противоспутниковые системы в разработке есть не только у России или США, но и у
Китая – могут сбить. Нельзя исключать, что Х-37В – лишь уменьшенный прототип
серьезного корабля, который сможет нести более существенную нагрузку.
Россия разрабатывает конкурента Х-37В
Разумеется, Россия ревниво
относится к вопросам стратегической стабильности. Поэтому допустить, чтобы у
американцев появился военный космический аппарат, а у нас
его не было, мы не можем. Повторяется ситуация последней трети XX века – тогда
для противопоставления изначально военному «Спейс Шаттлу» был создан «Буран».
Первым, кто сообщил
общественности информацию о том, что Россия разрабатывает свой военный
мини-челнок, был командующий Космическими войсками генерал-лейтенант О. Остапенко. В начале этого года он заявил, что «мы кое-что
разрабатываем в этой области». Разумеется, работы ведутся в обстановке строгой
секретности – пока аппарат не запустят в космос, никто о нем ничего конкретного
не узнает. По некоторым слухам, наш космолет значительно крупнее Х-37В и будет
обладать «впечатляющими характеристиками». Однако с его созданием мы отстаем от
США.
Одновременно есть информация и о
том, что Россия создает несколько различных комплексов оружия для уничтожения
или выведения из строя спутников орбитальной группировки противника. Учитывая
то, что наши конструкторы в этой области еще в советские времена создали задел
больший, чем все остальные страны вместе взятые, американцам гонку вооружений в
космосе лучше и не начинать.
источник -