России по силам осуществить лунную и
марсианскую программы
Москва. 3
декабря. ИНТЕРФАКС-АВН - Технологические и финансовые возможности могут
позволить США реализовать озвученные недавно планы НАСА по организации в
2031-2033 годах пилотируемой марсианской экспедиции, считает бывший
руководитель Ракетно-космической корпорации "Энергия" (Королев,
Московская область) Николай Севастьянов.
"Уровень
технологий, которыми обладают сегодня США, уже позволяет приступить к
реализации марсианского проекта. С финансовой точки зрения, если они озвучили
эту программу, думаю, возможности также имеются", - прокомментировал
Н.Севастьянов "Интерфаксу-АВН",
обнародованные НАСА планы полета астронавтов на Марс.
По словам
Н.Севастьянова, сильной стороной американцев является успешный опыт по
разработке ракет-носителей большой грузоподъемности. Он напомнил, что при
реализации своей лунной программы в 60-е годы США разработали носитель
"Сатурн-5", позволявший выводить на орбиту полезную нагрузку массой
более 100 тонн. А в 80-е годы была создана многоразовая пилотируемая
транспортная система "шаттл" большой
грузоподъемности, которая эксплуатируется до настоящего времени. Учитывая, что
предполагаемая масса межпланетного марсианского корабля должна составлять более
400 т, без ракет большой
мощности нельзя будет обойтись, считает Н.Севастьянов.
В то же время,
по его словам, НАСА не имело такого опыта организации длительных космических
полетов, каким располагает российская космонавтика.
"У них полеты были короткими. Однако сейчас они задачу
накопления необходимого опыта решают с нашей помощью на Международной
космической станции", - сказал Н.Севастьянов.
По его словам,
опираясь на этот опыт и создав сверхтяжелую ракету Ares
V, США смогут решить задачу пилотируемого полета на Марс.
Н.Севастьянов
напомнил, что чуть больше года назад РКК "Энергия"
совместно с институтом имени Келдыша, Институтом космических
исследований и Институтом медико-биологических проблем был разработан и
представлен в Роскосмос проект марсианского
комплекса. Кстати, в нем была решена задача защиты экипажа от межгалактического
излучения, которую американцы пока обозначили как нерешенную, отметил он.
"Что
касается России, то нам в техническом плане решение такой задачи вполне по
силам. Тем более, что наша страна имеет самый большой
опыт долговременных пилотируемых полетов на орбитальных станциях
"Салют", "Мир", МКС", - сказал Н.Севастьянов.
Но при этом, по
его словам, должна быть решена главная проблема - создана новая космическая
транспортная система с ракетой, способной выводить на орбиту грузы массой не
менее 40 т.
"Имеющийся
парк ракет "Союз" и "Протон", конечно, не позволит выводить
на орбиту крупные фрагменты марсианского корабля, масса которого должна быть не
менее 400 тонн с учетом необходимых для межпланетного полета запасов топлива,
воды, продовольствия и других ресурсов. Поэтому принятое президентом РФ решение
о строительстве нового космодрома "Восточный" в Амурской области
может стать хорошей основой для создания ракетно-космической системы нового
поколения повышенной грузоподъемности и значительно улучшенными
технико-экономическими характеристиками по сравнению с существующими
российскими и зарубежными ракетами", - сказал Н.Севастьянов
Кроме того,
отметил он, невозможно будет реализовать марсианский полет, не опробовав
ключевые технологии и элементы транспортной системы в ближней зоне, то есть при
полетах к Луне.
"С
инженерной точки зрения, здесь логичным представляется такой путь:
создание новой ракетно-космической транспортной системы;
отработка новых космических технологий, оборудования и длительных экспедиций на
околоземной орбитальной станции; строительство межпланетного комплекса, на
котором вначале будут выполнены полеты к Луне и экспериментально отработаны
основные операции, и лишь затем можно будет лететь на нем на Марс", - сказал
Н.Севастьянов.
Ранее ряд
зарубежных СМИ сообщили, что НАСА планирует 30-месячное путешествие на Марс на
корабле весом в 400 т. Космический корабль будет собран на орбите при помощи
3-4 тяжелых ракет-носителей нового поколения Ares V.
Корабль будет оснащен двигательной установкой на криогенном топливе.
Предположительно, корабль будет запущен в феврале 2031 года и достигнет
Марса через 6-7 месяцев. Стоимость всего проекта оценивается экспертами от $20 млрд до $450 млрд. Аппарат с
грузом и жилой отсек будут отправлены на Марс до прибытия астронавтов: в
декабре 2028 - январе 2029 года.
В полете астронавты смогут выращивать для себя фрукты и овощи. На Марсе экспедиция пробудет до 16 месяцев, и все это время астронавты будут использовать ядерную энергию для своего жизнеобеспечения.