Первенство нашей страны в космосе, завоеванное в 60-е и едва не утраченное в
90-е, возвращается в Россию. Характерно, что причиной тому явилась внутренняя
логика международного рынка космических запусков. Однако «время
собирать камни» не только пришло, но и внятно заявило о сроках: судьба
космической индустрии России должна решиться в ближайшие несколько лет.
Компьютеры и телефоны устаревают сегодня за год-два. Модели автомобилей
меняются раз в три-четыре года, но для пилотируемых полетов в космос до сих пор
используются корабли и ракеты, концептуально разработанные в 70-е и даже 60-е
годы ХХ века. Это и российские «Союзы», прототип которых был разработан еще при
Королеве, и американские шаттлы, чья эксплуатация
завершится в декабре нынешнего года. Даже последние китайские корабли по сути представляют собой одну из нереализованных
советских модификаций. Кроме того, КНР пока еще не освоила рынок коммерческих
запусков: все силы молодой китайской космонавтики уходят на собственную
спутниковую программу, да не рвутся особо владельцы коммерческих спутников использовать
китайские носители «Великий поход».
В то же время не будем забывать: первый коммерческий запуск человека в
космос был произведен все-таки нашей страной. И в течение следующих пяти-шести
лет (возможно, и дольше) российские «Союзы» в обновленной версии «ТММ» остаются
единственной транспортной системой, позволяющей доставить человека с Земли на
орбиту и обратно. Пока нашей слабой стороной остается некоторая разобщенность
отрасли, оставшаяся в наследство от «переходных» лет. Но первые шаги уже
сделаны.
Сегодня Роскосмос в рамках общегосударственной
тенденции к созданию крупных интегрированных структур начал работу по
консолидации отрасли вокруг ракетно-космической корпорации «Энергия». В числе
наиболее перспективных событий - слияние с «Энергией» НПО «Энергомаш»,
производящего маршевые двигатели первой ступени. А далее по планам
правительства РКК станет центром кристаллизации различного рода «космических»
структур, которые в конечном итоге создадут из себя практического монополиста
на международном космическом рынке, располагающего всем спектром возможностей -
от права на запуски до производства материальной части ракет.
И здесь не стоит недооценивать мощный задел, оставленный потерявшей многое,
но не сдавшейся оборонной индустрией Страны Советов, разработавшей к 70-80-м
годам фантастические по характеристикам и инженерной смелости двигатели для
тяжелых ракет, способных забрасывать до сотни тонн на низкие и десятки - на
геостационарные орбиты. Два гения космической отрасли - Королев и Глушко - на
десятилетия вперед обеспечили технологический задел для российского
ракетостроения, и не случайно новый этап в развитии российской космической
программы начинается с объединения королевской и глушковской
«фирм».
- Объединение «Энергомаша» и «Энергии» обещает
дать (редкий случай) не просто суммарный арифметический, но синергетический
эффект, - утверждает гендиректор ООО «Энергия-Оверсиз»
Вячеслав Шеянов. - В НПО сегодня есть развитие, есть
понимание того, как должны создаваться новые двигательные системы, в РКК -
отработанные технологии производства пилотируемых кораблей. Вместе они смогут,
я подчеркну, не монополизировать, а предложить рынку максимально доступный
продукт, у которого по соотношению цена-качество просто не будет конкурентов.
Простая арифметика: запуск на орбиту «Спейс шаттла» с полезной нагрузкой 6 т обходится в 1300 млн долларов. Наш «Союз», с той же
загрузкой - до 240 млн
долларов, в пять с лишним раз дешевле. Плюс к тому российские корабли просто
надежнее. О чем говорить, если одна из немногих ракетных систем в мире,
позволяющих выносить тяжелые грузы на геостационарную орбиту, американская «Атлас-5»
оснащена двигателем первой ступени РД-180 работы НПО «Энергомаш».
50% американской военной нагрузки в космос выносится на русском двигателе! А в
числе ее конкурентов - российский «Протон-М» и совместная российско-украинская
ракета «Зенит», которая тоже летает на двигателе РД-171 НПО «Энергомаш».
При этом, по прогнозам российских экспертов, число
запусков будет только расти. В этом году продолжена программа деятельности МКС
на период до 2020 года: станции предстоит стать трамплином для прыжка
человечества в космос, там будут монтироваться как транспортные системы, так и
модули для орбитальных пилотируемых станций, лунных и марсианских. И
исключительную компетенцию в доставке техники и возвращении космонавтов будет
иметь РКК «Энергия».
Казалось бы, откуда такое доверие к «русским»? Да еще у американцев, с
младых ногтей приученных вспоминать только высадку на Луне, не обращая особого
внимания на первый советский спутник и Юрия Гагарина? Здесь дело не только в
том, что космос с советских времен приучил мыслить глобально, породил особое «космическое»
братство. На самом деле куда большую роль играет
умение хорошо считать, элементарная бизнес-логика.
Давайте подсчитаем, что такое 6 т груза, заброшенных
в космос? С точки зрения бизнеса это полупромышленное выращивание кристаллов
для миниатюризации устройств мобильной связи, потокового видео, цифрового ТВ.
Это и вынос в космос сопутствующей инфраструктуры. Это развитие науки и
техники, это настоящий хайтек
и настоящие инновации, приносящие сегодня максимальную прибыль. Соответственно
это приход инвесторов - как внутренних, так и зарубежных. Это развитие
машиностроения, которое по цепочке тянет за собой все остальные отрасли. Это
сотни тысяч новых рабочих мест, сотни миллионов долларов прибыли в год. Для
начала. Наконец это престиж страны.
У нас не всегда помнят, что еще в 1993 году один из тогдашних руководителей
НАСА сказал: «Русские успели об орбитальных полетах забыть больше, чем мы
успели узнать за все время работы». И сегодня американцы доверяют русским в
космических проектах, потому что знают: РКК «Энергия» можно доверить монополию
в этом деле, и эта монополия не будет никому во вред. Есть надежные технологии,
есть надежная команда, и альтернативы им нет. Так, например, мировые гранды
телекоммуникации - компании «Интелсат», «Ютелсат», «Эйшасат» - открыто
заявляют, что свои перспективы связывают исключительно с «Энергией».
Кстати, международный консорциум «Си Лонч» («Морской
старт»), реорганизованный силами Роскосмоса, уже в
2011 году начинает пуски ракет-носителей «Зенит-3SL» с морской платформы в
Тихом океане. По словам президента РКК «Энергия» Виталия Лопоты,
на территории США пройдены все комиссии, получена лицензия на 70 пусков.
Имеется достаточное количество контрактов на конкретные запуски. Это примерно
25% мирового рынка, и при желании эту цифру можно увеличить. В принципе до
100%, потому что продублировать такую систему, даже за большие деньги,
невозможно в одночасье. В то же время надо отдавать себе отчет, что если даже
команде Лопоты, признанного специалиста и
авторитетного ученого в области «космических наук», суждено будет сыграть
организующую роль в готовящемся «русском чуде», пройдет не менее 10 лет, прежде
чем можно будет создать и новую ракету, и аналогичную площадку для морского
старта. Пока еще Россия на шаг впереди всех остальных. Удержим ли мы это
первенство, зависит от того, насколько эффективно пройдет консолидация
космической отрасли.
Разумеется, были и есть у нас в стране структуры, предпочитающие вести дела по модели 90-х: ничего не вкладывать в производство, вытягивать прибыль и сопротивляться любым переменам. Но сама логика развития в ракетно-космической отрасли выталкивает их на периферию бизнеса.
Газета
«Известия», 8 ноября
Источник
-