Их нравы
“Буран” уплыл в Германию
Легендарный советский челнок купили за 10 млн. евро
Гордость советской космической
промышленности — челнок “Буран” — меняет место приписки. Теперь его можно будет
увидеть только в Германии. А именно — в Техническом музее города Шпейер.
По словам директора музея Германна Лайера, купить челнок
они решили еще десять лет назад. Однако выполнить задуманное оказалось не
так-то просто. НПО “Молния”, которое занималось разработкой советского корабля
многоразового использования, боролось за выживание. “Буран” отправили в
Австралию, однако обещанных денег за его показ российское предприятие так и не
получило. После серии злоключений челнок нашел временное пристанище в
Персидском заливе — в королевстве Бахрейн. Восстановить права на корабль
“Молнии” удалось только в феврале этого года. После этого “Буран” был передан
купившим его немцам. Любопытно, что представители музея, уже однажды
объявлявшие о приобретении легендарного челнока, на этот раз предпочли не
афишировать сделку вплоть до того момента, пока не погрузили “Буран” на судно.
“Буран”, который сейчас плывет в
Германию, — это, правда, не тот самый корабль, который в ноябре 1988 года летал
в космос, однако по своим размерам и характеристикам он почти ничем от него не
отличается. Это так называемый испытательный самолет-аналог — “БТС-
Представители российской стороны
сделкой довольны. Как заявил “МК” один из руководителей НПО “Молния”, немцы все
свои обязательства выполнили. При этом он также заметил, что сейчас “Молния”
прорабатывает вопрос о возобновлении программы по выпуску космических кораблей
многоразового использования. Но это будет, конечно, уже не “Буран”.
Покупка “Бурана” обошлась немцам
в 10 миллионов евро. Но это, как подчеркнул в интервью “МК” директор
Технического музея, итоговая цифра, которая включает себя не только перевозку,
но и возведение для прототипа космического челнока специального ангара. Его
строительство, кстати, уже идет ударными темпами. По расчетам Германна Лайера, в конце марта
судно с “Бураном” на борту прибудет в порт Роттердама. А оттуда — на этот раз
наземным путем — его доставят в прирейнский Шпейер.
В особой подготовке к встрече
“Бурана” нет ничего удивительного. 35-метровый челнок со стартовой массой свыше ста тонн станет самым дорогим экспонатом музея в Шпейере. Его презентация широкой публике
намечена на конец лета: ведь советскому шаттлу,
который перед отплытием в Германию был разобран, еще необходимо придать
первоначальный вид. Кстати, сейчас идут переговоры о приглашении на
торжественную церемонию двух пилотировавших этот “Буран” испытателей.
Несмотря на внушительную сумму,
в которую обошлась Техническому музею покупка челнока, немцы проявляют огромный
интерес к приобретению и других лучших образцов советской космической
промышленности. Первую строчку в списке желанных приобретений занимает, по словам
Германна Лайера, спускаемая
капсула корабля “Союз”. Кроме того, музей интересуется и советскими военными
ракетами — разумеется, снятыми с боевого дежурства.
ИЗ ДОСЬЕ "МК"
К моменту закрытия программы
(начало 1990-х гг.) было построено или велось строительство пяти летных
экземпляров корабля “Буран”.
• Изделие 1.01 “Буран” — корабль
совершил космический полет в автоматическом режиме. Находился в рухнувшем
монтажно-испытательном корпусе на 112-й площадке космодрома, полностью
уничтожен 12 мая
• Изделие 1.02 “Птичка” — должен
был совершить второй полет в автоматическом режиме со стыковкой с пилотируемой
станцией “Мир”. Также собственность Казахстана. Установлен в экспозиции музея
космодрома Байконур.
• Изделие 2.01 — степень
готовности корабля на момент прекращения работ составляла 30—50%. До 2004 года
находился в цехах Тушинского машиностроительного завода, в октябре
• Изделие 2.02 — был готов на
10—15%. Разобран на стапелях Тушинского машиностроительного завода.
• Изделие 2.03 — задел уничтожен
в цехах Тушинского машиностроительного завода.
Кроме этого,
было сооружено несколько макетов корабля, предназначенные для проведения с ними
различных испытаний. Один сейчас как раз купили немцы, другой,
использовавшийся для прочностных испытаний, НПО “Молния” продало в
газета "Московский
комсомолец", 13 марта 2008 года
источник -