Доступная космонавтика: для всех или
только для Абрамовича?
По мере развития космических
технологий они становятся всё более доступными для всё более широких масс. Запустить свой спутник сегодня могут
даже слаборазвитые страны. В США
«Личная яхта, самолет,
футбольный клуб — это уже не те ориентиры, на которые должен равняться
уважающий себя современный миллиардер типа Абрамовича. Вот собственный
космический корабль для полетов на МКС — другое дело. На днях о возможной
продаже целого корабля “Союз” в частные руки заявил не кто иной, как
статс-секретарь, заместитель руководителя Федерального космического агентства
Виталий Давыдов. “Если кто-нибудь изъявит такое желание, Роскосмос
эту идею поддержит”, — отметил чиновник. “МК” решил разобраться, когда же
миллиардеры смогут выкупать целые корабли и в каком вообще
направлении будет развиваться в дальнейшем космический туризм.
Ракета для Абрамовича
Начнем с уточнения, которое
сделал после своей громкой фразы г-н Давыдов. По его словам, положительное
решение о передаче “Союза” в частные руки будет принято только в том случае,
если этот коммерческий проект не повредит основной программе МКС. Ведь, как уже
писал “МК”, после 2009 года любой турист может напакостить
профессиональным космонавтам. Каким образом? Да просто своим присутствием на
корабле. В 4-местные “Союзы” будут под завязку впихиваться
и наши, и американские профессионалы (последние — в связи со сворачиванием
строительства своих шаттлов). А посади вместо одного
космонавта туриста — тут же придется притормаживать какую-нибудь научную
программу. В общем, пассажирам, путешествующим ради чистого любопытства, доступ
в космос пообещали закрыть.
Нет места рядом с
профессионалами, так, может, реально выкупить под туристические нужды целый
“Союз” и летать на нем целыми компаниями? Пожалуйста — неожиданно ответили на
это в Роскосмосе, отдельным рейсом мы вас отправим и
даже предоставим квалифицированного сопровождающего. Он в целости и сохранности
доставит путешественников на станцию, а потом поможет вернуться обратно. Только
вот стоимость такого удовольствия будет запредельной — больше миллиарда рублей.
Ведь изготовление одной только ракеты-носителя “Союз” стоит около 500
миллионов.
— Космический аппарат — это лишь
верхняя часть айсберга, — поясняет пресс-секретарь Роскосмоса
Александр Воробьев. — Приплюсуйте сюда еще запуск, страховку, оплату работы
космонавтов-профессионалов и всего штата сотрудников на космодроме… Конечно,
при особом желании и платежеспособности потенциальных туристов все это можно
было бы организовать, но не сейчас, а лишь тогда, когда ракетостроение в нашей
стране выйдет на новый уровень. Все-таки мы сейчас ощущаем нехватку
не только мест на кораблях, но и самих кораблей. После 2009 года, когда на наши
“Союзы” пересядут американцы, нам будет требоваться по 4 корабля в год.
Реальные же мощности позволяют собирать только по два.
В астронавты за 3 минуты
Так что же теперь, совсем отказаться
от голубой мечты о космосе? Конечно же, нет. Вместо “Союзов” туристов могут
поднимать в ближний космос суборбитальные многоразовые космические аппараты
(МКА) — это те, что могут долететь только до границы с “настоящим” космосом и
тут же — обратно. Длительность подъема на эту высоту зависит от схемы запуска.
Он может быть прямой — с поверхности земли при помощи ракетной ступени или же
воздушный — с самолета-носителя или аэростата. В первом варианте подъем займет
около 10 минут, а во втором может занять более часа, причем основное время
уйдет на подъем самолета или аэростата на высоту запуска (10—20 км). В мире
существуют уже как минимум 25 различных проектов таких МКА, пять-шесть из них
имеют наиболее реальные шансы на претворение в жизнь.
Пионерами в области их создания
являются американцы. Уже в 2003-м их детище — пилотируемый аппарат SpaceShipOne — взмыл в небо. Сначала он преодолел высоту в
Что же за удовольствие ожидает
первых суборбитальных туристов? Конечно, неделю плавать в
невесомости и не спеша разглядывать родную планету коллективам
путешественников уже не придется. На все удовольствие — побыть оторванным от
земного притяжения — здесь отпускается всего 3—4 минуты. За это же время можно
убедиться, что Земля круглая и небо днем абсолютно черное. Каждому, кто
поднимется на высоту более
У россиян другой космос
— Действительно, еще в 1962 году
комитет ООН по использованию космоса в мирных целях призвал страны подписать
соглашение об установлении границы космоса на высоте
Таким образом, от американцев
наша программа суборбитальных туристических полетов отстанет на 4—5 лет. Но
зато, по словам Резника, наши туруслуги
могут оказаться дешевле американских. К тому же наша страна может предложить
клиентам на выбор большой выбор МКА.
К примеру, три других российских
проекта суборбитальных космических аппаратов принципиально отличаются от
“Одуванчика” схемой запуска. Cosmopolis C-XXI, разработанный конструкторами ЭМЗ им. В.М.Мясищева, будет
подниматься на 20-километровую отметку при помощи высотного самолета “М-
В ближний космос смогут летать даже дети?
— Велик ли список
противопоказаний для участия в суборбитальном полете?
— Для начала давайте детально
представим себе полет, к примеру, в нашем космическом аппарате “Одуванчик”, —
рассуждает Резник. — Взлет будет в несколько раз стремительнее, чем на обычном
пассажирском самолете. Если на “Ту-
— И никакой специальной
подготовки?
— Такая подготовка нужна. К
примеру, американцы отвели на “обкатку” своих пассажиров 4 дня. Сюда входят
занятия на центрифуге и знакомство с невесомостью на специальном
самолете-имитаторе. Все рассчитано на то, чтобы космическая реальность не стала
для туристов неожиданностью, не вызвала приступ страха.
— А как насчет экипировки,
безопасности? И вообще, кормить и поить космопассажиров
в полете предполагается?
— Начну с последнего вопроса. За
10—15 минут вряд ли кто-нибудь успеет проголодаться,
поэтому питание в суборбитальном полете не предусматривается. С собой также
брать еду не имеет смысла. Во-первых, поклажа создаст лишнюю нагрузку на МКА,
во-вторых, поесть будет технически сложно, поскольку каждый пассажир будет одет
в настоящий космический скафандр. Он нужен для безопасности на случай
разгерметизации. Для безопасности всех участников полета мы должны будем
разместить их в катапультируемых креслах с парашютами, как на боевых самолетах.
— Разрешат ли пассажирам
вставать с мест после набора высоты?
— Можно было бы разрешить. Но
вдруг они потом не смогут быстро вернуться в кресло и приготовиться к посадке?
И потом, надо будет выбирать — парить в невесомости или любоваться родной
планетой в иллюминаторе, звездами. Времени, как я уже говорил, будет немного.
После того как основной ракетный двигатель “Одуванчика” или какого-нибудь
другого аппарата будет выключен, аппарат превратится в свободно летящее тело.
Его управляющие двигатели будут работать только для того, чтобы поддерживать
правильное положение лайнера в пространстве. В противном случае он начнет кувыркаться
в невесомости. Через 3—4 минуты такого парения в космосе начнется снижение.
Ниже 15-километровой отметки можно будет включить турбореактивный двигатель для
того, чтобы доставить путешественников к месту заданного приземления.
— А что будет предложено
туристам потом, когда такие кратковременные полеты им наскучат?
— После суборбитальных полетов
на высоту более
СПРАВКА "МК"
Туристы-счастливчики, которым
посчастливилось слетать на космических кораблях “Союз” с посещением МКС:
№1 Дэнис
Тито (
№2 Марк Шаттлуорт
(
№3 Грегори Олсен
(
№4 Аноуше
Ансари (
№5 Чарльз Симони
(
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНЫХ ПРЕТЕНДЕНТОВ НА ИЗВОЗ КОСМИЧЕСКИХ
ТУРИСТОВ
Аппарат SpaceShipTwo (SS2) — США
Выход в космос — при помощи
носителя WK2.
Пассажирских мест — 6.
Максимальная высота — 110—140
км.
Начало полетов — 2009 год.
Стоимость 1 места — 200 тысяч
долларов.
Аппарат RocketPlane XP — Европа
Выход в космос — последовательно
— турбореактивные, затем ракетные двигатели.
Пассажирских мест — 4.
Максимальная высота —
Начало полетов — 2012 год.
Стоимость 1 места — 200 тыс.
евро.
МКА Cosmopolis C-XXI — Россия, ЭМЗ им.
В.М.Мясищева
Выход в космос — подъем до
Пассажирских мест — 2.
Максимальная высота — более
Начало полетов — неизвестно,
создан полноразмерный макет.
Стоимость 1 места — менее 100
тыс. долларов.
Авиационно-космическая система “М-
Выход в космос — подъем до
Пассажирских мест — 14.
Максимальная высота —
Начало полетов — 2011—2012 гг.
Стоимость 1 места — в районе 100
тыс. долларов.
МКА Aerospace Rally
System (ARS) — Россия, МАИ
Выход в космос — подъем до 15—25
км истребителем-перехватчиком “МиГ-31С”, затем включение гибридного ракетного
двигателя.
Пассажирских мест — 2.
Максимальная высота — до
Начало полетов — неизвестно.
Стоимость 1 места — неизвестна.
“Одуванчик” — Россия, МГТУ им. Н.Э.Баумана
Выход в космос — самостоятельно.
Пассажирских мест — 4.
Максимальная высота —
Начало полетов — неизвестно,
начало испытаний — 2010 год.
Стоимость 1 места — ориентировочно менее 100 тыс. долларов.»