Американские космические челноки - самый дорогой металлолом в истории
человечества
Юлия АЛЕХИНА — 09.11.2010
Он все время не может взлететь. Неисправность за неисправностью,
проблема за проблемой, отсрочка за отсрочкой. Вначале последний запуск космического
корабля шаттл в космос был перенесен НАСА с сентября
2010 года на 1 ноября. Затем на третье ноября. Затем на четвертое. Затем на
восьмое. Теперь обнаружилась опасная утечка водорода, и старт снова отложили -
на месяц. Похоже, «мы теряем его», но особой жалости это не вызывает.
Ни один большой проект в истории космонавтики не был столь провален и столь
бесполезен, как проект шаттлов. По громадным
бессмысленным затратам проект «Спейсшаттл» можно сравнить лишь с американской лунной миссией,
но лунная миссия хотя бы не обманула заказчика в главном: «Вы хотели человека
на Луне? Получите!» - нужно это науке или нет... Когда на проект шаттлов просили денег у конгресса США, многоразовость
была лишь заявленным способом достижения важных технических целей. Разработчики
просили денег, но обещали сделать три важные вещи
: себестоимость запуска при использовании многоразового корабля резко снизится;
надежность и безопасность полетов возрастет; шаттлы будут способны к регулярным полетам, как самолеты.
В итоге «как самолеты» они не летают, а требуют длительного
ремонта и переборки в заводских условиях после каждого полета, безопасность
выразилась в том, что из пяти машин американцы потеряли две (40% летающего
парка), что само по себе катастрофа, а с себестоимостью вышла вообще
пренеприятная вещь: полная себестоимость каждого запуска шаттла
составляет около миллиарда долларов! Всего на программу затрачено уже
свыше 160 миллиардов американских денег. Более грандиозного и более бессмысленного
«пропила бабла» не знает вся мировая история науки и
техники.
ДЕДУШКА ШАТТЛОВ
Первый шаттл («Колумбия») «сошел со стапеля» в
далеком от нас 1979 году и совершил первый полет 12 апреля 1981 года. Он погиб
в своем 28-м полете 1 февраля 2003 года - сгорел при входе в атмосферу Земли
вместе с экипажем. Все мы могли наблюдать эту катастрофу почти в прямом эфире.
Второй челнок, «Челленджер», передан НАСА в июле 1982 года. Погиб (взорвался)
при своем десятом запуске. Катастрофа развивалась медленно, и специалисты
указывают, что если бы челнок был оборудован системой спасения по типу той, что начиная с 60-х годов ставится на наш корабль «Союз», то
экипаж имел бы все шансы остаться в живых. Но система аварийного спасения
экипажа на старте на шаттле не предусмотрена.
Третий шаттл, «Дискавери», стоит сейчас на стартовой площадке и на днях едва избежал
взрыва во время процедуры заправки.
Шаттлы «Дискавери» (37
полетов), «Атлантис» (31 полет) и «Индевор» (23 полета) условно исправны и будут списаны в конце
этого года. Или раньше, если что-нибудь случится. На роль корабля, завершающего
программу шаттлов, НАСА с лета этого года попеременно
анонсирует то старейший «Дискавери», то «Индевор», потом снова объявляeт, что полетит «Дискавери»,
но попозже, что само по себе говорит о том, что с этим «старым железом» у
американцев есть серьезные проблемы. Когда все идет хорошо - обычно так не
суетятся.
АМЕРИКАНСКАЯ РУЛЕТКА
Пока примерно каждый пятидесятый запуск шаттла
заканчивается катастрофой. Представить себе это можно так: на столе лежат семь
револьверов, в одном их них - боевой патрон. Вам
предлагают подойти, выбрать любой и нажать на спуск... А дальше как повезет. Шаттл - это такая американская рулетка, азартная игра
семерки космонавтов на жизнь с непредсказуемой машиной, оседлавшей пламя.
Вес полезного груза, доставляемого системой «Спейс-шаттл»
на орбиту, составляет мизерные полтора процента от его стартовой массы, около
28 тонн, что близко к грузоподъемности такого одноразового носителя, как
российский «Протон». Но «Протон» не стоит миллиарды, его запуск обходится
заказчику в сумму около 30 миллионов долларов. По экономической эффективности шаттлы проигрывают одноразовому «Протону» конструкции
академика Челомея примерно в 30 раз.
P. S.
Что умеет и не умеeт
космический челнок?
Есть единственная вещь, которую может сделать шаттл,
но не может сделать одноразовый аппарат, - снять спутник с орбиты. Скажем, для
ремонта и повторного запуска. Теоретически в этом есть смысл, так как спутники
весьма дороги. Но воистину космическая себестоимость услуг шаттла
привела к тому, что и в этом секторе он потерпел полный провал: никто не
заказывает таких услуг. Даже военные. Проще и дешевле запустить новый спутник,
чем снимать с орбиты и чинить старый.
Полный провал - только так можно охарактеризовать итоги этой программы. И по
вопросам безопасности (четырнадцать погибших астронавтов!), и по себестоимости,
и по способности оперативно доставить груз на орбиту шаттл
является не прогрессом, а большим шагом назад по сравнению с традиционным
одноразовым носителем.
Почему-то никого не удивляет, что бриться одноразовой бритвой гораздо дешевле,
чем дорогой многоразовой. Почему-то никого не удивляет, что писать одноразовой
ручкой несколько дешевле, чем «Паркером» с золотым
пером. Но в 70-х все почему-то ждали от многоразовыхшаттлов чуда.
Кажется, к американцам постепенно возвращается здравый смысл. Для запуска
экипажей они намереваются использовать наш «Союз», на свой тяжелый носитель
ставят движок российского производства, а грузы на МКС будет доставлять
российский грузовик «Прогресс».
А что же шаттлы? Как пишет сайт НАСА, после
завершения программы шаттлы будут выставлены на
продажу. И их можно купить - всего-то по 30 - 40 миллионов долларов.
Это самый дорогой металлолом в истории человечества.