Реклама

Почему откладывался последний полёт шаттла

 

Американские космические челноки - самый дорогой металлолом в истории человечества

Юлия АЛЕХИНА — 09.11.2010

Он все время не может взлететь. Неисправность за неисправностью, проблема за проблемой, отсрочка за отсрочкой. Вначале последний запуск космического корабля шаттл в космос был перенесен НАСА с сентября 2010 года на 1 ноября. Затем на третье ноября. Затем на четвертое. Затем на восьмое. Теперь обнаружилась опасная утечка водорода, и старт снова отложили - на месяц. Похоже, «мы теряем его», но особой жалости это не вызывает.

Ни один большой проект в истории космонавтики не был столь провален и столь бесполезен, как проект шаттлов. По громадным бессмысленным затратам проект «Спейс шаттл» можно сравнить лишь с американской лунной миссией, но лунная миссия хотя бы не обманула заказчика в главном: «Вы хотели человека на Луне? Получите!» - нужно это науке или нет... Когда на проект шаттлов просили денег у конгресса США, многоразовость была лишь заявленным способом достижения важных технических целей. Разработчики просили денег, но обещали сделать три важные вещи

: себестоимость запуска при использовании многоразового корабля резко снизится; надежность и безопасность полетов возрастет; шаттлы будут способны к регулярным полетам, как самолеты.

В итоге «как самолеты» они не летают, а требуют длительного ремонта и переборки в заводских условиях после каждого полета, безопасность выразилась в том, что из пяти машин американцы потеряли две (40% летающего парка), что само по себе катастрофа, а с себестоимостью вышла вообще пренеприятная вещь: полная себестоимость каждого запуска шаттла составляет около миллиарда долларов! Всего на программу затрачено уже свыше 160 миллиардов американских денег. Более грандиозного и более бессмысленного «пропила бабла» не знает вся мировая история науки и техники.

ДЕДУШКА ШАТТЛОВ

П
ервый шаттл («Колумбия») «сошел со стапеля» в далеком от нас 1979 году и совершил первый полет 12 апреля 1981 года. Он погиб в своем 28-м полете 1 февраля 2003 года - сгорел при входе в атмосферу Земли вместе с экипажем. Все мы могли наблюдать эту катастрофу почти в прямом эфире.

Второй челнок, «Челленджер», передан НАСА в июле 1982 года. Погиб (взорвался) при своем десятом запуске. Катастрофа развивалась медленно, и специалисты указывают, что если бы челнок был оборудован системой спасения по типу той, что начиная с 60-х годов ставится на наш корабль «Союз», то экипаж имел бы все шансы остаться в живых. Но система аварийного спасения экипажа на старте на шаттле не предусмотрена.

Третий шаттл, «Дискавери», стоит сейчас на стартовой площадке и на днях едва избежал взрыва во время процедуры заправки.

Шаттлы «Дискавери» (37 полетов), «Атлантис» (31 полет) и «Индевор» (23 полета) условно исправны и будут списаны в конце этого года. Или раньше, если что-нибудь случится. На роль корабля, завершающего программу шаттлов, НАСА с лета этого года попеременно анонсирует то старейший «Дискавери», то «Индевор», потом снова объявляeт, что полетит «Дискавери», но попозже, что само по себе говорит о том, что с этим «старым железом» у американцев есть серьезные проблемы. Когда все идет хорошо - обычно так не суетятся.

АМЕРИКАНСКАЯ РУЛЕТКА

П
ока примерно каждый пятидесятый запуск шаттла заканчивается катастрофой. Представить себе это можно так: на столе лежат семь револьверов, в одном их них - боевой патрон. Вам предлагают подойти, выбрать любой и нажать на спуск... А дальше как повезет. Шаттл - это такая американская рулетка, азартная игра семерки космонавтов на жизнь с непредсказуемой машиной, оседлавшей пламя.

Вес полезного груза, доставляемого системой «Спейс-шаттл» на орбиту, составляет мизерные полтора процента от его стартовой массы, около 28 тонн, что близко к грузоподъемности такого одноразового носителя, как российский «Протон». Но «Протон» не стоит миллиарды, его запуск обходится заказчику в сумму около 30 миллионов долларов. По экономической эффективности шаттлы проигрывают одноразовому «Протону» конструкции академика Челомея примерно в 30 раз.

P. S.

Что умеет и не умеeт космический челнок?


Есть единственная вещь, которую может сделать шаттл, но не может сделать одноразовый аппарат, - снять спутник с орбиты. Скажем, для ремонта и повторного запуска. Теоретически в этом есть смысл, так как спутники весьма дороги. Но воистину космическая себестоимость услуг шаттла привела к тому, что и в этом секторе он потерпел полный провал: никто не заказывает таких услуг. Даже военные. Проще и дешевле запустить новый спутник, чем снимать с орбиты и чинить старый.

Полный провал - только так можно охарактеризовать итоги этой программы. И по вопросам безопасности (четырнадцать погибших астронавтов!), и по себестоимости, и по способности оперативно доставить груз на орбиту шаттл является не прогрессом, а большим шагом назад по сравнению с традиционным одноразовым носителем.

Почему-то никого не удивляет, что бриться одноразовой бритвой гораздо дешевле, чем дорогой многоразовой. Почему-то никого не удивляет, что писать одноразовой ручкой несколько дешевле, чем «Паркером» с золотым пером. Но в 70-х все почему-то ждали от многоразовых шаттлов чуда.

Кажется, к американцам постепенно возвращается здравый смысл. Для запуска экипажей они намереваются использовать наш «Союз», на свой тяжелый носитель ставят движок российского производства, а грузы на МКС будет доставлять российский грузовик «Прогресс».

А что же шаттлы? Как пишет сайт НАСА, после завершения программы шаттлы будут выставлены на продажу. И их можно купить - всего-то по 30 - 40 миллионов долларов.

Это самый дорогой металлолом в истории человечества.

«Комсомольская правда», 9 ноября 2010 года

источник - http://kp.ru/daily/24587/756548/

Hosted by uCoz