Реклама

Генеральный конструктор Юрий Семёнов:

 «В космонавтике, как и везде, уважают только сильных»

На прошлой неделе с космодрома Плесецк в последний раз стартовала ракета-носитель «Молния-М». Военные уверяют, что на смену «Молнии» придёт более современная техника.

Но бывший глава ракетно-космической корпорации «Энергия» Юрий Семёнов считает, что пока наша космонавтика может похвастаться не супертехнологиями, а взятками поистине космического масштаба.

 

«Отмыв» средств

 

«AиФ»: - Юрий Павлович, в последние годы были закрыты некоторые крупные космические проекты - в частности, по созданию системы «Энергия - Буран», которая считалась одним из самых существенных наших достижений. Может так получиться, что к тому времени, когда эти проекты расконсервируют, они безнадёжно устареют?

Юрий Семёнов: - Cистема «Энергия - Буран» опередила время. Многое из того, что было сделано во время её создания, пропало. Но многое использовано в проектах 1990-х годов: ракетные двигатели, радиосистемы, а также опыт организации в таких крупных проектах, как МКС, «Энергия-Малая», корабль «Клипер». Хотя говорить о последнем не приходится, потому что Федеральное космическое агентство закрыло в 2009 году работы по перспективнейшему пилотируемому крылатому кораблю малой размерности. А ведь он пользовался огромной популярностью на авиационно-космическом салоне МАКС-2005.

В годы экономических преобразований вылезли наружу взяточничество, отмывание в особо крупных размерах финансовых средств под предлогом их использования для проектов государственной важности. И эти новые «статьи расходов» тяжело отразились на космонавтике. В 1995 году по Указу Президента РФ, под предлогом снижения зависимости России от космодрома Байконур в Казахстане, появилась программа по созданию ракеты-носителя тяжёлого класса «Ангара». Она должна была стартовать уже с российского космодрома Плесецк. Эта работа привела к ежегодным многомиллионным затратам. Интересный факт: программа создания «Ангары» началась именно в период, когда между Россией и Казахстаном подписывался договор об использовании космодрома Байконур в течение 50 лет для осуществления Россией своих космических программ. А это явно говорит о том, что кому-то из высших чинов руководства России понадобился броский проект государственного значения. Потому что под предлогом его выполнения можно было бы бесконтрольно «отмывать» грандиозные финансовые средства. При этом ни ракеты «Ангара», ни своего космодрома, аналогичного Байконуру, у России нет до сих пор.

 

Миссия будущего

 

«AиФ»: - Значит, мы уже не лидеры в космическом пространстве? Соперничество с США проиграно?

 Ю. С.: - По поводу соперничества и сотрудничества с США могу сказать, что Америка уважала и уважает только сильных. Когда в области ракетно-космической техники мы были такими, то совместно с США создали хорошо известный плавучий космодром «Морской старт». Он был признан самым выдающимся техническим проектом ХХ столетия. Реализовали крупномасштабный проект «Международная космическая станция». Других проектов на сегодняшний день с Америкой у нас нет. Зато в 2006 году президент и генеральный конструктор корпорации «Энергия» Николай Севастьянов в своём докладе рассказал о возможных направлениях нашей отрасли. Направления эти, как говорится, шапкозакидательские: «Предложения «Энергии» по добыче гелия-3 на Луне и доставке его на Землю для термоядерных реакторов». Для этих целей нужно будет переработать миллиард тонн лунного грунта. А также «Полёт человека на Марс». В этом году уже новый президент и генеральный конструктор «Энергии» Виталий Лопота зачитал доклад на ещё более амбициозную тему: «Миссия нашего поколения - освоение Солнечной системы». Хорошо ещё, что в этих докладах никто не обозначил, в каком столетии будут осуществляться эти проекты.

 

«AиФ»: - Говорят, что скоро любой сможет полететь в космос. В этом ли состоит космонавтика будущего?

Ю. С.: - Думаю, что космонавтика будущего состоит не в повторении прошлого, в том числе и полётах туристов, а в новых проектах, которые принесут максимальную пользу человечеству.

 

«AиФ»: - Часто говорят, что у нас плохие самолёты, автомобили, на Западе всё лучше. А наши космические корабли по-прежнему лучшие из лучших?

Ю. С.: - Главное не то, что говорят, а то, какова статистика по надёжности полётов кораблей! А наши корабли «Союз ТМА» - это объективно лучшее транспортное средство доставки человека в космос и его возврата на Землю. И этот корабль останется лучшим ещё многие годы. А вот корабли «Прогресс» были вне конкуренции, пока с нашей же помощью по причине сложнейшего экономического положения в 2000 году не был подписан контракт на сумму более 100 млн евро на создание корабля AТV («Жюль Верн»). Хотя мы провели на орбите более сотни стыковок и перестыковок кораблей «Прогресс». Чтобы приобрести такой опыт с новым кораблём, у Европейского космического агентства уйдёт не год и не два, а десятилетия, учитывая то, что полёты в космос кораблей «Прогресс» начаты в январе 1978 года.

 

Досье

 

Юрий Семёнов родился в 1935 г. в г. Торопце Тверской области. С 1972 по 2005 год осуществлял техническое руководство работами, проводимыми СССР, а затем Россией, связанными с полётом человека в космос. С конца 1981 г. Ю. П. Семёнов возглавлял работы по многоразовому орбитальному кораблю «Буран» как его главный конструктор, одновременно являясь главным конструктором космических кораблей «Союз», «Прогресс» и орбитальных станций «Салют», «Мир». С 1989 по 2005 год - президент, генеральный конструктор ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С. П. Королёва.

 

«Аргументы и факты», №40 за 2010 год

источник - http://www.aif.ru/society/article/38058

Hosted by uCoz