Баллистический спуск русской космонавтики: продолжение темы
САМАРСКИЕ СЛЕЗЫ
Космическая отрасль РФ
продолжает успешно деградировать и разрушаться. Весной мы уже поднимали эту
тему в серии из трех материалов. Желающим освежить ее в памяти даю ссылки:
Однако тему приходится
продолжать. Теперь уже - на самарском материале.
ИСТРЕБЛЕНИЕ ПОСЛЕДНИХ КАДРОВ
Перенесемся в нынешнюю Самару,
где все еще теплится жизнь в знаменитой фирме ЦСКБ «Прогресс», некогда -
филиале конструкторского бюро самого Сергея Павловича Королева. Возьмем
ситуацию на 2007 год, когда Эрэфия вроде бы лопается
от нефтедолларов и не знает, куда их деть.
Итак, раньше «Прогресс» делал
ракеты-носители и спутники. Особенно - аппараты дистанционного зондирования
Земли. Причем двойного назначения. Здесь работали высокооплачиваемые советские
работники. Элита страны. Которым завидовали.
Впечатления ветерана
«Прогресса»:
«Славные 60-е и 70-е! Недавно образованная организация - Куйбышевский филиал королевского КБ - находится на пути к
вершине своей деятельности и славы. Очень скоро предприятие становится головным
по своей тематике. Практическая космонавтика тогда была овеяна ореолом
романтики... Ветераны еще помнят ковровые дорожки, которые устилали тогда почти
все без исключения коридоры ... помнят, как в «кабэвской»
столовой среди блюд можно было увидеть, например, свежую клубнику... Попасть по
распределению в ЦСКБ было тогда желанной целью многих выпускников куйбышевских вузов и техникумов. Именно тогда на
предприятие пришло большинство из тех людей, которые через 10-15 лет стали
начальниками отделов, комплексов, заместителями Главного ...
Авторитет предприятия среди других организаций города, да пожалуй, и
всего нашего региона, стоял тогда на недосягаемой высоте. Это был действительно
передовой край технических достижений государства! 5,5 тысяч специалистов!
Среди них - десятки кандидатов и докторов наук, лауреаты различных премий,
Герои социалистического труда... До 66 запусков КА в год! Разрабатываются все
новые и новые типы космических аппаратов, уровень разработок, надежность
создаваемой техники практически являются недостижимым эталоном, высочайшим
стандартом для других отраслей народного хозяйства...
Знаменитая «52-я»... Эта машина «пропахала», на всю оставшуюся
жизнь оставила горький след несбывшейся мечты в судьбах сотен и тысяч людей,
отдававших ей все свои силы!
Полигон! Стартовые площадки среди сказочной северной
тайги на крутом склоне над кристально чистой речкой с хариусами или посреди
бескрайней казахской степи, усеянной тюльпанами... Празднование удачных пусков
и дней рождений!
Никому тогда даже в голову не приходило задумываться, много или мало он
получает. Зарплата молодого специалиста составляла 120-150 рублей. Зарплата
ведущего конструктора - 300 рублей. Зарплата Главного превышала эти цифры
ненамного... При этом хватало на все: отличный «комплексный» обед из трех блюд
(за 60 копеек) - в столовой было «не протолкнуться», в отпуск молодой
специалист мог спокойно себе позволить слетать на самолете в Крым...
Все это у нас было...»
Вот именно, что было - да
прошло. Как известно, основа любой организации - квалифицированные люди.
Особенно в космической отрасли, где конкурировать приходится с матерыми
противниками - американцами, англичанами, французами, немцами. Ведь вроде бы в
Кремле сказали, что мы строим наукоемкую, инновационную экономику, а в ней
кадры - первейшее дело. Они решаются все.
Итак, зарплата ведущего инженера
на «Прогрессе» 2007 года - 8-10 тысяч рублей. То бишь,
максимум 450 долларов. По советским меркам - это где-то 50-60 советских
целковых. На уровне уборщицы или магазинного грузчика. Зарплата начальника
отдела - 12,5 тысяч бело-сине-красных целковых. И с такой зарплатой «прогрессовцы» должны конкурировать с американскими
или европейскими космоинженерами, чья зарплата - те
же 8-10 тысяч, но в долларах. Вот так в «новой России» ценят квалифицированный
наукоемкий труд. Послушаем ветерана ЦСКБ:
«Зарплата техника в ЦСКБ - не
превышает уровня зарплаты продавца в торговой палатке на улице. Оклад лауреата
Государственной премии Г.Г.Лекомцева, всю свою жизнь
посвятившего предприятию, в начале 2007 года составлял 7 300 рублей...
Многим приходится ради своих
семей «подрабатывать» вечерами и в выходные дни, не брезгуя никакой работой. И
подрабатывают - кто ремонтом квартир, кто стройкой, кто - ремонтом чужих
автомобилей (порой при этом в одиночку выполняя «лошадиную» работу, снимая и
устанавливая неподъемные агрегаты, часто оставаясь ночевать в том же
гараже...). И при этом всю рабочую неделю у них должно хватать
сил выполнять свои обязанности на «основной» работе! Порой у некоторых
просто «на ходу» в 48 лет отказывает сердце! (как у В.И.Юркова
из отдела 1506, отца 4-х детей)...
А в то же время дошло до того,
что на предприятии появились заместители и начальники отделов, в течение многих
лет успешно занимающиеся сетевым маркетингом в рабочее время! А ведь на их
«попечении» - подразделения уникальных специалистов численностью 30-50 человек.
Ничего не поделаешь - «рынок» берет свое...
Прекрасную молодежь, которая
приходила на предприятие в последние годы из-за отсрочки службы в армии, теперь
трудно будет удержать от «ухода на сторону». По словам многих молодых
конструкторов, для того, чтобы они твердо решили остаться работать в ЦСКБ,
нужен размер оплаты в 15-18 тысяч. Сейчас они имеют 6,5 - 11 тыс. Как быть?
Проводимая каждую весну
индексация зарплаты в 12% даже не компенсирует реальный уровень инфляции. А
происходящий в последние месяцы неожиданный дикий скачок цен вообще никак не
собираются компенсировать!
Таким образом, происходит
странное явление: люди вроде бы напряженно работают, но при этом «не
зарабатывают», а вместо этого с каждым годом происходит все большее погружение
в нищету!»
То есть, люди живут в страшной
нищете, когда порванные ботинки или заболевший зуб становятся жуткими
проблемами: ибо денег едва на питание хватает. Это похуже, чем ГУЛАГ! И от
людей, доведенных до лагерных условий жизни, бело-сине-красная начальственная
сволочь требует мирового уровня разработок. Презрительно, через губу с ними
разговаривает...
Очевидно одно: если РФ хочет
сохранить кадровый потенциал космической отрасли (и вообще высокотехнологичных
и оборонных отраслей), она должна резко (в разы!) поднять зарплаты для
высококвалифицированных специалистов, обеспечив им возможность передать свои
знания и навыки молодым ученикам. Сделать это только за счет предприятий, где
работают технократы-ветераны, нельзя: у них в реальности не хватит на это денег
- сказывается долголетняя бело-сине-красная разруха, каковая при Путине лишь
усугубилась. Необходимо создание в государстве (за счет отказа от проведения
сочинских игрищ и строительства всяких президентских резиденций, от выдачи
кредитов Исландии и тому подобных идиотских затрат) специальной кадровой
службы. В советские времена каждый член партийно-советской номенклатуры был на
учете - и на такой же учет должны быть поставлены уцелевшие в РФ уникальные
специалисты-«высокотехнологи».
Из кассы этой особой службы им должны выплачиваться особые зарплаты, причем при
условии, если они взяли себе учеников.
В противном случае кадры вымрут,
не оставив после себя смены - и тогда завалится и космическая отрасль, и вообще
вся сложная промышленность РФ. Причем в считанные годы! Сегодня некоторых из спецов, критически важных для космической или, скажем,
зенитно-ракетной отрасли - по один-два человека на странуц. Положение архихреновое!
НИЧЕГО ПРИНЦИИАЛЬНО НОВОГО НЕ СОЗДАЕТСЯ!
Ввергая ценнейшие, мирового
уровня кадры в нищету, гангстерское бело-сине-красное государство отпугивает
молодежь - она не идет работать в отрасли высоких технологий!
В той же Самаре молодежь
проработает два-три года - и бежит прочь. Остаются одни старики. В 2010-е годы
«Прогресс» просто вымрет - и некому будет делать космическую технику. Разве что
тупо воспроизводить старые аппараты по уцелевшей документации. К тому времени -
безнадежно неконкурентоспособные. И
в самом деле, теперь сроки работ над новыми КА по сравнению со временами СССР
растянулись в несколько раз. Естественно, и финансирование упало на
порядок. Новых спутников практически не создают. Например, КА «Барс» мучают уже
двенадцать лет - и неясно, когда он выйдет в серию.
Единственное достижение сегодня
- это вроде бы новый носитель «Русь». Он же - «Союз-2». Это - конструкция
королевской Р-7 полувековой давности, которой сменили двигатели первой ступени
и сделали цифровую систему управления. Спору нет, ракета хорошая - но по сути
это застой. Ибо снова мы видим бесконечное усовершенствование старой-престарой
конструкции вместо принципиального прорыва. Курс на закрытие космоса и
строительство Страны Неконкурентоспособных Дураков
взят успешно. Теснее сплотимся вокруг партии путинных-медведевых...
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ДЕФОЛТ
При этом управление делом
остается крайне неэффективным, затратным. Тех, кто пытался создать современный
центр управления проектами с минимальной бюрократией и с подъемом статуса
разработчиков, откровенно выжили. А ведь идея была простой: увеличить заработки прежде всего полутора тысяч творцов-разработчиков,
уменьшить число ненужных нахлебников. Ибо просто вливать деньги сюда уже
нельзя: надо сначала очистить авигиевы конюшни,
убрать всякие «боковые отводы». Нет - не дали сделать...
«На все вопросы: «А нельзя ли изыскать возможность поднять уровень зарплаты хотя бы
непосредственным разработчикам интеллектуальной продукции - рабочей
документации - проектантам и конструкторам?» (ведь их на предприятии не более 1
- 1,5 тысяч человек - и это на фоне 19 тысяч общей численности) - чиновники
отвечают: это не позволяют сделать жесткие нормативы на уровень заработной
платы, устанавливаемые Москвой...»
Неэффективность управления
отечественным военно-промышленным комплексом - страшная по масштабам проблема.
Управленческие штаты безбожно раздуты, поглощая те средства, которые могли бы
получать непосредственно конструкторы и ведущие инженеры, их молодые ученики.
Очень похожая история случилась в начале 2000-х в КБ имени Туполева: там был
изгнан с работы вице-президент Виктор Дмитриев, предложивший сократить ненужную
и раздутую управленческую надстройку, автоматизировать бухгалтерию - и наладить
лучшее управление проектами, работая напрямую с главными конструкторами.
И этот, и самарский пример
говорят об одном: политика простых вливаний денег в оборонные
и космические программа, каковую тупо ведет правительство, не спасет страну.
Деньги будут профуканы. Нужна поистине сталинская
реорганизация систем управления предприятиями и проектами. С подавлением
сопротивления б...ского начальства!
Но вернемся в Самару
космическую...
МАРАЗМ, КОТОРЫЙ ПРИ БРЕЖНЕВЕ И НЕ СНИЛСЯ...
Покуда
«Прогрессом» руководил легендарный Дмитрий Козлов, соратник Королева, еще можно
было что-то сделать. Но бело-сине-красные спровадили
его в отставку и поставили руководить фирмой свою креатуру. Оно и понятно:
Козлов смотрел на космическое руководство РФ как на пацанов,
то и дело «строил» их. Его убрали - и объединили с местным ракетостроительным
заводом. И власть в объединенной фирме захватили не создатели новой техники, а
производители-копировщики. Каковые сразу все под себя подмяли. Это вполне по-россиянски: телегу поставить впереди лошади. Уж больно
мешал Козлов одному космическому «генералу» в Москве, котрого
называют «Господин четыре процента». Ну, нельзя конструкторов подчинять
производственникам - это во всем мире знают!
И ключевых разработчиков погнали
на пенсию или стали понижать в должности. Генеральным конструктором посадили
своего: бывшего начальника отдела послеполетного анализа. Ну, это все равно,
что патологоанатома назначить главным лечащим врачом.
Говорит наш ветеран: «На
предприятии развернута кампания по беспощадному избавлению от сотрудников по
«возрастному принципу». Волна за волной накатываются сокращения...
При этом далеко не всегда
наблюдается избирательный и взвешенный подход... Ведь один
человек может и в 55 лет стать спившейся развалиной, а другой - в свои 75 -
полон сил и энергии, при этом может выглядеть на 10-20 лет моложе, порой
способен влюбляться с пылкостью 25-летнего!
Например, 75-летний конструктор
отдела 1506, ведущий специалист по одному из ответственнеших
узлов РН - рулевым машинкам - Б.Г.Рахнович в своем
возрасте ежегодно совершает тысячекилометровые велопробеги по красивейшим
местам России.
«Апофеозом» этой кампании стал
случай, происшедший в
Какой мерой можно, например,
оценить потерю В.С.Баранникова - уникального специалиста-расчетчика бывшего
отдела 1503, с опытом работы еще с «52-й» машины. Он просто не видел смысла
продолжать ездить в Юнгородок после достижения
60-летнего возраста: зарплата его составляла 6 - 7 тысяч рублей (а зарплата
жены, работающей «не за забором» - около 30 000). Человек богатырского
здоровья, он мог бы еще многие годы плодотворно трудиться на предприятии...
Уволен «по сокращению штатов» В.П.Колышев - 55-летний воспитанник А.М.Солдатенкова,
кандидат технических наук, первый в истории ЦСКБ ведущий конструктор отделения
1250 по воздухоплавательной технике, искрометный «народный» поэт, ценитель
женской красоты, самый результативный рыбак в Самаре. Этот человек ни разу за
всю свою 30-летнюю трудовую деятельность ни под кого «не прогибался»! Его уход
не оставил равнодушным ни одного из тех людей, кто его знал по работе! Есть
люди, без кого предприятие невозможно себе представить, их уход просто
оставляет «вакуум» в пространстве, который ничем невозможно заполнить! Сейчас
он блестяще проявил себя на соседнем ОАО «Моторостроитель»!
В конструкторском отделе 1506
всю свою трудовую жизнь проработал Михаил Абрамович Вайнблат.
Сейчас ему 82. Уже одно только присутствие в коллективе этого мудрого, глубоко
интеллигентного человека, конструктора «с большой буквы» вселяет уверенность в молодых сотрудников отдела, в котором сейчас
насчитывается около 75 человек. А скольких учеников воспитал он за прошедшие
годы! При своем возрасте он активно работает - недавно завершил отработку
уникального клапана для одного из изделий. А сколько километров пришлось ему
отшагать для этого по заводу? Ведь от ЦСКБ до цеха 2223, где проводилась общая сборка
и отработочные испытания этой сборки - около
В 2006 году руководством был
уменьшен % надбавки к зарплате по выслуге лет с 50 до 15%. Все понимали, что
это было сделано, чтобы любой ценой привлечь молодежь. А каково кадровым
сотрудникам, которые проработали на предприятии по 25-45 лет?
В ЦСКБ все еще работают
несколько десятков человек, которые проходили стажировку в Подлипках
при жизни С.П.Королева (например, А.С.Нагорнов),
«вживую» видели Ю.А.Гагарина, участвовали во всех пусках «52-й» машины... Над
всеми ними дамокловым мечом висит угроза сокращения, все они понижены в
должностях примерно до уровня ведущих инженеров (или ниже), отстранены от
реального влияния на процесс разработки. Новое руководство в своей кадровой
политике строго придерживается «возрастного» принципа.
Вместо того,
чтобы регулярно организовывать встречи молодежи с этими свидетелями и творцами
«золотого века» российской космонавтики, руководство взяло курс на скорейшую
отправку их якобы «на заслуженный отдых»! А ведь эти люди - наш «золотой» фонд!
Да их наоборот, надо окружить вниманием и заботой, следует максимально
использовать их драгоценный опыт, пока еще не прервалась «связь поколений».
Ведь не секрет, что большое количество работников ЦСКБ среднего, наиболее
активного возраста, в тяжелые времена перестройки были вынуждены «податься в
бизнес». Многие из них весьма преуспели - ездят на крутых
джипах, понастроили коттеджей (как, например: А.Семенной, С.Мира и др.) . Кто-то - торгует колготками на популярной «тропе
«Хошимина» (мини-рынок перед проходной, который регулярно закрывают перед
приездом большого начальства, даже специально отгородили забором).
Но ведь в то же время многие из
«дезертиров» сознательно вернулись на предприятие - либо не сумели «пробиться»,
либо сердцем не приняли волчьи рыночные законы.
Скольких еще
классных специалистов мы потеряли за прошедшие 15 лет? Они ушли в
нефтегазовый комплекс, в частные фирмы... Порой причиной ухода являлась разница
в уровне зарплаты всего в несколько тысяч рублей... А
ведь уходили далеко не худшие...»
Вот так трехцветные реформаторы
проводят «омоложение кадров»: выкидывают опытных творцов, так и не обеспечив
передачу их опыта молодым.
«...После ухода Д.И. Козлова
некоторое время Генеральным конструктором «продержался» его бессменный 1-й
заместитель в последние годы - Г.П.Аншаков. Несмотря
на то, что он всегда слыл «жестким» руководителем, пришедшей к власти на
предприятии команде «производственников» довольно быстро удалось его
«утоптать». Сейчас он вынужден довольствоваться тем, что его хотя бы оставили
на предприятии...
Совершенно неожиданно для
коллектива на его место «поставили» Р.Н.Ахметова, сразу повысив его в должности
на несколько ступеней, фактически с начальника отдела
послеполетного анализа. Сотрудники ЦСКБ были потрясены - такого оборота явно не
ожидали...
Естественно, новый Генеральный
попытался внести свой вклад в развитие предприятия: например, создал новое
подразделение - отдел по контролю за качеством
разрабатываемой документации - несомненно, со времен С.П.Королева это
практикуется впервые.
Выглядит это так: конструктор
обязан каждое извещение перед запуском согласовать с этим отделом, где
несколько специально назначенных девушек стараются доказать, что данное
изменение конструкторской документации - это «ошибка конструктора», за которую
отдел, выпускающий этот документ, должен понести реальное наказание -
уменьшение суммы премии. Зачастую при этой процедуре выстраивается очередь из
убеленных сединами заслуженных конструкторов. Внешне это глумление очень
напоминает суд инквизиции или знаменитые «тройки» времен Ежова. Что при этом
творится в душах конструкторов, догадаться нетрудно. Добро бы еще на месте этих
распоясавшихся девчушек были посажены профессионалы -
опытные специалисты, пользующиеся авторитетом в среде разработчиков!
А ведь создание новой
конструкции во все времена велось методом проб и ошибок - по-другому не бывает,
именно поэтому всеми положениями и предусмотрен этап опытной отработки!
Производство быстро оценило
открывшиеся возможности. Ведь многие изменения в извещениях вызваны просьбами
технологов или снабженцев завода - то просят допустить отклонения от
документации, допущенные при изготовлении, то не хочется хлопотать о
приобретении комплектующих. При этом среди отдельных
начальников цехов быстро появилась практика: в случае, если конструкторы не
идут на соглашение - сразу выносить вопрос на уровень гендиректора, или зам.
директора по производству - грозного В.В.П.! Конструкторов быстро «пригибают»,
в результате качество изделий снижается, а вину за заводской брак несет
конструктор! А ведь раньше, при Дмитрии Ильиче, в таких случаях завод
вынужден был оформлять карточки разрешения.
В каждом отделе и отделении
назначены так называемые «уполномоченные по качеству», которые обязаны следить
за такими «ошибками», периодически на предприятии проводятся «конференции по
качеству».
В результате процесс отработки
новых изделий замедлился во много раз: ведь назначение предварительных
извещений как раз и состоит в оперативном решении вопросов, они, как правило,
не должны превышать 1-3 листов и реально могут быть оформлены за один-два дня, а при необходимости и за
несколько часов.
При новой же системе конструктора
стали «копить» изменения, чтобы, скажем, вместо 10 «ошибок» на отделе числилась
только одна, при этом объем извещений увеличился до 30-40 листов, а сроки их
выпуска - до одного-двух месяцев. Разработчикам
буквально «ударили по рукам»! Конструктора стали отказываться от улучшения
конструкции новых изделий, стали искать пути «обхода» - например, оформляя
фиктивные технические решения...
Вот что бывает, когда на
должность Генерального конструктора назначается «надёжник»,
никогда в жизни не проходивший полный цикл разработки нового изделия от ТТЗ
(тактико-технического задания) до отработочных испытаний на заводе!
Некоторое время назад был
выпущен приказ, согласно которому все сотрудники ЦСКБ обязаны пройти проходную
за 5 минут до начала рабочего дня, в случае опоздания на минуту весь отдел
лишается премии.
Предприятия «оборонки» во все
времена были непопулярны в городе именно из-за жесткого пропускного режима.
Кому охота работать «за проволокой», подвергаться унизительной проверке
металлоискателем, полностью зависеть от каприза начальника, а что греха таить,
среди них порой встречаются самодуры... Порой человек
не может отпроситься на несколько часов
или взять неделю отпуска.
Больно бывает видеть, как
какой-нибудь заслуженный сотрудник ЦСКБ бежит в гололед с остановки трамвая или
«газели», прижимая мешок с «кусками», боясь не успеть пройти проходную. А
сколько раз люди при этом получали переломы за последние годы! А подлетает к
проходной - и видит длинный хвост очереди в его кабину - ведь там до сих пор
вся «автоматика» сводится к тому, что сотрудник должен на большом планшете
найти свою кнопку и пальцем вытолкнуть пропуск! А тут еще одна кабинщица «разрывается» на 2-3 кабины! И это на ведущей
космической фирме в 21 веке!
Придя, наконец, на свое рабочее
место и получив выговор от начальника, сотрудник на
полдня обеспечен «хорошим настроением». Какая уж после этого производительность
труда и отсутствие ошибок!
Между тем такой подход внедряет
в сознание людей мысль, что им платят не за результат их работы, а за «отсидку» положенных часов. Ведь сохранившаяся в ЦСКБ со
времен социализма устаревшая система планирования и отчетности по трудоемкости
легко позволяет при определенной ловкости руководителей подразделений занимать
призовые места при реальной загрузке отдела 15-30%...»
Вот вам власть
бело-сине-красного «эффективного менеджерата»:
бюрократический маразм, гегемония клерка над конструктором. Маразм, которого
даже при Брежневе не было! И, конечно, поражает подбор руководящих кадров в нынешней Расее. Знавал я один
зенитно-ракетный завод. Где бело-сине-красные
назначили директором ... бывшего заводского физкультурника. Ну, а тут что -
далече ушли?
«...Безусловно, самый энергичный
сейчас руководитель на заводе - заместитель директора по производству... Это
ярко выраженный «трудоголик». По признанию заводчан,
именно на нем сейчас все держится. Даже директора так не слушаются, как его.
Рабочий день у В.В.П. начинается с 7 часов утра обходом цехов, (особенно своего
«любимого» цеха 2212, где идет общая сборка ракет-носителей), с должности начальника которого он совершил стремительный карьерный
скачок. Цех этот всегда был на виду, ведь именно благодаря его основной
продукции предприятию удалось выжить в тяжелые годы перестройки.
Однако ему явно не удается
преодолеть «детского комплекса неполноценности» перед интеллектуальной элитой
ЦСКБ. Его стиль руководства - «брать глоткой», принижать роль разработчиков, выгораживать в любом конфликтном случае службы завода.
Типичные выражения о конструкторах: «эти яйцеголовые»,
«дармоеды», «вруны» и т.п.
Это именно с его «легкой руки»
происходит неуклонное снижение статуса разработчиков ЦСКБ, при одновременной
защите недобросовестной работы производства!»
Как видишь, читатель,
отечественная космонавтика пока летит... По преимуществу - к черту. К
печальному финалу.
Как, впрочем, и РФ в целом.
Калашников Максим
2008.10.17