Из стенограммы заседания Госдумы РФ 7 октября 2011
года
Председательствующий. Уважаемые коллеги, у нас сейчас "правительственный час". Я
приглашаю на трибуну Владимира Александровича Поповкина
— руководителя Федерального космического агентства.
Поповкин В. А., руководитель Федерального космического
агентства.
Добрый день, уважаемые депутаты Государственной Думы!
Я впервые выступаю перед законодателями в качестве руководителя Роскосмоса и осознаю значимость этой встречи. Космонавтике
все уделяют очень большое внимание: президент, правительство, Государственная
Дума, и, конечно, вы вправе требовать результатов, и результатов положительных.
Но необходимо отметить, что в современной российской космонавтике накопился
целый ряд критически важных вопросов, и я рассчитываю на плодотворное
взаимодействие со всеми структурами Государственной Думы в целях их
конструктивного решения.
Своё выступление, свой доклад я как бы разобью на две
части. Первая — это то, из-за чего, в общем-то, меня и пригласили в
Государственную Думу на "правительственный час", то есть информация
об авариях и о том, что нами предпринято в связи с ними. И во второй части я
вам доложу о состоянии и перспективах космонавтики, ракетно-космической
отрасли, существующих в ней проблемах и путях их решения.
Итак, об авариях. Первая произошла в августе текущего
года: вследствие ошибки системы управления разгонного блока был потерян спутник
связи "Экспресс-АМ4", в результате чего спутник вышел на нерасчётную
орбиту и, хотя он функционирует, по назначению использоваться не может.
Причиной аварии стала ошибка при формировании полётного задания разгонного
блока. И как бы нам ни хотелось сказать, что виноват
программист или тот, кто его проверял, на наш взгляд, причины гораздо глубже,
потому что кроме этого программиста был целый ряд должностных лиц, которые
должны были всё это проконтролировать, — это и генеральный конструктор КБ
"Марс", разработчика системы управления, это и головной разработчик
разгонного блока КБ "Салют", это и наша головная научная организация
— ЦНИИМаш. Причём действительно в отчёте было
написано, что была ошибка, но, к сожалению, ни одна из этих контролирующих
структур, которые выдали нам в итоге положительное заключение на запуск, будем
так говорить, практически этот отчёт не посмотрела. Хотя, в общем-то, здесь
были заложены ошибочные алгоритмы, потому что на более ранних стадиях всех
таких работ при ошибке должно останавливаться осуществление программы до того
момента, пока эту ошибку не исправят.
Причиной неудачного запуска 24 августа транспортного
корабля "Прогресс" с грузом для Международной космической станции
стал выход из строя двигательной установки третьей ступени вследствие засорения
тракта подачи горючего в газогенераторе, если говорить научным языком. И
причина, которую установила межведомственная комиссия во главе с академиком
Российской академии наук Коротеевым, — это
производственный брак, характер случайный. Очень много в прессе писали об этом
случайном характере, но почему он был назван комиссией так? Потому что не
удалось найти материальную часть, а засорение тракта горючим могло произойти по
разным причинам. В ходе работы комиссии моделировались различные ситуации, и
действительно это могло быть и в газогенераторе, и в любом месте трубопровода.
Поэтому нам пришлось отозвать всю партию — а таких двигательных установок было
уже изготовлено восемнадцать штук, они находились и на космодроме Байконур, и
на космодроме Куру, и на заводе "Прогресс", — вернуть всю эту партию
и начать проводить по всем этим двигателям дополнительные проверки. И на сегодняшний
день я вам скажу так: из той части партии, которую мы проверили, ни в одной
двигательной установке какого-то постороннего предмета, будем так говорить, не
нашлось. Мы дополнительно их прожгли, эти двигательные установки, то есть уже
можно говорить, что это действительно был единичный случай. Комиссия, кстати,
так и написала: что этот случай будет признан единичным после проверки всей
партии изготовленных двигателей.
По этой причине нам пришлось внести
коррективы в реализацию пилотируемой космической программы, и сегодня она
выглядит так: 30 октября мы должны запустить беспилотный аппарат
"Прогресс", для того чтобы всё проверить и убедиться в том, что мы
действительно приняли все необходимые меры, 14 ноября мы запустим трёх
космонавтов, 22 ноября посадим тех, которые сегодня работают на орбите, и 21
декабря ещё трёх космонавтов запустим. Таким
образом, с 21 декабря мы перейдём в штатный режим эксплуатации Международной
космической станции.
Какие нами были приняты меры? Я бы их разбил на три
этапа. На первом этапе мы должны были принять срочные меры. Мной были созданы
оперативные группы, которые проверили весь ход изготовления космических
аппаратов, ракет-носителей, разгонных блоков, которые были изготовлены раньше,
но запуск которых должен был осуществиться в сентябре,
в октябре, на предмет отступлений от конструкторской документации, нарушений
технологического цикла и тому подобного. В связи с этим мы и перенесли ряд
запусков, в том числе запуск спутника ГЛОНАСС, запуск военной полезной нагрузки
ракеты-носителя "Протон". В общем-то, это необходимо было сделать, и,
как показала сегодня практика, несколько успешных последних запусков, эти
решения были вполне оправданны.
Есть и оперативные меры, которые мы тоже вынуждены
были принять, о них я доложил председателю правительства, и была выражена
поддержка. Принято, во-первых, решение о введении в Роскосмосе
ведомственной системы контроля качества. Это будет своя независимая система
контроля, она ни в коем случае не будет заменять ОТК заводов и службы качества на
всех предприятиях. Эта структура будет комплексно смотреть, идут ли отступления
от конструкторской документации, насколько правильны решения технологов,
заводских конструкторов по изменению конструкторской документации, не повлияет
ли это на результат, и по результатам уже давать свои заключения о готовности
составных частей к пуску.
Во-вторых, на космодроме Байконур будет создана единая
испытательно-запускающая служба. Сегодня, к
сожалению, сложилось так, что завод-изготовитель сам изготавливает, сам на
космодроме испытывает и запускает. Мы разделили функции контроля — один должен
изготавливать, другой должен запускать.
В-третьих, это проверка испытательных образцов,
которые изготавливаются (это относительно конечной продукции — двигательных
установок, других важных элементов). Испытательные стенды, которые сегодня
находятся на балансе предприятий, — и предприятия сами осуществляют эти
контрольные испытания — будут переданы в научно-испытательный центр
ракетно-космической промышленности, то есть тоже создана независимая
организация, которая тоже будет контролировать уже этап наземных испытаний.
Головной научной организацией будут созданы стенды проверки полётных заданий
всех ракет-носителей и разгонных блоков, чтобы заключения давались не по
отчётам разработчика, а чтобы это полётное задание можно было на стенде
прокрутить, понять, что оно функционирует, и уже на этом основании давать
заключение о готовности к пуску.
Это как бы срочные, оперативные вещи, которые, на наш
взгляд, необходимо сделать. Но есть и глубинные причины произошедшего.
Первое — это, я сказал бы, то, что нормативные документы, которые сегодня
действуют в нашей структуре, разработаны в условиях ещё
планово-распределительной экономики, и они, к сожалению, перестают действовать
в рыночных условиях. Мы провели анализ всех таких документов и начали уже
сегодня их переработку.
Второе — это большой износ основных фондов,
технологическое отставание от современного мирового уровня. Это, конечно,
последствия 90-х годов, и у нас поэтому отрасль выглядит
крайне неравномерно. Есть предприятия, которые в 90-х годах
вышли на коммерческий рынок, это центр имени Хруничева, который ракеты
"Протон" делает, это корпорация "Энергия", которая
занимается пилотируемой тематикой, это центр "ЦСКБ — Прогресс",
который делает ракеты "Союз". Они в то тяжёлое время за счёт
коммерции смогли частично модернизироваться и теперь имеют достойный уровень
относительно мирового уровня. А есть предприятия, которые работали чисто на
отечественный космический рынок, который был провален, и, конечно, они
находятся сегодня в более тяжёлом состоянии. Если взять сегодня всю нашу
отрасль, её потенциальные возможности производства, то загрузка составляет 33
процента. Это говорит о чрезмерной избыточности этой отрасли, но в то же время
одни предприятия у нас перегружены и требуют модернизации, расширения
производства, другие просто недогружены.
Третья проблема — это кадровая проблема. У нас
сегодня, хотя средний возраст и уменьшился, вроде как красивая цифра — сорок
один с половиной год, но если разбить по годам, то получается, что порядка 45
процентов — это люди шестидесяти лет и выше, остальные — это люди тридцати лет,
меньше сорока. И у нас получился как раз разрыв, это тоже последствия 90-х
годов, когда молодые ребята, заканчивая вузы, просто не шли в отрасль, шли
туда, где можно заработать, где можно выжить.
Четвёртая проблема — это несоответствие
организационной структуры отрасли современным требованиям внутреннего и
внешнего рынка космической продукции и услуг. Как планируется решить эту
проблему, я несколько позже доложу, а сейчас я хотел бы ещё на некоторых
вопросах остановиться.
Эти произошедшие аварии, а также состояние орбитальной
группировки космических аппаратов, которые находятся наверху, заставили
взглянуть несколько шире вообще на федеральную космическую программу и на то,
куда мы идём. Наша конкурентоспособность на внешнем рынке в основном
определяется сегодня экономической эффективностью и надёжностью российских
средств выведения, в то время как основной объём продаж в мире сегодня
приходится на орбитальные космические средства, а также на предоставление
космических услуг конечным пользователям. Если взять весь мировой космический
рынок, а это порядка 267 миллиардов долларов по 2010 году, то мы в нём держим 3
процента. Да, что касается средств выведения, мы производим в год где-то более
40 процентов пусков, и мы вроде бы активную ведём космическую деятельность, но
с точки зрения экономической эффективности, особенно с учётом международного
разделения труда в космической отрасли, мы занимаем неоправданно низкую нишу.
В связи с этим мы пересмотрели приоритеты федеральной
космической программы, и на сегодня мы подготовили изменения в федеральную
космическую программу, которая утверждена постановлением правительства. Что мы
там видим? Мы планируем в первую очередь сосредоточиться на создании новых
средств дистанционного зондирования Земли, навигации, предупреждения о
чрезвычайных ситуациях, метеорологии, телекоммуникационных и связных систем. И
эту позицию мы, по сути дела, согласовали со всеми министерствами в
правительстве: и с МЧС... (Шум в зале.)
Председательствующий. Шумно в зале, коллеги, плохо слышно. Я прошу не
мешать.
Поповкин В. А. ...и с
МЧС, и с Министерством природных ресурсов и экологии, и с Министерством
внутренних дел, и с другими министерствами. Это будет для нас приоритетом номер
один. Мы планируем (и кстати, в рамках ФКП деньги на
это, в общем-то, есть) увеличить к 2015 году группировку космических аппаратов
связи, вещания и ретрансляции системы спасания КОСПАС-САРСАТ с двадцати шести
аппаратов до сорока восьми, дистанционного зондирования Земли и метеорологии —
с пяти до двадцати, системы ГЛОНАСС — с двадцати четырёх до тридцати.
Кстати, что касается системы ГЛОНАСС, запуск
космического аппарата, который произведён 3 октября, позволяет мне сегодня вам
доложить о том, что развёртывание группировки ГЛОНАСС завершено, и сегодня
российская система ГЛОНАСС действительно глобальная, и в любое время в любой
точке земного шара можно определить своё местоположение.
Теперь перед нами вторая задача, и мы в рамках
разработки новой ФКП... Если основной приоритет действующей программы — создать
орбитальную группировку, развернуть, чтобы ею можно было пользоваться, то
теперь вторая задача — сделать так, чтобы этой группировкой пользовались. И
здесь у нас основной приоритет связан не столько с поддержанием этой
группировки, сколько с созданием наземной инфраструктуры использования ГЛОНАСС,
различных дополнений. Вот если сегодня точность при использовании где-то 5,6
метра, то к 2015 году мы планируем выйти на 1 метр с помощью различных
дополнений. Это очень большая программа, она предлагает взаимодействие со всеми
регионами, с министерствами, о ней очень много можно говорить.
Второй по значимости для нас приоритет — это научный
космос, и здесь мы видим два направления. Первое направление — изучение Солнца,
планет и тел Солнечной системы, и в первую очередь Марса, Луны. В ноябре мы
планируем запустить космический аппарат "Фобос-Грунт" к спутнику
Марса, задача — долететь до Марса, до этого спутника, взять грунт и доставить
его на Землю. С Земли будет стартовать 700 тонн вместе с ракетой, а на Землю мы
вернём 50 граммов полезного груза. Вы представляете, какие сложности впереди,
если туда отправлять человека?
Второе направление — изучение дальних галактик. Мы
летом запустили "Радиострон", изучающий дальние галактики в радиоспектре.
Мы не стали распыляться, мы решили для этих галактик создать
целый ряд аппаратов, которые закроют весь спектр: следующий аппарат мы запустим
в 2013 году для изучения в рентгеновском спектре, в 2015 году — в
ультрафиолетовом, в 2017-м — в миллиметровом. Почему такая очерёдность
выбрана? Она выбрана исходя из технической готовности специальной аппаратуры к
реализации.
Третье направление — пилотируемая тематика. По пилотируемой
тематике у нас две задачи. Первая — это, конечно, выполнение наших
международных обязательств по Международной космической станции. Я, честно
говоря, не считаю нашей заслугой то, что мы обеспечиваем МКС полностью. В то
время как другие страны начинают разрабатывать что-то новое, мы вынуждены
сосредоточиться на производстве, в общем-то, хорошо себя зарекомендовавших, но
относительно старых космических кораблей "Союз" и
"Прогресс". Но эти обязательства на нас висят, и мы, конечно, будем
их исполнять.
Вторая задача, которую мы решаем параллельно, —
создание перспективной пилотируемой транспортной системы, и её прообраз,
концепт вы могли, если были на МАКСе, видеть. Это
спускаемый аппарат, шестиместный корабль, делается он по открытой архитектуре,
в зависимости от назначения — то ли это ближний космос, то ли к Луне пойдём, то
ли выберем стратегический путь к Марсу... бытовой отсек может к нему
стыковаться любой.
Следующее направление — средства выведения и наземная
инфраструктура. Вот когда мы посмотрели с этой стороны на федеральную
космическую программу, то оказалось, что на это направление выделено с 2011 по
2015 год более 37 процентов средств. И мало того что у нас есть, в общем-то,
нормальные, хорошо зарекомендовавшие себя "Союз" и "Протон"
(если говорить откровенно, несмотря на те неуспехи, которые были летом, в целом
это самые надёжные ракеты), мы ещё завершаем разработку "Ангары".
Исходя из обозначенных задач, первых двух приоритетов, мы считаем, что новая
ракета сегодня нам не нужна, мы можем вполне летать на существующих ракетах и
на той, которая разрабатывается, и мы об этом доложили руководству страны — мы
получили поддержку. Разработку новой ракеты, пока мы, так сказать, из бумаги не
вышли в железо, мы прекратили, тем более, если говорить откровенно, там средств
выделено меньше, чем реально потребуется, и ни о каком запуске этой ракеты с
космодрома Восточный в 2015 году или 2018 году речи
быть не может.
Притом что 37 процентов было выделено на средства
выведения, на все другие космические аппараты, на наш первый приоритет — всего
19 процентов, а на весь научный космос — 7 процентов. Поэтому мной с
руководством страны принято решение разработку аппарата "Русь-М" пока
прекратить и на космодроме Восточный в первую очередь построить стартовый
комплекс ракеты "Союз-2" и с её помощью отработать и новый космодром,
и все новые трассы. А особенность новых трасс заключается в том, что
значительная часть будет проходить уже над океанской поверхностью, и поэтому
нам надо организовывать взаимодействие с Военно-Морским Флотом, морфлотом по спасанию, по трассе выведения.
А дальше... Посмотрим, как пройдут лётные испытания
"Ангары" в Плесецке: при успешных лётных испытаниях мы примем решение
о создании такого же стартового комплекса на космодроме Восточный,
а те средства, которые мы сэкономим, предлагаем направить на решение
первостепенных задач, чтобы действительно мы могли увидеть отдачу.
Так, у меня осталось тридцать секунд.
Председательствующий. Есть необходимость добавить время? Сколько нужно
времени? Минуты три хватит вам?
Поповкин В. А. Три
минуты, я думаю, хватит.
Председательствующий. Добавьте три минуты, пожалуйста.
Поповкин В. А. Хотелось
бы вкратце остановиться на состоянии наших долгосрочных планов — до 2020 года.
Мы привлекли нашу ведущую научную организацию ЦНИИМаш
совместно с институтами академии наук и высшей школы — всех, кого только можно,
чтобы выполнить системный проект "Проблемы и направления решения задач по
развитию перспективных космических средств для
дальнейшего исследования и освоения космического пространства".
Дело в том, что отрасль такая ёмкая и долгосрочная,
что мы попытались заглянуть до 2050 года, чтобы посмотреть: а куда же
стратегическая линия должна идти? И в соответствии с полученными результатами
приоритетом для дальнейшего исследования и освоения должна стать Луна — это
говорят наши учёные. Пилотируемые полёты на Марс, астероиды — перспектива
неблизкая, переход к их реализации будет определяться не только уровнём
экономического развития страны, но, к сожалению, и самим ходом технологического
развития. И в настоящее время вот на основании этого
системного проекта мы ведём работу над стратегией развития космонавтики России
до 2050 года, где мы более подробно всё отразим, и мы рассчитываем довести её
основные положения до самого широкого круга специалистов, российской, мировой
общественности, чтобы обсудить всем, чтобы не ошибиться в выборе главного пути.
Конечно, в первую очередь мы будем прислушиваться к специалистам.
Для реализации этих планов необходима перестройка и
дальнейшая интеграция отрасли. В структурном плане нам необходимо прийти к
выверенной, научно обоснованной структуре отрасли и к новым отношениям заказчик
— подрядчик, правильно позиционировать в сфере космической деятельности
операторов космических услуг и потребителей космической информации. К
сожалению, это сегодня у нас самый тёмный участок деятельности.
Говоря о долгосрочной перспективе,
следует отметить, что в целом в управлении космической отраслью нам ещё
предстоит отыскать точно взвешенный баланс между рыночными механизмами и
государственным управлением космической деятельностью, изучить и ещё раз понять
все те ошибки, которые были сделаны в процессе приватизации в 90-х годах, и
посмотреть, что можно приватизировать, а что должно действительно остаться под
государственным контролем именно на основании современных принципов разделения компетенций
бизнеса и государства.
Сегодня в нашей промышленности уже сформированы и
функционируют одиннадцать интегрированных структур, в которых занято более 70
процентов... Мы сегодня как бы завершили такую вертикальную интеграцию отдельных
вещей. В последующем планируется создание на их основе ряда мощных корпораций и
нескольких компаний по изготовлению космических аппаратов и ракет-носителей.
По кадрам. Это одна из насущных и важнейших проблем.
Нам необходимо суметь в кратчайшие сроки передать опыт шестидесяти-семидесятилетних конструкторов и
инженеров молодёжи. Что мы для этого делаем? Сегодня...
Председательствующий. Добавьте ещё минуту.
Поповкин В. А. На
каждом предприятии созданы инновационные центры, где вокруг опытных
конструкторов созданы так называемые — так мы их называли у себя — инкубаторы
молодых специалистов. И вот мы сказали: всё, что начинает сегодня
разрабатываться, то, что мы в ТЗ сегодня даём предприятиям, только через них
пропускать.
Второе. Получилось так, что сегодня вокруг каждого
руководителя, если говорить простым языком, поляна зачищена настолько, что его
убрать практически невозможно. Вот с меня всё требуют:
какие вы кадровые решения приняли? Но их тяжело
принять — убрать-то легче всего, — тяжело принять с точки зрения: а кого вместо
него поставить? Там зачищено всё... Поэтому мы приняли решение: к каждому
руководителю мы сами приставили по заместителю, тридцатисеми-сорокадвухлетнему
специалисту, с таким расчётом, чтобы через год-полтора можно было его заменить.
Установлена связь с ведущими вузами. Все ведущие вузы
прикреплены к предприятиям, мы делаем так, чтобы к выпуску студент уже
однозначно осел там.
Председательствующий. Добавьте ещё время.
Завершайте.
Поповкин В. А. Завершаю.
Ну и вторая важнейшая часть — это, конечно, заработная плата. Вот в прошлом
году средняя зарплата — 26 тысяч рублей, в этом году, по нашим оценкам, она в
районе 30 тысяч будет. Ну не пойдут на такую зарплату! Мы приняли решение и все контракты в следующем году будем заключать,
исходя из средней заработной платы 40 тысяч рублей. И мы должны будем эту цену
включать в контракт.
И последнее. Вот для того, чтобы всё
это реализовать, конечно, нам было необходимо провести структурные
преобразования и в самом Роскосмосе, и мы были
вынуждены изменить его структуру и создать Управление технической политики и
качества, Управление инвестиционных программ и капитального строительства,
Управление государственного имущества, Финансово-экономическое управление, где
мы сосредоточим и сделаем прозрачными все финансовые механизмы и все финансовые
потоки, которые сегодня проходят через Роскосмос.
Завершаем формирование директората. Вот по всем этим приоритетам, по их
составным частям, мы создаём директораты не только из чиновников Роскосмоса, но и из руководящих специалистов предприятий и
науки, чтобы там не ошибиться. Всё это, на наш взгляд, позволит придать новый
импульс ракетно-космической отрасли России и даст возможность не только устоять
на завоёванных позициях, но и расширить степень своего участия в мировой
космической индустрии.
И в заключение о нескольких проблемах, в решении
которых я хотел бы, чтобы приняли участие и помогли нам депутаты Госдумы.
Первое — это, конечно, по контрактной системе и по
94-му закону. Мы полностью поддерживаем те предложения, которые
Минэкономразвития сделало по контрактной системе. Я не знаю, как в других
секторах экономики, но, что касается создания таких сложных образцов, должна
быть действительно контрактная система. Ну что, мы объявим торги в Интернете,
кто нам сделает ещё ракету "Протон" или разработает новый космический
комплекс связи? Ну смешно!
Мы считаем необходимым разработку и принятие таких
нормативных актов, как федеральный закон о внесении изменений в Закон
Российской Федерации "О космической деятельности" в части повышения
эффективности использования результатов космической деятельности прикладного
характера, где у нас всё потеряно, я об этом говорил. Необходимо
создание российского космического инновационного фонда, чтобы мы все
внебюджетные средства, которые сегодня оседают на предприятиях, могли
сосредоточить в одном месте и направить на решение технологических проблем
предприятий инновационного характера — там, где непонятно, будет ли
положительный результат и куда тратить государственные деньги с учётом тех критериев,
которые сегодня рисует нам минэкономики и Минфин, мы
просто не сможем доказать, что надо туда направить государственные
деньги. Вот для этого мы хотим фонд создать. Кроме того,
необходимы правовое регулирование страхования уникальных космических объектов,
закон о районах падения космических объектов — к сожалению, сегодня
законодательство такое, что мы практически не можем найти ни одного нового
района падения отделяемых частей ракет-носителей, — в интересах обеспечения
экологической безопасности районов падения ступеней ракет-носителей, и там надо
определить, сколько мы должны платить регионам за землю, ведь сегодня это не
определено, это на договорной основе.
Несомненно, что определённое значение в этой работе
будет иметь плодотворное взаимодействие с нами представителей законодательной
власти, в общем-то, лично у меня со многими здесь хорошие отношения. И мы
готовы дальше работать, надеемся на вашу помощь, Роскосмос
готов к такой работе.
Я благодарю вас за внимание и готов более подробно
осветить проблемные вопросы космической деятельности России и работу Роскосмоса в ходе ответов на ваши вопросы.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, присаживайтесь, Владимир Александрович.
Кашин Борис Сергеевич по ведению.
Кашин Б. С. Уважаемые
депутаты, я предлагаю сократить перерыв на час и начать работу в 15.00.
Председательствующий. Мы с вами рассмотрели всего пять вопросов, коллеги. У
нас двадцать четыре вопроса сегодня стоит на принятие, часть из них — это те
законы, которые должны вступить в силу с 1 января. Поэтому я предлагаю
поддержать это предложение.
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (13 час. 00 мин. 57 сек.)
Проголосовало за 312 чел. 69,3 %
Проголосовало против 0 чел. 0,0 %
Воздержалось 1 чел. 0,2 %
Голосовало 313 чел.
Не голосовало 137 чел. 30,4 %
Результат: принято
Принято.
Пожалуйста, фракция КПРФ. Первый вопрос задаёт депутат
Коломейцев Николай Васильевич.
Коломейцев Н. В. Безусловно, вы профессиональный ракетостроитель в
отличие от своего предшественника и, по мнению специалистов, в принципе
понимаете, куда пришли, и знаете, что делать, но позволят ли вам?
Вопрос конкретный. Вот РКК "Энергия", 38
процентов акций которой — акции государства, незаконно (я могу документы
представить) поглощено НПО "Энергомаш", химкинское. Поставлены некомпетентные менеджеры, которые к
космосу никакого отношения не имеют, а к валютным махинациям ВТБ-Инвест имели. Центр имени Хруничева: 8 миллиардов
антикризисных средств потратили, переведя в доллары, на выкуп американских
акций. Собираетесь ли вы менять структуру и переформатировать уже сделанные,
интегрированные компании?
Спасибо.
Поповкин В. А. Спасибо
за вопрос.
Что касается первой части, "Энергия" и
"Энергомаш". Я не прокурор, чтобы говорить,
законно или незаконно, я скажу несколько о другом. Вы
абсолютно правильно сказали про 38 процентов. Когда было принято решение
сделать "Энергию" единоличным исполнительным органом, это было
сделано не потому, что "Энергомаш" хороший,
поэтому решили его влить, в НПО "Энергомаш"
была ещё более критическая ситуация, если говорить откровенно. На сегодня мы реализуем
контракт с американцами, который заключён ещё в конце 90-х годов, который
убыточен для "Энергомаша", и только в 2014
году мы выйдем из этой убыточности. Но в НПО "Энергомаш"
сегодня решён вопрос в том плане, что сегодня, это государственное предприятие,
90 процентов акций "Энергомаша" принадлежит
государству. Когда мы вольём "Энергомаш" в
"Энергию", то в "Энергии" контрольный пакет акций будет у
государства, и мы сможем управлять в РКК "Энергия" пилотируемой
тематикой в полном объёме, а не так, как вы сегодня говорите, — 38 процентов.
Тогда мы действительно сможем совет директоров сделать таким, который будет управляем государством, — вот основная задача. Под
эгидой "Энергии" есть ещё куча предприятий, самое главное, есть
завод, который сегодня является частным, это закрытое акционерное общество. Мы
всё делаем для того, чтобы внутри потом разобраться во всей этой непростой
конфигурации, которая была выстроена в начале 90-х годов. Вот для чего это
делается.
По центру Хруничева: почему была выкуплена ILS, вот
эта компания, которая занимается продвижением "Протона" на
международный рынок? Для нужд социально-экономического и оборонного характера
нужно четыре "Протона" в год, но само производство не изменишь, и
тогда "Протон" в отличие от сегодняшней стоимости в 1 миллиард 200
стоил бы у нас в районе 4—4,5 миллиарда рублей. То есть эта коммерция не только
приносит валюту, но ещё позволяет равномерно загрузить и сделать экономически
обоснованными цены на продукт. Что мы планируем в дальнейшем сделать? Я скажу
честно, что мы будем создавать холдинг ракетостроения. Ну, я не знаю, что в
результате, но, честно говоря, и кредит был выдан центру Хруничева (тут часть
коммерческой тайны), как раз вот эти доллары, для покупки ILS. И потом
государство субсидировало это, чтобы рассчитаться с банком, вот механизм такой
проходил.
Что касается менеджмента, ну, конечно, я ещё раз
говорю, менеджмент придётся менять, но для того, чтобы руководящий менеджмент
менять, надо создать условия... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Владимир Александрович, я прошу укладываться с ответом
в три минуты, потому что у нас такой регламент. Надо ещё время добавить?
Пожалуйста, депутат Мусатов,
пожалуйста.
Мусатов М. И., фракция ЛДПР.
Уважаемый Владимир Александрович, мы с вами сослуживцы
по Военно-космическим силам, и позвольте мне, как бывшему начальнику
политотдела спецчастей Космических войск, задать вам
два вопроса.
Во-первых, какие вами предпринимаются меры по
страхованию рисков при запуске и эксплуатации космических аппаратов, в первую
очередь тех, которые идут по госзаказу? И нужна ли помощь, а если нужна, то
какая нужна помощь со стороны законодателя?
Второй вопрос: что с ракетой-носителем
"Ангара"? Первый старт планировался ещё на 2008 год. Какие проблемы
затормозили реализацию планов? И нужна ли помощь, если нужна, то какая нужна
помощь со стороны законодателей? Ранее эту тему — тему ракеты-носителя
"Ангара" — от Госдумы успешно курировала вице-спикер Любовь
Константиновна Слиска. Может быть, всю монопольную фракцию подключить для
решения этого вопроса? Какая у вас точка зрения?
Председательствующий. "Монопольная фракция" — он не поймёт, он
подумает, что это ЛДПР, я так понимаю.
Пожалуйста, Владимир Александрович.
Поповкин В. А. Значит,
по страхованию рисков. Есть двухвариантное решение этой проблемы. Можно вообще
не рисковать, тогда просто государство берёт на себя обязательства сделать
следующий аппарат по этой программе. По этому пути мы пошли по пилотируемой
программе: государство выделило дополнительные средства, у нас в резерве
находятся две ракеты-носителя и два космических аппарата: "Союз" —
для эвакуации экипажей и "Прогресс" — для доставки срочных грузов. И
поэтому эта авария, которая произошла, она не сдвигает особо, как вы видите,
реализацию пилотируемой программы.
Что касается каких-то других, разовых вещей, то,
конечно, страхование нужно, и в ходе формирования бюджета на 2012—2014 годы, на
наш взгляд, нам удалось отстоять то, что это страхование должно быть. Сегодня,
к сожалению, в законе записано, что оно носит добровольный характер. Мы одной
из поправок предлагаем сделать его обязательным и средства на 2012 год в сумме
около 1,9 миллиарда (1,8—1,9 миллиарда) предусмотрим. И мы просим у депутатов
содействия, чтобы в ходе прохождения бюджета в Государственной Думе они не
потерялись.
По "Ангаре". 2008 год был прописан, но план
действительно не выполнен, не выполнен по двум причинам. Первая причина — это построительная часть. В своё время приняли решение, что для
"Ангары" должен использоваться стартовый комплекс ракеты-носителя
"Зенит", и сегодня говорить о его ошибочности нельзя, но
потребовались гораздо большие трудозатраты на
перестройку комплекса, который был предназначен для выведения 12 тонн нагрузки,
а должен был выводить 25 тонн. Пришлось укреплять все фундаменты, вот с этим в
первую очередь это было связано. Но сегодня технических
каких-то... И определяется 2013 год как дата готовности стартового комплекса.
Если говорить о ракете, то лётный экземпляр ракеты уже
готов. Мало того, два раза в составе корейской ракеты в качестве первой ступени
он уже нормально отработал в полёте. Вот такая сегодня ситуация.
Председательствующий. Спасибо.
Депутат Кущёв, пожалуйста.
"ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Кущёв В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Владимир Александрович, вы сказали, что
загрузка космической промышленности сегодня — 33 процента. Тем не менее широко применяются импортные комплектующие, понятно,
что в целях безопасности отечественной космической техники. Какова позиция в
этой связи Роскосмоса?
Поповкин В. А. В
основном у нас всё отечественное, кроме, по сути дела, одного элемента — электронной компонентной
базы. И к сожалению, когда мы создаём аппараты, то
боремся за вес, чтобы более качественно решать эти вопросы, и на некоторых
аппаратах эта электронная компонентная база доходит до 100 процентов, если
говорить откровенно. Сегодня мы с минатомом
разработали целую программу по переходу на отечественные комплектующие, но они
должны быть радиационно стойкими, что, к сожалению, сегодня делается у нас в очень
ограниченном количестве. И скажем так: будет достойная электронная компонентная
база — конечно, мы будем ставить свою. Мы сегодня как
бы унифицировали линейку ЭКБ, потому что было очень много самостоятельности,
многие конструктора самостоятельно выбирали, а потом, когда на второй или
третий аппарат надо закупать, то этой ЭКБ уже, оказывается, нет, приходится
какой-то этап ОКР снова проводить. Мы перешли к порционной закупке. Вот мы
говорим: группировка будет такая и ЭКБ мы закупаем на партию. Ну, это очень
тяжёлый вопрос, и многие сдвиги вправо по запускам определяются сроками закупки
этой элементной базы.
Председательствующий. Депутат Москалькова,
пожалуйста.
Москалькова Т. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Владимир Александрович, крайнюю
напряжённость вызывает социально-экономическая ситуация на территории комплекса
"Байконур". Граждане пишут, что межнациональная близорукость главы
администрации Мезенцева породила массовые протесты: граждане России часами вынуждены
простаивать в очередях для оформления миграционных карт, тарифы выросли с 2006
года на 124 процента, не решены проблемы аренды комплекса "Байконур".
В жалобе Президенту Республики Казахстан Назарбаеву профсоюзные работники
космической отрасли пишут, что политика российской власти в лице Мезенцева
граничит с геноцидом. Что делается для выравнивания ситуации и укрепления
руководства?.. (Микрофон отключён.)
Поповкин В. А. Конечно,
Роскосмос за "Байконур" в целом отвечает,
но вообще в функционале Роскосмоса нет
обязанности управлять какими-то территориальными образованиями. И когда я стал руководителем, я обратился к руководителю
администрации президента с предложением, что глава администрации города
Байконура должен подчиняться кому-то из представителей президента в федеральных
округах, потому что у меня, как у должностного лица, находящегося здесь, нет
прав решать ни социальные вопросы, ни медицинские, ни какие-то другие с точки
зрения обеспечения наших граждан. Честно говоря, об этих проблемах мы
знаем и сейчас с администрацией президента решаем вопрос, как из этой ситуации
выйти.
Что касается аренды космодрома Байконур. Аренда
космодрома оформлена до 2050 года, мы проблем с арендой сегодня не знаем. Кроме
того, сегодня установились, будем говорить, работоспособные отношения с
нынешним руководством Казкосмоса, и все проблемы
решаются. В частности, почти два года у нас был мораторий на пуски
баллистических ракет для продления ресурса, но по нашей просьбе в этом году
мораторий был снят, и пуск этот в ноябре будет проведён. Вот такая ситуация.
Председательствующий. Депутат Штогрин, пожалуйста.
Штогрин С. И., фракция КПРФ.
Спасибо большое.
Владимир Александрович, я являюсь одним из
руководителей межфракционного депутатского
объединения по поддержке авиации и космонавтики, и наши заседания мы проводим
не здесь, в Думе, а на предприятиях космической отрасли. Одно из таких собраний
было на "РЕКОДе", вы сегодня о нём
упоминали. Вы сказали, что для более интенсивного внедрения в жизнь страны
результатов космической деятельности есть необходимость внесения каких-то
изменений в законодательство. Вообще, на ваш взгляд, что тормозит внедрение
достижений нашей космонавтики в реальную жизнь страны, её экономику, жизнь
людей?
Поповкин В. А. Вы с
"РЕКОДом" как раз удачный пример привели. Роскосмос и был инициатором создания этой компании, чтобы
всю информацию космическую сосредоточить в одном месте и в первую очередь
регионам дать комплексный продукт. И вот эту работу мы сейчас развернули и
ведём.
Что, на наш взгляд, необходимо сделать и что мы
просим? Ну, этих функций у Роскосмоса в Законе
Российской Федерации "О космической деятельности" нет. И сегодня получается, что за связь отвечает минсвязи,
за метеорологию — Минприроды, за пожары — МЧС, но нет ни одного органа, который
не просто их подменял бы, а интегрировал бы это всё, потому что, куда ни
приедешь в регион, там ни от одного ничего не получают, они говорят: мы хотим
видеть картину своего региона с точки зрения любого... Вот мы и просим
внести эти изменения в Закон "О космической деятельности" — наделить
нас правом хотя бы интегрировать это.
Председательствующий. Депутат Иванов Сергей Владимирович.
Иванов С. В., фракция ЛДПР.
Уважаемый Владимир Александрович, вот когда вы сейчас
рассказывали нам о причинах аварии, я не очень понял, вы как-то так коротко...
То есть если я вас правильно понял, говоря о крушении, о потере спутника связи,
вы сказали, что программа должна была быть автоматически остановлена, потому
что вкралась ошибка в вычисления. То есть здесь что, речь тогда идёт о
диверсии? Почему же она не была остановлена? Или это новая программа, новый
алгоритм? Непонятно. Первый момент.
Второй момент. Хотелось бы всё-таки из первых уст
услышать, на какой ступени сейчас находятся наши конкуренты из Китая?
Ну и третий, такой практический вопрос: когда будет
налажено массовое производство ошейников для собак с чипами ГЛОНАСС?
Поповкин В. А. О
причине аварии. Здесь можно очень много говорить, но попытаюсь вкратце
объяснить, в чём суть. Вот МОКБ "Марс" раньше занималось созданием
командных приборов для баллистических ракет, и там были очень жёсткие
требования. Когда разрабатывались алгоритмы, то любая ненорма
прекращала программу. При разработке алгоритмов для
разгонного блока (тех, кто это делал, сегодня уже нет, к сожалению) отошли от
этой практики, и получилось, что вот в этом многотомном отчёте на компьютере,
где с трудом увидишь, что напечатано, было напечатано, что возникает ошибка при
определённых воздействиях, но в алгоритме не было заложено, что эта программа
должна остановиться. Спутник был очень тяжёлый, очень перспективный
спутник, и его программа в отличие от тех, которые были наработаны раньше — с
тремя-четырьмя включениями, — предполагала шесть включений, нужен был очень
сложный манёвр, для того чтобы доставить его на орбиту. И вот после третьего
включения получилось так, что это была как раз та ошибка, которая не
предусмотрена системой управления. А когда должно было быть второе включение,
эта система управления ошибочно посчитала, что он уже в той точке, хотя он был
не в той, и вообще дальше выведение пошло не в ту сторону.
Из зала. (Не
слышно.)
Председательствующий. Собаки волнуют.
Поповкин В. А. Второй
вопрос — конкуренция с Китаем. Ну, Китай очень быстро движется, и, на наш
взгляд, надо с ним сотрудничать. Это наш стратегический партнёр, стратегический
сосед, и мы должны сотрудничать с Китаем. И мы сотрудничаем, но вопрос в том,
что мы очень сегодня жёстко выстраиваем
технологическую политику с точки зрения непередачи
технологий. Или мы готовы их передать, но тогда вбелую,
как говорится. Очень тяжело эти вопросы решаются, но, с другой стороны, если не
мы, то придут другие. Недавно я был на конгрессе, встречался с главами агентств
— Европа очень активно идёт к Китаю. Китай, по сути дела, "сел"
сегодня на весь африканский континент. Поэтому надо сотрудничать, и мы такое
сотрудничество подразумеваем с Китаем.
По навигационной аппаратуре для потребителей, в
частности это ошейники для собак. Как раз я говорил, что ФЦП по развитию
ГЛОНАСС на 2012—2020 годы и предусматривает в первую очередь массовое
производство этой навигационной аппаратуры. Мы первый этап осуществили — мы
восстановили группировку. Пока не было группировки, говорить о распространении
внизу было бесполезно: получается, ты берёшь часы, которые не ходят, что ты с
этим... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Понятно.
Депутат Гуляев.
Гуляев Р. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо, Олег Викторович.
Уважаемый Владимир Александрович, вы в своём
выступлении упомянули об автоматической межпланетной станции
"Фобос-Грунт". Запуск её уже переносился в 2009 году, что связывали с
недоработанностью станции. 22 сентября РИА
"Новости" распространило сообщение с вашей цитатой о том, что есть
проблемы по программе на следующий этап, но эти программы можно заложить в
процессе полёта. И в связи с этим вопрос: какова степень надёжности этого космического аппарата,
учитывая, скажем так, многолетний перерыв в работах подобного уровня, потерю
навыков, может быть, у персонала и вообще негативный отечественный космический
опыт в отношении Марса?
Спасибо.
Поповкин В. А. Спасибо
за вопрос.
Новизна космического аппарата "Фобос-Грунт",
с учётом того что мы двадцать лет ничего не делали, даже свыше 90 процентов. И
мы понимаем, что это риск, но мы понимаем и другое: если мы не запустим его в
этом году, то в 2013 году этот аппарат уже бесполезно запускать, а если мы
начнём новый изготавливать, то мы уйдём в 2016 год и дальше. Вот почему
появились замечания? Мы вели целый ряд новых испытаний этого аппарата. У нас
есть кое-какой запас ЗИП, некоторые части делались в двух, в трёх экземплярах.
И вот с помощью этих программ мы как раз и выбираем то, что надо поменять на
земле. Я ещё раз говорю, это очень рискованное дело, но, как инженер,
работающий всю жизнь в этой области, я скажу, что это оправданный риск, мы
понимаем, на что мы идём. По-другому, к сожалению, нельзя, это сложная техника.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, депутат Тумусов.
Тумусов Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Владимир Александрович, 10 июля 2011 года
примерно в 00 часов 30 минут жители 2-го Кюлетского
наслега, села в Вилюйском районе Республики Саха (Якутия), видели в небе взрыв,
на следующий день над селом летало много военных вертолётов. Но самое главное —
1 июля 2011 года администрация наслега получила факс от ФГУП "Центр
эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры" (город Москва)
о том, что в июле сего года запланировано проведение рабочих совещаний. И в
связи с этим вопрос: имеются ли места падения фрагментов ракет-носителей на
территории Якутии? Если да, то есть ли соответствующее соглашение с
руководством Республики Саха (Якутия)? Если есть такое соглашение, то секретное
оно или открытое?
Спасибо.
Поповкин В. А. 10 июля
Роскосмос никаких запусков ракет-носителей не
производил.
Второе. У нас поля падения в Якутии предусмотрены
только при запуске с космодрома Свободный, и мы сегодня с Республикой Саха
(Якутия) ведём переговоры о выделении этих полей, это будет совместное решение,
которое потом постановлением правительства будет оформлено. До этого вот по тем
трём пускам, которые с космодрома Свободный были
осуществлены, все поля согласовывались. И поэтому... Ну, я ещё раз говорю, мы
10-го числа ничего над Саха (Якутия) не делали.
Председательствующий. Так, что-то другое упало, видимо.
Третий вопрос. Локоть Анатолий Евгеньевич. По одному
вопросу, коллеги, чтобы все успели по третьему кругу.
Локоть А. Е. Уважаемый
Владимир Александрович, вот такое ощущение, что всё есть вроде бы, колоссальное
наследство досталось — не знаем, что с ним делать, нет дерзновенных проектов, а
правильная постановка задачи, как известно, — это 50 процентов, вообще говоря,
успеха. Ну, хотя бы была поэтапность: к Марсу идём,
но осваиваем Луну, орбиту, потом переходим уже к Марсу. Вот здесь этого не
хватает. Шесть "Прогрессов" в год там, или шесть
"Протонов", или четыре "Протона" в год — ну, так и будем
выпускать, пользоваться тем, что нам оставили в наследство.
По заказчикам. Судя по тому, что вы сказали, такое
впечатление, что заказчика нет. Вот разгромлена система военного заказчика —
Министерство обороны постаралось, — а заменить это некем. Ясно, что ОТК эту
задачу не решит, вы косвенно это признали. Если можно, по космодрому
"Восточный" каковы темпы и каковы перспективы?
Поповкин В. А. Я в
своём докладе вот по первой части уже сказал: мы как раз и разрабатывали
стратегию до 50-го года.
Во-вторых, вот тот спутник "Радиострон",
который мы запустили в июле, он, вообще, очень большое международное значение
для учёного мира имеет. А "Фобос-Грунт"? Вот я говорил, что риски,
да, — но разве это не новое? Понимаете, у нас есть шанс первыми доставить грунт
со спутника планеты Марс. Это что, не амбициозная задача?
Вот этот "Радиострон", он с ноября (мы
сейчас ещё заканчиваем регулировку его антенны) позволит увидеть то, что ещё
человеческий глаз не видел. А с учётом того, что у него орбита порядка 130
тысяч километров и одна антенна там, одна на Земле, у него точность в тысячи
раз лучше, чем у "Хаббла", американского спутника, который сейчас
летает. Учёные надеются кротовые норы, тёмную материю увидеть. Это что, не
новая вещь? Я считаю, это новое.
По космодрому Восточный. Есть
указ президента, который предусматривает как бы первый пилотируемый запуск в
2015—2018 годах. С учётом тех решений, которые сегодня приняты, это реальные
сроки, ещё раз говорю, реальные сроки, и мы будем делать всё, чтобы это было
выполнено.
Мало того, я скажу, что мы для проектирования и самого
города, и технических, стартовых позиций пригласили самых выдающихся
архитекторов, чтобы действительно создать космопорт
будущего. Причём, что самое интересное, люди — архитекторы, творческие
мастерские — просто бесплатно работают, они говорят, что просто хотят
поучаствовать в этом.
Из зала. (Не
слышно.)
Поповкин В. А. Опубликуем.
Как только мы утвердим проект, мы опубликуем.
Председательствующий. Спасибо.
Тарасюк, пожалуйста. ЛДПР
Тарасюк В. М., фракция ЛДПР.
Владимир Александрович, в своём докладе вы сказали и
просто много говорят о том, что Роскосмос
разрабатывает множество космических программ, вкладываются колоссальные деньги.
Кириенко, руководитель "Росатома",
рассказал, какие у него есть возможности борьбы с коррупцией. Что вы делаете,
чтобы у вас не было коррупции и не падали всё-таки наши спутники?
Поповкин В. А. Спасибо
за вопрос.
Я могу однозначно сказать, что спутники упали не из-за
коррупции. Когда я пришёл, я посмотрел материалы всех проверок, которые
проводились прокуратурой, Счётной палатой, — везде написано, что коррупции нет.
Мы не можем жить автономно от всей страны, конечно,
элементы коррупции есть, я уверен. Вот сейчас был вынужден уволить одного кадра
из одной организации. Он что сделал? Там у него полколлектива — родня. Он за
три дня до увольнения заключил со всеми контракт, что я должен выплатить
увольняемой родне по двадцать окладов. Я считаю, это коррупция. Конечно, её
элементы есть, я больше чем уверен, если профессиональней и глубже заглянуть,
то можно их найти. Что мы делаем, чтобы этого не было? Я в ходе своего доклада
сказал, что сегодня мы все финансовые потоки сосредоточим в одном месте. Я вот
в Минобороны был, там всё время тоже... Здесь у нас секретов нет, мы просто
будем публиковать все наши квартальные отчёты, годовые отчёты, и пусть все
смотрят, куда уходят деньги народные.
Второе, что мы сделали. Почему мы перешли к новой
структуре? Вот было, например, управление средств выведения, наземной
космической инфраструктуры. Это управление, с одной стороны, курировало
предприятие и боролось за то, чтобы это предприятие было хорошим, с другой
стороны, оно было заказчиком работ. Вот мы создаём систему качества, да? Но
представителей заказчика на предприятиях не было. У нас численность Роскосмоса — двести человек, и, представляете, все несли
вот эти платёжки. Что он делал? Он тупо их подписывал и нёс к финансисту. И ещё
финансы были по управлениям разбиты.
Вот мы как бы, разделив всё это... Ну, по крайней
мере, это первый шаг для того, чтобы коррупции не было. Конечно, нужно идти
дальше, и мы пойдём.
Председательствующий. Депутат Осипов Вячеслав Константинович.
Осипов В. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Владимир Александрович, космическая отрасль
— это драгоценное достояние и гордость нашей страны. Ваши достижения — праздник
для народа, а неудачи несут людям тревогу и огорчения.
Происшедшие в этом году сбои в запуске ракет-носителей
и отказы технических систем не только нанесли значительный
финансово-экономический ущерб, но и больно ударили по престижу нашего
государства в освоении космического пространства. В связи с этим позвольте
задать вам следующий вопрос. Какие оперативные, я подчёркиваю, именно
оперативные меры приняты Роскосмосом с целью
исключения в будущем повторения подобных аварийных ситуаций в нашей космической
отрасли, и в том числе это касается военной приёмки, если она существует?
Замечу, в докладе нашли отражение в основном перспективные планы: создание,
разработка программ и так далее, и так далее.
Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста.
Поповкин В. А. Ну, я,
во-первых, первую часть своего доклада посвятил как раз этим мерам срочным,
оперативным и глубинным причинам всего происшедшего. Могу, конечно, повторить
ещё раз.
Что касается военных представительств — про военные
представительства пусть комментирует Министерство обороны. Но я ещё раз говорю,
мы доложили и премьером принято решение о том, что мы создаём свою
ведомственную систему контроля. Да, это будет накладно, но действительно вы
правильно во вступительном слове сказали, что успехи космонавтики — это успехи
страны, и каждая неудача слишком политизирована, к сожалению. И мы будем
принимать меры по контролю на предприятиях именно собственными силами, для того
чтобы этого не было.
Председательствующий. Спасибо.
Депутат Гартунг, последний
вопрос. И переходим к выступлениям.
Гартунг В. К. Спасибо.
Уважаемый Владимир Александрович, действительно,
основные проблемы вашей отрасли лежат не в технической плоскости, а прежде
всего в экономической. Вы не наберёте на среднюю зарплату в 40 тысяч, которую
вы планируете, грамотных специалистов, конкурентоспособных, вам нужно поднимать
заработную плату ещё больше, как минимум до уровня 70 тысяч, но для этого нужно
зарабатывать деньги, в бюджете столько денег не найдётся, это нужно понимать и
быть реалистом. Вы сказали, что наша доля в мировом коммерческом рынке — всего
3 процента, в то время как в средствах доставки — 40 процентов. Какие действия
вы планируете, для того чтобы увеличить нашу долю в общем рынке, чтобы
зарабатывать деньги, а потом на эти деньги нанимать специалистов и уже решать
все остальные проблемы, которые стоят перед отраслью?
Спасибо.
Поповкин В. А. Спасибо
за вопрос.
Я ещё раз говорю, отрасль зарабатывает немало средств:
внешний оборот Роскосмоса в этом году достиг 1,5
миллиарда долларов, цифра большая для нашей отрасли. Но сегодня у нас целый ряд
компаний, которые идут... Для того чтобы принять решение — я думаю, мы примем
решение к концу этого года, — надо разобраться: как сделать правильно, чтобы
сосредоточить весь этот поток. Я просто боюсь ошибиться сегодня, у меня нет
уверенности — у меня есть варианты, как это сделать, но я не уверен сегодня,
что я буду прав. Надо убедиться, что я буду прав, и для этого надо ещё с
экспертами поработать, чтобы это было правильно. Это первая часть.
Вторая часть — необходима модернизация отрасли. Я
честно говорю, мы сегодня вынуждены пойти на создание совместных предприятий с
некоторыми западными компаниями, для того чтобы у нас построить технологические
циклы разработки, строительства, производства космических аппаратов по мировым
стандартам.
И третье — дальше куда с
этими аппаратами идти? В Европе и в Америке нас никто с этими аппаратами не
ждёт, надо восстанавливать те отношения — Советского Союза — с нашим
традиционным рынком: это Юго-Восточная Азия, это Африка, это Южная Америка. Вот
в этом направлении мы сейчас как раз и работаем. Руководством Роскосмоса — мною, моими заместителями — намечена целая
серия вот таких встреч и поездок: не туда, куда любят ездить, — на Запад, в
Америку, — а именно вот туда, где сегодня похуже, но где можно достигнуть
результата. И мы рассчитываем оттуда привезти заказы и средства в итоге.
Председательствующий. Спасибо.
Депутат Савицкая Светлана Евгеньевна выступает от
фракции КПРФ.
Дайте знать, кто от ЛДПР.
Савицкая С. Е., фракция КПРФ.
Уважаемые депутаты, уважаемый Владимир Александрович!
Аварии, по поводу которых мы сегодня собрались, — это логическое завершение
управляемого развала оборонки, в том числе и прежде всего оборонно-космической
отрасли, который проводился в 90-х годах. Напомню, что ещё осенью 91-го года,
двадцать лет назад, господин Гайдар, из которого кое-кто пытается сделать
спасителя Отечества, придя в руководство правительства тогда РСФСР, первым
делом запретил банкам России на территории России финансировать предприятия ракетно-космической
отрасли. Заметьте: не лёгкой, пищевой или автомобильной промышленности, а
именно ракетно-космической, как самой конкурентоспособной и передовой,
обеспечивающей ракетно-ядерный щит страны. В чьих интересах это делалось, я
думаю, вы понимаете. Тогда нам удалось через пару недель разблокировать это
решение, но с развалом Союза эта команда, чубайсовско-гайдаровская,
с энтузиазмом продолжала разваливать оборонку. И собственно, то, о чём говорил
Владимир Александрович, — это результат той деятельности. Скажу только, что мы
безвозвратно потеряли сотни, не сотню, а сотни уникальных технологий только в
этой отрасли. Безвозвратно. Вы понимаете, что это такое.
Поэтому для специалистов ситуация вот этого года, с
авариями, была ожидаемой. Слава богу, что в августе, например, ракета
"Союз" упала с "Прогрессом", а не с пилотируемым кораблём.
Мы все согласны, что, как говорится, пронесло.
Свой вклад в ситуацию внесло и Министерство обороны, о
котором Владимир Александрович не сказал, видно, из солидарности. Но ведь
именно господин Сердюков гласно и негласно проводит курс на сокращение военной
приёмки в оборонке. А ведь именно эта приёмка должна была и всегда делала то,
что она обязана, — замечать те нарушения, которые приводят к авариям. И
принимаемые сегодня Роскосмосом шаги по созданию
собственного контроля, конечно, могут дать результат, но в том случае, если
этому не будет препятствовать руководство приватизированных предприятий. Ведь
там, где нет контрольного пакета государства — это "акционерки", они работают
в основном на бюджетных деньгах, но не считают себя обязанными выполнять
рекомендации государства, в частности и по оплате труда. Мы
знаем факты, когда при средней зарплате 30 тысяч рублей, например,
руководители фирм получают в двадцать — тридцать раз больше и не хотят
выполнять даже рекомендации, которые давал руководитель Роскосмоса.
И при этом на таких вот фирмах падают контроль,
технологическая дисциплина, ответственность, растут расхлябанность
и всепрощенчество. В частности, давно пора исправить — вы говорили об этом —
положение, которое создалось, когда фирма РКК "Энергия", королёвская
фирма, стала негосударственной, управляется очередным питерским назначенцем, по
её вине и произошла авария "Прогресса" и потеря трёх спутников
ГЛОНАСС. Какие потери колоссальные! Кто ответил? Уволили людей, которым и так
давно было пора уходить на пенсию.
Возмутительной оказалась ситуация со страхованием в Роскосмосе, когда ваш предшественник допустил ситуацию,
когда родственник и его заместители создали страховую компанию, которая
страховала этот аварийный запуск спутника ГЛОНАСС. Кто знаком с работой
страховщиков, представляет, какие проценты премиальных порой получает
руководство, заключившее такие договоры. А ведь всё это бюджетные деньги.
Говоря о бюджетных средствах, хочу отметить, что по
результатам семи месяцев этого года исполнено только 47 процентов бюджета на
космические программы, есть отставания, а по федеральной программе развития
космодромов за шесть месяцев, по нашим данным, освоено только 13 процентов
средств. Возникают вопросы: почему, кто виноват — Минфин или кто-то другой?
Хотелось бы услышать.
И ещё одно. У тех, кто работает в области пилотируемой
космонавтики, вызвало настороженность то, что вы, Владимир Александрович, в
одном из интервью в августе после очередной аварии посетовали на то, что
половина бюджета тратится на пилотируемые программы, и сказали, что отправлять
людей на орбиту просто бессмысленно. Ну, я, конечно, надеюсь,
что, может быть, это было эмоционально, надеюсь, что Роскосмос
не возьмёт курс на сворачивание пилотируемых программ после того, как мы
выполним свои обязательства по МКС, ведь только та страна, которая способна
обеспечить выведение пилотируемого корабля и возврат на Землю именно с людьми,
— только эта страна может по общепринятым меркам называться великой космической
державой. Именно для пилотируемых кораблей создаются самые надёжные
аппараты и ракеты-носители. Именно в пилотируемой космонавтике человечество
видит в перспективе цель своего участия в космических исследованиях.
Ещё, Владимир Александрович, хотелось бы заметить, что
в пилотируемой программе у нас уже пятнадцать или почти двадцать лет женщины не
принимают участия, у американцев около сорока человек летает. А все
предшествующие руководители... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. В виде исключения тридцать секунд добавьте.
Савицкая С. Е. Женщины у нас не летают. Поскольку сейчас руководство
пилотируемыми программами полностью перешло в ведение Роскосмоса,
я думаю, что вы, как человек современный, всё-таки эту несправедливость
устраните. И хотелось бы пожелать вам, Владимир
Александрович, понимая, какое сложное вам досталось наследство, — мы знаем, так
сказать, весь круг вопросов и даже больше, чем вы сказали, — во-первых,
успехов, не склоняться перед теми, кто будет на вас давить, — а там будут
такие, которые будут вам мешать и сверху, и сбоку, — а со стороны нашей фракции
и, я надеюсь, со стороны коллег по Госдуме вы всегда найдёте поддержку
тех инициатив, о которых вы говорили.
Председательствующий. Депутат Иванов Сергей Владимирович.
Иванов С. В. Уважаемые
коллеги, уважаемый Владимир Александрович! Фракция ЛДПР прекрасно понимает, что
космос и техника — вещи очень сложные, поэтому мы, конечно, не делаем таких
выводов из тех аварий, которые случились, хотя, честно говоря, всё это
неприятно, правильно говорили мои коллеги. Вы поймите одну такую простую вещь:
здесь на кону не то что выживаемость отрасли, на кону
престиж страны. Раньше мы гордились своей страной, гордились победой в Великой
Отечественной войне, гордились тем, что открыли миру космос, гордились нашими
пилотируемыми проектами. Сейчас говорят, что Союз — это тюрьма народов, Великую
Отечественную войну мы начали или из-за нас она началась, и то же самое сейчас
происходит и с космической отраслью. Наша страна, где были великие лётчики,
теперь лишается благодаря нашему "великому" министру обороны
Военно-воздушных сил. Как вам это нравится — объединяют с Космическими
войсками? Вы, наверное, это знаете. Ну это вообще...
Куда дальше бечь, как говорится! Поэтому на вас
возложена задача, учитывая то, что вы пришли в довольно сложное хозяйство, даже
не в плане техническом, а в плане политическом, то есть вы сейчас боретесь
практически за международный авторитет России, которая должна остаться мировой
космической державой... Вот я думаю, что все, наверное, в этом зале со слезами
на глазах смотрели трансляцию, как мы топили станцию "Мир". Честно
говорю, мы в Курске даже взяли затопили "Шаттл", макет, а станцию "Мир" подняли,
правда на воздушных шариках, но хоть что-то, чтобы хоть как-то людям настроение
поднять.
Вот сейчас у нас происходит ситуация, до обидного напоминающая 90-е годы. Я не зря спросил вас про
Китай. Там, вы говорите, отрасль развивается очень энергично. А почему она там
энергично развивается? Да потому что по сравнению с китайским крестьянином,
который живёт там на 200 юаней в месяц, работник
космической промышленности — это бог, у него есть абсолютно всё. И даже если вы
80, 100 тысяч рублей будете платить... Во-первых, за деньги открытия не делают,
открытия делают по призванию, по наитию, должно быть озарение и так далее.
Поэтому ваша задача — сделать так, чтобы они просто ни в чём не нуждались,
потому что если завтра местные олигархи опять устроят, так сказать, гречку по
150 рублей, то им этой зарплаты уже не хватит. Создайте такую систему
социальных гарантий, чтобы к вам шли люди, которых вы отберёте, вы, и
обеспечьте их всем. Только тогда мы будем надеяться, что что-то будет.
Вы говорите про борьбу с коррупцией. Но простите, а
разве это... Ведь в советское время тоже и спутники падали, и ракеты, и люди
погибали, но было наказание за всё это. Ну как можно было допустить эту
программу к использованию?! Она вам выдаёт ошибку, а кто-то проглядел... Вы
говорите, что мелким шрифтом написано, а тем не менее
алгоритм пошёл — и в итоге мы потеряли большие деньги.
С этим страхованием.... Как
только упала эта ракета, так "Росгосстрах"
начал тут же судиться с "росгосужасом":
оказывается, там нечестное страхование было.
Владимир Александрович, ну, убей бог, я не понимаю, ну
неужели мы будем людям объяснять, что миллиарды народных денег тратятся на
систему спутниковой навигации, для того чтобы, как её презентовал Сергей
Борисович Иванов, мы могли знать, извините, козла забивают там на конечной
остановке водители автобусов или к тёще на блины поехали! И вот когда я сейчас
задавал, конечно, ироничный вопрос по поводу ошейников для собак... Ну так нельзя, давайте сначала определимся, для чего это
создаётся. Я понимаю, что для военных целей, да, но теперь мы её должны
окупить. Что мы делаем для этого, какие новые направления разрабатываем? Вы
думаете, западные монстры дадут нам возможность вклиниться на этот рынок? Туда
надо пробиваться и грызть зубами, ногами, руками, чем угодно. Все мобильные
телефоны уже с этими чипами, которые рассчитаны на GPS, а не на ГЛОНАСС, в
редких случаях встречаются аппараты, которые принимают сигнал со спутников, с
наших спутников. Тогда для чего мы вообще это делаем? Как будем окупать —
троллейбусы и автобусы или избирательные комиссии оснащать этим? И кстати,
коллеги, это заблуждение, когда нам говорят, что наши машины оснащены, — да
нет, обычно по системе сотовой связи отслеживают, куда поехали наши водители,
то есть тут джипиэска не участвует абсолютно, и
спутники тоже. Поэтому в этом отношении ну как-то нелогично... Ей-богу, ну не
умеем мы вот в этом плане торговать! Да, великие цели, да, улетим на Марс, да,
привезём 50 граммов этой земли — замечательная цель, но как сделать так, чтобы
наша космонавтика стала самоокупаемой, чтобы нас не выперли
с этого рынка? Потому что через пятнадцать лет, как вы говорите, китайцы будут
монополистами, а не мы. Ваша задача — сделать так, чтобы мы были монополистами,
ну по крайней мере соревновались с Америкой, чтобы мы
не сгинули от отсутствия конкуренции, чтобы мозги не раскисли.
Желаю вам удачи! Спасибо.
Председательствующий. Депутат Кокошин, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Кокошин А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Олег Викторович, уважаемый Владимир
Александрович, дорогие коллеги! Я вообще начну с того, что я давно знаю
Владимира Александровича как высокопрофессионального деятеля и как преданного
делу человека. И вообще то, что он нам сегодня изложил, — это, я думаю, был
один из лучших докладов на "правительственных часах". Поскольку я так или иначе занимаюсь этой проблематикой очень давно,
могу сказать, что мы вполне можем поддержать все основные позиции, которые были
изложены в его программе деятельности. И вообще за то время, которое он
находится на этом посту, он сделал крайне много, очень плотно поработал, очень
профессионально поработал.
Я хотел бы буквально несколько штрихов сделать к его
выступлению, к выступлениям наших коллег. Я думаю, что правильно выставлены
приоритеты, в том числе поставлен на второе место научный космос.
Действительно, сейчас, по оценкам моих коллег-учёных по Российской академии
наук, на 80—90 процентов познание фундаментальных законов развития природы
связано с космическими исследованиями — ну хотя бы та же тёмная материя, — и
поэтому мы здесь всячески должны поддержать деятельность Роскосмоса...
А познание этих фундаментальных законов природы через несколько десятилетий
выльется в принципиально новые технологии, во многие радикально новые
технологические и промышленные решения.
Сегодня, к сожалению, мы просто, видимо, из-за
недостатка времени и сфокусированности на других
темах практически ничего не сказали о роли космической деятельности в
обеспечении национальной безопасности. Я просто напомню, коллеги: разведка,
связь, целеуказание, навигация, метеорология и так
далее — без всех этих средств и ещё ряда других средств сегодня
функционирование Вооружённых Сил, боевое применение в современном варианте
просто невозможны. И я знаю, что Роскосмос здесь тоже
активно работает совместно с Министерством обороны.
Очень важный вопрос — это создание новых
технологических цепочек и воссоздание целого ряда технологий на новой основе на
тех уровнях кооперации, которые не очень заметны, таких технологий, которые по
старому, ещё советскому определению, как меня учили в ВПК, в Совмине СССР, нерапортоёмкие. Владимир Александрович, слава богу, этим
вопросом тоже занялся, он поднял сегодня вопрос о создании российского
космического инновационного фонда. Я полностью поддерживаю эту идею, поскольку
она поможет аккумулировать и стратегически распределять средства именно для
решения прорывных задач на тех уровнях кооперации, которые не очень
просматриваются с позиций, скажем, федерального бюджета, задач, которые трудно
профинансировать, зная реальный механизм финансирования из государственного бюджета.
И нам, я думаю, нужно законодательным образом поддержать эти предложения.
Я считаю, что в принципе правильные предложения и по
законодательному оформлению космического страхования. Ряд предложений,
связанных и со стимулированием (о чём сегодня, правда, не говорилось, но что мы
обсуждаем с руководством Роскосмоса) технического
перевооружения, обновления парка оборудования, нам тоже обязательно надо иметь
в виду, без этого трудно будет решать задачи, — это различные поправки в
Налоговый кодекс.
И буквально несколько слов о некоторых отдельных
технологиях. В ответах на вопросы, которые давал руководитель Роскосмоса, сегодня мельком прозвучала тема электронной
компонентной базы. По тем данным, которые представил Роскосмос,
на 65—70 процентов у нас существует на сегодняшний день зависимость электронной
компонентной базы в космических средствах от импортных изготовителей. Я думаю,
Владимир Александрович, что в стратегии развития космической отрасли должна
быть поставлена цель поэтапного сокращения этой зависимости, скажем, через пять
— семь лет свести её до 30 процентов и так далее. Решить эту задачу,
безусловно, можно только в тесном сотрудничестве с Министерством обороны — что,
я думаю, вам, в силу того что вы занимали соответствующий пост, проще, может быть,
сделать, чем кому-то другому, — в сотрудничестве с Минпромторгом,
некоторыми другими ведомствами, с ВПК. Это архиважная задача. И конечно, новые
материалы, о чём мы с вами ведём диалог, и применение новой вычислительной техники как на борту, так и на Земле, так и при разработке
новых... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Добавьте время до завершения.
Кокошин А. А. Считаю,
что мы с вами, коллеги, сегодня действительно услышали очень
высокопрофессиональное выступление. Мы можем в целом поддержать, но не просто
поддержать, а вместе поработать с Роскосмосом, для
того чтобы вместе вывести нашу космическую деятельность, нашу
ракетно-космическую отрасль на новые рубежи развития.
Спасибо.
Председательствующий. Присаживайтесь.
Шудегов, пожалуйста, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Шудегов В. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Олег Викторович, уважаемый Владимир Александрович,
уважаемые коллеги! Провал позиций России в космосе очевиден. Больно и горько
осознавать каждому россиянину, что когда-то мы действительно были первой
космической мощнейшей державой, а сейчас, мы видим, наша отрасль постепенно
скатывается, мы постепенно сдаём свои позиции. Более того, те последние аварии,
которые произошли в отрасли, уже дают основания утверждать западным
специалистам, что Россия сегодня как космическая держава в принципе находится
на грани заката. В этом, безусловно, есть доля правды.
Коллеги, я полагаю, что сегодня важно установить
причины, я сказал бы, даже диагноз этого тяжёлого и позорного для России
провала. Я считаю, что здесь уже ряд причин был правильно вскрыт. От имени
фракции я добавлю ещё о трёх причинах, о которых ещё не говорилось.
Как вы помните, после запуска первого искусственного
спутника Земли в Соединённых Штатах Америки была создана специальная комиссия,
которая пыталась изучить, в чём секрет русских. Эта комиссия выяснила, что весь
секрет состоит в системе нашего образования. Действительно, образование было
фундаментальное, оно действительно готовило основательно не только учёных, но и
инженеров — весь спектр кадров, которые нужны были для этой отрасли. А что
получается сегодня? Мы перешли на ускоренную подготовку, выпускаем так
называемых бакалавров. Я недавно выступал в Воткинске в филиале ИжГТУ, и студенты, будущие наши инженеры, которые будут
работать на Воткинском машзаводе, где выпускают наши
ракеты "Тополь", "Искандер", "Булаву", говорят: а
что, разве у вас в министерстве никто не понимает, что нас готовят по
ускоренной программе и не хватает нам этих знаний,
чтобы работать на этом мощнейшем, в общем-то, передовом предприятии? И это
действительно так. Коллеги, а не здесь ли парламентское большинство голосовало
за те законы, которые разваливали отечественную систему образования?
Вторая причина — конечно, деградация российской науки.
Посмотрите, сколько великолепных учёных выехали за
границу. Более того, сегодня адреса многих наших великих и молодых
перспективных учёных вы чаще найдёте в справочниках США, Европы и даже Китая.
Это опять же позор для нашей нации и предательство властью перспектив России.
Третья, я считаю, очень важная причина — это
некомпетентность и безответственность руководителей министерств федерального
масштаба за последствия своего руководства. Посмотрите, какая череда аварий
прошла не только по линии Роскосмоса, но и в авиации,
они произошли у нас и на шахтах, и на Саяно-Шушенской ГЭС. Кто-нибудь понёс
персональную ответственность, уголовное наказание за те человеческие жертвы, к
которым эти аварии привели? Нет, никто не понёс за это наказание. Я считаю, что
нужна только личная, персональная ответственность каждого министра за свою
отрасль, за те аварии, последствия которых связаны с человеческими жертвами,
только так можно навести здесь порядок.
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" разработала
целый комплекс мер, для того чтобы вывести эту отрасль вновь на передовые
позиции. Читайте нашу программу.
Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, Владимир Александрович, у вас есть
возможность выступить с заключительным словом. Три минуты вам.
Поповкин В. А. Я хочу
поблагодарить депутатов за оценку. Я считаю, для меня многое авансом было
сказано, потому что за те четыре-пять месяцев, по сути дела, можно было только
разобраться, что здесь и как, но вот эти аварии просто вынудили принимать
срочные меры, для того чтобы двигаться дальше. В отличие от решения других
проблем мы не могли стоять — у нас станции пилотируемые, космонавтов надо было
поддерживать. И особенно мне приятно, что мы вместе настроены на
совершенствование законодательной базы, на то, чтобы действительно сделать так,
чтобы было на что опираться в реализации тех планов, о
которых я вам доложил. Ещё раз благодарю всех!
Источник -