Провал «Сухой-суперджета»
Во время одних из теледебатов перед думскими выборами 2007 года какой-то представитель от «Единой России» (это было еще до официального назначения выборов, когда «Единая Россия» еще не отказывалась от дебатов) заявил: «При власти Единой России мы добьемся великих успехов, удвоим ВВП, догоним и перегоним Португалию, создадим новый российский авиалайнер и прочая». Когда Явлинский возразил этому единоросу (кажется, фамилия того была Воробьев), что вообще-то этот авиалайнер строит соответствующее предприятие, а вовсе не «Единая Россия», тот ответил: «Ну не Яблоко же его строит». Трудно возразить – действительно, роль «Яблока» в развитии российского авиапрома не выше, чем роль «Единой России». Такой интересный эпизод был на теледебатах в те времена еще до того, как «Единая Россия» отказалась в них участвовать.
Под единоросовским
авиалайнером имелся в виду т.н. «Сухой Суперджет».
Который, правда, на 60% состоит из иностранных комплектующих
и правильнее было бы говорить, что речь идет об отверточной сборке «Боингов»
на предприятии в Комсомольске-на-Амуре. Но даже и в
таком виде проект провалился сразу же, как выборы прошли
и нужда в пиаре отпала. Вот что
«Глава Объединенной
авиастроительной корпорации (ОАК) Алексей Федоров впервые официально признал
возможную задержку поставок первых самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ) —самого громкого проекта российского
гражданского авиапрома стоимостью $1,4 млрд. Сроки
задержки не называются, но, по мнению экспертов, она может составить
год-полтора. Крупнейший заказчик — "Аэрофлот" — при задержке более
пяти самолетов сроком более чем на полгода может потребовать расторжения
контракта.
"Мы задержали поставку,—
признает генеральный конструктор НПО "Сатурн" (разрабатывает двигатель
для SSJ вместе с французской компанией Snecma) Михаил
Кузменко.— Сроки поставки комплектующих
зачастую срывались. По двигателю у нас несколько сот поставщиков из Европы,
развернуть систему оказалось сложнее, чем мы предполагали".
Господин Федоров не уточнил, каковы могут быть возможные сроки задержки поставок самолета, но на испытания и сертификацию нового самолета, которые в случае SSJ еще не начались, обычно уходит около полутора лет. Например, первый полет Ан-148 состоялся еще в 2005 году, но начало серийного производства машины намечено только на конец этого года. Первый полет SSJ был запланирован на лето 2007 года. Впоследствии он был перенесен на ноябрь—декабрь, а вчера источник в ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) сказал "Ъ", что первый полет должен состояться в апреле—мае 2008 года. Таким образом, программа уже отстает от сроков реализации на год. "Обычная задержка для такого крупного проекта — год-полтора. Два — это тоже считается терпимым",— говорит гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак».
Ну, как в бело-сине-красной Росфедерации постоянно откладываются сроки – это мы
постоянно видим и на примере термояда, и на примере космической отрасли.
А теперь вот и в авиации. В сталинском СССР это считалось вредительством.