Птичку
жалко!
или восстановление
полетов шаттлов и реакция на него в России
Вечером (по московскому времени) 26 июля 2005 года после двух с половиной лет перерыва наконец взлетел американский космический корабль многоразового использования (шаттл) «Дискавери». После 1 февраля 2003 года, когда погиб шаттл «Колумбия», полеты шаттлов были приостановлены. Потому что до «Колумбии» была еще катастрофа шаттла «Челленджер» в 1986 году. То есть одна треть от парка шаттлов закончила свои полеты катастрофами. Это был серьезный повод задуматься о безопасности и приостановить полеты. После этого США лишились своих средств запуска пилотируемых космических аппаратов, и монополистом в обслуживании МКС стала Россия со своими «Союзами». Вот тут-то самое время брать американцев за горло и диктовать им свои условия! Руководство Росавиакосмоса во главе с Коптевым, проводившее проамериканскую политику, понятно, это не хотело.
Полеты шаттлов были отложены надолго – сначала до 2004 года. За это время, казалось нам, вполне можно совершить прогрессивные политические изменения[1], которые бы привели к появлению в стране вообще и в Роскосмосе в частности новой власти, которая бы выполнила эту прогрессивную программу – воспользоваться американскими трудностями для оказания на них давления и возвращения нашей стране позиций в космосе, утраченных при проамериканском Коптеве.
Настал 2004 год. Расследование катастрофы «шаттлов» показывает, что дела с безопасностью там обстояли ужасно как – непонятно, как они вообще летали. Их запуски всё переносятся и переносятся. Сначала на октябрь 2004 года. Потом на март 2005. Потом на май 2005. Потом наконец заявили: 13 июля 2005 года – всё равно полетит. Экипаж занял свои места. И вдруг опс – опять отменили – неисправный датчик топлива!
В Росавиакосмосе (который в ходе «административной реформы» избавился от корня «авиа» и стал Роскосмосом) тем временем проамериканский Коптев сменился на уроженца вятской земли Анатолия Перминова. Первые шаги нового руководства Роскосмоса давали надежу на лучшее: начали проявлять внимание и к перспективным проектам по дальнему космосу, стали более смело вести себя в отношениях с американцами и пресекать их наиболее уж наглые поползновения. Но в то же время в полной мере давала себя знать и коптевщина: странные заявления что «космос вне политики», проталкивание прихватизаторов в руководство космических предприятий, в перспективных межпланетных проектах – ориентация сугубо на «международное сотрудничество» и… полный отказ от использования выгодной ситуации с шаттлами в интересах России. В деятельности руководства Роскосмоса сегодня причудливо перемешиваются прогрессивные и реакционные начинания. Прогрессивные начинания диктуются в первую очередь общественным мнением отрасли и здравой позицией нового главы Роскосмоса, а реакционные тенденции – либеральной проамериканской политикой президента и правительства, а также глубоко пустившей корни коптевщиной (куратором космической отрасли в правительстве остается… тот же Коптев).
В политической жизни страны за
это время происходит немало громких событий, которые могли бы быть использованы
для совершения этих самых прогрессивных политических изменений: в начале 2004 –
«кировский вариант» бойкота выборов Путина[2]
Тем временем, когда все сроки возобновления запуска шаттлов вышли, а дела с их безопасностью по-прежнему оставались хуже некуда, руководство Роскосмоса делает американцам неожиданный подарок: запрещает полеты «Союзов» после двойной катастрофы российских космических аппаратов 21 июня. Получается, что Россия добровольно отказывается от своей монополии на полеты, и американцы тут же воспользовались подарком и принимают решение: шаттл «Дискавери» все равно взлетит, несмотря на любые неисправности.
И 26 июля «Дискавери» таки
взлетел, хотя и с неисправностями. «Эхо Москвы»
Для России произошедшее
невыгодно – монополия на пилотируемые полеты перешла от нас к американцам. Тем
более непонятна бурная радость чиновников Роскосмоса по поводу состоявшегося
запуска. «Возобновление полетов шаттлов ликвидирует неопределенность в
развитии МКС и снимает с России нагрузку по обеспечению космической станции в
одиночку, сообщает РИА
"Новости". Такой прогноз озвучил сегодня после старта шаттла
"Дискавери" начальник пилотируемых программ Роскосмоса Алексей
Краснов. "Все прошло замечательно. Успешный старт, прежде всего, дает
определенность в дальнейшем развитии программы МКС в целом. Помимо снятия с
России бремени по обеспечению станции в одиночку, это позволит Роскосмосу
вернуть с МКС на землю неисправные блоки системы обеспечения кислородного
состава "Электрон", чтобы разобраться, что с ней происходит, а также
комплекты системы сближения и стыковки "Курс", - сообщил он.» -
Впрочем, к вечеру 27 июля
руководство российского ЦУП одумалось. Посмотрите, как изящно они рассказывают
нам об имеющихся проблемах шаттлов: (цитируется по
Тем не менее действительно видно, что руководство Роскосмоса хотело бы проводить прогрессивную политику по развитию российской космонавтики, но обстоятельства оказываются сильнее. В таком случае сотрудникам Роскосмоса следовало бы обратиться к левым политическим организациям за поддержкой с целью устранения этих самых мешающих обстоятельств (антинародного правительства, капиталистического строя и т.п.). Пойдут они на это или нет – и станет той лакмусовой бумажкой, которая проявит их позицию.
[1] Напомню: «прогрессивные политические изменения» - это то же самое, что революция, и единственная разница между этими двумя понятиями состоит в том, что если я скажу: «в 2005 году должна произойти революция», то добропорядочный оппозиционер покрутит пальцем у виска, а если я скажу, что «в 2005 году должны произойти прогрессивные политические изменения», то добропорядочный оппозиционер пожмет плечами, скажет: «Да ради бога» и лениво проголосует «за».
[2] Заметим, Путин заменил Коптева на Перминова 12 марта 2004 года, за два дня до своих выборов. Это была явно попытка задобрить общественное мнение – и наша кампания бойкота по крайней мере создала необходимость для таких шагов.